ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
статья
Аннотация: автор данной статьи отмечает, что игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте приобретают самостоятельный характер, открывают простор для индивидуальных замыслов детей. В старшей группе совершенно недопустимо как прямое навязывание детям готовых, идущих от воспитателя тем для игр, так и разучивание определенных сюжетов или строго тематический подбор игровой атрибутики, сковывающий детскую инициативу в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_igrovoy_deyatelnosti_v_starshem_doshkolnom_vozraste.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Черникова Любовь Петровна
воспитатель
Аннотация: автор данной статьи отмечат, что игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте приобретают самостоятельный характер, открывают простор для индивидуальных замыслов детей. В старшей группе совершенно недопустимо как прямое навязывание детям готовых, идущих от воспитателя тем для игр, так и разучивание определенных сюжетов или строго тематический подбор игровой атрибутики, сковывающий детскую инициативу в игре.
Ключевые слова: игра, гендерный подход, игровые интересы.
Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем.
Игра, с одной стороны, позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны, помогает приобщить к самым разнообразным сферам жизни взрослых.
В формировании игры можно выделить три основных этапа: 1) усвоение условных действий с игрушками и предметами – заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3) усвоение способов построения сюжета.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребёнка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Важно также сформировать у детей умение в пределах одного сюжета выполнять последовательно 2–3 роли.
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Взрослый учит фантазировать, воображать.
К пяти годам дошкольники при правильном педагогическом влиянии, обеспечивающем своевременное обогащение жизненного опыта, уже умеют самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры: выбирать тему игры, создавать предметно- игровую среду, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения.
У старших дошкольников совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр с постройками. Творческая игра, отмечала Д.В. Менджерицкая, должна входить в плановую педагогическую работу как одно из важнейших средств коммунистического воспитания.
Известно, что сюжеты детских игр самостоятельно развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, приобретенных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач.
На формирование коллективной игры существенно влияет развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка. А.П. Усова писала, что в играх детей отражаются их общее развитие и культура. Яркость и красочность содержания, богатство личности играющих.
Сюжетно- ролевые игры в старшем дошкольном возрасте приобретают самостоятельный характер, открывают простор для индивидуальных замыслов детей. В старшей группе совершенно недопустимо как прямое навязывание детям готовых, идущих от воспитателя тем для игр, так и разучивание определенных сюжетов или строго тематический подбор игровой атрибутики, сковывающий детскую инициативу в игре. В отведенное детям время для собственных игр, воспитатель не должен ничем занимать и никоем образом не подменять игру обучением.
Д.Б. Эльконин изучал значение игры для ребёнка. В своей книге «Психология игры» он отмечает: «Игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек – его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности»
П.А. Рудик указывает и на ряд психологических особенностей игры, вскрывая как бы второй, более глубокий слой развития.
В этой связи отметим указания П.А. Рудика на развитие мотивов игры. В старшем возрасте детей интересует не просто та или другая роль, но и то, на сколько хорошо она выполняется, повышается требовательность к правдивости и убедительности выполнения роли. Эти особенности, по мнению автора, являются существенными и определяют собой все другие.
Игровая деятельность складывается у ребёнка в результате стихийных или целенаправленных воздействий среды, которую образуют специфические игровые образцы и предметно-игровая среда. В рамках концепции формирования игры в дошкольном детстве, разработанной Н.Я. Михайленко, было показано, что наиболее полно ребёнок овладевает игровой деятельностью, если ему целенаправленно и поэтапно передаются усложняющиеся средства построения игры. Для старшего дошкольного возраста задача целенаправленного формирования игры связывается с формированием общего способа творческого построения сюжета игры – сюжетосложения.
Д.Б. Эльконин так писал о значении игры: «...возникает новая психологическая форма мотивов... происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности».
В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д. В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).
А.В. Запорожец говорил о том, что игра вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметных действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и не могли быть по-настоящему освоены.
Еще при жизни Л.С. Выготского стало ясно, что в исследовании игры необходимо переходить к экспериментальному ее изучению. Экспериментирование над игрой в целом и отдельными ее структурными элементами очень сложно. Оно требует активного вмешательство в ход игры, а игра при таком вмешательстве легко разрушается.
С нашей точки зрения, экспериментальное исследование игры возможно только в процессе длительного формирования игровой деятельности одного и того же коллектива детей со специальной целью такого управления ее развитием, при котором основная задача состояла бы в выяснение возможностей и условий перехода с одного уровня развития игры на другой. Такая стратегия формирования какого – либо процесса до заранее заданного уровня широко применяется в работах многих психологов, принадлежащих к школе Л.С. Выготского. Эта стратегия, носящая название экспериментально-генетического метода, принципиально отличается от простого эксперимента тем, что включает активное формирования перехода процесса или деятельности с более низких уровней на все более и более высокие. Такая стратегия особенно важна при исследовании процессов развития, т.к дает возможность создать его экспериментальную модель. Она оправдала себя при исследовании развития отдельных психических процессов (восприятие, памяти), при изучении перехода от элементарных к более высоким формам мышления, при формировании научных понятий и т. п. Примеры таких исследований даны в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др.
Однако на практике наблюдение показало что:
80% воспитанников среди девочек показали высокий уровень гендерных предпочтений в игровой деятельности. Это говорит о том, что к 6–7 годам у ребёнка возникают разнообразные игровые замыслы. Игровые задачи ребёнок уже практически всегда ставит самостоятельно. У ребёнка к этому возрасту появляется определённый круг друзей, с которыми ему нравится и хочется играть. У ребёнка происходит начало усвоения половой роли.
80% воспитанников среди мальчиков показали высокий уровень гендерного развития. Это говорит о том, что к 6–7 годам у ребёнка возникают разнообразные игровые замыслы. У ребёнка к этому возрасту определённый круг друзей, с которыми ему нравится и хочется играть.
Таким образом, игровые интересы девочек и мальчиков отличны, и достаточно разнообразны. У девочек преобладают социально – бытовые темы, ролевое взаимодействие у них более длительно, чем между мальчиками. Девочки стараются передать женское своеобразие, умеют хорошо перевоплощаться. Игровые интересы девочек более устойчивы, обдуманны и стабильны. Ролевые действия мальчиков часто носят непредсказуемый и непродолжительный характер. Они не умеют мирно договариваться, в ход идёт сила. Если девочки объединяются по симпатиям, то мальчики в зависимости от интереса к содержанию игры. Но ролевые действия у мальчиков более разнообразны, чем у девочек.
Список литературы
- 1. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров
/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2012. – 510 с.
- 2. Зайцева О.Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника [Текст]: Учеб. Пособие / О.Ю. Зайцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2010. – 248 с.
- 3. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике [Текст]: Дис … д-ра пед. наук / Е.Н. Каменская. – Ростов н/Д., 2006. – 385 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию«Развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Отчет по самообразованию«Развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»...
Особенности руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста
В статье указаны некоторые особенности руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста...
Статья «Возможности использования лего-конструирования в развитии игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
В современных условиях развития, дошкольное образование претерпело ряд некоторых изменений. Одним из важных нововведений федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), ...
Особенности руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
Дети играют, потому что развиваются, а развиваются, потому что играют. В процессе игры дети развиваются, обогащают свой мир познаний, развивают творческий потенциал, стараются определить себя в своем ...
Развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру (срок реализации 2 года).
Моя методическая разработка по театрализованной деятельности, которую я реализую в старшей и подготовительной группе...
Развитие игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
Развитие игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте В период детства сложный механизм игры, включающий в себя на высших стадиях ее развития воображаемую ситуацию, ролевое поведение, дейст...
Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации
В этой статье раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников. Представлен проект «Образовательная среда ...