Проект "Воронежская матрешка"
проект (подготовительная группа)

Оксана Алексеевна Сысоева

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voronezhskaya_matryoshka.docx474.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Воронежская матрёшка»

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2016г. - ноябрь 2016г.)

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Состав участников: воспитатель, дети и родители.

Актуальность:

             В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Я решила помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, проявлять интерес к изготовлению разнообразных игрушек и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе, конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.


Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
Задачи:
Воспитательные:

-формировать устойчивый интерес к художественному творчеству;

-воспитывать чувство ответственности;

-воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

-формировать духовно – нравственные чувства на основе изучения традиций родного края;

-ориентировать родителей на духовно – нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием Воронежа;


Развивающие:

-создавать условия для развития творческих способностей детей, умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты;

-развивать моторику рук, глазомер.


Обучающие:

-познакомить с историей возникновения матрешки и видами росписи;

-изучить происхождение Воронежской матрешки,

-знакомить с народными прикладными промыслами по производству матрёшек; обогащать представления о материале характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, связь формы предмета и его назначения);

-развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные);

-познакомить с традиционным народным костюмом Воронежской области;

Этапы:
Подготовительный:

         -разработка структуры комплексно-тематического плана;
         -подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта совместно со специалистами;
         -подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
Основной: беседы, стихи, загадки, потешки, танцы, дидактические игры, сюжетно-ролевая игра, рисование, лепка, аппликация.
Заключительный:

          -Выставка детских работ « Воронежская матрёшка»

          -Досуговое мероприятие для детей и родителей «Праздник русской матрешки».

Реализуемые мероприятия:
1) Совместная деятельность педагога и детей:

          - Рассматривание подлинной игрушки-матрёшки.

          -Чтение и рассматривание иллюстраций в книге В.Д. Берестова «Матрёшкины потешки»
         -Заучивание стихов Приходько В. «Весёлые матрёшки», «Матрёшка на окошке».
         -Загадывание загадок про матрёшку.
         -Беседа-презентация «История появления матрёшки»
         -Изготовление плоскостной игрушки-матрёшки.
          -Аппликация «Матрёшечка - матрёшка»
         -Изготовление авторских матрёшек на деревянных заготовках.
         -Разучивание частушек.
         - Организация презентации авторских матрёшек детей в младшей группе.


2) Самостоятельная деятельность детей:

           -Сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек».

           -Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки».
          -Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме.
         -Театрализованные игры с использованием матрёшек.
         -Чтение стихов, потешек.
         -Рисование матрёшек «Красавицы- подружки»
         -Лепка фигурок матрёшки «Хоровод матрешек»

3) Взаимодействие с родителями:

          -Поручить узнать об истории появления матрёшки.

          -Подготовить мини-презентацию по одному из видов матрёшек.
         -Оказание помощи в организации мини-музея.
         -Подобрать и выучить стихи, загадки о матрёшке.
         -Досуговое мероприятие для детей и родителей «Праздник русской матрёшки»

Ожидаемый результат: научили детей различать особенности выполнения узоров разных видов матрёшек, освоили приёмы составления композиции из аппликативных элементов, научили правильно оценивать работы сверстников и сравнивать их со своими, вести развивающий диалог.

Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фуру Куму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих «Воронежских  матрешек».

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.



СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА  

«ВОРОНЕЖСКАЯ МАТРЁШКА»

для детей подготовительной группы 2016 г.

Дети входят в зал, в руках цветы.  Выстраиваются полукругом.

Исполняется музыкально-танцевальная композиция «Моя Россия» Струве

C:\Users\pc\Desktop\матрешки\DSC_3677.JPG

Дети:

1.Россия  – Родина моя!

Прекрасна и красива!

Люблю я реки и моря,

Вокруг всё сердцу мило.

2.Люблю, когда закат, рассвет,

И пенье соловья,

Когда осенний шлёшь привет

Сквозь тучи, холода.

3.Когда весною расцветут

Леса, поля, луга.

Россия – Родина моя!

Со мной ты на века!!!

Исполняется песня «Росиночка – Россия» Солистка Алина Субботина.

Под музыку дети садятся на стульчики.

Ведущий 1:  Россия – как из песни слово.

                       Берёзок юная листва.

                       Кругом леса, поля и реки,

                       Раздолье, русская душа.

Ведущий 2: Люблю тебя, моя Россия,

                       За ясный свет твоих очей.

                       За ум, за подвиги святые,

                       За голос звонкий, как ручей!

1-й мальчик:

Ото всех дверей, ото всех ворот,

Приходи скорей, торопись народ!

2-й мальчик:

Открываются ворота, выходи, кому охота!

А кому неохота - тоже выходи!

1-й мальчик:

Собирайся, народ!

Вас много интересного ждет!

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

2-й мальчик:

Что за славный денек!

Собирайся, народ!

Будем петь, да шутить

Да всех веселить!

Ведущий:

А теперь, ребята, я загадаю вам загадку:

«В белом сарафане

Стала на поляне,

Летели синицы,

Сели на косицы».

«Её узнаешь по простой примете,

Нет деревца белей её на свете!»

Ответ детей:

Береза.

Ведущий:

Конечно же, берёзка.

С любовью воспел русский народ природу родной земли,

А особенно русские красавицы березки.

Ведущий:

А вот вам еще одна загадка:

Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша:
Ответы детей: Балалайка

Широка русская душа. Музыкальным символом России является балалайка.

Много талантов рождает земля Русская.

Исполняется русская народная песня «Кто его знает?..»

Ведущий:

Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша русская …


Ответ детей:

Матрешка.

Под музыку входит Матрёшка.


Ведущий:

Конечно, это Матрешка! Какая замечательная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей)

Ведущий:

На самом деле ей более 100 лет. Ребята, как вы думаете, почему эту игрушку назвали Матрешкой? (ответы детей)


Ведущий:

Правильно, потому что в те времена очень распространенным женским именем было имя – Матрена, именно от него и получила свое название Матрешка.

Из чего делают матрешку?

Ответы детей:

Из дерева.


Ведущий:

Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком.

Ведущий:

На Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма. А какие бывают матрешки, нам расскажут наши ребята со своими мамами.

1-й ребенок: Сергиево-Посадская матрешка.

 Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

Мама

В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки - Сергиево-Посадская. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок, украшенный росписью, завязан узлом. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

2-й ребенок: Семёновская матрёшка.

Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых,
В подарок принесла.


Мама

В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.


3-й ребенок: Полхов - Майданская матрешка.
Я – матрешка из Майдана.
Могу стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами,
С сияющими лепестками,
И ягодами разными:
Спелыми и красными.

Мама

Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки. Форма Полхов - Майданской матрешки более вытянутая. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют малиново-красный, зеленый, черный цвета.

4-й ребенок: Воронежская матрешка

Доброй лаской сердце тронешь,
Поразишь судьбой крутой, —
Ах, Воронеж, Воронеж, Воронеж,
Мой талантливый, мой золотой!

Мама

История нашей матрешки берет начало с 1969 года. В Воронеже местная матрешка зародилась значительно позже, чем в других регионах. Создательницу этой матрешки зовут Елена Геннадьевна Матвеева.

Характер росписи матрешек самобытен и не повторяет традиционных подходов, сложившихся в известных центрах художественных промыслов. Воронежская матрешка совершенно отличается от других матрешек формой и росписью. Её форма напоминает пасхальное яйцо, и на каждой одет костюм разных сел нашей области.

Ведущий:

Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром. Что такое сувенир?


Дети:
Сувенир это подарок на память.


Дети:


4.Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир-
Этот русский сувенир!

Ведущий:

Как вы считаете, почему матрёшка – это русская игрушка?
(Педагог обобщает ответы детей.)
Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки.


Дети:


5.Кукла славная - матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка - мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!


Ведущий:

А теперь для нас матрёшки исполнят танец.
Звучит песня, девочки-матрёшки исполняют танец «Матрёшек»

Ведущий:

Ну, а теперь матрешечки, я хочу вас попросить, чтобы вы исполнили для нас частушки.

1.Мы матрёшки, мы сестрички
Мы толстушки-невелички
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть.

2.Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрёшки
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.

3.Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет!

Ведущий:

Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Продолжим наш праздник

Без толчеи, без спешки.

Расскажут пусть ребята

Стихи нам и потешки.

Дети по очереди рассказывают стихи.

6.Вот пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут —

Всех матрешками зовут!

 

7.Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

 

8.Эту куколку открой —

Будет третья во второй,

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

 

9.Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех —

Чуть-чуть больше, чем орех!

 

10.Ах, матрешечка-матрешка,

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

11.Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

 

12.Нам, конечно, интересно

Про матрешек рассказать,

Но неплохо бы напомнить:

Когда мы будем танцевать?

13.Танцев русских много знаем,

Их мы любим танцевать,

Но сегодня в этом зале

«Кадриль» хотели бы сплясать.

Дети исполняют «Кадриль».

Ведущий:

Вот и подошел к концу наш праздник

«Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля,

Изобильная, родная,

Славься, русская земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»

Открытая форма ООД для воспитателей....

Игра с матрешками. Матрешки танцуют

Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и пра­вильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать вни­мание....

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...