Консультация для воспитателей: "Формирование математических представлений через комплекс дидактических игр и упражнений"
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
В данном материале указаны трудности, которые возникают у дошкольников с ОВЗ при формировании математических представлений. Предложены специальные игры и упражнения, которые помогут детям успешно овладеть математическими знаниями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 113
Консультация для воспитателей:
«Формирование математических представлений через комплекс дидактических игр и упражнений»
(1-й год обучения)
Учитель-дефектолог
Буздырина Ольга Борисовна
Калининград 2020
В программе Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1V вида (для слабовидящих детей) под ред. Л. И. Плаксиной в разделе «Формирование элементарных математических представлений» выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».
В связи со зрительной недостаточностью у дошкольников с нарушением зрения возникают трудности в овладении счетом последовательного ряда элементов множества, выполнения действий наложения и приложения элементов одного множества к элементам другого при сравнении их количества. Значительные трудности дети испытывают в зрительно-пространственной ориентировке, что приводит к обедненной информации о пространстве.
Поэтому необходимы специальные дидактические игры и упражнения, которые приведут к обогащению, расширению чувственного опыта и успешному формированию математических представлений.
Начиная с первого года обучения необходимо учить детей видеть и понимать реальные предметы в их взаимосвязях и пространственных отношениях. Учить видеть в реальных предметах эталоны формы, величины, пространства. Круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник – сенсорные эталоны плоскостных предметов. Куб, шар, эллипсоид, конус, цилиндр, параллелепипед – сенсорные эталоны объемных тел. Формировать эти представления следует по принципу нарастающей сложности, начиная от 1-3-х сенсорных эталонов.
Например, в начале года ребенка учат различать и называть форму геометрических фигур (круг, овал, квадрат) и соотносить ее с формой объемных тел (шар, куб, эллипсоид). В игре «Чудесный мешочек» ребенку предлагают найти на ощупь шар, яйцо и куб, называть их и выделить форму. В игре «Буратино – фотограф» взрослый показывает ребенку фотографии – плоскостные рельефные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат). Необходимо расставить объемные тела к плоскостным изображениям.
В конце года ребенка учат соотносить 4 сенсорных эталона. Например, в игре «Найди предмет», учат зрительно соотносить шар, куб. конус, кирпичик с формой натуральных объектов в группе, на участке.
Выделение количественных отношений на первом году обучения происходит без пересчета, на основе установления поэлементарного соотнесения между различными равными множествами. Сопоставление количества, величины и формы дети осуществляют путем накладывания друг на друга и затем прикладывания элементов друг к другу.
На первом году обучения у ребенка развивают умение сравнивать предметы по величине, используя слова: больше, меньше, одинаковые.
Например, в начале года учат различать и называть маленькие и большие предметы. В игре «Матрешки на дорожке» ребенку предлагают расставить матрешек на дорожку, сначала на большую, затем на маленькую.
В игре «Подбери коробку для игрушек» ребенка учат делать выбор тождественного предмета по величине (по образцу) и проверять его примериванием (такой, не такой). Ребенок прячет в коробку игрушку соответствующей величины и объясняет свой выбор.
В течение года дети учатся различать предметы по длине, ширине и высоте. Например, в игре «Дорожки к теремку» сравнивают дорожки по ширине путем наложения (приложения) и расставляют их в ряд от самой широкой к самой узкой. В игре «Елочка в ряд» дети учатся раскладывать елочки в ряд в порядке убывания высоты. Важно запомнить правило, что каждый раз выбираем самую высокую елочку из оставшихся. В игре «Каждой машине свою дорогу», учатся различать дороги по длине: длинная, короче, самая короткая. Соединяют разноцветные машины с дорогами разной величины.
При развитии пространственной ориентировки ребенок учится показывать части своего тела по словесной инструкции: «Подними правую руку», «Топни левой ногой», «Покажи правое ухо». Определяет направление по отношению к себе: впереди – сзади, справа – слева, далеко – близко, вверху – внизу. Важно учить использовать слова, обозначающие пространственную ориентировку. Например: пол внизу (под ногами), стена впереди, окна слева, дверь справа и т.д.
Ребенок учится понимать слова, выражающие временные понятия: сегодня, завтра, вчера; выполнять практические действия согласно понятиям быстро – медленно. Например, в игре «Пройди по дорожке», детям предлагают пройти по извилистой дорожке медленно, а по прямой быстро.
Важно, чтобы ребенок научился понимать движение времени с опорой на жизнь и занятия детей в течение суток: утром встаем, умываемся, делаем зарядку, гуляем, играем, занимаемся; вечером идем домой, играем; ночью ложимся спать.
Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование представлений о количестве и числе, величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве и времени, способствует успешному освоению математических представлений.
Литература: Л.И. Плаксина «Программа Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1V вида (для слабовидящих детей)» Москва «Город», 1999г.
Е.А. Чевычелова «Развернутое тематическое планирование» по программе под редакцией Л.И. Плаксиной, издательство «Учитель», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей « Формирование основ математических представлений в детском саду».
Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)В раннем детстве ребёнок знакомиться с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами...
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием сказочного материала"
В статье описывается работа по использоваванию материала сказок, оказывающего положительное влияние на формирование элементарных математических представлений....
Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»
Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»...
Консультация для воспитателей ««Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста»
Рекомендации по формированию элементарных математических представлений с помощью игр....
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Консультация для воспитателей. Обогащение прфессионального опыта педагогов...
Консультация для воспитателей Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр.
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр"....
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр"
Консультация для педагогов "Формирование мктематтческих представлений через использование дидактических игр"...