Статья «Бизиборд , как средство развитие познавательных способностей, мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
статья
Эта статья поможет педагогам изготовить и организовать деятельность детей с Бизибордом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bizibord_statya.docx | 183.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Бизиборд , как средство развитие познавательных способностей, мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Автор: Цветкова Ирина Владимировна воспитатель ГБДОУ №46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Бизиборд (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено — это не просто модное веяние. Это полезные игры на развитие мелкой моторики, а следовательно и речи, познавательной активности, усидчивости, внимательности, умения концентрироваться, развития мышления. Недаром бизиборды ещё называют «Волшебная доска», «Чудо-доска», «Доска – стенд для мелкой моторики». А кроме этого звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори», ведь именно итальянский педагог Мария Мотессори, известная своими нетривиальными методиками развития, имеющими успех во всем мире, первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами.
Бизиборды» задают игровой формат образовательному процессу. Ведь для детей это, прежде всего, увлекательная игрушка;
Доска Бизиборд не имеет каких то возрастных ограничений. Заниматься бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту и развивая зоны мозга, отвечающие за речь.
Актуальность
На дворе XXI век. Каких только игрушек нет у современных детей. Роботы, конструкторы, машины, куклы… и 50 % автоматизированы. Но детей постоянно тянет к так называемым «запрещенным предметам быта». Как же иной раз хочется добраться до розетки или выключателя, открыть ящик или шкафчик. Новое нетрадиционное обучающее оборудование «бизиборд» дает возможность детям без угрозы опасности здоровья действовать с предметами, вызывающими интерес.
Педагогическая ценность дидактического пособия: Бизиборд способствует всестороннему развитию ребёнка и помогает уберечь его от травмопасных ситуаций на этапе освоения окружающего мира, развивает сенсорику, речь, логику, укрепляет мелкую моторику, нормализует эмоции и т.д. Пособие рассчитано на дошкольников разного возраста, разработаны варианты заданий для детей компенсирующей группы. Оригинальность данного пособия заключается в том, что оно является мобильным, трансформируемым и полифункциональным оборудованием
Бизиборды соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предъявляемым к предметно-пространственной среде дошкольного учреждения: (возраст детей от 2 до 6лет):
- Насыщенность. Разнообразие материалов данного пособия обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
Трансформируемость. Данное пособие эстетично и мобильно, доски можно повесить горизонтально или вертикально или просто положить на пол. Они не загромождают обстановку в группе, но в тоже время в комплексе выполняют образовательную, воспитательную и развивающую функцию. Благодаря разноплановому наполнению один бизиборд может использоваться как детьми раннего возраста, так и старшими дошкольниками.
- Безопасность. Дидактические пособия изготовливают из экологически чистых материалов и должны соответствовать нормам СанПиН.
- Вариативность. Бизиборды можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной коррекционной работе с ребёнком. Их можно применять как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей в течение дня, а также в различных организационных формах деятельности, праздниках и соревнованиях.
- Полифункциональность. Данное пособие не обладает жестко закрепленным способом употребления.
Цель игры с бизбордом: обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитие самостоятельности детей. Осуществление неразрывной связи сенсомоторного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.
Современный бизиборд решает несколько задач одновременно – физкультурно-оздоровительную. воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.
Задачи:
Образовательные задачи:
- способствовать развитию любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей
- развитие мелкой моторики;
- тренировка памяти и логики;
- формирование понятия о причинно-следственной связи вещей;
- изучение цветов и оттеночной палитры в целом;
- развитие самостоятельности;
- стимулирование познавательной активности;
- развитие умения играть по предложенным правилам и с заданными условиями;
- углубление фантазии и образного мышления.
- совершенствовать действия детей с предметами на основе тактильного и зрительного восприятия;
- формировать навыки экспериментирования, решать простые задачи,
Развивающие задачи:
- укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
- создать условия для поиска детьми возможных путей решения проблемной ситуации во время игровой деятельности;
- развивать у детей мыслительные операции: понимать и устанавливать логические связи, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;
- способствовать формированию внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений;
- создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции
- поддерживать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь;
- способствовать применению знаний на практике;
- создать благоприятную атмосферу в процессе деятельности.
- создать условия для положительного эмоционального настроя.
Формы работы с бизибордом:
- Образовательная деятельность;
- Совместная деятельность
- Индивидуальная деятельность
- Дидактическая игра
Варианты для использования в играх детей:
- сюжетно-ролевых и режиссёрских играх;
- как элемент точечного включения при инсценировании детских произведений (например, сказок — шумелок);
- в непрерывной образовательной деятельности детей (например, показ приборов);
- в опытно-экспериментальной деятельности (виды материалов);
- самостоятельная индивидуальная и парная игра детей и т. д.
Классификация бизибордов:
- по гендерной принадлежности (для мальчиков и девочек);
- по форме и размерам (в виде различных силуэтов и простых геометрических форм);
- по тематике (времена года, профессии, животный и растительный мир и т. д.).
- комбинированные.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО:
Прежде всего, с помощью бизибордов мы решаем задачи направленные на:
Познавательное развитие.
- Данное пособие способствует развитию у детей мышления, логики, сенсорных ощущений, координации движения, памяти, зрения, ориентации в пространстве.
- Помогает решить важные образовательные задачи, такие как обучение счету, знакомство с геометрическими фигурами, закрепление количественного и порядкового счёта, цвета, величины, ориентировки по часам.
- Дети гораздо быстрее запоминают информацию с помощью пособия, выполняя действия с предметами (пристёгивая и отстёгивая замочки, открывая засовы, откручивая гайки).
- Это намного эффективнее в сравнении с простым рассматриванием и называнием предметных и сюжетных картинок.
Речевое развитие.
- Для развития связной речи и стимулирования мыслительных операций используем дидактические игры
- «Открывай -приговаривай скороговорку», «Отгадай, кто спрятался за дверцей по описанию»,
- «Спрячь картинку и опиши», «Найди фигурку, в которой есть заданный звук».
Социально-коммуникативное развитие.
- Занимаясь в микро группах дети, чтобы добиться результата, который бы понравился всем участникам деятельности, вынуждены договариваться, взаимодействовать друг с другом.
- Кроме того, дети используют бизиборд в своих спонтанных играх. Например, для игры в школу, старшие ребята выступают в роли «учителей» , для малышей-«учеников».
- Бизибод часто становится частью игры в «Дочки-матери», в ходе которой «папа» налаживает розетку, или чинит замок.
- Таким образом, в процессе игр с бизибордом дети учатся общаться, усваивают нормы и ценности принятые в обществе. У них формируются основы безопасного поведения в быту.
Физическое развитие
- развитие мелкой моторики.
- отрабатываются навыки застёгивания и расстёгивания замков, застёжек–молний, кнопок, пуговиц.
- Дети учатся шнуровать обувь. Используем, как форму работы игры-соревнования «Кто быстрее зашнурует ботинок», «Кто быстрее подберёт ключик к дверце». Что способствует эффективному развитию мелкой моторики у детей.
Развивающие доски бизиборд будут максимально интересными и полезны для детей, если закрепленных предметов будет по возможности много, и каждый из них сможет выполнять какое-то действие, или объединены одной тематикой.
- выключатели;
- замки с ключиками;
- защелки и задвижки;
- фонарики и телефонные трубки, диски;
- крючки;
- счеты;
- дверные цепочки;
- шпингалеты;
- телефонные диски, компьютерные клавиатуры;
- бусы, молнии
- тканевые лоскутки;
картинки с цифрами или животными и др
Художественно-эстетическое развитие
Дети старшего дошкольного возраста охотно участвуют:
- В изготовлении бизибордов, обсуждают дизайн, сами придумывают и изготавливают.
- подбирают новые элементы, комплектующие по форме, по цвету, располагают их на доске, в соответствии с замыслом.
- Бизиборд с шумовыми музыкальными инструментами помогает развивать музыкальный слух, чувства ритма..
Каков идеальный бизиборд для мальчиков? Все мальчишки обожают что-то откручивать и прикручивать, собирать и разбирать. На доску можно приделать именно мальчишеские детали: крупные гайки и болты, пружины, шпингалеты, цепочки и дверные крючки, розетки, выключатели. При желании можно встроить лампочки, фонарики, которые будут по-настоящему включаться, получая питания от батареек. Можно снабдить доску открывающими дверцами, запирающими на настоящие навесные замочки с ключами, или на крючок.
Каков идеальный бизиборд для девочек? Фон должен быть розовым, салатовым, персиковым, нежно сиреневым. Чем оборудовать доску для девочки? Тем, что ей интересно: красота, рукоделие, хозяйственные заботы. Можно прикрепить крючочки, шнуровку, молнии, пуговицы, кнопки. Можно прикрепить настоящую бельевую веревку и повесить на нее несколько прищепок; пригодится и маленькое зеркальце; хорошо будут смотреться разноцветные конвертики для секретиков, бутафорские косички с заколками и резиночками, подвески.
Современные дети окружены гаджетами, но никакой смартфон или планшет не сможет обеспечить развитие мелкой моторики, которая создает базу для физического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)
Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....
Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Лепка из пластилина – одно из самых любимых занятий дошкольников. Сколько можно сделать интересного из яркого, мягкого, послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способ...
«Логопедическая ритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Театрализованное приключение по сказке "Колобок"...
Статья «Физическое развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой деятельности в контексте ФГОС ДО»
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В данной ситуации забота о здоровье населения, детей, в первую ...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В конспекте мастер-класса приводятся практические задания по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях, которыми могут воспользоваться и педагоги групп....
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко н...