«Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
методическая разработка (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_konechnyy_variant.docx | 50.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
«Сюжетно - ролевая игра,
как средство формирования
межличностных отношений дошкольников»
Воспитатель: Хапаева Л.Б.
Нижний Новгород 2021г.
Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте
Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для исследователей (ученых) .
В связи с устойчивой тенденцией демократизации педагогической системы появляется необходимость исследования психолого-педагогических предпосылок формирования умений межличностного общения на основе гуманного отношения у детей. Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены.
Сюжетно-ролевая игра - это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и воспитывающая одновременно. С точки зрения детей, ролевая игра- это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность- игра, мотив которой лежит в содержании деятельности, а не вне ее воспитательный характер игры дошкольниками не осознается. Также отметим воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив. В активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ребята, и это способствует самоутверждению в коллективе
Ведущими в условиях детского сада являются сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Это, прежде всего, самодеятельные сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей. В них дети оговаривают общую тему игры (поиграем в больницу, в продавцов и т. п.) . В этих играх формируется воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности.
Для игр очень важна такая предметно-развивающая среда, которую дети могут легко, по своему желанию, трансформировать в зависимости от поворота сюжета игры.
Обсуждение с детьми различных ситуаций, возникающих в игре, характера общения между ее участниками выносить за рамки самой игры, чтобы не разрушать ее замысел. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представления. чувств, качеств детей, которые формировались в быту.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию,
целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе игры.
Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
- Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
- Освоить современные технологии и методы организации игры.
- Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр в среднем дошкольном возрасте.
Перспективный план по сюжетно - ролевым играм.
Дата проведения | Тема | Задачи |
Сентябрь | Наблюдение за транспортом. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Чтобы ездила машина». Чтение: В. Бастаров «Про машину». Дидактические игры: «На чем люди ездят», «Опиши и назови». с/р игра «Транспорт», Беседа: Кто это – строители? Чтение сказки «Три поросенка» Игра-упражнение «Стройка» с/р игра «Строим дом» | Ознакомление с разными видами транспорта Раскрытие смысла деятельности строителя. Ознакомление с трудом взрослых. |
Октябрь | Экскурсия в прачечную. Беседа с прачкой. Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка». с/р игра «Большая стирка» | Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам, результату ее труда. |
Ноябрь | Экскурсия в процедурный кабинет Беседа с врачом. Беседа: «Профессия-врач» с/р игра «Игрушки у врача» Игра ситуация “Процедурный кабинет” Игра – ситуация “У зубного врача” с/р игра «Больница» | Развития умения применять полученные знания в коллективной творческой игре. Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Воспитание уважения к профессии врача. |
Декабрь | Беседа о предстоящем празднике «Новый Год» с/р игра «Встречаем новый год» | Развития умения применять полученные знания в коллективной творческой игре |
Январь | Театр Кукольный спектакль, инсценирование сказок «Лисичка со скалочкой», «Колобок». | Закрепление представлений детей о театре. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. |
Февраль | Рассматривание иллюстраций на тему «Семья». Чтение худ.произведения Н. Забилы «Ясочкин садик». с/р игра «Семья» с/р игра «Дочки - матери» | Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. |
Март | Игра-ситуация «Красивая стрижка» с/р игра «Парикмахерская» с/р игра «Печем пирожки» | Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Воспитание уважения к профессии парикмахера |
Апрель | с/р игра «Собираемся на прогулку» Посещение кухни, мед.кабинета;беседа с поваром, мед.сестрой об их работе. Чтение рассказов и стихов. с/р игра «Детский сад» | Закрепление знаний детей о работе воспитателя, няни, повара, мед.сестры и др.работников детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. |
Май | Игра – ситуация “В супермаркете” Игра – ситуация “Новые товары” с/р игра «Магазин» | Ознакомление с трудом взрослых в продуктовом, овощном магазине. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду продавца книжного магазина, магазина игрушек, универмага. |
Примерные сценарии сюжетно-ролевых игр
Сюжетно-ролевая игра
«Транспорт»
Цель: Формирование представления детей о работе транспорта, трудом транспортников: шофер, оператор, диспетчер, автослесарь и др.
Задачи:
1. Расширить представления детей о труде транспортников, об общественной их значимости, о правилах дорожного движения.
2. Способствовать возникновению интереса к сюжетно-ролевым и творческим играм.
3. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать также добросовестно, ответственно, как и взрослые, заботиться о сохранности техники; доброжелательное и уважительное отношение друг к другу
Атрибуты для игры: Дорожные знаки, форма для регулировщиков движения, различные машины, карточки с цифрами, бензоколонка (имитация), другие атрибуты.
Игровые роли: Диспетчер, оператор, шофера, кондуктор, работник ГАИ, автослесаря.
Планируемый результат:
1. Дети должны знать: о работе транспорта, шоферов, оператора, диспетчера и др.
2. Дети должны уметь: взаимодействовать в игре, распределять роли, выполнять данную роль.
ХОД ИГРЫ
Этапы сюжетно-pолевой игры | Деятельность воспитателя и детей |
1. Подготовительный | Воспитатель проводит экскурсии по улицам. Знакомство с транспортными средствами. Наблюдение за работой различных видов транспортных средств.. Беседы о правилах дорожного движения, знакомство со светофором. Последующее знакомство с дорожными знаками, их изготовление. Дидактические игры: «На улице», «Улица города», «Дорожная азбука», «Путешествие по городу». Рассматривание иллюстраций, подбор фотографий, составление рассказов о транспорте, работе водителя. Чтение художественных произведений С.Маршака, С.Михалкова, Б.Житкова и других. Воспитатель предлагает детям построить помогает распределить роли. |
2. Основной | Воспитатель: Ребята, давайте построим автозаправочную станцию, автомастерскую. Кто будет работать на автрозаправке? (оператор) - Кто хочет стать оператором? Как оператор должен общаться с клиентами? - А кто работает в автомастерской? Как должны общаться автослесари?(автослесари) - Автослесарями у нас будут Дима и Миша. - Я буду диспетчером, и буду давать разные путевые листы для водителей, а остальные будут шоферами и пешеходами. Диспетчер выдает путевые листы. Задание: Шофер Вова, вы везете продукты в детский сад (в магазин и т.д.) Шофер едет по улице, видит знак автозаправочной станции и заезжает на заправку. Оператор: Что вы хотите товарищ шофер? Шофер: заправиться бензином Оператор: Сколько литров бензина Вам нужно? Какой марки? Шофер: 10 литров (дает карточку, условные деньги или кредитную карточку) Оператор: Идите к третьей колонке, там бензин для вашей машины. Я включу автомат. Шофер: когда я буду возвращаться из рейса, то я опять заправлюсь. Диспетчер: Шофер Вова, заберите детей из школы. Шофер: у меня грязная машина, сначала я заеду в автомойку. Воспитатель может предложить ситуации: «Ремонт машины в ремонтной мастерской», «Автомойка (при въезде в город машина должна быть чистая)», «Подвезти пассажира» и др. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между шоферами и работниками в сфере обслуживания, обращает внимание детей на дружелюбное отношение друг к другу. |
3. Заключительный | Воспитатель. - С какими профессиями мы сегодня познакомились? - Как играли? - Где должны ходить пешеходы? - Где должны ездить автомобили? - Что такое перекресток? - Где и как нужно переходить улицу? - Как обозначается пешеходный переход? - как регулируется движение на улице? - какие сигналы светофора вы знаете? - какие дорожные знаки есть на нашей улице? Где его ожидают люди? - можно ли играть на улице? |
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин»
Цель: Ознакомление с трудом взрослых в магазине.
Задачи:
1. Формировать представления о профессии продавец.
2. Развивать интерес к игре.
3. Воспитывать у детей уважение к труду продавца, положительные взаимоотношения между детьми.
Атрибуты для игры: Строительный материал, игрушки, муляжи продуктов, одежда для кукол, вешалки, зеркало, касса, витрина, предметы-заместители, куклы, книжки-самоделки, кошельки.
Игровые роли: Продавец, кассир, покупатель, заведующая магазином.
Планируемый результат:
1. Дети должны знать: какую роль играет продавец в магазине, речевой этикет продавца и покупателя.
2. Дети должны уметь: взаимодействовать в игре, распределять роли, выполнять данную роль продавца и покупателей.
ХОД ИГРЫ
Этапы сюжетно - pолевой игры | Деятельность воспитателя и детей |
1. Подготовительный | Воспитатель проводит экскурсию магазин. Встреча с работниками магазина. Чтение стихотворений о продавцах. Чтение отрывка из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Бахча») и книгу С. Михалкова «Овощи». Рисование на тему «Экскурсия в магазин». Совместные игры со старшими детьми. Лепка овощей, продуктов. |
2. Основной | Воспитатель вывешивает вывеску «Магазин». - Посмотрите ребята, кто знает, что это такое? Где вы видели такую надпись? (Вывеска, мы видели ее в магазине) - А вы хотите стать продавцами и поиграть в игру магазин? - Посмотрите, открылся новый магазин, давайте отправимся в него за покупками. - Ребята, а как должен продавец общаться с покупателями? (Воспитатель раздает детям кошельки с деньгами). - Я буду продавцом, а Алиса будет моим помощником. Воспитатель: Здравствуйте, мы рады видеть вас в нашем магазине, что бы вы хотели купить? Что-то вас конкретное интересует или помочь вам выбрать? (Ребенок – покупатель выбирает товар). - Хороший выбор. Пройдите на кассу и расплатитесь за товар. На кассе покупателя приветствует кассир и рассчитывает покупателя. Воспитатель: А теперь Сева будет продавцом, а я буду покупателем вместе с остальными детьми. Так воспитатель может предлагать детям различные идеи, например: «Завтра день рождение у куклы Кати, нужно сходить в магазин и купить ей подарок»; «У Вани сломалась машина, надо сходить в магазин и купить запчасти» и т.д. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями, обращает внимание детей на дружелюбное отношение друг к другу. |
3. Заключительный | Воспитатель задает вопросы: В какую игру мы сегодня играли? С какой новой профессией вы сегодня познакомились? Что вы делали, когда приходили в магазин? Как общались с продавцом? |
Сюжетно-ролевая игра
«Парикмахерская»
Цель: Формирование представлений о парикмахерской.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о работе парикмахера, о правилах поведения в парикмахерской;
2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре;
3. Вызвать интерес и уважение к профессии парикмахера.
Атрибуты для игры: расчески, резинки, заколки, набор для парикмахера.
Игровые роли: парикмахер, клиенты, уборщица, администратор.
Планируемый результат:
1. Дети должны знать: о работе парикмахера.
2. Дети должны уметь: взаимодействовать в игре, распределять роли, выполнять данную роль.
ХОД ИГРЫ
Этапы сюжетно - pолевой игры | Деятельность воспитателя и детей |
1. Подготовительный | Просмотр видеоролика о парикмахере. Беседа о парикмахерской. Дидактические игры и упражнения: «Красивые прически для куклы», «поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы». |
2. Основной | Давайте, мы сейчас с вами отправимся в парикмахерскую. Это «Парикмахерская» Здесь светло и интересно: Зеркала, духи и кресла, Зал большой, Но видно, даже Лучше, чем у вас в трельяже. Я сейчас буду парикмахером, а вы клиентами. Как парикмахер должен общаться с клиентами? (заходит первый клиент) -Что желаете? -Прическу. -Какую? (ребенок отвечает, воспитатель делает прическу, заходит следующий клиент и т. д.) А сейчас парикмахером будет Лиза. Вот и первый клиент. -Что желаете? Кукла Маша говорит, что ей нужна красивая прическа, т. к. она идет на день рождения. (парикмахер причесывает, делает прическу) Следующий клиент. Вова просит его подстричь (парикмахер подстригает) Вова говорит спасибо. Теперь парикмахером будет Полина. Заходит первый посетитель (Кто то из детей. Парикмахер причесывает.) Игра продолжается. Воспитатель следит за игрой детей, обращает внимание детей на дружелюбное отношение. |
3. Заключительный | Дети, нам пора возвращаться. Вам понравилось в парикмахерской? А что именно понравилось? Теперь вы знаете, что делают в парикмахерской и для чего туда ходят взрослые и дети. |
Сюжетно-ролевая игра
«Семья»
Цель: Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.
Задачи:
- Учить детей заботиться о своих близких
- Закреплять разнообразные игровые действия.
- Воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Атрибуты для игры: Ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки).
Игровые роли: Мама, папа, бабушка, дедушка.
Планируемый результат:
1. Дети должны знать: что такое семья.
2. Дети должны уметь: взаимодействовать в игре, распределять роли, выполнять данную роль.
ХОД ИГРЫ
Этапы сюжетно-pолевой игры | Деятельность воспитателя и детей |
1.Подготовительный | Беседа о семье. Связывать с жизненным опытом. Чтение художественной литературы. Разгадывание загадок. |
2. Основной | Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает: Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? (А. Барто. «Девочка чумазая».)Затем говорит детям. -Моя дочка Катя испачкалась. Надо её выкупать. Где у нас ванночка? Кто принесёт воды? -Какая нам нужна вода? (тёплая). -Василиса, принеси, пожалуйста, тёплой воды в ковшике. -Кто принесет мыло? -Мочалку? -Полотенце? (дать поручение Ване, Андрею, Вове). -Всё готово. Ксюша, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Василиса, а ты принеси для Кати чистую рубашку, трусики. -Андрюша, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу? (в тазик). -А сейчас. Андрюша, что ты будешь делать? (помою Кате голову чистой, тёплой водой, помой руки, ноги.) -Попросите Василису намылить Кате голову мылом, а ты будешь поливать. В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи: Теплую водичку Льём на нашу птичку. (Е.Благинина. «Алёнушка».) Хлюп-хлюп ручками, Полон мыла таз. Ты не трогай, Катенька, Мыльной ручкой глаз. А водичка булькает, А водичка пенится, Катенька поется, Причешется, оденется. (С Капутикян. «Хлюп-Хлюп».) Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Василисе вытереть её полотенцем. -Кукла стала чистой. Ваня и Андрюша убирает всё на место, вешают полотенце. - А теперь, ребятки куклу надо накормить. Кто будет исполнять роль мамы? А что делает мама? (готовит еду). Что делает папа? (Распределение ролей). Затем воспитатель уходит в роль наблюдающего. В ходе занятия воспитатель показывает дружелюбное отношение в семье, следит за тем, чтобы дети стремились к вежливости и доброжелательности. |
3. Заключительный | После куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Кате Русскую народную песенку.(колыбельная) Подведение итогов. В какую игру мы сегодня играли? Что делали? Как общались друг с другом? |
Сюжетно-ролевая игра
«Больница»
Цель: Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов.
Задачи:
- Учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами.
- Расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».
- Воспитывать в детях внимательность, чуткость, уважение к профессии врача, положительные взаимоотношения.
Атрибуты для игры: Фотографии, иллюстрации, картины, куклы, игрушки-животные, строительные материалы, халат и шапочка врача, медицинские инструменты (набор).
Игровые роли: Врач, медсестра, мама, папа.
Планируемый результат:
1. Дети должны знать: о работе больницы, особенностях деятельности врача, медсестры.
2. Дети должны уметь: взаимодействовать в игре, распределять роли, выполнять данную роль.
ХОД ИГРЫ
Этапы сюжетно - pолевой игры | Деятельность воспитателя и детей |
1. Подготовительный | Воспитатель организует наблюдение за трудом врача и медицинской сестры, воспитатель знакомит ребят с ними, просит их поговорить с малышами, рассказать о своей работе, разрешить ребятам посидеть в кабинете, т.е. создает обстановку эмоциональной близости, взаимной доброжелательности, чтобы у детей осталось впечатление что они знают этих людей. Далее педагог беседует с детьми о содержании труда врача и медицинской сестры: врач лечит ребят, измеряет рост, взвешивает, назначает лекарство; медсестра делает процедуры, ухаживает за больными, делает прививки. |
2. Основной |
- Здесь у меня больница, мой кабинет. Здесь лежат лекарства, градусники, шприцы для уколов, бинт.
-Саша, мне в детском саду сказали, что твою дочка заболела. Забери её из садика и веди в больницу. -Здравствуйте, что у вашей дочки болит? Давайте посмотрим горлышко, открой ротик пошире... Ещё нужно температуру измерить - поставим ей градусник. У вашей дочки - ангина. Дадим ей таблетки и побрызгаем горлышко.
- А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач. Полина, давай ты теперь будешь врач. Надень белую шапочку, ты теперь врач, ты будешь лечить больных. Далее проходит самостоятельная игра детей… Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь. |
3. Заключительный | Воспитатель предлагает ребятам вспомнить действия доктора: «Что сначала сделал врач? Чем измерил температуру врач? Что доктор сделал потом? С помощью чего? Что было после этого?» С какой профессией познакомились? Чем вы сегодня занимались? |
Работа с родителями
Дата проведения | Тема |
Сентябрь | Папка – передвижка «Методические рекомендации для родителей по формированию межличностных отношений» В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом. Принято выделять два основных типа игры: сюжетно-ролевая и игра с правилами (дидактические, т.е. обучающие и подвижные). Во всех этих видах игр используется игровой материал. Игрушка с самого раннего детства предоставлена в самостоятельное пользование ребёнка. Когда ребёнок совершает какие-то действия с игрушкой, у неискушённого наблюдателя складывается впечатление, что он играет. Но это не означает, что он играет: он совершает отдельные игровые действия вне сюжетного контекста, т.е. осуществляет лишь отдельные фрагменты целостной игровой деятельности. В настоящее время нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению. Это связано, прежде всего, с тем, что группы в детских садах в основном одновозрастные, а из этого вытекают последствия: не осуществляется передача сюжетов, правил игр от старших детей младшим; семьи в большинстве своём малочисленны; старшие дети в семье обычно чересчур заняты, «заорганизованы». Родители в силу занятости, или неумения, или непонимания того, какое значение имеет для ребёнка игровая деятельность, редко играют с детьми. Так вот в такой ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игры и средством для игры остаётся лишь игрушка, не способная к сожалению заменить живое общение, познание взаимоотношений. Сюжетно-ролевая игра - это особая деятельность детей, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к серьёзной, настоящей деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события. Воссоздание - оно осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации - позволяет детям реализовать сюжетное событие, определяющее смысловой контекст игры. Сюжет представляет собой или развёрнутое описание событий, происходящих с какими-то персонажами, ситуаций, в которые они попадают, отношений, в которые они вступают (такими сюжетами могут выступать сказки, рассказы), или свёрнутое описание, обозначающее лишь тему игры, основных персонажей, действия и отношения которых воспроизводятся в процессе (игра в «дочки-матери»), ситуацию, в которой развёртывается событие (игра в «больницу», «магазин»). Традиционные игры передаются детям в общении с близкими взрослыми уже в раннем детстве. Мать (или другой близкий взрослый), желая позабавить ребёнка, вызвать его активность, рассказывает ему несложные ритмичные сюжетные тексты типа «Сорока-белобока», «Коза рогатая». При этом она не просто рассказывает, но и показывает несложные действия по ходу рассказывания, подкрепляя действия соответствующей интонацией, мимикой. Общаясь, таким образом, с ребёнком, взрослый ведёт игру как целостную деятельность, включающую и персонажи, и действия, и события, т.е. переводит традиционный сюжет в процесс игры. Первоначально играет взрослый, ребёнок участвует как зритель; его участие выражается лишь в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия малыша. По мере того, как ребёнок овладевает способами игровой деятельности, взрослый начинает организовывать его самостоятельную игру, а сам всё чаще и чаще отстраняется от совместной деятельности. Ребенок попадает в мир игрушек, в мир играющих детей. Иными словами, он переходит от узкой, семейной игровой традиции к игровым традициям, задаваемым воспитателями детского сада, дворовой группой и т.д. |
Октябрь | Консультация для родителей «Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?» От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого. |
Ноябрь | Родительский диалог: Сколько времени нужно уделять игре? Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше. |
Декабрь | Консультация для родителей «Роль родителей в игре» Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом, его воспитывая. |
Январь | Консультация на тему «Особенности формирования знаний детей о профессии» |
Февраль | Родительский диалог: «Нужно ли вводить детей в мир профессий?» |
Март | Родительский диалог: «Три правила, действующие, которые стоит запомнить при организации игр»: 1. Игра не должна строиться на принуждении. 2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки. 3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие. Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло. Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию. Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой. Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему ребенку понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно, стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших. |
Апрель | Консультация для родителей «Самые распространённые сюжетные игры» Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы. Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в шофёров, врачей, полицейских, учителей и т.д. Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия, если вы, конечно, не за рулём). Для этого вам хватит … рук. Делаем ножки с помощью указательного и среднего пальцев рук, и человечек побежал. Придумайте роли для своих человечков и вперёд, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре большим плюсом является возможность физического и духовного контакта родителя с ребенком. С помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс можно познакомить ребенка с другим миром, развить интерес к историческому прошлому. Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым шторой, из стульев, из подушек и т.д. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно собраться с мыслями, почувствовать себя защищённым, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать как «своё» и предаться там своим фантазиям. Кроме того, сюжетно-ролевые игры могут помочь ребёнку справиться с различными детскими страхами. Например, если ребёнок боится воды, то игра «купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой. |
Май | Демонстрация картотеки игр. Игры на платформе https://learningapps.org/login.php «Кому что нужно для работы» (космонавт, моряк) https://learningapps.org/display?v=p2aahhhwa21 «Кому что нужно для работы» (парикмахер, доктор) |
Эффективность педагогического опыта
Работая по данной теме, пришла к выводу, что сюжетно – ролевая игра – это:
- Обеспечение здорового образа жизни ребёнка;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям;
- Соединение знаний с собственной активностью детей;
- Социально – нравственное развитие ребёнка и формирование его самосознания.
Подводя итог в своей работе можно сказать, что работа плодотворно сказалась на детях. У них расширился кругозор знаний о профессиях, уважение к труду взрослых. Дети стали более социально – коммуникабельны, речь развернута. Более теплыми стали взаимоотношения между собой. Проявляется взаимопомощь и коллективный труд.
Список использованной литературы.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольников образования /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоридзе, З.А.Михайлова (и др.)
- Зворыгина, Е.Н., Новоселова, С.Л. Игра дошкольников/ Е.Н.Зворыгина, С.Л.Новоселова. -М.: Владос, 2002
- Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
- Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. — Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
- Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии/ Под ред. М. И. Лисиной. – М.: Просвещение, 2012. – 190 с
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2015. – 190 с.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 320с.
- Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2011. - № 1. - . 72-78.
- Павленко Т. Развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. – 2015. - № 5. – С. 88-94.
- Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. – С. 63-73.
- Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3, - С. 69-75.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 8. - С. 73-77.
- Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 2015. – 125 с.
- Усова А. П. Об организации обучения дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 112 с.
- Чумовская О. Н. Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1317-1318.
- Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 - 5 лет в игре. - М.: Просвещение, 2014. - 80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Актуальная вещь в наше время...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
План по самообразованию в старшей группе. (2015-2016г)...
Программа профессионального саморазвития по теме«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Программа профессионального саморазвития воспитателя...
Проект по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Цель проекта: разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие межличностных отношений дошкольников младшего возраста в сюжетно-ролевой игре....
« Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Презентация на тему " Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников."...
Отчет по самообразованию Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Задачи:Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.Освоить современные технологии и методы организации игры.Разра...
Проект по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авт...
- Мне нравится (1)