Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через театральную деятельность.( часть проекта " Познай себя")
консультация

Шумова Елена Ивановна

для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

через театральную деятельность

 

 Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственность, среда (социальная, биологическая), воспитание, собственная практическая деятельность человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе в сложной структуре развития. Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда, она также является одним из важнейших факторов самореализации личности.

«Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».

В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения целей и задач, которые объективно встают на каждом возрастном этапе.

Я работаю с детьми с нарушениями интеллекта. У детей данной категории системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства, в том числе театрального,  в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

Театрализованная деятельность - это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка.

Третий год я являюсь руководителем театрального кружка «Теремок».

Учитывая выше перечисленные особенности своих воспитанников, разработала программу кружка, где определила следующие задачи:

развивающие:

1.     Развитие творческих способностей, активности детей.

2.     Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

3.     Расширение представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к костюмам, театральным атрибутам.

4.     Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях.

5.     Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками, сверстниками.

коррекционные:

1.     Развитие речи детей с помощью  театрализованной деятельности: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, связной речи.

2.     Развитие артикуляционного аппарата, закрепление поставленных звуков в речи.

3.     Развитие мимики, интонационной выразительности речи, дикции.

4.     Развитие  координации движений, мелкой и общей моторики, чувства ритма.

5.     Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

6.     Развитие социальных навыков поведения: умение общаться с разными людьми, умение мирно разрешать конфликты.

7.     Коррекция эмоционально-волевой сферы: умение понимать эмоции окружающих, умение адекватно эмоционально реагировать в проблемных ситуациях

 

Особенности развития детей с ОВЗ,  их низкая познавательная активность, узкий кругозор, трудности в запоминании текстов – всё это  вызвало необходимость серьёзно относиться к подбору репертуара. В программе кружка большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке: «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др..

 

Работа над каждой сказкой проходит следующие этапы:

·        чтение, рассматривание иллюстраций к сказке;

·        просмотр мультфильма, беседа по содержанию, пересказ;

·        коррекционные упражнения: обводки, разрезные картинки;

·        изодеятельность: лепка, раскраски, рисование по мотивам сказки;

·        совместное изготовление элементов костюмов и плоскостных декораций;

·        распределение ролей, разучивание слов, репетиции.

 

Кроме этого на занятиях включаются:

·        хороводные, речевые игры («Гори- гори ясно», «Мы лисичку зовем», «Дедушка Водяной» - в основном из программы дошкольного воспитания);

·        логоритмические упражнения, разучивание танцевальных движений;

·        пальчиковые игры;

·        упражнения на развитие артикуляции, дыхания («Шар», «Задуем свечу»);

·        упражнения на развитие дикции, интонации (скороговорки, чистоговорки);

·        этюды на развитие эмоций, мимики, пантомимики и др..

 Приоритетным в работе с детьми с умственной отсталостью является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон, заботливое, внимательное отношение к детям. Так при распределении ролей учитываю индивидуальные особенности детей.

Например:

·       Люба  – весёлая, активная, дружелюбная девочка, хорошо заучивает стихотворные тексты, но имеется стойкое нарушение звукопроизношения – поставленные звуки с трудом закрепляются, слабый контроль за собственной речью, поэтому спонтанная речь часто непонятна для окружающих. Поручаю ей в основном главные роли. Но в процессе подготовки спектакля девочка серьёзно относится к заучиванию текста, репетициям и на празднике удивляет педагогов тем, что может говорить «чисто и понятно».

·       Амира  – подвижная, ритмичная, любит танцевать, поэтому её герою придумываем небольшой танец.

·       Катя  – неуверенный ребёнок, нарушена моторика, координация движений, с трудом заучивает двустишие, но занимается в  с желанием. Чтобы повысить ребёнку самооценку, создаём  благоприятные условия – у её персонажа очень короткий текст. Девочка остается очень довольна, что ни разу не ошиблась.

·       Даша  – практически неговорящий ребёнок с нарушением эмоциональной сферы. Сначала была  пассивным участником - в основном разукрашивала, собирала  разрезные картинки, смотрела  мульфильмы. В процессе совместной деятельности у неё появилось желание участвовать в инсценировках. Ей начали поручать роли, где персонаж произносит лишь звукоподражания (мяу, гав-гав).

Использование приемов театрализации формирует у детей слушательскую  и зрительскую культуру, обогащает жизненными впечатлениями, реабилитирует  личностные качества, помогает осмыслению жизненных задач, развитию творческих способностей, что является важной задачей в подготовке ребёнка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельности и  трудовой деятельности. Так в процессе подготовки спектакля, как я уже сказала,  дети вместе продумывают оформление, изготавливают декорации, элементы костюмов, учатся уважать и оценивать труд своих сверстников. Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с проблемами в развитии: во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело.

В процессе театрализации развивается такая черта характера, как чувство юмора. Это очень важно для наших воспитанников, так как они обидчивы, не понимают шуток, что приводит  к агрессии и конфликтам. 

  Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны психики детей с ОВЗ, а главным образом, на развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с...

Проект "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО"

Проект составлен  и проведён с детьми  ограниченных возможностей здоровья в тесном партнёрстве со здоровыми детьми  с целью развития творческих способностей в музыкально-образовательной...

Доклад на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацмю внеурочной деятельности"

Доклад на тему " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию внеурочной деятельности" который я зачитывала на педсовете.Проводила открытое занятие "Моя Р...

Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.

Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ...

Методическая разработка "Решение проблемы толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья через проектную деятельность»"

Данная публикация позволит педагогам в решении проблем работы в проектной деятельности с детьми с ОВЗ....