Мастер класс на тему «Использование счетного материала на занятиях математикой в ДОУ»
методическая разработка (младшая группа)

Тимофеева Галина Владимировна

Цель мастер-класса:
повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога  с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс на тему

«Использование счетного материала на занятиях математикой в ДОУ»

Воспитатель Тимофеева Г.В.

Цель мастер-класса:
повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога  с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений

Воспитатель, воспитатель —

 Детских ярких душ создатель.

Как в ларец волшебный сложит –

 Все, что пригодиться может:

В детском саду работают волшебницы и у каждой есть свой волшебный ларец и не один.  На занятиях математики я использую ларец математических знаний. В нем очень много различного материала, который поможет ребятам сформировать элементарные математические знания. Мне хочется познакомить вас с некоторыми из них.

Набор «Медвежье семейство» «Сортируем, считаем, играем» используя медвежат. Этот набор можно использовать для любого возраста.

Задачи:

  • Научить ребенка считать, распределять по определенному признаку, устанавливать соответствие.
  • Развивать мелкую моторику, образное мышление.
  • Дать огромный простор для фантазии

В начале занятия я предлагаю детям отправиться в страну где живут одни медведи и которые любят играть. Предлагаю им поиграть с ними разложив их в определенной последовательности путем наложения, а потом на своем листе смотря на образец повторить. Попробуйте используя узкие карточки справиться с заданием.

(воспитатели выполняют задания)

Есть картинки, которые можно использовать как наглядный материал, так и в индивидуальной работе. Такие карточки лежат у вас на столах. Используя их можно выполнять различные задания. С помощью них можно закрепить величину, цвет,  счет, учиться располагать в определенной последовательности предметы.

Следующий счетный материал, на котором я хотела бы остановиться это Дары Фребеля

Задачи:

  • развить мелкую моторики рук;
  • познакомить с основными свойствами предметов: их цветом, формой, физическими свойствами материала;
  • сформировать представления о длине, высоте, размере предметов;

дать представление о понятиях «число», «целое» и «часть», учить считать;

  • развить речь, мышление, логические  и творческие способности; обучить составлению фигур из фрагментов, конструированию

          Фребель был первым кто систематизировал детские игры, определив для каждой

свое  место  и  время,  разделив  изобразительные,  трудовые  и  ручные занятия. Он утверждал, что «детская игра — это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира».

           Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!

         Дары Фребеля можно использовать в разных образовательных областях.

         Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.

         Мы начали ими пользоваться совсем недавно. Детям очень нравится узнавать содержимое каждой коробочки. Как я использую это на занятиях математики?

        Самый первый дар- это семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке. Как вы думаете почему мяч? Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды. Играть с ним можно с 3 месяцев. Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?

Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.

Давайте поиграем.

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветом; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику, счету.

Модуль с палочками разного цвета и размера.

С помощью палочек можно предложить изобразить геометрические фигуры и   построить домик для медвежат. Домик можно построить  и поселить в нем определенное количество медвежат различных по цвету или размеру.  Так же можно предложить выполнить из палочек:

- дорожку;

- лесенку;

- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;

- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;

- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще рисуем смелее»;

- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;

- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».

Дары можно использовать и в индивидуальной работе. С помощью фишек можно посчитать сколько зернышек и какого цвета предложила лиса петушку. С помощью мозайки детки могут выложить узор по цвету и форме.

            Модуль с плоскостными фигурами: квадратиками, треугольниками, кругами. Требование – плоскость, на которой ребенок будет выкладывать фигуры, должна быть ограничена, для того чтобы композиция была законченной и он смог отделить свою работу от чужой. Это может быть лист бумаги, крышка от ящика.

Исследуя фигуры, ребенок понимает, что у них есть грани, углы, одни дружат-соединяются гранями, а другие нет.

Используя «Дар» можно выложить елочку, обращая внимание на форму и цвет фигур, украсить ее к Новому году шарами. Обратить внимание на то, что шар это круг.

А сейчас, я вам предлагаю побыть в роле детей и поиграть с дарами Фребеля. Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе из разных даров

 Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)

Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)

Выше папы, (сложить человечка из наборов)

Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)

Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)

 А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)

Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)

Я думаю играть с дарами вам было интересно.

Вынимая материал из ящиков необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить  на место.

«Дары Фребеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Разработаны игры с использованием «даров» и распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться самостоятельно.

(показ книг)

Для  игр  можете использовать любые наборы Фребеля по своему усмотрению, которые будет нацелены на достижение той или иной образовательной цели.

Ну а сейчас предлагаю посмотреть на  волшебный цветок,  сорвать каждому по лепестку и продолжить предложение.

Сегодня я узнала…

Я хочу….

Я буду….

Мне надо…

Обязательно….

Я думаю….

Я собираюсь…

Мне очень хочется…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Использование элементов ТРИЗ при организации занятий с детьми первой младшей группы"

Выступление на родительском собранииЦель:Познакомить родителей с разными техниками в изобразительной деятельности;Применять игровые приемы в процессе работы с детьми....

Мастер-класс на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»

Мастер-класс для педагогов на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»...

Мастер- класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.              З...

Мастер-класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста....

Презентация. Мастер – класс на тему «Использование Bee – Bot лого робота «Пчела» на музыкальных занятиях».

Презентация. Мастер – класс на тему «Использование Bee – Bot лого робота «Пчела» на музыкальных занятиях»....

Мастер - класс на тему: " Использование игровых технологий на музыкальных занятиях и праздниках в ДОУ "

Цель: Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых технологий на музыкальных занятиях и праздниках.Задачи:- познакомить с различны...

Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.Задачи:Познакомить участников ма...