МАСТЕР-КЛАСС "Игры с палочками Кюизенера"
материал
Цель мероприятия.
- Познакомить воспитателей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».
План проведения мастер-класса:
- Знакомство с цветными счетными палочками.
- Немного истории,
- Цель использования цветных счетных палочек
- Практические игры и упражнения с палочками
- Младший возраст:
- Много – мало,
- Сравнение по длине – развесим полотенца,
- Сравнение по высоте – построим заборчик,
- Геометрические фигуры,
- Развиваем логику.
- Средний и старший возраст:
- Количественный и порядковый счет – строим паровозик,
- Конструирование – строим дачный домик,
- Социализация – строим дерево, собачку,
- Коммуникация – дачный поселок.
- Математическая лесенка
- Состав числа – коврик.
- Младший возраст:
- Заключение.
- Пособия для работы с палочками Кюизенера.
Оборудование: палочки Кюизенера, картон зеленого цвета, подносы – по количеству присутствующих.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
"Игры с палочками Кюизенера"
Цель мероприятия.
- Познакомить воспитателей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».
План проведения мастер-класса:
- Знакомство с цветными счетными палочками.
- Немного истории,
- Цель использования цветных счетных палочек
- Практические игры и упражнения с палочками
- Младший возраст:
- Много – мало,
- Сравнение по длине – развесим полотенца,
- Сравнение по высоте – построим заборчик,
- Геометрические фигуры,
- Развиваем логику.
- Средний и старший возраст:
- Количественный и порядковый счет – строим паровозик,
- Конструирование – строим дачный домик,
- Социализация – строим дерево, собачку,
- Коммуникация – дачный поселок.
- Математическая лесенка
- Состав числа – коврик.
- Заключение.
- Пособия для работы с палочками Кюизенера.
Оборудование: палочки Кюизенера, картон зеленого цвета, подносы – по количеству присутствующих.
Описаниемастер-класса
Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Набором палочек обеспечивается каждыйребенок.
Эта уникальная методика по изучению чиселпроста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять. Существуют и условные классы:
Палочки 2,4,8(розовая, красная, бордовая)– это красная семья, кратная 2.
Палочки 3,6,9(голубая, фиолетовая, синяя)- синяя семья, кратная 3.
Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.
7- черного цвета.
1- белого цвета и кратна любому числу.
Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер), и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое четыре четверти.
Важно:
- Сначала проводится работа на наглядном материале,
- Работаем только за столом,
- Всегда ставим цель: зачем это выполняем (найти сходство, различие, посчитать и др.),
- Не даем образец!
Сначала знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
Программные задачи:
- Радел: КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
- Классификация предметов по разным признакам (по цвету и величине),
- Установление равенства и неравенства между группами предметов (путем наложения и приложения),
- Знакомство детей с числом. Состав числа из двух меньших и из единиц,
- Различать количественный и порядковый счет,
- Деление целого на части.
- Раздел: ВЕЛИЧИНА
- Сравнение предметов по длине и высоте,
- Измерение с помощью условной меры.
- Раздел: ФОРМА
- Младшая группа – только
- Средняя - и
- Старшая - , , и
- Раздел: ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
- За, между, перед
- Раздел: ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
- Что сначала, что потом
Примеры игр с палочками Кюизенера.
Младший возраст (не работаем с маленькими палочками, начинаем с голубой)
- На подносе лежат палочки: желтые, красные, голубые:
- Какие палочки лежат у вас на подносе?
- Сколько палочек? (много)
- Возьми с закрытыми глазами любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
- Отложите все желтые палочки. Какие палочки остались на подносе? Каких больше (меньше) красных или голубых? (Способом наложения или приложения.)
- Покажите не голубую и не красную палочку.
- Назовите цвет самой короткой и самой длинной палочки.
- Положи столько же палочек, сколько и у меня.
- Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
- Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.
- Сделайте из оранжевых палочек горизонтальную веревочку. Повесьте на веревочку желтые и голубые полотенца, чередуя их, слева направо.
- Покажите желтое (голубое) полотенце. Какого цвета полотенце показали? Сколько полотенец показали? (1)
- Какое полотенце короче? Какое длиннее?
- Подул сильный ветер, и все голубые (желтые) полотенца слетели. Какие полотенца слетели? Сколько? (много).
- Постройте вертикальный заборчик из красных и желтых палочек.
- Покажите высоту красного (желтого) заборчика.
- Сколько желтых (красных)? (много)
- Положите 3 красные палочки.
- Сколько палочек?
- Сделайте из них треугольник. Какую фигуру сделали?
- Что может быть такой формы?
- Положите 3 желтых палочки. Сделайте желтый треугольник.
- С какой стороны желтый треугольник? Где находится желтый треугольник?
- Какой треугольник больше (меньше)?
- Положите желтый треугольник под красным. Что у вас получилось?
- Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
- Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Ребенку надо вернуть все на место.
- Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».
- С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?
Средний и старший возраст
- Вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
А поедем мы на дачу. Что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь-дорогу... Составьте поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы».
- Сколько всего вагонов у поезда? Какой вагон находится между оранжевым и коричневым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее (правее) бордового?
- Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот — справа налево. Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какого цвета девятый вагон?
- В вагоне какого цвета ты поедешь? Какой он по порядку?
- Мы приехали на дачу и увидели домик. Сделайте его. ВНИМАНИЕ: домик выкладываем на картоне зеленого цвета!
- Какого цвета твой домик?
- Какой формы у тебя крыша?
- Сколько палочек ты использовал, чтобы сделать домик?
- На участке мы увидели дерево. Сделайте его.
- Где находится дерево? (слева, справа)
- Какое у тебя дерево? (яблоня, груша, …)
- Если дерево с плодами, то сколько плодов висит на твоем дереве?
- Там была собачка. Сделайте ее.
- Какой породы твоя собачка? Как ее зовут?
- Что собачка делает?
- Какое время года у тебя на даче? Какой месяц?
- Соединим все участки. У нас получился дачный поселок.
- Придумайте ему название.
- Сколько домов в вашем дачном поселке?
В ходе выполнения этого задания нами были решены вопросы
- Социализации,
- Коммуникации,
- Конструирования,
- Художественного творчества,
- Математические задачи.
- Математическая лесенка.Проходим пальчиками по всем ступенькам, пересчитывая их!
- Счет прямой и обратный,
- Пространственные отношения (за, перед, между),
- Длина (назови все палочки, короче фиолетовой),
- Порядковый счет,
- Лесенка сломалась. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.
- Состав числа – коврик.
- Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных.
- Показать картинку из пособия Новиковой. Посмотрите, какой домик. Кто в нем живет? Это Мышка-Малышка. Она очень хочет, чтобы в ее домике было уютно, и поэтому просит вас смастерить ей коврик. У Мышки-Малышки есть вот такая жёлтая палочка. Какое число она обозначает? Сколько белых палочек поместиться на жёлтой? (5) Верно, 5. В числе 5 – 5 единиц. Продолжите выкладывать коврик, чтобы в каждом ряду было по 2 разноцветные палочки. Закрепляем состав числа 5.
- Игра «Угадай, какую палочку я загадала». Играющие задают вопросы, на которые ведущий может отвечать только «ДА» или «НЕТ».
- Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.
Пособия для работы с палочками Кюизенера: педагогам показать различные дидактические пособия.
МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
Мастер-класс
«Игры с палочками Кюизенера»
в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских методик интеллектуально-творческого развития: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, интеллектуальные игры Никитина, развивающие игры В.В.Воскобовича»
Подготовил и провёл воспитатель
Низамова Ирина Александровна
с. Северное, 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС для родителей "Игры с палочками Кюизенера"
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»...
Мастер-класс "Развивающие игры с палочками Кюизенера"
Мастер-класс для родителей по знакомству с палочками Кюизенера....
Мастер - класс для родителей "Игры с палочками Кюизенера"
Данный материал познакомит родителей с приёмами работы с дидактическим материлом "Цветные счётные палочки Кюизенера"...
Мастер-класс для родителей с палочками Кюизенера. (деловая игра)
Мастер-класс для родителей...
Мастер-класс "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера"
Работа с дидактическими палочками имеет много плюсов: развивает мелкую моторику, стимулирует творческое начало. знакомит с математическими понятиями....
Мастер – класс для родителей «Использование палочек Кюизенера в математическом развитии детей дошкольного возраста».
Данный материал использовала на родительском собрании, где родители сами могли поиграть и почувствовать себя детьми....
Мастер-класс на родительском собрании: «Палочки Кюизенера и их использование в интеллектуальном развитии дошкольников».
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. И тема нашего родительского собрания выбрана не случайно,...