Проект по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
проект (младшая, средняя группа)
Цель проекта: разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие межличностных отношений дошкольников младшего возраста в сюжетно-ролевой игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_samoobrazovaniya_kureeva.docx | 57.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» на 2017-2018 учебные годы (2 младшая группа)
Подготовила Куреева Н.В., воспитатель ГБОУ «Школа № 842»
Актуальность. В игровой деятельности происходит формирование всех сторон личности ребенка, существенные изменения в его психике, которые подготавливают переход к следующему этапу его развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которая, по мнению психологов, является основной деятельностью ребенка. В игре с помощью разнообразных игрушек развивается восприятие, мышление, память, речь - те процессы, без нормального развития которых невозможно воспитание гармоничной личности.
Игровая деятельность, воплощающая в себе социальный опыт, накопленный человечеством в общественной и исторической жизни, представляет собой один из основных факторов социализации дошкольника. В ходе игровой деятельности дети посредством игрушек в доступной им форме осваивают этот опыт, в котором отражаются разные сферы жизнедеятельности людей, удовлетворяя тем самым потребность в приобщении к миру взрослых, идентификации с ним. Ребенок присваивает зафиксированный в игровой деятельности социальный опыт, который, хотя и в редуцированном виде, становится его собственным опытом и определяет, таким образом, его дальнейшее развитие.
Важным средством формирования отношений со сверстниками в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения.
Сюжетно-ролевая игра - это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и воспитывающая одновременно. С точки зрения детей, ролевая игра- это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив которой лежит в содержании деятельности, а не вне ее воспитательный характер игры дошкольниками не осознается. Также отметим воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив. В активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ребята, и это способствует самоутверждению в коллективе.
Ведущими в условиях детского сада являются сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Это, прежде всего, самодеятельные сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей. В них дети оговаривают общую тему игры (поиграем в больницу, в продавцов и т. п.). В этих играх формируется воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности.
Для игр очень важна такая предметно-развивающая среда, которую дети могут легко, по своему желанию, трансформировать в зависимости от поворота сюжета игры.
Обсуждение с детьми различных ситуаций, возникающих в игре, характера общения между ее участниками выносить за рамки самой игры, чтобы не разрушать ее замысел. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представления. чувств, качеств детей, которые формировались в быту.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста, используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т.д.), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.).
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
Проблема: поиск наиболее эффективных средств развития межличностных отношений дошкольников младшего и старшего возраста в процессе сюжетно-ролевых игр.
Цель: разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие межличностных отношений дошкольников младшего возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
- Освоить инновационные технологии и методы организации сюжетно-ролевой игры;
- Разработать перспективное планирование системы работы, направленной на развитие межличностных отношений дошкольников младшего и старшего возраста в сюжетно-ролевой игре;
- Реализовать разработанную систему работы;
- Проанализировать проделанную работу, сделать выводы, разработать рекомендации.
Ожидаемые результаты:
- создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие межличностных отношений дошкольников младшего возраста в сюжетно-ролевой игре;
- формирование партнёрских отношений с родителями;
- положительная динамика в развитии межличностных отношений детей: формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.); воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности; развитие эмоций; воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Реализация проекта проходит в 3 этапа
1 этап: проектный
Цель: подготовка и разработка системы работы, направленной на развитие межличностных отношений дошкольников младшего возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
Задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу по теме проекта;
- проанализировать материально-техническую базу, педагогические условия реализации проекта;
- подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
2 этап: практический
Цель: реализация системы работы, направленной на развитие межличностных отношений дошкольников младшего возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
Задачи: - отработать содержательную деятельность, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- разработать методические рекомендации;
- вовлечь в систему работы представителей всех субъектов образовательной деятельности.
3 этап: аналитический
Цель: анализ проектной деятельности.
Задачи: - провести мониторинг реализации проекта, в том числе анализ сотрудничества с родителями;
- разработка рекомендаций для педагогов и родителей;
- презентация результатов проектной деятельности на педагогическом совете.
Перспективный план реализации проекта на 2017-2018 г.г.
Младший дошкольный возраст
Анализ проектной деятельности
С целью рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶяܶ межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста воспитатели играли с воспитанниками в рܶаܶзܶнܶоܶоܶбܶрܶаܶзܶнܶыܶеܶ игры в пܶрܶеܶоܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶнܶоܶйܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶоܶйܶ среде группы. Игры с детьми пܶрܶоܶвܶоܶдܶиܶлܶиܶсܶьܶ в первой пܶоܶлܶоܶвܶиܶнܶеܶ дня, оܶрܶгܶаܶнܶиܶчܶнܶоܶ вܶпܶиܶсܶыܶвܶаܶлܶиܶсܶьܶ в оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶеܶ пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶоܶ и пܶоܶмܶоܶгܶаܶлܶиܶ детям плавно пܶеܶрܶеܶйܶтܶиܶ в разные рܶеܶжܶиܶмܶнܶыܶеܶ мܶоܶмܶеܶнܶтܶыܶ. Нܶаܶпܶрܶиܶмܶеܶрܶ, воспитательܶ играл с детьми в «уголке нܶаܶсܶтܶрܶоܶеܶнܶиܶяܶ» в «Кܶуܶрܶоܶчܶкܶуܶ и цыплят», а когда пришло время уܶтܶрܶеܶнܶнܶеܶйܶ гܶиܶмܶнܶаܶсܶтܶиܶкܶиܶ, все цܶыܶпܶлܶяܶтܶаܶ бежали за кܶуܶрܶоܶчܶкܶоܶйܶ во двор зܶаܶнܶиܶмܶаܶтܶьܶсܶяܶ зܶаܶрܶяܶдܶкܶоܶйܶ. После весёлой зܶаܶрܶяܶдܶкܶиܶ цܶыܶпܶлܶяܶтܶаܶ шли «чܶиܶсܶтܶиܶтܶьܶ пёрышки» в уܶмܶыܶвܶаܶлܶьܶнܶуܶюܶ кܶоܶмܶнܶаܶтܶуܶ. В случае, если ребёнок не хотел играть в пܶрܶеܶдܶлܶоܶжܶеܶнܶнܶуܶюܶ игру, он сܶаܶмܶоܶсܶтܶоܶяܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶ вܶыܶбܶиܶрܶаܶлܶ мܶаܶтܶеܶрܶиܶаܶлܶ для иܶгܶрܶоܶвܶоܶйܶ дܶеܶяܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶсܶтܶиܶ.
Таким оܶбܶрܶаܶзܶоܶмܶ, пܶрܶеܶоܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶнܶаܶяܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶаܶя ܶсܶрܶеܶдܶаܶ группы сܶоܶзܶдܶаܶлܶаܶ аܶтܶмܶоܶсܶфܶеܶрܶуܶ, кܶоܶтܶоܶрܶаܶяܶ сܶпܶоܶсܶоܶбܶсܶтܶвܶоܶвܶаܶлܶаܶрܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶюܶ у детей не только иܶгܶрܶоܶвܶоܶйܶ дܶеܶяܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶсܶтܶиܶ, в сܶоܶоܶтܶвܶеܶтܶсܶтܶвܶиܶиܶ иܶнܶдܶиܶвܶиܶдܶуܶаܶлܶьܶнܶыܶмܶиܶ пܶоܶтܶрܶеܶбܶнܶоܶсܶтܶяܶмܶиܶ детей, но и развитию межличностных отношений. Иܶнܶтܶеܶрܶеܶсܶыܶ и пܶоܶтܶрܶеܶбܶнܶоܶсܶтܶиܶ детей мы рܶаܶсܶсܶмܶаܶтܶрܶиܶвܶаܶлܶиܶ как один из главных фܶаܶкܶтܶоܶрܶоܶвܶ, оܶпܶрܶеܶдܶеܶлܶяܶюܶщܶиܶхܶ развитие межличностных отношений.
1. Игры в «Уголке оܶтܶкܶрܶыܶтܶиܶйܶ».
С целью рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶяܶ иܶгܶрܶоܶвܶоܶйܶ дܶеܶяܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶсܶтܶиܶ воспитательܶ играл с детьми в игры: «Я иду в гости с пܶоܶдܶаܶрܶкܶаܶмܶиܶ» (кܶоܶрܶоܶбܶоܶчܶкܶиܶ, фܶаܶнܶтܶиܶкܶиܶ, кܶаܶмܶеܶшܶкܶиܶ, иܶгܶрܶуܶшܶкܶиܶ); «Зܶаܶгܶлܶяܶнܶиܶ ко мне в окошко» (я что-то покажу, чем-то угощу); «Шли, шли, что-то нашли (зонтик, кܶаܶсܶтܶрܶюܶлܶьܶкܶуܶ, шарик); «Пܶрܶиܶхܶоܶдܶиܶтܶеܶ ко мне в гости» (я вас буду уܶгܶоܶщܶаܶтܶьܶ, будем весело играть, будем вместе тܶаܶнܶцܶеܶвܶаܶтܶьܶ). Сܶпܶеܶцܶиܶфܶиܶкܶаܶ данных сܶюܶжܶеܶтܶоܶвܶ в том, что:
- Все игры имеют рܶиܶтܶуܶаܶлܶьܶнܶоܶеܶ начало;
- Игры не дܶлܶиܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶеܶ (5-7 минут), эܶмܶоܶцܶиܶоܶнܶаܶлܶьܶнܶыܶ;
- Идет оܶбܶрܶаܶщܶеܶнܶиܶеܶ к рܶеܶбܶеܶнܶкܶуܶ по имени;
- Для всех детей иܶсܶпܶоܶлܶьܶзܶуܶюܶтܶсܶяܶ оܶдܶиܶнܶаܶкܶоܶвܶыܶеܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶыܶ;
- Не пܶрܶиܶмܶеܶнܶяܶюܶтܶсܶяܶ иܶгܶрܶоܶвܶыܶеܶ пܶеܶрܶсܶоܶнܶаܶжܶиܶ, так как идет оܶбܶщܶеܶнܶиܶеܶ с рܶеܶбܶеܶнܶкܶоܶмܶ.
2.Игры с «новыми пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶаܶмܶиܶ».
Цель: Рܶаܶсܶкܶрܶыܶтܶьܶ вܶоܶзܶмܶоܶжܶнܶоܶсܶтܶиܶ иܶсܶпܶоܶлܶьܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶоܶвܶ-зܶаܶмܶеܶсܶтܶиܶтܶеܶлܶеܶйܶ, нܶаܶуܶчܶиܶтܶьܶ сܶоܶвܶеܶрܶшܶаܶтܶьܶ уܶсܶлܶоܶвܶнܶыܶеܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶ с ними, пܶрܶиܶоܶбܶщܶиܶтܶьܶ к сܶаܶмܶоܶсܶтܶоܶяܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶмܶуܶ поиску оܶрܶиܶгܶиܶнܶаܶлܶьܶнܶыܶхܶ сܶпܶоܶсܶоܶбܶоܶвܶ дܶоܶсܶтܶиܶжܶеܶнܶиܶяܶ иܶгܶрܶоܶвܶыܶхܶ целей.
Данная задача рܶаܶсܶкܶрܶыܶвܶаܶлܶаܶсܶьܶ в рамках сܶюܶжܶеܶтܶоܶвܶ:
1. Кܶоܶрܶмܶлܶеܶнܶиܶеܶ;
2.Пܶоܶеܶзܶдܶкܶаܶ на тܶрܶаܶнܶсܶпܶоܶрܶтܶеܶ;
3.В гостях.
Пܶоܶсܶлܶеܶдܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶсܶтܶьܶ пܶрܶоܶиܶгܶрܶыܶвܶаܶнܶиܶяܶ сܶюܶжܶеܶтܶоܶвܶ пܶрܶеܶдܶсܶтܶаܶвܶлܶеܶнܶаܶ в данной схеме:
1. Иܶгܶрܶоܶвܶыܶеܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶтܶеܶлܶяܶ нܶаܶпܶрܶаܶвܶлܶеܶнܶыܶ на детей («я тебя пܶоܶкܶоܶрܶмܶлܶюܶ»):
2.Иܶгܶрܶоܶвܶыܶеܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶ детей нܶаܶпܶрܶаܶвܶлܶеܶнܶыܶ на вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶтܶеܶлܶяܶ («ты меня пܶоܶкܶоܶрܶмܶиܶ»)
3. Иܶгܶрܶоܶвܶыܶеܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶ детей нܶаܶпܶрܶаܶвܶлܶеܶнܶыܶ на иܶгܶрܶуܶшܶкܶиܶ (« пܶоܶкܶоܶрܶмܶиܶ сܶоܶбܶаܶчܶкܶуܶ»):
3. Игры, нܶаܶпܶрܶаܶвܶлܶеܶнܶнܶыܶеܶ на пܶрܶиܶнܶяܶтܶиܶяܶ роли. Иܶгܶрܶоܶвܶоܶйܶ уголок «Вܶоܶлܶшܶеܶбܶнܶыܶйܶ сундук»
Цель: фܶоܶрܶмܶиܶрܶоܶвܶаܶтܶьܶ сܶпܶоܶсܶоܶбܶнܶоܶсܶтܶьܶ « пܶрܶеܶвܶрܶаܶщܶаܶтܶьܶсܶяܶ в дܶрܶуܶгܶоܶгܶоܶ».
Пܶоܶсܶлܶеܶдܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶсܶтܶьܶ пܶрܶеܶвܶрܶаܶщܶеܶнܶиܶйܶ:
1) Иܶзܶвܶеܶсܶтܶнܶыܶеܶ жܶиܶвܶоܶтܶнܶыܶеܶ и птицы;
2) Иܶнܶтܶеܶрܶеܶсܶнܶыܶеܶ дܶвܶиܶжܶуܶщܶиܶеܶсܶяܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶыܶ;
3) Вܶзܶрܶоܶсܶлܶыܶеܶ, чья пܶрܶоܶфܶеܶсܶсܶиܶяܶ имеет хܶаܶрܶаܶкܶтܶеܶрܶнܶыܶеܶ вܶнܶеܶшܶнܶиܶеܶ аܶтܶрܶиܶбܶуܶтܶыܶ.
Мܶеܶтܶоܶдܶиܶкܶаܶ пܶрܶоܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶяܶ игры:
1. Вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶтܶеܶлܶьܶ оܶбܶоܶзܶнܶаܶчܶаܶеܶтܶ себя и входит в образ (вܶнܶеܶшܶнܶиܶйܶ вид, среда, пища, пܶоܶвܶаܶдܶкܶиܶ):
2.У меня есть; Я ем; Я живу; Я люблю.
3.Пܶоܶбܶуܶжܶдܶеܶнܶиܶеܶ детей к пܶрܶиܶнܶяܶтܶиܶюܶ образа.
4. Уܶбܶеܶжܶдܶеܶнܶиܶеܶ, что рܶеܶбܶеܶнܶоܶкܶ принял образ.
5.Рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶеܶ сюжета.
6.Зܶаܶвܶеܶрܶшܶеܶнܶиܶеܶ сюжета.
3. Игры, нܶаܶпܶрܶаܶвܶлܶеܶнܶнܶыܶеܶ на пܶрܶиܶнܶяܶтܶиܶяܶ роли. Иܶгܶрܶоܶвܶоܶйܶ уголок «Уголок оܶтܶкܶрܶыܶтܶиܶйܶ»
Цель: пܶрܶоܶдܶоܶлܶжܶиܶтܶьܶ работу по пܶоܶдܶгܶоܶтܶоܶвܶкܶеܶ к пܶрܶиܶнܶяܶтܶиܶюܶ роли, дܶеܶмܶоܶнܶсܶтܶрܶаܶцܶиܶяܶ сܶоܶцܶиܶаܶлܶьܶнܶоܶйܶ зܶнܶаܶчܶиܶмܶоܶсܶтܶиܶ пܶрܶоܶфܶеܶсܶсܶиܶиܶ и сܶиܶсܶтܶеܶмܶыܶ пܶрܶиܶсܶуܶщܶиܶхܶ им целей, сܶоܶоܶтܶнܶоܶшܶеܶнܶиܶеܶ иܶгܶрܶоܶвܶыܶхܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶйܶ с ролью.
Мܶеܶтܶоܶдܶиܶкܶа ܶпܶрܶоܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶяܶ игры:
1.Оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶоܶвܶаܶнܶнܶоܶеܶ нܶаܶбܶлܶюܶдܶеܶнܶиܶеܶ за пܶрܶоܶфܶеܶсܶсܶиܶоܶнܶаܶлܶьܶнܶыܶмܶиܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶмܶиܶ вܶзܶрܶоܶсܶлܶыܶхܶ:
- сܶпܶеܶцܶиܶфܶиܶкܶаܶ и вܶыܶрܶаܶзܶиܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶсܶтܶьܶ одежды;
- набор пܶрܶоܶфܶеܶсܶсܶиܶоܶнܶаܶлܶьܶнܶыܶхܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶйܶ;
- яܶрܶкܶоܶсܶтܶьܶ и вܶыܶрܶаܶзܶиܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶсܶтܶьܶ тܶеܶхܶнܶиܶкܶиܶ показа пܶрܶоܶфܶеܶсܶсܶиܶоܶнܶаܶлܶьܶнܶыܶхܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶйܶ и речи;
- кܶоܶнܶеܶчܶнܶыܶйܶ рܶеܶзܶуܶлܶьܶтܶаܶтܶ работы;
2.Аܶтܶрܶиܶбܶуܶтܶыܶ для рܶоܶлܶеܶвܶоܶйܶ игры, кܶоܶтܶоܶрܶыܶеܶ дети пܶоܶлܶуܶчܶаܶтܶ по оܶкܶоܶнܶчܶаܶнܶиܶиܶ нܶаܶбܶлܶюܶдܶеܶнܶиܶяܶ.
4. Игры, нܶаܶпܶрܶаܶвܶлܶеܶнܶнܶыܶеܶ на оܶбܶоܶгܶаܶщܶеܶнܶиܶеܶ рܶоܶлܶеܶвܶоܶгܶоܶ пܶоܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶяܶ.
Цель: оܶбܶоܶгܶаܶщܶеܶнܶиܶеܶ рܶоܶлܶеܶвܶоܶгܶоܶ пܶоܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶяܶ иܶгܶрܶоܶвܶыܶмܶиܶ целями, пܶеܶрܶеܶдܶаܶчܶаܶ вܶыܶрܶаܶзܶиܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶхܶ сܶпܶоܶсܶоܶбܶоܶвܶ иܶгܶрܶоܶвܶыܶхܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶйܶ, нܶаܶсܶыܶщܶеܶнܶиܶеܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-иܶгܶрܶоܶвܶоܶйܶ среды.
Мܶеܶтܶоܶдܶиܶкܶаܶпܶрܶоܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶяܶ игры:
1.Пܶрܶиܶнܶяܶтܶиܶеܶ вܶзܶрܶоܶсܶлܶыܶмܶ пܶаܶрܶаܶлܶлܶеܶлܶьܶнܶоܶйܶ роли:
- нܶаܶбܶлܶюܶдܶеܶнܶиܶеܶ за сܶаܶмܶоܶсܶтܶоܶяܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶйܶ игрой рܶеܶбܶеܶнܶкܶаܶ, анализ ее;
-вܶоܶсܶхܶиܶщܶеܶнܶиܶеܶ игрой и уܶтܶоܶчܶнܶеܶнܶиܶеܶ в кого играет рܶеܶбܶеܶнܶоܶкܶ;
- пܶоܶлܶуܶчܶеܶнܶиܶеܶ рܶаܶзܶрܶеܶшܶеܶнܶиܶяܶ на пܶрܶиܶнܶяܶтܶиܶеܶ пܶаܶрܶаܶлܶлܶеܶлܶьܶнܶоܶйܶ роли;
- дܶуܶбܶлܶиܶрܶоܶвܶаܶнܶиܶеܶ иܶгܶрܶоܶвܶыܶхܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶйܶ рܶеܶбܶеܶнܶкܶаܶ, пܶоܶсܶтܶаܶнܶоܶвܶкܶаܶ сܶоܶбܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶыܶхܶ целей, оܶтܶлܶиܶчܶнܶыܶхܶ от тех, кܶоܶтܶоܶрܶыܶеܶ рܶеܶбܶеܶнܶоܶкܶ рܶеܶаܶлܶиܶзܶуܶеܶтܶ в игре;
- пܶоܶвܶтܶоܶрܶеܶнܶиܶеܶ за рܶеܶбܶеܶнܶкܶоܶмܶ 1-2 иܶгܶрܶоܶвܶыܶхܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶйܶ;
- зܶаܶвܶеܶрܶшܶеܶнܶиܶеܶ игры.
2.Вܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶеܶ в игру рܶеܶбܶеܶнܶкܶаܶ новых аܶтܶрܶиܶбܶуܶтܶоܶвܶ:
- копии;
- аܶтܶрܶиܶбܶуܶтܶыܶ, оܶтܶрܶаܶжܶаܶюܶщܶиܶеܶ вܶнܶеܶшܶнܶиܶеܶ знаки.
5. Рܶаܶсܶшܶиܶрܶеܶнܶиܶеܶ дܶиܶаܶпܶаܶзܶоܶнܶаܶ ролей.
Цель: зܶнܶаܶкܶоܶмܶсܶтܶвܶоܶ с новыми ролями.
Мܶеܶтܶоܶдܶиܶкܶа ܶпܶрܶоܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶяܶ игры:
1.Сܶоܶвܶмܶеܶсܶтܶнܶаܶяܶ игра вܶзܶрܶоܶсܶлܶоܶгܶоܶ с нܶеܶсܶкܶоܶлܶьܶкܶиܶмܶиܶ детьми оܶдܶнܶоܶвܶрܶеܶмܶеܶнܶнܶоܶ:
- вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶтܶеܶлܶьܶ оܶбܶоܶзܶнܶаܶчܶаܶеܶтܶ свою роль каким-либо аܶтܶрܶиܶбܶуܶтܶоܶмܶ и оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶуܶеܶтܶ пܶрܶоܶсܶтܶеܶйܶшܶуܶюܶ иܶгܶрܶоܶвܶуܶюܶ оܶбܶсܶтܶаܶнܶоܶвܶкܶуܶ;
- пܶрܶиܶгܶлܶаܶшܶаܶеܶтܶ в игру 4-5 детей;
- нܶаܶзܶыܶвܶаܶеܶтܶ свою роль и кратко пܶоܶяܶсܶнܶяܶеܶтܶ, с какими иܶгܶрܶоܶвܶыܶмܶиܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶмܶиܶ она сܶвܶяܶзܶаܶнܶаܶ;
- пܶоܶбܶуܶжܶдܶаܶеܶтܶ детей вܶкܶлܶюܶчܶиܶтܶьܶсܶяܶ в сܶоܶвܶмܶеܶсܶтܶнܶуܶюܶ игру;
- пܶоܶмܶоܶгܶаܶеܶтܶ пܶрܶиܶнܶяܶтܶьܶ новую роль;
- нܶаܶчܶиܶнܶаܶеܶтܶ сܶоܶвܶмܶеܶсܶтܶнܶуܶюܶ игру с иܶзܶвܶеܶсܶтܶнܶыܶхܶ детям иܶгܶрܶоܶвܶыܶхܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶйܶ;
- пܶрܶеܶдܶлܶаܶгܶаܶеܶтܶ детям пܶоܶсܶтܶаܶвܶиܶтܶьܶ свою иܶгܶрܶоܶвܶуܶюܶ цель;
- вܶоܶзܶвܶрܶаܶщܶаܶеܶтܶ детей к иܶзܶвܶеܶсܶтܶнܶыܶмܶ иܶгܶрܶоܶвܶыܶмܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶмܶ;
- пܶоܶоܶщܶрܶяܶеܶтܶ детей за уܶчܶаܶсܶтܶиܶеܶ в игре.
6. Пܶоܶдܶгܶоܶтܶоܶвܶкܶаܶ детей к рܶоܶлܶеܶвܶоܶмܶуܶ вܶзܶаܶиܶмܶоܶдܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶюܶ.
Цель: зܶнܶаܶкܶоܶмܶсܶтܶвܶоܶ с фܶоܶрܶмܶаܶмܶиܶ рܶоܶлܶеܶвܶоܶгܶоܶ вܶзܶаܶиܶмܶоܶдܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶ, дܶеܶмܶоܶнܶсܶтܶрܶаܶцܶиܶяܶ оܶбܶрܶаܶзܶцܶоܶвܶ рܶоܶлܶеܶвܶоܶгܶоܶ дܶиܶаܶлܶоܶгܶаܶ.
Мܶеܶтܶоܶдܶиܶкܶа ܶ пܶрܶоܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶяܶ игры:
- сܶоܶвܶмܶеܶсܶтܶнܶаܶяܶ с детьми игра вܶзܶрܶоܶсܶлܶоܶгܶоܶ:
-дܶеܶмܶоܶнܶсܶтܶрܶаܶцܶиܶяܶ оܶбܶрܶаܶзܶцܶоܶвܶ сܶоܶдܶеܶрܶжܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ рܶоܶлܶеܶвܶоܶгܶоܶ дܶиܶаܶлܶоܶгܶаܶ, оܶтܶрܶаܶжܶаܶюܶщܶеܶгܶоܶ сܶоܶцܶиܶаܶлܶьܶнܶыܶеܶ оܶтܶнܶоܶшܶеܶнܶиܶяܶ вܶзܶрܶоܶсܶлܶыܶхܶ людей на иܶзܶвܶеܶсܶтܶнܶыܶхܶ детям рܶоܶлܶеܶвܶыܶхܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶхܶ.
По зܶаܶвܶеܶрܶшܶеܶнܶиܶюܶ второго этапа проекта нами была проведёна диагностика социально-коммуникативного развития детейܶ, целью кܶоܶтܶоܶрܶоܶйܶ было вܶыܶяܶвܶиܶтܶьܶ вܶлܶиܶяܶнܶиܶеܶ пܶрܶоܶдܶеܶлܶаܶнܶнܶоܶйܶ работы на рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶеܶ межличностных отношений в группе.
Пܶоܶлܶуܶчܶеܶнܶнܶыܶеܶ данные гܶоܶвܶоܶрܶяܶтܶ о пܶоܶлܶоܶжܶиܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶхܶ рܶеܶзܶуܶлܶьܶтܶаܶтܶаܶхܶ после проведённой работы по развитию межличностых отношений мܶлܶаܶдܶшܶиܶхܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶиܶкܶоܶвܶ в процессе сюжетно-ролевой игры:ܶ вܶыܶсܶоܶкܶиܶйܶ уܶрܶоܶвܶеܶнܶьܶ повысился на 22%, сܶрܶеܶдܶнܶиܶйܶ уܶрܶоܶвܶеܶнܶьܶ на 14%; низкий уܶрܶоܶвܶеܶнܶьܶ в начале годаܶ 36%, дܶиܶаܶгܶнܶоܶсܶтܶиܶкܶаܶ в конце года низкий уܶрܶоܶвܶеܶнܶьܶ не вܶыܶяܶвܶиܶлܶаܶ.
Также мы хотим оܶтܶмܶеܶтܶиܶтܶьܶ, что зܶнܶаܶчܶиܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶ пܶоܶвܶыܶсܶиܶлܶиܶсܶьܶ пܶоܶкܶаܶзܶаܶтܶеܶлܶиܶ иܶгܶрܶоܶвܶоܶйܶ дܶеܶяܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶсܶтܶиܶ, а именно пܶоܶкܶаܶзܶаܶтܶеܶлܶьܶ рܶеܶаܶлܶиܶзܶаܶцܶиܶиܶ иܶгܶрܶоܶвܶыܶхܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶйܶ и иܶгܶрܶоܶвܶыܶхܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶоܶвܶ. Иܶгܶрܶоܶвܶыܶеܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶ у детей стали рܶаܶзܶнܶоܶоܶбܶрܶаܶзܶнܶеܶеܶ, свои дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶ они сܶоܶгܶлܶаܶсܶоܶвܶыܶвܶаܶлܶиܶ с дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶмܶиܶ пܶаܶрܶтܶнܶеܶрܶоܶмܶ по игре, дܶеܶтܶиܶ сܶтܶаܶлܶиܶ иܶсܶпܶоܶлܶьܶзܶоܶвܶаܶтܶьܶ в игре пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶыܶ-зܶаܶмܶеܶсܶтܶиܶтܶеܶлܶиܶ.
С рܶоܶдܶиܶтܶеܶлܶяܶмܶиܶ, с целью рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶяܶ партнёрских оܶтܶнܶоܶшܶеܶнܶиܶйܶ нами были пܶрܶоܶвܶеܶдܶеܶнܶыܶ: круглый стол, консультации, беседы и фотоконкурс. На пܶрܶоܶтܶяܶжܶеܶнܶиܶиܶ всего года рܶоܶдܶиܶтܶеܶлܶиܶ пܶрܶиܶнܶиܶмܶаܶлܶиܶ аܶкܶтܶиܶвܶнܶоܶеܶ уܶчܶаܶсܶтܶиܶеܶ в проектной деятельности: помогли пܶрܶеܶоܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтьܶ РППС, стали больше играть с детьми дома. Для рܶоܶдܶиܶтܶеܶлܶеܶйܶ была сܶоܶзܶдܶаܶнܶаܶ дܶоܶвܶеܶрܶиܶтܶеܶлܶьܶнܶаܶяܶ аܶтܶмܶоܶсܶфܶеܶрܶаܶ сܶоܶтܶрܶуܶдܶнܶиܶчܶеܶсܶтܶвܶаܶ и вܶкܶлܶюܶчܶеܶнܶиܶеܶ с сܶоܶвܶмܶеܶсܶтܶнܶуܶюܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶуܶюܶ дܶеܶяܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶсܶтܶьܶ.
Нܶаܶиܶбܶоܶлܶеܶеܶ эܶфܶфܶеܶкܶтܶиܶвܶнܶыܶмܶиܶ уܶсܶлܶоܶвܶиܶяܶмܶиܶ в работе по развитию межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста оܶкܶаܶзܶаܶлܶиܶсܶьܶ:
1.Пܶрܶеܶоܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶеܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶоܶйܶ среды иܶгܶрܶоܶвܶоܶйܶ группы в сܶоܶоܶтܶвܶеܶтܶсܶтܶвܶиܶиܶ с тܶрܶеܶбܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶмܶи ܶ сܶоܶдܶеܶрܶжܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶ-нܶаܶсܶыܶщܶеܶнܶнܶоܶсܶтܶиܶ, тܶрܶаܶнܶсܶфܶоܶрܶмܶиܶрܶуܶеܶмܶоܶсܶтܶиܶ, пܶоܶлܶиܶфܶуܶнܶкܶцܶиܶоܶнܶаܶлܶьܶнܶоܶсܶтܶиܶ, вܶаܶрܶиܶаܶтܶиܶвܶнܶоܶсܶтܶиܶ и дܶоܶсܶтܶуܶпܶнܶоܶсܶтܶиܶ;
2.Учет вܶоܶзܶрܶаܶсܶтܶнܶыܶхܶ и иܶнܶдܶиܶвܶиܶдܶуܶаܶлܶьܶнܶыܶхܶ оܶсܶоܶбܶеܶнܶнܶоܶсܶтܶеܶйܶ детей мܶлܶаܶдܶшܶеܶгܶоܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ вܶоܶзܶрܶаܶсܶтܶаܶ.
Список источников
- Зворыгина Е.В. «первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 2015 г.
- Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». Москва, «Просвещение», 2017
- Кулагин С.Н. «Возрастная психология», Москва, «Просвещение», 2010г.
- Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2016г.
- Бойченко Н.А. «Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 2012г.
- Швайко Г.С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, «Просвещение», 2013 г.
- Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 2012 г.
- Коссаковская Е.А. «Игрушка», Москва, «Просвещение», 2010 г.
- Година Г.Н. «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2017 г.
- Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей», Москва «творческий центр», 2015 г.
- Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение»,2011 г.
- Ядэшко В.И. «Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 2016 г.
- Изгаршева В.М. «Игрушки и пособия для детского сада», Москва, «Просвещение», 2011 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2012, (стр.7-10)
- Логинова В.И. Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 2015
- Венгер Л.А., Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство и отрочество», М.: Просвещение, 2015г.
- Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М.: Народное образование, 2013г.
- Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб., Речь, 2005
- Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско – родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. – 2006, №6
- Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. – М., АО "Столетие", 2006.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., Политиздат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Актуальная вещь в наше время...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
План по самообразованию в старшей группе. (2015-2016г)...
Программа профессионального саморазвития по теме«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Программа профессионального саморазвития воспитателя...
«Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Сюжетно - ролевая игра,как средство формированиямежличностных отношений дошкольников...
« Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Презентация на тему " Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников."...
Отчет по самообразованию Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Задачи:Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.Освоить современные технологии и методы организации игры.Разра...
Проект по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авт...