Проект по социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Поверь в себя»
проект

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx41.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников  № 9 «Колокольчик»

Проект по социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Поверь в себя»

                                                                                       Разработали:

                                                                                        Зайцева Л.В.

                                                                                           Корнеева Р.В.

                     

Канск 2020 г.

Содержание

Актуальность……………………………………………………………………………...

3

Проблема………………………………………………………………………………….

3

Идея проекта……………………………………………………………………………..

3

Цель и задачи…………………………………………………………………………….

4

Деятельность по реализации проекта…………………………………………………..

4

Прогнозируемый результат……………………………………………………………

6

Ресурсное обеспечение………………………………………………………………….

7

Актуальность

Основной целью социализации детей с ОВЗ является привлечение этих детей в детский коллектив уже с первых лет жизни, так как ребенок является существом социальным и любая потребность не может быть воплощена без помощи другого человека. Социализация происходит только в совместной деятельности с другими людьми, именно таким образом ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. Дети с разными возможностями, должны научиться жить и взаимодействовать в социуме. Для реализации таких условий необходимо, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной среды, так и гибкое сочетание разных методов и форм работы с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов, специалистов, родителей.

Одна из главных задач нашего образовательного учреждения, включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средством различных видов деятельности, а так же входе различных моментов самостоятельной деятельности детей и взаимодействие семьи. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных  поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих.

Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, обеспечивающую условия для развития всех видов деятельности. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка. Мы полагаем, что только в тесном сотрудничестве можно помочь ребенку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни. 

Творческой группой решили разработать и реализовать проект по социализации детей с ОВЗ  «Поверь в себя».

Проблема 

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении, в неумении ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, недоступности понимания смысла ряда культурных, нравственных и этических ценностей общества.

 Многие дошкольники с ОВЗ оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть коммуникативными навыками, так как у них наблюдаются сложности в адаптации, недостаточное или искаженное развитие произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих проявлений, повышенная тревожность, неуверенность, низкая самооценка, безынициативность, несамостоятельность, отсутствие любознательности и активности.

Перед педагогами стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой – стимулировать желание «особых» детей находиться в этом социуме и сформировать доверие к нему.
          Идея проекта

Наше дошкольное учреждение занимается этой проблемой  целенаправленно уже много лет. Опираясь на свой многолетний опыт работы, мы решили  разработать проект по взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса для успешной социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения. Данный проект подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы доступных

образовательное  учреждение  делают  педагоги,  способные  реализовать

особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание

психологической,  нравственной  атмосферы,  в  которой  особый  ребенок  

перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое

детство.    Главное,  чтобы  у  педагогов  было    желание  работать  с  детьми    с

особыми  вариантами  развития,    помогать  им  занять  достойное  место  в

обществе и  наиболее полно реализовать свои личностные возможности

 для детей с  ограниченными возможностями здоровья.

        Образовательное учреждение должно создавать психологическую, нравственную атмосферу, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.  Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Замыслом деятельности является формирование социальных связей детей с ограниченными возможностями здоровья и факторов их реализации, обеспечивающих успешность дальнейшего развития каждого ребенка в условиях детского сада.

На основании этого определили цель и задачи работы по социализации воспитанников с ОВЗ.

Цель: создание условий для успешной социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья путем расширения их социальных связей.
           Нами были выделены следующие задачи.
Задачи:

 -    разработать систему коррекционно-образовательных мероприятий по социализации дошкольников с ОВЗ;

-    организовать участие детей с ОВЗ в жизни коллектива детского сада в полном объеме;
-    организовать участия детей с ОВЗ в городских и региональных, федеральных мероприятиях;

-     научить детей с ОВЗ оценивать свои навыки и способности;

-     воспитать чувство уверенности в своих возможностях.

Деятельность по реализации проекта

Целевая группа: воспитанники МБДОУ № 9 и города Канска с ОВЗ, педагоги, родители/ЗП,  партнеры.

Вид проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: 3 года.

Этапы реализации проекта

Первый этап (подготовительный август-октябрь 2020 г.)

- Изучение нормативно-правовой базы,  методической литературы по социализации детей с ОВЗ;

- Подборка технологий, методов  и приёмов работы с учетом особенностей детей при реализации проекта;

-  Разработка направлений работы.

Второй этап (основной ноября 2020 г. - март 2024 г.)

Ведущая идея разработать творческие объединения педагогов (студии) для создания комфортной и безопасной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Направления работы:

«Чудеса своими руками» студия будет организована во внеурочной деятельности, во второй половине дня 2 раза в месяц. Сопровождать детей будут воспитатели, в студии будут заниматься по желанию воспитанники групп ДОО. Работы, созданные в студии, будут выставляться в ДОО, принимать участие в городских, региональных, федеральных конкурсах.

Занимаясь декоративно – прикладным искусством, воспитанники будут знакомиться с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У них будут развиваться способности и появятся возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.

В ходе работы педагоги будут применять способы и приемы мотивации для включения детей в творческую деятельность, а также способов трансляции результатов работы и детских достижений. В этой связи используются различные методы – это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, совместный анализ видеоматериалов, самостоятельная практическая работа детей под руководством воспитателя, организация выставок и т.д. Занятия построены с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, их личностных качеств, а также индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

«Калейдоскоп талантов» студия будет организована во внеурочной деятельности, во второй половине дня 2 раза в месяц. Сопровождение детей будут заниматься музыкальный руководитель, воспитатели, учителя-логопеды. В студии будут заниматься по желанию воспитанники групп ДОО. Театральные постановки, инсценировки, этюды будут представлены на организованных просмотрах. Музыкальные номера будут представлены на городских конкурсах.

Наблюдения показали, что дети с ОВЗ с удовольствием занимаются театральным творчеством. Данный вид деятельности даст возможность решать многие педагогические задачи. В плане познания и обучения ребенок глубже познаёт окружающий мир. Участвуя в драматизации конкретных ситуаций, он узнаёт интересные факты из жизни людей или животных. Они чувствуют себя уже не одинокими в этом мире, а равноценными, нужными, знающими и многое умеющими. У них появляется желание общаться, дружить. Это увлечение позволяет привить устойчивый интерес к художественной литературе. Участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в театральной деятельности становится средством коррекции личностного развития, помогает раскрыть его творческий потенциал, и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Театральное творчество помогает сделать жизнь детей с ОВЗ интересной, наполненной яркими впечатлениями и переживаниями.

«Подари ребенку праздник» студия будет организована во внеурочной деятельности, во второй половине дня один раз в месяц. Сопровождение детей будут заниматься музыкальный руководитель, инструктор по ФК,  воспитатели. В студии будут заниматься по желанию воспитанники групп ДОО. В данной студии будут организованы развлечения, спортивные соревнования, праздники, экскурсии.

Одним из средств социализации детей с ограниченными возможностями здоровья  является досуг. В процессе культурно-досуговой деятельности ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, образцы поведения, присущие данному обществу, приобретает социальные качества, и реализует собственную сущность посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания. Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах. Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции. 

«Социальные акции» будет организованы во внеурочной деятельности, в каждой группе не менее 2 раза в год (12 акций в год). Сопровождением детей будут заниматься педагоги групп,  воспитатели. В акции будут вовлечены все  воспитанники групп ДОО, родители.

Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.

Социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказанные помощи тем, кто в ней нуждается. Это хороший способ помочь ребёнку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.

Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанные отношения к делу и действиям.

Социальные акции будут различной направленности: экология; помощь людям; значимые даты и праздники; здоровье и.т.д.

Семейный клуб «Ты не один» работа будет организована 1 раз в месяц. Сопровождением родителей с детьми будут заниматься педагоги,  воспитатели. В работу клуба будут вовлечены все  воспитанники групп ДОО, родители.

Родительский клуб – клуб единомышленников, желающих объединить усилия для помощи детям в социализации и адаптации, а также стремящихся решать проблемы не только внутри одной отдельно взятой семьи, но и в кругу друзей. Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Именно родители могут создать благоприятную среду для перемен, дать ребенку стимулы для роста, направить его развитие и дать чувство защищенности, столь необходимое в процессе формирования адекватного для дальнейшей успешной социализации отношения к миру.

Во время проекта, дети не только получат практические навыки, а также произойдет социализация ребенка и признание его уникальности, неповторимости и каждый воспитанник будет чувствовать себя комфортно.

Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что они дают углубленное и целостное представление об особенностях социализации детей с ОВЗ в созданной образовательной среде. Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная модель внеурочной деятельности может стать эффективными способами самореализации детей с ОВЗ, причем во всех сферах: семье, культуре, досуге и трудовой деятельности. Жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть, как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Следовательно, акцент в социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья делается не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей, сколько на создании определённых условий для его социализации, в частности организации развивающего досуга.

Третий этап (заключительный март-май  2024  г.)

Подведение итогов проекта:

-  процент охвата детей  в рамках реализации проекта,

-  процент участия детей в жизни ДОО;

-  процент участия детей в городских, региональных, федеральных мероприятиях;

-  социализация детей в социуме.

     

Прогнозируемые результаты:

  • будет разработана и апробирована  система коррекционно-образовательных мероприятий по социализации дошкольников с ОВЗ;
  • вырастет процент участия детей с ОВЗ и их родителей  в жизни коллектива детского сада;
  • дети станут активными участниками городских и региональных, федеральных мероприятий;
  • воспитанники станут увереннее в себе и своих способностях;
  • произойдет сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и повышение педагогической грамотности семей воспитанников в вопросах социализации.

Эффективность проекта мы будем оценивать:

  • По сформированности знаний воспитанников о себе, своих возможностях.
  • По активному желанию детей участвовать в мероприятиях организованных ДОО.
  • По пониманию (виденью) родителями  дальнейшей перспектив  социализации своего ребенка.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта социализация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Поверь в себя» публиковать опыт работы, распространять его в городе.

Ресурсное обеспечение:

  1. Взаимодействие с семьей, воспитывай ребенка с проблемами в развитии. Альманах ИКП№ 8, 2004.;
  2. Коломийченко Л. В. «Дорогою добра» Программа по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015.;
  3. Помощь в воспитании детей с особым эмоцианальным развитием. Младший дошкольный возраст [текст] /   Баенская Е.Р. — М.: «Пайдея», 2000.;
  4. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [текст] /  Мамайчук И.И. — СПб.: Речь, 2001.;
  5.  Психотерапия: игра, детство, семья. / Спиваковская А.С.  Том 1. –ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000.;
  6. Cоциализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сб.науч.-метод.материалов/под ред. Белогуровой А. Ю., Булановой О. Е., Поликашевой Н. В. — М.: Издательство «Спутник+», 2014.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Проект "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО"

Проект составлен  и проведён с детьми  ограниченных возможностей здоровья в тесном партнёрстве со здоровыми детьми  с целью развития творческих способностей в музыкально-образовательной...

Инновационный проект «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»

Цели и задачиЦель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.Задачи:успешное включение детей с...

Из опыта работы по реализации проекта: «Совершенствование процесса организации одевания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (разновозрастная группа 5-7 лет) на прогулку в холодное время года»

Из опыта работы по реализации лин-проекта: «Совершенствование процесса организации одевания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (разновозрастная группа 5-7 лет) на прогулку в хо...

Проект: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»

1. Краткая аннотация проекта       Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки сист...