Консультация «Социальное развитие дошкольников посредством музыки"
консультация
Консультация «Социальное развитие дошкольников посредством музыки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anuchkina_s-k_vospitanie.doc | 133 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ»
Музыкальный руководитель
Анучкина Г.Ю.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.
Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.
Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы социального развития дошкольников.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой социально-личностного развития.
В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание социально-личностному развитию. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самооценку собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.
Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на НОД «Музыка», как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на НОД и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Суть социально-личностного развития состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на НОД «Музыка», в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и музыкально-ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Во время НОД в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город.… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Итак, совместное решение задач социально-личностного развития педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного становления человека, начиная с раннего детского возраста. В одной из своих работ великий русский критик В.Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они испытывать ее влияние на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее, не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердцах, не перетолкуют их по-своему, не будут о ней разглагольствовать; но она наполнит гармонией их юные души». И нам нельзя не согласиться с этим высказыванием, тем более что в детстве и закладывается основа развития личности.
Ребёнок естественен в своём стремлении жить в мире красок, звуков, различных форм. Этот мир является неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Что же станет его путеводной звездой в этом мире, что привлечёт и поведёт малыша за собой, из какого родника он будет черпать силы? Безусловно — это красота самого мира.
Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательно-образовательном процессе, я большое внимание уделяю его активному участию в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей.
Степень активности воспитателя состоит в зависимости не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя, от нашей взаимной заинтересованности в успешном музыкально-эстетическом воспитании детей.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, − следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Очень важно при подготовке и проведении НОД в области «Музыка» взаимодействие всех специалистов, и в первую очередь музыкального руководителя с воспитателями групп.
Взаимодействие воспитателя со мной состоит в следующем:
1. Совместное проведение НОД «Музыка».
2. Подготовка к НОД «Музыка»:
- рассматривание иллюстративного и дидактического материала;
- разучивание текстов песен, стихов;
- проведение и подготовка музыкальных, дидактических игр;
- совместное изготовление костюмов и атрибутов.
3. Знакомство с задачами работы по развитию музыкально-творческих способностей.
4. Изучение репертуара к проведению НОД «Музыка».
5. Консультирование по вопросам создания музыкально-развивающей среды в группах и развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Понимая воспитательную силу музыки, педагог, заботится о создании условий для её постоянного использования в жизни группы. Он организует для детей не только концерты и развлечения, но и различные дружеские встречи – дни рождения, проводы в школу, встречи с бывшими воспитанниками детского сада, планирует слушание музыки в свободной и совместной деятельности, создаёт в группе музыкальный уголок, организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры, хороводы. Вводит пение и музыку во многие режимные моменты, предварительно согласовав это со мной.
Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, воспитатель систематически работает со мной:
- разучивает стихотворные тексты к музыкальным произведениям;
- совершенствует собственное исполнение детского репертуара;
- консультируется по вопросам методики проведения концертов, подготавливает музыку или привлекает к этому взрослых (сотрудников, родителей);
- отбирает вместе со мной материал для развлечений и занятий.
Используя музыкальный репертуар, воспитатель постоянно помогает мне организовать работу вне НОД «Музыка» в соответствии с задачами и особенностями её проведения в условиях данной группы.
Хочется отметить, что атмосфера творческого поиска, которая присуща нашему коллективу, способствует духовному, эстетическому и профессиональному росту каждого его члена и соответственно более эффективной работе по социальному развитию дошкольников.
Продуктивное социально-личностное сотрудничество педагогов в процессе их подготовки НОД «Музыка» и творческих заданий реально повысило качество и эффективность образовательного процесса.
Говоря о проблеме социального развития детей, мне бы хотелось подчеркнуть, что эффективное творческое развитие ребенка возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Успех в деле социально-личностного и музыкально-эстетического воспитания будет зависеть, в том числе и от их знаний, которые они смогут приобрести в тесном контакте с воспитателем и музыкальным руководителем детского сада, т.е. со мной.
Для работы с родителями мною проводились следующие мероприятия:
- Разработаны рекомендации для родителей по проведению с детьми бесед дома о впечатлениях, полученных на НОД «Музыка»; по поддержке интереса к музыке и музыкальной деятельности; по социально-личностному развитию дошкольников.
- Проводились специальные беседы и лекции для родителей, на которых рассказывалось о том, почему так важно развивать коммуникативность дошкольников; какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития; какие игры можно использовать для социально-личностного развития дошкольника.
- Рекомендовалось специальная литература по социальному развитию дошкольников.
Нетрадиционные формы работы с родителями с использованием практических форм, игровых тренингов, викторин, конкурсов, праздников расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями, помогли раскрыть таланты родителей. В результате, родители и дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллективы групп стали более сплоченным и, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны.
Любое совместное мероприятие позволяет родителям:
- увидеть изнутри проблемы и достижения своего ребенка, трудности и особенности в социально-личностных взаимоотношениях;
- апробировать разные подходы;
- посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими родителями и детьми группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки"
Данная программа построена с учётом использования народного фольклора, нового песенного и игрового материала,национально-регионального компонента, работы с родителями и охватывает весь дошкольный возр...
"Социальное развитие дошкольников посредством музыки" опыт работы
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандар...
Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений.
Воспитание здорового, физически и духовно развитого подрастающего поколения относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно – важное значение для всего человечества. Забота о здоровье дет...
2018_«Логоритмика – метод формирования и развития речи у дошкольников посредством музыки, движения и слова, через коммуникативную направленность, в целях решения коррекционных, образовательных и оздоровительных задач»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15439680","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки
Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки "Музыка - это звуки, но музыка - это также целая масса чувств,которые открываются в этих звуках для чутких людей"А.В.Луначерский.С...
Консультация «Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры»
Консультация «Социально-личностное развитие дошкольников посредством игры»...
Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений (Методические рекомендации)
Одним из интереснейших и перспективных направлений применения музыки в дошкольном учреждении является музыкотерапия, под которой подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наи...