Методическая разработка Серия занятий на тему: «Осознание собственных эмоций в старшем дошкольном возрасте»
методическая разработка
Взрослый человек так или иначе способен осознавать и контролировать свои эмоции и чувства, что непосредственно связано с волевыми качествами его личности. Ребёнок же на это не способен в силу своей импульсивности и непосредственности. Это нормально и естественно.Данная методическая разработка поможет научить ребенка осознавать собственные эмоции и научиться их контролировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Серия занятий на тему: «Осознание собственных эмоций в старшем дошкольном возрасте»
Подготовила: педагог-психолог
Магомедова С.К.
Санкт-Петербург
2021
Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Человек — существо эмоциональное, и всё, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна и та же ситуация может вызвать разные чувства. Что-то нам нравится, вызывает восхищение, умиляет, успокаивает, а что-то раздражает, злит, тревожит, страшит.
Такие реакции способно вызвать всё, что нас окружает, начиная от звука проезжающего автомобиля и заканчивая облаком, пролетающим в вышине.
Факторов, влияющих на эмоциональный мир человека, множество: и темперамент, и воспитание, и состояние здоровья…
Взрослый человек так или иначе способен осознавать и контролировать свои эмоции и чувства, что непосредственно связано с волевыми качествами его личности. Ребёнок же на это не способен в силу своей импульсивности и непосредственности. Это нормально и естественно. Огромное влияние на самооценку и эмоциональную сферу ребенка оказываем мы, взрослые. Взрослые, дабы добиться послушания, порой запугивают детей, даже не замечая этого. Мы приписываем роль и вешаем ярлыки ребенку, когда злимся… из этого вытекает — вымещение негативных эмоций на других, страхи, робость, тревожность, застенчивость и др. Пока ребенок мал, легче исправить эмоциональную сферу ребенка, помочь ему поверить в себя, укрепить оптимизм и надежду, помочь проявить скрытые способности. Задача взрослого, научить ребенка осознавать собственные эмоции и научиться их контролировать.
Данная разработка является одним из множества вариантов, которые помогут способствовать гармоничному развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.
Цель: развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих людей, адекватно выражать свое настроение, снятие барьеров в общении.
Задачи:
- Расширить педагогические знания родителей о роли сказок в воспитании и развитии детей.
- Привлечь к участию в проведении сказкотерапии родителей воспитанников.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки ребенка и семьи.
- Развитие памяти детей.
Перечень используемого оборудования и материалов:
(I занятие)
- Оборудование для воспроизведения фонового прослушивания музыки;
- Текст сказки
(II занятие)
- Черно-белые герои сказки, вырезанные из бумаги;
- Фонарик;
- Оборудование для воспроизведения фонового прослушивания музыки
(IIIзанятие)
- Ватман;
- Раскрашенные герои сказки;
- Оборудование для воспроизведения фонового прослушивания музыки;
- Элементы для декорирования коллажа по сказке.
Краткое описание хода проведения занятия:
(I занятие)
Выбор сказки, исходя из преобладающих эмоций ребенка. Эмоциональное чтение сказки под музыкальное сопровождение.
Сказкотерапия – прекрасная возможность воздействовать на детей без скандалов и упреков, не травмируя их психику чрезмерным давлением, и одновременно корректировать поведение воспитанников в нужную сторону с учетом возрастных особенностей. Сказка зачастую способна помочь перенести чувства героев на себя, что в дальнейшем поможет ребенку интерпретировать эти чувства в повседневной жизни. Ребенок, который смог осознать собственные эмоции, уже будет знать, как их контролировать на примере героев, из уже знакомой сказки. Для того, чтобы ребенок хорошо запомнил сказку, знакомить его с литературным произведением необходимо эмоционально, с интонацией, акцентируя внимание на эмоциональном состоянии героев, и давая ему оценку. Если взрослый видит, что у ребенка возникают вопросы или затруднение с пониманием, необходимо отвлечься на уточнение. Важно понимать, что чем лучше ребенок запомнит и поймет произведение, тем лучше это отразится на конечном результате.
(II занятие)
Для выполнения второго этапа, взрослому понадобится сделать заготовки из бумаги в виде героев, из уже знакомой сказки. Герои должны быть черно-белыми, для того чтобы ребенок мог в дальнейшем раскрасить их вместе со взрослым. Проиграйте сказку с ребенком, используя технику теневого театра. После, можно попросить ребенка, раскрасить героев сказки, либо самостоятельно, либо с родителями. Такая совместная деятельность необходима для, того, чтобы ребенок вспомнил ранее прочитанное произведение и эмоции героев.
(III занятие)
3 этап подразумевает под собой рефлексию. Ребенку и взрослому нужно будет использовать уже готовых и раскрашенных героев, для изготовления конечного коллажа.
Во время деятельности, можно задать ребенку несколько наводящих вопросов: а как бы ты поступил? Кто тебе больше всего симпатизирует в данном произведении и почему?
Дайте ребенку возможность описать свои эмоции и отношение к героям, это поможет ребенку использовать опыт героев сказки, как свой собственный. Так ребенок будет понимать, как адекватно выражать свои эмоции исходя из «своего опыта».
Методические советы по его организации
- Использование фоновой музыки, усилит эмоциональный отклик ребенка на произведение.
- Лучше использовать спокойную, не раздражающую слух, мелодию без слов.
- Взрослый может подобрать самостоятельно сказку для ребенка, исходя из преобладающих эмоций ребенка (например: агрессия, беспокойство).
- Для подбора сказки можно использовать интернет-ресурсы.
- На втором этапе, ребенку будет достаточно минимального содействия взрослому для завершения работы над героями сказки (например: достаточно лишь приклеить глазки или палочку для держания)
- Заготовки героев лучше делать плоскими, так ребенку будет удобнее их раскрасить и использовать их для теневого театра.
- Для изготовления конечного коллажа используйте разнообразные элементы декорирования (блестки, наклейки ит.)
Список использованной литературы;
- Е.И.Изотова, «Психология дошкольного возраста»,2020
- М.Б.Зацепина, «Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования»,2010
- О.О.Косякова, «Психология раннего и дошкольного детства», 2015
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-305168-1380465684.jpg)
Цикл занятий по теме "Художественный витраж с детьми старшего дошкольного возраста"
Занятия направлены на расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о видах изобоазительного искусства, и на их подробное ознакомление с витражом. В ходе двух последних занятий дети самостояте...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/24/picture-472117-1408886080.jpg)
Конспект занятия по теме "Воздушный транспорт" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по теме "Воздушный транспорт" для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия По теме: ’’Дорожка здоровья” для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание: Совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены. Объяснить детям, необходимость витаминов для человека. Побуждать детей отвечать на вопросы. Развивать мышление, п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-447071-1638114899.jpg)
методические рекомендации по изучению темы "Азбука безопасности" с детьми старшего дошкольного возраста
В виде игровых заданий представлены методические рекомендации родителям по изучению темы "Азбука безопасности" с детьми дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/20/picture-1056662-1724149741.jpg)
План-конспект итогового занятия по теме "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал содержит игры и задания, которые позволяют показать разносторонние знания детей по теме "Зимушка-зима"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1280486-1603199803.jpg)
Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».
laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/22/picture-919551-1640195628.jpg)
Методическая разработка. ВИКТОРИНА на тему «АЗБУКА СПОРТА» для детей старшего дошкольного возраста
День здоровья является обязательным мероприятием в рамках воспитательной программы детей дошкольного возраста. Методическая разработка "АЗБУКА СПОРТА" к в...