Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через театральную деятельность.( часть проекта " Познай себя")
консультация
для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_cherez_teatralizovannuyu_deyatelnost.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
через театральную деятельность
Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственность, среда (социальная, биологическая), воспитание, собственная практическая деятельность человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе в сложной структуре развития. Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда, она также является одним из важнейших факторов самореализации личности.
«Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».
В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения целей и задач, которые объективно встают на каждом возрастном этапе.
Я работаю с детьми с нарушениями интеллекта. У детей данной категории системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства, в том числе театрального, в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
Театрализованная деятельность - это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка.
Третий год я являюсь руководителем театрального кружка «Теремок».
Учитывая выше перечисленные особенности своих воспитанников, разработала программу кружка, где определила следующие задачи:
развивающие:
1. Развитие творческих способностей, активности детей.
2. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
3. Расширение представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к костюмам, театральным атрибутам.
4. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях.
5. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками, сверстниками.
коррекционные:
1. Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, связной речи.
2. Развитие артикуляционного аппарата, закрепление поставленных звуков в речи.
3. Развитие мимики, интонационной выразительности речи, дикции.
4. Развитие координации движений, мелкой и общей моторики, чувства ритма.
5. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
6. Развитие социальных навыков поведения: умение общаться с разными людьми, умение мирно разрешать конфликты.
7. Коррекция эмоционально-волевой сферы: умение понимать эмоции окружающих, умение адекватно эмоционально реагировать в проблемных ситуациях
Особенности развития детей с ОВЗ, их низкая познавательная активность, узкий кругозор, трудности в запоминании текстов – всё это вызвало необходимость серьёзно относиться к подбору репертуара. В программе кружка большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке: «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др..
Работа над каждой сказкой проходит следующие этапы:
· чтение, рассматривание иллюстраций к сказке;
· просмотр мультфильма, беседа по содержанию, пересказ;
· коррекционные упражнения: обводки, разрезные картинки;
· изодеятельность: лепка, раскраски, рисование по мотивам сказки;
· совместное изготовление элементов костюмов и плоскостных декораций;
· распределение ролей, разучивание слов, репетиции.
Кроме этого на занятиях включаются:
· хороводные, речевые игры («Гори- гори ясно», «Мы лисичку зовем», «Дедушка Водяной» - в основном из программы дошкольного воспитания);
· логоритмические упражнения, разучивание танцевальных движений;
· пальчиковые игры;
· упражнения на развитие артикуляции, дыхания («Шар», «Задуем свечу»);
· упражнения на развитие дикции, интонации (скороговорки, чистоговорки);
· этюды на развитие эмоций, мимики, пантомимики и др..
Приоритетным в работе с детьми с умственной отсталостью является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон, заботливое, внимательное отношение к детям. Так при распределении ролей учитываю индивидуальные особенности детей.
Например:
· Люба – весёлая, активная, дружелюбная девочка, хорошо заучивает стихотворные тексты, но имеется стойкое нарушение звукопроизношения – поставленные звуки с трудом закрепляются, слабый контроль за собственной речью, поэтому спонтанная речь часто непонятна для окружающих. Поручаю ей в основном главные роли. Но в процессе подготовки спектакля девочка серьёзно относится к заучиванию текста, репетициям и на празднике удивляет педагогов тем, что может говорить «чисто и понятно».
· Амира – подвижная, ритмичная, любит танцевать, поэтому её герою придумываем небольшой танец.
· Катя – неуверенный ребёнок, нарушена моторика, координация движений, с трудом заучивает двустишие, но занимается в с желанием. Чтобы повысить ребёнку самооценку, создаём благоприятные условия – у её персонажа очень короткий текст. Девочка остается очень довольна, что ни разу не ошиблась.
· Даша – практически неговорящий ребёнок с нарушением эмоциональной сферы. Сначала была пассивным участником - в основном разукрашивала, собирала разрезные картинки, смотрела мульфильмы. В процессе совместной деятельности у неё появилось желание участвовать в инсценировках. Ей начали поручать роли, где персонаж произносит лишь звукоподражания (мяу, гав-гав).
Использование приемов театрализации формирует у детей слушательскую и зрительскую культуру, обогащает жизненными впечатлениями, реабилитирует личностные качества, помогает осмыслению жизненных задач, развитию творческих способностей, что является важной задачей в подготовке ребёнка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельности и трудовой деятельности. Так в процессе подготовки спектакля, как я уже сказала, дети вместе продумывают оформление, изготавливают декорации, элементы костюмов, учатся уважать и оценивать труд своих сверстников. Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с проблемами в развитии: во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело.
В процессе театрализации развивается такая черта характера, как чувство юмора. Это очень важно для наших воспитанников, так как они обидчивы, не понимают шуток, что приводит к агрессии и конфликтам.
Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны психики детей с ОВЗ, а главным образом, на развитие личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру
В статье раскрываеся формирование навыков моделирования взаимоотношений с...
Проект "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО"
Проект составлен и проведён с детьми ограниченных возможностей здоровья в тесном партнёрстве со здоровыми детьми с целью развития творческих способностей в музыкально-образовательной...
Доклад на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацмю внеурочной деятельности"
Доклад на тему " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию внеурочной деятельности" который я зачитывала на педсовете.Проводила открытое занятие "Моя Р...
Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.
Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...
УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ...
Методическая разработка "Решение проблемы толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья через проектную деятельность»"
Данная публикация позволит педагогам в решении проблем работы в проектной деятельности с детьми с ОВЗ....