Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"
материал (младшая группа) на тему
Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности.» В.А. Сухомлинский.
Сегодня я познакомлю вас с игровыми технологиями З. Дьенеша. Эта технология направлена на развитие внимания, памяти, логического мышления.
Венгерский математик и педагог Золтан Дьенеш является изобретателем развивающих блоков. Он глубоко убежден, что заниматься математикой нужно не на уроках, сидя за партой, а с раннего детства во время увлекательных игр. Однако, не глядя на форму подачи, содержание игр достаточно серьезное.
Во время игры дети могут освоить достаточно запутанные логические задачи, работать с воображаемыми системами. По мнению математика, навык взаимодействия с символами, их освоение выступает одним из завершающих этапов в развитии детского логического мышления.
Лoгический матeриал прeдставляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой - круглые, квaдратные, треугольные, прямоугольные;
2. Цветом - красные, жeлтые, синие;
3. Размeром-большие и маленькие;
4. Толщинoй-толстые и тонкие.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
С логическими блоками ребенок может выполнять много действий: менять местами, убирать, выкладывать, сравнивать.
Маленьких деток можно знакомить с геометрическими фигурами, цветом и размером предметов.
К блокам выпущены альбомы с заданиями: «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики», «Маленькие логики-2». Такие же альбомы выпущены для детей более старшего возраста (до 7 лет).
Примеры игр:
1) Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру)
2) Дай зайчику синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, маленькие, круглые)
3)Дай большой кукле большие фигуры, а маленькой- маленькие.
4) Мишка хочет играть квадратными фигурами, а зайка – круглыми.
5) Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
6)Угости куклу Машу круглыми синими фигурами.
Логические блоки Дьенеша предполагают бесчисленное множество игр, которые можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции – все это позволяют развивать чудесные кубики и треугольники. А если в какой-то момент вам и этого станет мало, приглядитесь к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей самых разных возрастов.
А теперь я предлагаю вам поиграть, чтобы вы снова почувствовали себя детьми.
1 игра: Найдите все фигуры, как эта? (воспитатель показывает фигуру, родители находят точно такую же по размеру, форме и цвету.)
2 игра: Разложи по цвету.
3 игра: Найди лишнюю фигуру. (Из предложенных 4 фигур, например, круг, квадрат, круг, круг, предлагается найти лишнюю и объяснить почему эта фигура лишняя.)
4 игра: Что изменилось?
5 игра: Продолжи цепочку по цвету: синяя, желтая. синяя.
6 игра: Составь картинку (альбом «Маленькие логики»)
7 игра: Найди блок по описанию.
С блоками Дьенеша могут играть дети с раннего возраста и до начальной школы. Усложняются только задания.
Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – речевое развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты
«Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение игр»...
Статья "Развитие детей раннего возраста через игры с песком"
"Самая лучшая игрушка для детей - куча песка!" К.Д. Ушинский...
Сенсорное развитие детей раннего возраста, через игры на восприятие цвета
Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в...
Консультация для родителей "Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты
Познавательное развитие детей раннего возрастачерез игры – эксперименты...
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"...
Статья "Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты"
В статье кратко описывается для чего надо заниматься экспериментированием с детьми раннего возраста .«Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действен...