Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (текст)
материал
"Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_op_v_gr._komp._napravlennosti.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема презентации
«Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи»
Концептуальная основа права ребенка на реабилитацию, необходимую для своевременной и полноценной интеграции в школьное общество | Концептуальной основой функционирования логопедических групп являются права ребенка на реабилитацию, необходимую для своевременной и полноценной интеграции в школьное общество. В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей |
ФГОС ДО - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно – творческое развитие; - физическое развитие. - учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией Цель организации образовательного процесса система коррекционно-развивающей работы через полную интеграцию действий всех специалистов МБДОУ и родителей дошкольников. Задачи деятельности логопедических групп а) обеспечение всестороннего развития речи; б) создание системы комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи, коррекция имеющихся недостатков речи; в) подготовка детей к обучению в организации общего образования или специальной (коррекционной) образовательной организации для детей с тяжелыми нарушениями речи. Содержание образовательного процесса в логопедической группе
Организация образовательного процесса -учебный план, - расписание занятий Формы организации коррекционной работы в логопедической группе - фронтальные, - подгрупповые - и индивидуальные занятия Особенности построения учебно-воспитательной работы: - коррекционная направленность; - методы и приемы, обеспечивают развитие всех компонентов речи; - на всех занятиях, режимных моментах и других мероприятиях с соблюдением речевого режима Организация речевого режима а) речевое общение детей с педагогами, сотрудниками детского сада б) контроль за состоянием речи детей; в) активизацию лексики, грамматического строя г) индивидуализация занятий Функции учителя - логопеда: – диагностическая; – профилактическая; – коррекционно- педагогическая; – организационно- методическая – консультативная – координирующая – контрольно-оценочная Функции воспитателя: Функции педагога-психолога: Функции музыкального руководителя: Алгоритм образовательной деятельности воспитателей и специалистов Организация педагогического процесса в группе компенсирующей направленности: - речевая практика; - овладение компонентами языка; - становление функции речи; - оздоровительные мероприятия; - развитие двигательных функций Коррекционная работа - это комплексная медико–психолого-педагогическая помощь: - выбор и реализация образовательного маршрута; - преодоление затруднений в освоении АООП ДО Профессиональные функции специалистов ДОУ: - диагностическая; - проектная; - сопровождающая; - аналитическая Коррекционная работа: - непосредственно образовательная деятельность; - коррекция недостатков в ходе режимных моментов; - самостоятельная деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей Планирование НОД: - СанПиН; - Тематический принцип Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда для воспитанников с ОВЗ: - речевое развитие; - психическое развитие; - коррекционное сопровождение Диагностические методы: - беседы с детьми; - задания; - наблюдение; - изучение документации; - беседы с педагогами и родителями Основной этап коррекционно – образовательного – процесса
| В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, другие специалисты образовательного учреждения подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители воспитанников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей. Целью организации образовательного процесса является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Основные задачами деятельности логопедических групп Вы видите на экране, которые полностью направлены на развитие речи нуждающихся в этом детей
Содержание образовательного процесса в логопедической группе определяется адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников Организация образовательного процесса в логопедической группе ДОО регламентируется следующими документами: -учебным планом, разработанным в соответствии с Базисными учебно-развивающими планами дошкольной организации образования/групп для детей с нарушением речи, - и расписанием занятий, утверждаемым администрацией учреждения Учебный год в логопедической группе для детей с нарушениями речи начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май. Как правило, первая половина сентября отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы. В середине сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме при заведующем ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на первый период работы. Со второй половины сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных логопедических группах в Основными организационными формами коррекционной работы в логопедической группе являются общеизвестные обычные формы Особенности построения учебно-воспитательной работы: - методы и приемы, применяемые учителями-логопедами, воспитателями и специалистами, обеспечивают формирование и развитие всех компонентов речи; - коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностями развития ребенка осуществляется в процессе обучения и воспитания Организация речевого режима включает в себя: а) создание условий речевого общения детей с педагогами, сотрудниками детского сада, а также стимуляция речевой активности воспитанников между собой, дома, вне дошкольного учреждения; б) систематический контроль за состоянием речи детей, формирование у детей взаимоконтроля и самоконтроля; в) активизацию лексики, грамматического строя речи в процессе специально организованной работы; закрепление их в процессе учебной деятельности и обучения детей; г) индивидуализация занятий в соответствии с уровнем речевого развития каждого ребенка и пройденным материалом. Педагогический процесс для детей с нарушением речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально- психологическими особенностями развития воспитанников Ключевые позиции в организации коррекционно – речевой работы в условиях группы для детей с нарушениями речи принадлежит учителю - логопеду Воспитатель осуществляет: а) формирование у детей необходимого, доступного их пониманию объема знаний и умений во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечение разнообразие впечатлений; б) сочетание всех видов деятельности детей с развитием речи; в) проведение подготовительной коррекционно-развивающей работы по теме перед занятием учителя-логопеда и закрепление в повседневной жизни опыта и речевых навыков, полученных детьми на занятиях; г) уточнение и активизацию словаря в процессе режимных моментов, прогулок, экскурсий. 1) психолого-педагогическое обследование детей с нарушением речевого развития; 2) проведение коррекционно-развивающей работы по предупреждению и преодолению вторичных нарушений психического развития, вызванных нарушениями речи; 3) проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками; 4) осуществление динамического психолого-педагогического изучения воспитанников; 5) проведение консультативной работы с родителями логопедической группы по вопросам воспитания ребенка в семье. 1) развитие слухового восприятия и основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны, силы, высоты и тембра голоса; 2) формирование правильного речевого и певческого дыхания; 3) развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах; 4) обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями; 5) осуществление подбора и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, стимулирование познавательных процессов ребенка средствами музыки; 6) обогащение словаря дошкольников с нарушением речевого развития по лексическим темам; 7) развитие эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Воспитатели и специалисты (музыкальный руководитель, воспитатель-методист по ИЗО, воспитатель-методист по ФИЗО) строят свою непосредственно образовательную деятельность с детьми по алгоритму: а) первичное обследование, анализ результатов; б) планирование работы в соответствии с учебно-тематическими планами учителя-логопеда и с учетом формируемых в ходе непосредственно образовательной деятельности лексико-грамматических средств языка; в) проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей; г) консультирование родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания ребенка с нарушением речевого развития в семье. Педагогический процесс в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечивает целостное всестороннее воздействие на ребёнка, организуется специальная речевая практика ребёнка, целенаправленное формирование предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функции речи Помимо этого с детьми проводится комплекс оздоровительных мероприятий, особое внимание уделяется соблюдению режима дня, закаливанию организма, физическому воспитанию. Развитие двигательных функций и преодоление даже незначительных двигательных нарушений, наряду с ранней стимуляцией моторного развития, способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции. Таким образом, коррекционная работа по преодолению недоразвития речи у детей осуществляется в результате комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Комплексное психолого-медико-педагогического сопровождение воспитанников предполагает выбор и реализацию образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка, преодоление затруднений в освоении образовательной программы дошкольного образования. Устранение речевых нарушений у воспитанников требует комплексного подхода, объединения усилий всех специалистов ДОУ, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника Коррекционная работа включает время, отведенное на:
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в коррекционное занятие обеспечивают педагогам серьезный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов. Т.е. психических: восприятия, внимание, память, мышление). Особенно важна роль игры в плане становления познавательной деятельности, коммуникативного поведения. Составная часть коррекционно – речевой работы с детьми – психолого-педагогический и логопедический мониторинг, цель которого –выявить динамику и особенности продвижения в коррекционно- образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы.. данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер психолого-педагогического и логопедического воздействия на детей. Доминирующей при этом должна стать тактика активного включения освоенных речевых эталонов в ситуацию естественного общения, т.е. такая организация совместной деятельности взрослых и детей, которая стимулировала бы детей к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков. Посильный труд, игра, занятия изобразительной и конструктивной деятельностью, аппликацией, лепкой и др. обеспечивают полноценную мотивацию речи. В этих видах деятельности не просто формально закрепляются заданные речевые конструкции – речь оказывается мотивированной теми действиями, которые ребенок выполняет тем самым воспринимается им не как упражнение, а как необходимость. Заключительный этап коррекционно-образовательного процесса предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия, а у старших дошкольников определения общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы. Проанализировать данные логопедического мониторинга и оценить качество коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов и на основе обобщения результатов наметить пути ее оптимизации на следующий год. При планировании и проведении занятий (НОД) учителя-логопеда, воспитателей, других специалистов и определении их места в целостной системе работы ДОУ учитывается их соответствие СанПиН. Фронтальные, подгрупповые занятия ( НОД) позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Дополнительно такие занятия формируют у воспитанников умение войти в заданный темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и т.д. Технология проведения фронтальных / подгрупповых/ занятий (НОД) варьируется в зависимости от задач и этапа коррекционной работы, возраста детей, уровня их речевого и общего развития. В основе занятий (НОД) с воспитанниками лежит тематический принцип. Тематический принцип организации речевого занятия (НОД) позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении. Часть из них проводится учителем - логопедом, часть воспитателем и другими специалистами, поэтому происходит интеграция поставленных и решаемых разных задач при одновременном изучении темы. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа — концентрированное изучение темы (например, в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи воспитанниками (пассив), так и для ее активизации. Оптимизация содержания логопедических занятий обеспечивается их полизадачностью (или комплексным, интегрированным характером), когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. При этом цементирующим, обеспечивающим целостность занятий моментом могут выступать сквозная сюжетно-игровая линия, тематическая организация речевого и познавательного материала и т.д. Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда несет в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Создание развивающей среды является одной из задач коррекционного сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года, создаются комфортные, обеспечивающие безопасность воспитанников условия для занятий и эмоционального благополучия. Развивающая предметно-пространственная среда должна предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей в утренний, и в вечерний отрезки времени. Организационный этап коррекционно- образовательного процесса. Несмотря на то, что комплектование логопедических групп происходит на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии, в котором дано логопедическое заключение для каждого ребенка, логопед начинает учебный год с тщательного стартового психолого-педагогического и логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. В качестве основных диагностических методов могут быть использованы:
В случае необходимости ребенок может быть направлен на консультацию к врачу-психоневрологу, оториноларингологу, окулисту, психологу и другим специалистам. Обобщение данных, полученных в ходе углубленного изучения ребенка с помощью разных методов и из разных источников информации позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год). В то же время подробный анализ результатов логопедической диагностики, проведенный вместе с воспитателями, дает основание составить групповые педагогические и речевые «профили» и на их основании разработать долгосрочные программы групповой (подгрупповой) коррекционно- педагогической работы с детьми. На этом этапе основной акцент делается на собственно коррекционно-речевой работе с детьми. Она базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются: Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии. Задачи и содержание как индивидуальных, так и групповых занятий определяются исходя из структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями Перечисленные условия – дифференцированность, разносторонность, комплексность, систематичность коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ для детей с нарушениями речи – являются принципиальными и должны быть приняты во внимание при работе с каждым ребенком (группой детей) независимо от причин, характера и степени выраженности речевых нарушений. Эффективность работы по преодолению речевых недостатков зависит от включенности педагогического коллектива в педагогический процесс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Тестовое задание по программе «Содержание и организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации соответствии с ФГОС ДО»
Данный материал содержит вопросы и поможет быстро ответить на итоговое тестовое задание после прохождения дистационных курсов повышения квалификации по программе «Содержание и орг...
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Диплом участника в Googl-марафоне: использование онлайн инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации.
Диплом участника в Googl-марафоне: использование онлайн инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации....