Содержание форм психологического сопровождения детей с ОНР
рабочая программа
работа психолога с детьми с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_form_psihologicheskogo_soprovozhdeniya_detey_s_onr.docx | 56.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание форм психологического сопровождения детей с ОНР
Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, педагогами, взрослыми.
Периодичность групповых занятий с детьми старшей л группы – 1 раз в неделю, индивидуальных – по расписанию (не реже 1 раза в неделю), подготовительной группы – 2 раза в неделю, по индивидуальному образовательному маршруту по 1 разу в неделю.
Взаимодействие с педагогами (консультации, беседы и т.п.) – по запросам, по плану, а также по тетради взаимосвязи.
Взаимодействие с родителями (родительские собрания, беседы, консультации) – по запросам, по плану, с помощью индивидуальных электронных блокнотов (для детей с индивидуальным маршрутом образования по рекомендациям ПМПК).
Длительность занятий с детьми определяется в соответствии с СанПиН в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, а так же цели занятия.
При осуществлении всех направлений психологической деятельности используются индивидуальная и групповая формы организации образовательной деятельности.
2.1.1.Диагностика
Диагностическое направление детей с ОНР осуществляется с разрешения законных представителей ребенка.
Цель диагностики: выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей, определение зоны ближайшего и актуального развития.
Задачи диагностики:
- проводить психологическую диагностику, в том числе используя ИКТ;
-проводить регулярные скрининговые обследования с целью анализа динамики психологического развития детей;
-проводить углубленную индивидуальную диагностику;
-составить психологические заключения по результатам диагностики.
В начале учебного года (сентябрь) – с целью выявления уровня развития психических процессов и в конце года (май) – с целью определения достигнутых результатов и дальнейшего пути развития у детей 4-5, 5-6 лет и уровня школьной зрелости у детей 6-8 лет. По программе «Игротерапевтические аттракционы» в ходе коррекционной работы по программе Г.И. Репринцевой.
Диагностический инструментарий для детей 4-8 лет.
- Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. Комис. — М. :Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
- Павлова Н. Н., Руденко Л. Комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.-М.: Генезис, 2008
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» (Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.); под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2004.
- Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. -М.: Айрис-пресс,2010.
- Проективные диагностические методики («Кактус», «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок человека», «Дом, дерево, человек»)
- Диагностический пакет «Диагностика психологической готовности к школе» (принятый педагогами-психологами ДОУ г. Липецка).
2.1.2. Профилактика и просвещение
Цель психопрофилактики: предупреждение возникновения явлений дезадаптации у воспитанников, выполнение превентивных мероприятий по возникновению вторичных нарушений развития у детей, разработка конкретных рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи психопрофилактики:
- осуществлять психопрофилактическую работу с учетом особенностей детей с ОНР;
-осуществлять превентивные мероприятия по предупреждению возникновения социальной дезадаптации через комплексные программы;
-разрабатывать методические рекомендации для воспитателей по лексическим темам, направленных на предупреждение отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах развития детей;
-разрабатывать методические рекомендации для родителей с учетом индивидуальных особенностей детей.
Данное направление реализуется через включение психопрофилактической задачи в коррекционно-развивающие программы, реализуемые в старшей и подготовительной логопедических группах, а также через комплекс методических рекомендаций для воспитателей и родителей.
Цель психопросвещения: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов.
Задачи психопросвещения:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
- контролю за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье;
- обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей на данном возрастном этапе;
- предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;
- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и педагогов с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и т.д.. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и педагогов, так и по инициативе педагога-психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с готовностью к школе, технологическими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки). Для педагогов – реализация АООП ДОУ, систематика и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловливается анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.
Примерный перечень психологического просвещения педагогов и родителей
Средний и старший дошкольный возраст (4-6 лет)
Родители | Педагоги |
«Индивидуальность ребенка. Как ее учитывать в домашних условиях?» | «Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников» |
«Психологические особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста» | «Конфликты между детьми. Вопросы социализации. Решая задачи ФГОС ДО» |
«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка» | «Формирование социально-адаптированного поведения у детей старшего дошкольного возраста» |
«Нестандартный стандарт. О ФГОС ДО» | «Организация детских видов деятельности. Соответствуем ФГОС ДО» |
«Тревожный ребенок», «Гиперактивный ребенок» | «Как развивать навыки коммуникации у детей с ОНР» |
«Особенный ребенок. Как ему помочь дома?» | «Развитие познаний активности у детей дошкольного возраст. Соответствуем ФГОС ДО» |
«Как занять ребенка дома с пользой для его развития» | «Развитие абстрактно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» |
«Родительские директивы» | «Учимся общаться с детьми с ОНР» |
Серия «Что делать, если…» | «Сказки как источник творчества детей» |
Старший возраст (дети 6-8 лет)
Родители | Педагоги |
«Развиваем пальчики – развиваем речь у ребенка» | «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации» |
«Психологические особенности детей 6-8 лет» | «Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения» |
«Психологическая готовность ребенка к школе» | «Система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении» |
«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе» | «Развитие логических операций у детей старшего дошкольного возраста» |
«Кризис семи лет» | Серия «Соответствуем ФГОС ДО»: «Скоро в школу», «Игровая деятельность в ДОУ», «Партнерство с родителями воспитанников» |
«Стили взаимодействия взрослых с детьми» | «Гиперактивность ребенка – опасность для его будущего» |
«Десять заповедей для родителей будущих первоклассников» | «Детские конфликты» |
«Почему он не хочет учиться» | «Приобщите ребенка к миру взрослых» |
«Социализация. Возможности семейного воспитания.» | «Общение - это искусство» |
«Что такое целевые ориентиры» | «Влияние сказки на развитие ребенка» |
Коррекция и развитие
Цель коррекционно-развивающей работы – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
В старшей и подготовительной группе реализуется программа Н.М. Погосовой «Цветовой игротренинг».
Средства реализации программы: цветотерапия и игротерапия, психогимнастика, релакс-тренинг, развивающие игры и упражнения, речевые игры, коммуникативные игры.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, их продолжительность – 20- 25 минут.
Цель программы: комплексное развитие ребенка.
Задачи:
-развитие и коррекция речи;
-формирование волевых качеств и творческих способностей;
- развитие познавательных процессов;
-гармонизация эмоционального состояния.
Тематическое планирование
№ занятия и тема | задачи | Перечень упражнений и игр |
1 «Страна цвета» | 1.Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать. 2.Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе. 3.Обучение умению ясно и четко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать. 4.Практическое усвоения деления слов на слоги на примере слова «разноцветный». 5.Развитие слухового и зрительного внимания. 6.Формирование вкусовых образов. 7.Формирование умения плавно и длительно выдыхать. 8.Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения. 9.Формирование умения произвольно расслаблять мышцы тела. 10.Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать 11.Развитие фантазии и творческого воображения. 12.Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам. | ПОГРУЖЕНИЕ В ЦВЕТ Упражнение 6. Мою руки САМОВЫРАЖЕНИЕ В ЦВЕТЕ |
2 «Красный цвет» |
|
Самовыражение в цвете |
3 «Жёлтый цвет» |
|
Самовыражение в цвете |
4 «Коричневый цвет» |
|
Самовыражение в цвете |
5 «Зелёный цвет» | 1.Расширение представления детей о зеленом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. 2.Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже. 3.Развитие диалогической речи. 4.Развитие слухового и зрительного внимания. 5.Развитие умения ориентироваться в пространстве. 6.Закрепление умения длительно и плавно выдыхать, достижение координации дыхания, голосоподачи и движения тела. 7.Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений. 8.Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную. 9.Подбор родственных слов с общей частью «зелен». | 1.Вступление Погружение в цвет 2.Ощущение цвета 3.Положи и скажи 4.Зелёная змейка 5.лес 6.Зелёные обитатели леса 7.Родственные слова 8. Сказка «Зеленушка» (В. Кротов) 9. Итог Самовыражение в цвете |
6 «Оранжевый цвет» |
| 1.Вступление 2.Погружение в цвет 3.Ощущение цвета 4.Что умеют делать предметы 5. Я бы вырезал 6.Полёт бабочки 7.Лисица 8.Сказка «Рыжий город» (Г. Юдин) 9. Ах, как вкусно! 10. Итог занятия Самовыражение в цвете |
7 «Голубой цвет» |
| 1.Вступление 2.Погружение в цвет 3.Я нашел 4.Ощущение цвета 5. Он, она, оно, они 6.Голубой жук 7.Голубой вагон 8.Сказка «Голубой светофор» (Дж. Родари) 9. Полёт в голубом небе 10. Итог занятия Самовыражение в цвете |
8 «Серебряный цвет» |
| 1.Вступление 2.Погружение в цвет 3.Ощущение цвета 4. Он, она, оно, они 5.Что серебрится? 6.Серебряный звон 7.Отражение в зеркале 8.Я ль на свете всех милее? 9. Луна и месяц 10. Почему у месяца нет платья 10. Итог занятия Самовыражение в цвете |
9 «Коричневый цвет-2» |
| 1.Вступление 2.Погружение в цвет 3.Оттенки коричневого цвета 4. Ощущение цвета 5.Орешки 6.Сказка «Шоколадная дорога» (Дж. Родари) 7.Ах, как вкусно! 8.Если бы… 9. Итог занятия Самовыражение в цвете |
10 «Розовый цвет» |
10.Снижение эмоционально-психического и телесного напряжения. 11.Активизация творческого мышления, воображения и фантазии. | 1.Вступление 2.Погружение в цвет 3.Оттенки розового цвета 4. Ощущение цвета 5.Повтори по памяти 6.За малиной 7.Вкусное варенье 8.Сказка «История Слонёнка» (Г.Богумилова) 9. Итог занятия Самовыражение в цвете |
11 «Фиолетовый цвет» |
8.Снятие эмоционально-психического напряжения. | 1.Вступление 2.Погружение в цвет 3. Ощущение цвета 4. Фиолетовая дорожка 5.Цветочек 6.Фиолетовый запах 7.Сказка «Фиалка на Северном полюсе» (Дж. Родари) 8. Итог занятия Самовыражение в цвете |
12 «Белый цвет» | 1.Расширение представления детей о белом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания. Закрепление представления о разных цветах. 2.Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже. 3.Упражнение в умении строить полные предложения и описывать предметы, выделяя наиболее характерные особенности. 4.Развитие наблюдательности, логического мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать. 5.Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации. 6.воспитание чувства ритма и умения легко и красиво двигаться в соответствии с характером мелодии. 7.активизация лучших черт ребенка, чувствительности и восприимчивости к окружающему миру. 8. Развитие творческого мышления, воображения и фантазии. 9.Совершенствование коммуникативных навыков. 10.Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях и предложениях | 1.Вступление 2.Погружение в цвет 3. Ощущение цвета 4. Фиолетовая дорожка 5.Цветочек 6.Фиолетовый запах 7.Сказка «Фиалка на Северном полюсе» (Дж. Родари) 8. Итог занятия Самовыражение в цвете |
13 |
В подготовительной группе реализуется комплексная программа «В школу с радостью!», с 1 недели октября по 3 неделю мая. Она направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.
Задачи:
1. Расширение словарного запаса;
2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
3. Развитие свойств внимания;
4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
5. Развитие воображения;
6. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
При составлении программы «В школу с радостью!» опиралась на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования и на программу Н.Ю. Куражевой, Козловой И.А. «Приключения будущих первоклассников». Результативность освоения программы диагностируется по графику департамента образования г. Липецка с помощью диагностического пакета «Диагностика готовности к школьному обучению».
Результатом реализации программы является развитие у детей:
-наблюдательности и коммуникативных способностей;
-произвольного внимания;
-зрительной, слухоречевой памяти;
-тонкой и грубой моторики;
-активизации воображения;
-способности логически мыслить;
-пространственных представлений;
-способности адекватно оценивать свою работу.
Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Слова на букву»);
- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву».
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».
Занятия проводятся с группой детей. Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 1раз в неделю педагогом-психологом.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма контроля | Сроки проведения | Кол-во часов |
Сказки для школьной адаптации:
| Наблюдение, диагностика | 1-я неделя октября | 1 | |
Занятие 2. 1.Игра – разминка «Сад. Фрукты» 2. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка с базара пришла» 3. Смешные страхи 4. Работа в тетрадях 5. Упр. «Овощи и фрукты» 6. Хороводная игра «Урожай» 8. Рефлексия | Наблюдение | 2- неделя октября | 1 | |
Занятие 3. 1.Игра – разминка «Хлеб» 2. Пальчиковая гимнастика «Булочка» 3. Игры в школе 4. Работа в тетрадях 5.Упр. «Колосок» 6. Упр. «Земля-вода-воздух» 7. Рефлексия | Наблюдение | 3-я неделя октября | 1 | |
Занятие 4. 1.Игра – разминка «Перелётные птицы » 2. Пальчиковая гимнастика «Птицы» 3.Домашнее задание 4. Работа в тетрадях 5. Собирание портфеля 6. Упр. «Сова» 7. Хороводная игра «Гуси» 8. Рефлексия | Наблюдение | 4-я неделя октября | 1 | |
Занятие 5. 1.Игра – разминка «Лес» 2. Белочкин сон 3. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик в лес пошел» 4. Работа в тетрадях 5. Упр. «Грибы и ягоды» 6. Игра с мячом «Новые слова» 7. Рефлексия | Наблюдение | 1-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 6. 1.Игра – разминка «Домашние животные» 2. Пальчиковая гимнастика «Следы» 3. Работа в тетрадях 4. Госпожа Аккуратность 5. Упр. «Кто лишний?» 6. Игра с мячом «Назови лаского» 7. Рефлексия | Наблюдение | 2-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 7. 1.Игра – разминка «Дикие животные» 2.Пальчиковая гимнастика «Волк» 3. Жадность 4. Работа в тетрадях 5. Игра «Хитрая лиса, ты где?» 6. Упр. «Страхи в домиках» 7. Рефлексия | Наблюдение | 3-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 8. 1.Игра – разминка «Одежда. Обувь» 2. Пальчиковая гимнастика «Швея» 4. Работа в тетрадях 5. Волшебное яблоко (воровство) 6. Игра «Виды одежды по сезонам» 7. Рефлексия | Наблюдение | 4-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 9. 1. Игра-разминка «Моя семья» 2. Игра «Мамы и дети» 3. Работа в тетрадях 4. Подарки в день рождения 6. Упр. «Найди недостающий предмет» 7. Рефлексия | Наблюдение | 5-я неделя ноября | 1 | |
Занятие 10. 1. Игра-разминка «Зима» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Домашнее задание 4. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» 5. Работа в тетрадях 6. Игра «Нос – пол - потолок» 7. Рефлексия | Наблюдение | 1-я неделя декабря | 1 | |
11. | Занятие 11. 1. Игра-разминка «Дом. Мебель.» 2. Школьные оценки 3. Игра «Какое что бывает» 4. Пальчиковая гимнастика «Мебельная фабрика» 5. Игра «Бывает -не бывает» 6. Работа в тетрадях 7. Рефлексия | Наблюдение | 2-я неделя декабря | 1 |
12. | Занятие 12. 1. Игра-разминка «Посуда» 2. Ленивец 3. Упр. «Третий лишний» 4. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» 5. Работа в тетрадях 6.Упр. «Купи посуду» 7. Рефлексия | Наблюдение | 3-я неделя декабря | 1 |
13. | Занятие 13. 1.Игра-разминка «Новый год» 2. Загадка про Д.М. 3. Пальчиковая гимнастика «Снег» 4. Работа в тетрадях 5.Списывание 6. Рефлексия | Наблюдение | 4-я неделя декабря | 1 |
14. | Занятие 14. 1.Игра-разминка «Транспорт» 2. Упр. «Отгадай предмет по заданным признакам» 3. Пальчиковая гимнастика 4. Работа в тетрадях 5. Игра «Нос- пол- потолок» 6. Подсказка 7. Рефлексия | Наблюдение | 3-я неделя января | 1 |
15. | Занятие 15. 1. Игра-разминка «Строительные профессии» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Строим дом» 4.Работа в тетрадях 5. Упр. «Найди девятое» 6. Обманный отдых 7. Рефлексия | Наблюдение | 4-я неделя января | 1 |
16. | Занятие 16. 1. Игра-разминка «Бытовые приборы» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Бабушкин помощник 4. Работа в тетрадях 5. Упр. «Найди девятое» 6. Упр. «Будь внимателен!» 7. Рефлексия | Наблюдение | 5-я неделя января | 1 |
17. | Занятие 17. 1. Игра-разминка «Животные Севера» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Летает -не летает» 4. Прививка 5. Игра «Слушай внимательно» 6. Работа в тетрадях 7. Пальчиковая гимнастика 8. Упр. «Найди все цифры» 9. Рефлексия | Наблюдение | 1-я неделя февраля | 1 |
18. | Занятие 18. 1. Игра-разминка «Животные жарких стран» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Летает -не летает» 4. Больной друг 5. Работа в тетрадях 6. Пальчиковая гимнастика 7. Графический диктант 8. Игра «Путаница» 9. Рефлексия | Наблюдение | 2-я неделя февраля | 1 |
19. | Занятие 19. 1. Игра-разминка «Защитник Отечества» 2. Игра «Для чего это нужно» 3. Ябеда 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Графический диктант 7. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» 8. Рефлексия | Наблюдение | 3-я неделя февраля | 1 |
20. | Занятие 20. 1. Игра-разминка «Рыбы» 2. Игра «Для чего это нужно» 3. Шапка-неведимка 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Графический диктант 7. Игра «Отгадай, что это» 8. Рефлексия | Наблюдение | 4-я неделя февраля | 1 |
21. | Занятие 21. 1. Игра-разминка «Весна» 2. Задача для Лисенка 3. Упр. «Узнай настроение» 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Графический диктант 7. Рефлексия | Наблюдение | 1-я неделя марта | 1 |
22. | Занятие 22. 1. Игра-разминка «Народные игрушки» 2. Упр. «Ритм» 3. Спорщик 4. Упр. «Назови эмоции» 5. Работа в тетрадях 6. Пальчиковая гимнастика 7. Графический диктант 8. Рефлексия | Наблюдение | 2-я неделя марта | 1 |
23. | Занятие 23. 1. Игра-разминка «Родина» 2. Упр. «Ритм» 3. Обида 4. Физ. минутка «Четыре стихии» 5. Работа в тетрадях 6. Пальчиковая гимнастика 7. Графический диктант 8. Рефлексия | Наблюдение | 3-я неделя марта | 1 |
24. | Занятие 24. 1. Игра-разминка «Родной город» 2. Игра «Кто знает, пусть дальше считает» 3. Хвосты 4. Графический диктант 5. Физ. минутка «Четыре стихии» 6. Упр. «Найди такую же картинку» 7. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» 8. Рефлексия | Наблюдение | 4-я неделя марта | 1 |
25. | Занятие 25. 1. Игра-разминка «Виды спорта» 2. Корректурная проба 3. Драки 4. Графический диктант 5. Работа в тетради 6. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» 7. Рефлексия | Наблюдение | 1-я неделя апреля | 1 |
26. | Занятие 26. 1.Игра-разминка «Космос» 2. Игра «Что изменилось» 3. Грубые слова 4. Корректурная проба 5. Физ. минутка «Четыре стихии» 6. Подвижная игра по желанию детей 7. Рефлексия | Наблюдение, диагностика | 2-я неделя апреля | 1 |
27. | Занятие 27. 1.Игра-разминка «Творческие профессии» 2. Игра «Что изменилось» 3. Дружная страна 4. Корректурная проба 5. Упр. «Ветер дует на…» 6. Подвижная игра по желанию детей 7. Рефлексия | Наблюдение, диагностика | 3-я неделя апреля | 1 |
28. | Занятие 28. 1.Игра-разминка «Сказки» 2. Игра «Что изменилось» 3. В гостях у сказки 4. Корректурная проба 5. Упр. «Узнай героя» 6. Хороводная игра «Ворон» 7. Рефлексия | Наблюдение, диагностика | 4-я неделя апреля | 1 |
29. | Занятие 29. 1.Игра-разминка «День Победы» 2. Игра «Что изменилось» 3. Сто такое героизм? 4. Корректурная проба 5. Упр. «Защити от врага» 6. П/и «Солдаты на посту» 7. Рефлексия | Наблюдение, диагностика | 2-я неделя мая | 1 |
30. | Занятие 30. 1.Игра-разминка «Скоро в школу» 2. Игра «Что изменилось» 3. Упр. «Мои новые друзья» 4. Корректурная проба 5. Игра с мячом «Школьные принадлежности» 6. Рисунок «Моя учительница» 7. Рефлексия | Наблюдение, диагностика | 3-я неделя мая | 1 |
Итого | 30 |
2.1.4. Консультирование
Цель психологического консультирования: оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития и образования ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине педагог-психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.
Возрастно-психологическое консультирование
Задачи:
- ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка;
- своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;
- предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ОНР, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;
- составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей образования и общения для педагогов и родителей;
- составление рекомендаций по воспитанию, развитию детей в семье;
- коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.
Консультативная работа в дошкольном учреждении включает в себя также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в дошкольном учреждении.
Примерный перечень тем для психологического консультирования
- «Профилактика социальной дезадаптации у детей с ОНР»
- «Детские страхи»
- «Агрессивность»
- «Психологическое неблагополучие»
- «Непослушание»
- «Кризис 7-ми лет»
- «Тревожность»
- «Недостаточное развитие мелкой моторики»
- «Низкий уровень развития познавательных процессов»
- «Нарушения в сфере общения»
- «Застенчивость»
- «Нестабильность эмоционального состояния»
- «Гиперактивность»
- «Психологические проблемы детей с ОНР»
- «Психологическая поддержка семьи»
- «Роль игры в подготовке к школе»
- «Психологическая готовность к школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...
Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»
создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...
Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...
Совершенствование форм психологического сопровождения воспитательной работы в современном дошкольном учреждении
Консультация...
Совершенствование форм психологического сопровождения воспитательной работы в современном дошкольном учреждении.
Автор: Панькова Л.А., педагог-психолог...
Специфика психофизического развития детей с ОВЗ и содержание их комплексного сопровождения детей с ЗПР
Специфика психофизического развития детей с ОВЗ и содержание их комплексного сопровождения детей с ЗПР...
Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»
Презентация "Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»...