Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
статья по теме

Судакова Екатерина Сергеевна

В игре существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Влияние игры на развитие личности ребенка. Игра - в развитии дошкольника. Дидактическая игра - как особый вид деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.

Роль дидактической игры в развитии памяти дошкольника

   В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.               

   В игре существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные.    Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли.

   Реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

   Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

   Игра имеет важное значение в развитии ребенка дошкольника и именно в игровой деятельности происходит развитие памяти дошкольника.

   Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания,  но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

   Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачи, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым — сюжет и роль.

   Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

   Дидактическая игра рассматривается в научно-методической литературе с разных сторон: она используется как средство (например, нравственного, эстетического воспитания, развития сенсорных, интеллектуальных способностей); как форма организации деятельности (игровая форма, проведение учебных занятий); как метод и прием руководства детской игрой (например, метод введения новых знаний, прием загадывания и отгадывания); как вид деятельности (словесная, настольно-печатная, предметная).

   Дидактические игры бывают:

  1. Предметные игры, игры с природным материалом;
  2. Настольно-печатные игры;
  3. Словесные игры.

   Педагогическая ценность дидактической игры:

  1. Они влияют на всестороннее развитие личности;
  2. Являются активным и интересным для ребенка средством обучения;
  3. Они наполнены эмоциональным содержанием.

   Дидактические игры - это звено между учебной и игровой деятельностью.

   Большая роль отводится дидактической игре в развитии памяти дошкольников. С помощью дидактической игры развиваются все психические процессы, такие как речь, воображение, мышление и особенно память.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра – это одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многообразное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овлад...

Игра-ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста

Игра проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей в воображаемой ситуации, включающей ряд эпизодов, перед...

«Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста»

Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре, как о зоне ближайшего развития ребенка, где происходит развитие всех его психических процессов (восприятия, внимания...

Тема: Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста

А.С. Макаренко – один из самых известных педагогов России – охарактеризовал значение детских игр следующим образом: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого...

Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста

Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста...

Игра-ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста

Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет(Г. Л. Лэндред)...