Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений средствами музыки».
консультация

Щербачева Елена Юрьевна

«Формирование математических представлений средствами музыки».

Музыка и математика – чувства, эмоции и холодная точность. Казалось бы, что может быть общего? Оказывается, может.

В истории развития человеческой мысли, математика и музыка предстают как взаимосвязанные.

Видео вариант консультации можно найти по ссылке https://youtu.be/_JLDQwJhWNs

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование математических представлений средствами музыки».

Тема моего выступления «Формирование математических представлений средствами музыки».

Музыка и математика – чувства, эмоции и холодная точность. Казалось бы, что может быть общего? Оказывается, может.

В истории развития человеческой мысли, математика и музыка предстают как взаимосвязанные.

Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства — музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Древние философы считали, что музыка является частным проявлением математики. Они создали учение о Космосе, как о музыкально звучащем теле. По их мнению, Космос – это ряд небесных тел, каждое из которых при вращении издает свой музыкальный звук; расстояния между сферами и издаваемые ими звуки соответствуют гармоничным музыкальным интервалам. Они утверждали, что окружающий мир, его гармония и красота могут быть выражены разными символами, разными способами, в том числе звуками и числами.

В начале XX века наш знаменитый соотечественник философ А. Ф. Лосев пишет: «Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно».

Конечно, понять весь глубинный, философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно и, пожалуй, невозможно маленькому ребенку. Но почувствовать это интуитивно (как это почувствовали наши далекие предки), наверное, возможно, но при условии, что дети будут слушать по-настоящему художественную музыку (а не современный электронный суррогат), будут исследовать, самостоятельно осваивать мир звуков и различные виды музыкальной деятельности. Тогда они почувствуют и увидят, что звуки бывают короткими и длинными, их бывает много и мало и т. д.

Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. «Кто это у нас в углу сидит?» — спрашивает мама годовалого малыша и даже не задумывается о том, что это первоначальное знакомство с темой «Углы». Или заплаканному ребенку говорят: «Не плачь, куплю калач. Не реви, куплю целых три» — и малыш не только успокаивается, но и узнает названия чисел и цифр. Далее следуют колыбельные песенки с пересчетом элементов разных множеств, сказки, где есть ситуации с математическим смыслом.

Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать в игре ведущего, нужна считалка — это счет.

Вольно или невольно дошкольник получает математические знания. Математические понятия используются в нашей речи: круг, шар, квадрат, площадь, точка, длина, ширина, угол, прямая, кривая и т. д. Эти термины очень рано входят в детский обиход, и уже к четырем годам у дошкольников есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать. А дальше продолжается развитие словесно-логического мышления на основе наглядно-образного. Именно в этот период необходимо целенаправленное и систематическое создание условий для интеллектуального развития, которое должно осуществляться в соответствии с доминирующим у ребенка наглядно-образным типом мышления и ведущим видом деятельности — игрой.

Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.

Во-первых, она делает занятие необычным, более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка. Такое построение учебного процесса дает возможность каждому ребенку найти приемлемую для себя форму восприятия информации.

Во-вторых, как образец художественного творчества музыка насыщена образами, являющимися основой наглядно-образного мышления, доминирующего на данном возрастном этапе; и форма подачи материала во многом способствует непроизвольному и ассоциативному запоминанию, в ходе которого происходит усвоение новой информации, необходимой для своевременного формирования мыслительных процессов.

В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. Кроме того, именно в таких условиях происходит осознание нужности учебного материала, как всего, что интересно.

В-четвертыхмузыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание

В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных “физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр помогает детям в доступной форме разобраться в соотношении звуков по высоте, по длительности, развивает чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально - сенсорных способностей. Это такие игры как: "Птица и птенчики”, «Кошка и котята», "Три медведя”, "Звучащий клубок”, «Лесенка - чудесенка», «Ритмические палочки», «Угадай инструмент» и многие другие.

А вот, например, такие музыкально-математические  загадки закрепляют названия геометрических фигур, развивают ассоциативное мышление и воображение:

Нет углов у меня и похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо.

Со стола скачусь я вдруг, а зовусь я просто… (круг – бубен, барабан).

Какой инструмент похож на эту геометрическую фигуру?

Посчитай и посмотри: у него три стороны,

Три вершины, три угла, как зовут его, друзья? (треугольник, балалайка)

Я похож на яйцо, и как просто буква «О»,

Я почти как круг - малец, я такой, как огурец (овал -- погремушка)

Подвижные  музыкальные  игры "Найди листочку пару”, «Собрались мы в кружок»,  «Веселый мяч», упражнения «Дружные тройки», «Гномы и великаны», «Чей кружок скорее соберётся», «Большие и маленькие ноги», «Светофор» и т.д. способствуют закреплению знания цвета и формы предмета, представления о количестве и величине.

Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни-считалки, которые закрепляют навык счета. В старшем дошкольном возрасте интересны математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях.

Со старшими дошкольниками играем в такие игры, как «Мы пойдем сейчас направо», «Вперед четыре шага» и другие на закрепление  навыков ориентировки в пространстве (вправо, влево, вперёд, назад, движение по кругу, врассыпную), различные перестроения (в шеренгу, в колонну, в несколько кругов). Используются так же игры и песенки на закрепление порядкового счета и количества. Такие игры и песни вызывают у детей живой интерес, способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений, самостоятельности мышления, а главное освоению способов познания.

Так же при восприятии музыки, дошкольники закрепляют понятие «времена года» (кол-во времен года, кол-во месяцев), время суток (утро, день, вечер, ночь), знакомясь с музыкальными произведениями П.И. Чайковского Альбом «Времена года», Э. Григ «Утро», С. Прокофьев «Вечер» и т.д.

Проводимые исследования воздействия музыки на способности человека показали, что во время прослушивания классической музыки работают те же участки мозга, что и при решении логических задач. Современная нейропсихология указывает на высокий уровень пространственного воображения у музыкантов. Больших результатов дает обучение игре на музыкальных инструментах. Качества, которые вырабатываются у ребенка в процессе обучения, становятся основой для формирования логического, математического мышления, развивается память, образное восприятие. Занятия в музыкальной школе учат ребенка систематической нелегкой работе, постановке целей и их достижению.

Поэтому у одаренных детей очень часто сочетаются музыкальные и математические способности.

А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений средствами музыки»

Музыкальная логика и математика развивают мышление, даже упражнение пальцев при игре на музыкальных инструментах укрепляет мозговые клетки. Древние философы (пифагорейцы) считали, что музыка является ...

Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений дошкольников через использование информационных компьютерных технологий»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...

Консультация для воспитателей «Формирование математических представлений и осуществление мероприятий по коррекции речевой деятельности у детей с ТНР»

Данная консультация для воспитателей, работающих с детьми сатршего и подготовительного  дошкольного возраста с ТНР, раскрывает основыне коррекционно-развивающие задачи, принципы коррекционного об...

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия...

Мастер-класс для воспитателей Формирование математических представлений средствами игровых технологий

Мастер-класс для воспитателей Формирование математических представлений средствами игровых технологий...

Консультация для воспитателей: "Формирование математических представлений через комплекс дидактических игр и упражнений"

В данном материале указаны трудности, которые возникают у дошкольников с ОВЗ при формировании математических представлений. Предложены специальные игры и упражнения, которые помогут детям успешно овла...