«ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ СФЕРУ»
консультация (старшая группа)

Консультация по формированию взаимоотношений у старших дошкольников,их влияние на поведенческую сферу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ СФЕРУ»

Способность общаться со сверстниками и взрослыми – это проявление коммуникативных особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми. Взаимоотношения с людьми играют огромную роль, и их ненормальность – это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.

Ребенок, который мало общается со сверстниками – не принимается ими в свои игры или сам не желает играть и организовать общение, чувствует себя неуверенным, уязвленным, отвергнутым. Это может привести к формированию низкой самооценки, возрастанию робости, замкнутости, агрессивности. Поэтому моя задача, как воспитателя, заключается в том, чтобы помочь ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками и этот фактор не тормозил развитию личности. В этом мне помогает театральная деятельность, т.к. именно она таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.

В условиях детского сада игра – одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, т.к. в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, - игра и труд, игра и занятие.

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку воздействовать на события, являющиеся для него интересными. Главной функцией такой игры становится то, что она всесторонне развивает и формирует личность ребенка, в связи, с чем выступает важным средством образования и воспитания детей. Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов. Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимую значимость в игровой деятельности ребенка. Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте определяет развитие всех жизненно-значимых сторон личности ребенка и подготавливает его к новой возрастной стадии развития.Сюжетно – ролевая творческая игра - первая проба социальных сил и первое их испытание. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры, помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.
Мы – воспитатели в игре выясняем: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступают ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т.д.
Многократные наблюдения нам показали, что ребенок в процессе игры самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируется коллективистские черты характера.
Тем самым игра сближается с задачами самовоспитания и помогает ребенку в овладении своим поведением.
Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложится в данном коллективе: это обмен игрушками, радость и сопереживание одного ребенка или группы детей, за успехи других, готовность подчиняться товарищу. Игры в коллективе вырабатывают организационные навыки.
Дети в средней группе уже группируются самостоятельно, они свободно выбирают себе партнеров. Большей частью эти группировки удачны – объединяются дети, которые дружат между собой, имеют общие интересы, примерно одинаковы по умениям. Хотя бывают и не удачные объединения.
Совместно играющие дети часто оказывают друг другу помощь, дают советы, контролируют действия. Мы постоянно следим, чтобы эти советы, помощь, взаимоконтроль активизировали детей, а не мешали инициативе.
Между детьми могут возникать разногласия из-за распределения игровых принадлежностей. Чтобы игра сразу протекала спокойно, важно дать детям правила распределения между собой игрушек. Первый способ распределения игрушек или ролей по жребию. Дети не глядя, вытягивают карты лото, кому какая достанется, но мы надеемся, что позже станет возможной простая договоренность. Еще, например, в хороводных и подвижных играх возникает конфликт между детьми – кто начнет играть. Во многих играх начинающих первым имеет ряд преимуществ, держит инициативу игры в своих руках. Дети 5 лет уже понимают это, и им не безразлично кто начнет игру. В таких случаях мы широко применяем считалки. Когда в игре занято несколько детей, считалки полнее пригодны. Во многих дидактических играх для детей, как и в подвижных играх, имеются элементы соревнования. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Иногда это вызывает излишнее возбуждение, азарт. Мы таких случаев стараемся не допускать. Воспитываем у детей доброжелательные отношения друг к другу во время игры, вызываем желание хорошо выполнить задание и ни в коем случае не допускаем насмешек над проигравшими, бахвальства выигравших. Проигравшему ребенку внушаем веру в свои силы, даем ему возможность исправить ошибку. Мы учим детей радоваться успехам товарища, приучаем их справедливо решать споры, которые нередко возникают в игре.
Наш опыт показал, что в игре складываются интересы и взаимоотношения детей, формируются первые навыки общественной жизни, только нужно умело руководить ими и вовремя направить в нужное русло.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ СФЕРУ» (ИЗ ОПЫТА)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕТЕМА:«ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ СФЕРУ» (ИЗ ОПЫТА) 2009 год...

Формирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на повседневную сферу.

В условиях детского сада игра – одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, т.к. в игре прослеживается взаимосвязь разных видов...

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников

Формирование доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям, в том числе и к сверстникам, можно считать, государственным заказом....

Статья: «Традиционные и современные подходы к формированию взаимоотношений у старших дошкольников, как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО»

В статье размещён авторский опыт работы по формированию взаимоотношений  у старших дошкольников. Раскрыты методы, используемые педагогом для внедрения современных образовательных технологий в обр...

Доклад к семинару "Формирование коммуникативных умений старших дошкольников под влиянием занятий физической культурой"

В двигательной деятельности детей складываются определенные формы общения с другими детьми и взрослыми....

«Формирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на поведенческую сферу»

В старшем возрасте дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры.В этих играх складываются благоприятные условия для формированиявзаимоотношений между детьми, как партнёров, товарищей, выпо...