Проект "Воронежская матрешка"
проект (подготовительная группа)
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voronezhskaya_matryoshka.docx | 474.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Воронежская матрёшка»
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2016г. - ноябрь 2016г.)
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Состав участников: воспитатель, дети и родители.
Актуальность:
В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Я решила помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, проявлять интерес к изготовлению разнообразных игрушек и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе, конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
Задачи:
Воспитательные:
-формировать устойчивый интерес к художественному творчеству;
-воспитывать чувство ответственности;
-воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
-формировать духовно – нравственные чувства на основе изучения традиций родного края;
-ориентировать родителей на духовно – нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием Воронежа;
Развивающие:
-создавать условия для развития творческих способностей детей, умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты;
-развивать моторику рук, глазомер.
Обучающие:
-познакомить с историей возникновения матрешки и видами росписи;
-изучить происхождение Воронежской матрешки,
-знакомить с народными прикладными промыслами по производству матрёшек; обогащать представления о материале характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, связь формы предмета и его назначения);
-развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные);
-познакомить с традиционным народным костюмом Воронежской области;
Этапы:
Подготовительный:
-разработка структуры комплексно-тематического плана;
-подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта совместно со специалистами;
-подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
Основной: беседы, стихи, загадки, потешки, танцы, дидактические игры, сюжетно-ролевая игра, рисование, лепка, аппликация.
Заключительный:
-Выставка детских работ « Воронежская матрёшка»
-Досуговое мероприятие для детей и родителей «Праздник русской матрешки».
Реализуемые мероприятия:
1) Совместная деятельность педагога и детей:
- Рассматривание подлинной игрушки-матрёшки.
-Чтение и рассматривание иллюстраций в книге В.Д. Берестова «Матрёшкины потешки»
-Заучивание стихов Приходько В. «Весёлые матрёшки», «Матрёшка на окошке».
-Загадывание загадок про матрёшку.
-Беседа-презентация «История появления матрёшки»
-Изготовление плоскостной игрушки-матрёшки.
-Аппликация «Матрёшечка - матрёшка»
-Изготовление авторских матрёшек на деревянных заготовках.
-Разучивание частушек.
- Организация презентации авторских матрёшек детей в младшей группе.
2) Самостоятельная деятельность детей:
-Сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек».
-Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки».
-Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме.
-Театрализованные игры с использованием матрёшек.
-Чтение стихов, потешек.
-Рисование матрёшек «Красавицы- подружки»
-Лепка фигурок матрёшки «Хоровод матрешек»
3) Взаимодействие с родителями:
-Поручить узнать об истории появления матрёшки.
-Подготовить мини-презентацию по одному из видов матрёшек.
-Оказание помощи в организации мини-музея.
-Подобрать и выучить стихи, загадки о матрёшке.
-Досуговое мероприятие для детей и родителей «Праздник русской матрёшки»
Ожидаемый результат: научили детей различать особенности выполнения узоров разных видов матрёшек, освоили приёмы составления композиции из аппликативных элементов, научили правильно оценивать работы сверстников и сравнивать их со своими, вести развивающий диалог.
Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фуру Куму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих «Воронежских матрешек».
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«ВОРОНЕЖСКАЯ МАТРЁШКА»
для детей подготовительной группы 2016 г.
Дети входят в зал, в руках цветы. Выстраиваются полукругом.
Исполняется музыкально-танцевальная композиция «Моя Россия» Струве
Дети:
1.Россия – Родина моя!
Прекрасна и красива!
Люблю я реки и моря,
Вокруг всё сердцу мило.
2.Люблю, когда закат, рассвет,
И пенье соловья,
Когда осенний шлёшь привет
Сквозь тучи, холода.
3.Когда весною расцветут
Леса, поля, луга.
Россия – Родина моя!
Со мной ты на века!!!
Исполняется песня «Росиночка – Россия» Солистка Алина Субботина.
Под музыку дети садятся на стульчики.
Ведущий 1: Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Ведущий 2: Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей.
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!
1-й мальчик:
Ото всех дверей, ото всех ворот,
Приходи скорей, торопись народ!
2-й мальчик:
Открываются ворота, выходи, кому охота!
А кому неохота - тоже выходи!
1-й мальчик:
Собирайся, народ!
Вас много интересного ждет!
Много песен, много шуток
И веселых прибауток.
2-й мальчик:
Что за славный денек!
Собирайся, народ!
Будем петь, да шутить
Да всех веселить!
Ведущий:
А теперь, ребята, я загадаю вам загадку:
«В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы».
«Её узнаешь по простой примете,
Нет деревца белей её на свете!»
Ответ детей:
Береза.
Ведущий:
Конечно же, берёзка.
С любовью воспел русский народ природу родной земли,
А особенно русские красавицы березки.
Ведущий:
А вот вам еще одна загадка:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша:
Ответы детей: Балалайка
Широка русская душа. Музыкальным символом России является балалайка.
Много талантов рождает земля Русская.
Исполняется русская народная песня «Кто его знает?..»
Ведущий:
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
(загадывает загадку)
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша русская …
Ответ детей:
Матрешка.
Под музыку входит Матрёшка.
Ведущий:
Конечно, это Матрешка! Какая замечательная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей)
Ведущий:
На самом деле ей более 100 лет. Ребята, как вы думаете, почему эту игрушку назвали Матрешкой? (ответы детей)
Ведущий:
Правильно, потому что в те времена очень распространенным женским именем было имя – Матрена, именно от него и получила свое название Матрешка.
Из чего делают матрешку?
Ответы детей:
Из дерева.
Ведущий:
Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком.
Ведущий:
На Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма. А какие бывают матрешки, нам расскажут наши ребята со своими мамами.
1-й ребенок: Сергиево-Посадская матрешка.
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Мама
В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки - Сергиево-Посадская. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок, украшенный росписью, завязан узлом. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.
2-й ребенок: Семёновская матрёшка.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых,
В подарок принесла.
Мама
В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
3-й ребенок: Полхов - Майданская матрешка.
Я – матрешка из Майдана.
Могу стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами,
С сияющими лепестками,
И ягодами разными:
Спелыми и красными.
Мама
Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки. Форма Полхов - Майданской матрешки более вытянутая. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют малиново-красный, зеленый, черный цвета.
4-й ребенок: Воронежская матрешка
Доброй лаской сердце тронешь,
Поразишь судьбой крутой, —
Ах, Воронеж, Воронеж, Воронеж,
Мой талантливый, мой золотой!
Мама
История нашей матрешки берет начало с 1969 года. В Воронеже местная матрешка зародилась значительно позже, чем в других регионах. Создательницу этой матрешки зовут Елена Геннадьевна Матвеева.
Характер росписи матрешек самобытен и не повторяет традиционных подходов, сложившихся в известных центрах художественных промыслов. Воронежская матрешка совершенно отличается от других матрешек формой и росписью. Её форма напоминает пасхальное яйцо, и на каждой одет костюм разных сел нашей области.
Ведущий:
Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром. Что такое сувенир?
Дети:
Сувенир это подарок на память.
Дети:
4.Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир-
Этот русский сувенир!
Ведущий:
Как вы считаете, почему матрёшка – это русская игрушка?
(Педагог обобщает ответы детей.)
Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки.
Дети:
5.Кукла славная - матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка - мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!
Ведущий:
А теперь для нас матрёшки исполнят танец.
Звучит песня, девочки-матрёшки исполняют танец «Матрёшек»
Ведущий:
Ну, а теперь матрешечки, я хочу вас попросить, чтобы вы исполнили для нас частушки.
1.Мы матрёшки, мы сестрички
Мы толстушки-невелички
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть.
2.Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрёшки
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
3.Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет!
Ведущий:
Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Продолжим наш праздник
Без толчеи, без спешки.
Расскажут пусть ребята
Стихи нам и потешки.
Дети по очереди рассказывают стихи.
6.Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех матрешками зовут!
7.Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
8.Эту куколку открой —
Будет третья во второй,
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
9.Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех —
Чуть-чуть больше, чем орех!
10.Ах, матрешечка-матрешка,
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
11.Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
12.Нам, конечно, интересно
Про матрешек рассказать,
Но неплохо бы напомнить:
Когда мы будем танцевать?
13.Танцев русских много знаем,
Их мы любим танцевать,
Но сегодня в этом зале
«Кадриль» хотели бы сплясать.
Дети исполняют «Кадриль».
Ведущий:
Вот и подошел к концу наш праздник
«Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля,
Изобильная, родная,
Славься, русская земля!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»
Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...
конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»
Открытая форма ООД для воспитателей....
Игра с матрешками. Матрешки танцуют
Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...