Социальное развитие дошкольников посредством регионального компонента
статья
Региональный компонент - часть включающая материал о регионе. В долшкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей малой Родине, к своему дому, воспринимаю всю полноту ближайщего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально - эстетическом плане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное развитие дошкольников посредством регионального компонента
Баринова Н.Е. воспитатель МДОУ «Большеключищенский детский сад «Золотой ключик»
В соответствии с ФГОС ДО содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в направлении краеведения.
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формирование первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного края.
К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.
1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам. 5.Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей.
Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции:
‒ чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;
‒ просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях.
Для работы с детьми по данному направлению подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей природы Поволжья, сборники музыкальных произведений.
С целью систематизации, обобщения и углубления знаний , в нашем ДОУ «Золотой ключик» проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, педсоветы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада,создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал. В группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания с фотоальбомами семьи, фотографиями детского сада и пр., а в группах старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и уголки регионального содержания с экспозициями «Дружба народов», «Русская изба», национального костюма народностей, проживающих в Поволжье; полочка красоты для изделий и предметов декоративно-прикладного искусства. В уголках разнообразие игр, макетов, гербариев, карт, альбомов, книг о родном крае, фотографий и пр.
При реализации проекта по региональному компоненту «Мой край родной» я использую такие формы работы, как экскурсии, беседы, занятия по изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим, чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, работа с родителями, проведение праздников.
На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют свой дом и портреты своих родных, составляют рассказы о доме, в котором живут и в котором хотели бы жить, когда будут взрослыми, о своих друзьях и своих домашних животных.
Совместно с музыкальным работником было проведено занятие «Мой родной город», где вместе с детьми слушали гимн города Ульяновска, песни про Ульяновск.
Народные праздники – неиссякаемый источник не только знакомство с традициями и обрядами, но и жизненного оптимизма. Пример тому – фольклорные праздники: «Осень», «Масленица», которые включают в себя народные песни, танцы, детский игровой фольклор. Эти праздники все ждут с нетерпением. Детей радуют красивые русские костюмы, оформленный в русском стиле музыкальный зал, самовар, пироги, блины с маслом.
Также мной было предложено детям совершить виртуальную прогулку по городу Ульяновску. Цель прогулки – закрепить те знания, которые дети получили на занятиях в детском саду и с целью получения новых знаний. На экскурсии дети, рассматривая слайды, посещают обелиск, возведённый в честь воинов павших в годы Великой Отечественной Войны, чтят память погибших минутой молчания. Следующая остановка библиотека имени Аксакова, где дети знакомятся с правилами обращения с книгами. Затем экскурсия продолжается в театре кукол, где дети смотрят спектакль «Колобок». Особый интерес у детей вызывает посещение резиденции колобка, где дети узнают, что первоначальное имя этого героя «Колебятка». На основе этих знаний дети создали образ своего сказочного героя. Затем все дружно отправляются в городской парк, рассказывают о значении парка, слушают щебет птиц. В парке играют в игру «Наш город», где подбирают прилагательные, отвечая на вопрос: какой город Ульяновск? В заключении экскурсии все активно отвечают на вопросы викторины.
Также в нашем детском саду по региональному компоненту реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
Эффективность проведенной работы в данном направлении подтверждается следующей результативностью:
Особенности представлений о родном селе, родном крае стали более существенными у 73 % детей подготовительной группы, характер отношения к своей малой родине от неосознанного к устойчиво положительному стал проявляться у 82 % детей, что на 47 % выше в начале реализации программы; у детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
Выросло количество участников в конкурсах проводимых в детском саду краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей), а также количественный состав их участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социальное развитие дошкольников посредством музыки" опыт работы
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандар...
Туристический слёт для дошкольников с региональным компонентом «Маршруты рюкзачка по тропинкам нашего района»
Туристический слет для дошкольников с региональным компонентом "Маршруты рюкзачка по тропинкам нашего района"...
« Роль регионального компонента в социальном развитии дошкольника»
Доклад к методическому объединению....
«Познавательное развитие дошкольников посредством реализации региональной культуры»
Воспитание у дошкольников региональной культуры соответствует не только принципам ФГОС дошкольного образования, но и несомненно способствует воспитанию у подрастающего поколения любви к ро...
Консультация «Социальное развитие дошкольников посредством музыки"
Консультация «Социальное развитие дошкольников посредством музыки"...
Технология социального развития дошкольников посредством театрально-игровой деятельности
Технология социального развития дошкольников посредством театрально-игровой деятельностиОпыт, полученный в детстве, будет способствовать формированию определенного взгляда на социум и свое место в нем...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников старшей группы с ТНР при ознакомлении социальным миром посредством регионального компонента Тема «Все профессии нужны, все профессии важны»
Познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека....