«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе, и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Одним из показателей профессиональной компетенции воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремление к росту, самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_doshkolnikov.docx | 227.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Алёнушка» п. МКК г. Рудни Смоленской области
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Музыкальный руководитель: Михайлова Ирина Витальевна
Пояснительная записка.
«Я чувствую себя вправе сказать:
Да здравствует самообразование во всех областях.
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
К. И. Чуковский
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе, и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Одним из показателей профессиональной компетенции воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремление к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель 21 века – это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач.
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получить разными способами. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование.
Моя самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе ситуаций. В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими) .
Метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей. Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.
Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
Задачи:
1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития;
2. Провести анализ научно-методической литературы по проектной деятельности;
3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе;
4. Разработать перспективный план работы с детьми;
5. Разработать проекты по познавательному развитию детей:»Родные люди», «Моя малая Родина», «Овощи и фрукты», , «Книжкина неделя».
6. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу.
Предполагаемый результат:
- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей (проектная деятельность) ;
- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества;
- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания.
- предметно-пространственная среда отвечает требования ФГОС ДО.
- родители активно взаимодействуют с педагогом, творчески относятся к проблемно-поисковой деятельности, участвуют в разработке способов поисковой деятельности и интеллектуальных операций.
Изучение методической литературы:
1. Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
2. Маханева, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г.
4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
5.Гусарова Л.ф. Проектная деятельность в детском саду. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
-Махачкала:ДИПКПК,2013г.
6. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
* Регулярный просмотр интернет ресурсов
- www.nsportal.ru
- www. maam.ru.
- www.detskysad.ru
- www.doskolnik.ru
- www.planetadetstva.net
Содержание деятельности
Анкетирование родителей по темам: «Знаете ли вы своего ребенка? », «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Ваши пожелания и ожидания».
Организация предметно-пространственной среды: создание уголка по экспериментированию, пополнение необходимыми материалами и оборудованием.
Оформление стенда детских творческих работ.
Разработка и реализация проекта « Родные люди»
Цель проекта:
Вовлечение жизненного опыта бабушек и дедушек воспитанников в образовательный процесс открытого образовательного пространства «Детский сад – Семья».
Задачи:
- развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость,
- формировать коммуникативную компетентность путем развития навыков общения детей со взрослыми,
- адекватно вести себя в обществе детей и взрослых,
- воспитывать любовь и уважение к старшему поколению,
- учить вежливости и доброте к окружающим.
Разработка и реализация проекта «Моя малая Родина».
Цель: осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
1. Формировать первичные представления о своей стране, о своем городе.
2. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн
3. Познакомить с историей родного села.
4. Посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному городу, к родному дому;
5. Воспитывать интерес к посещению культурных объектов города.
6. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе.
7. Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему селу.
8. Побудить желание узнать большее о родном селе.
9. Пробуждать желания сделать для своего села, что-нибудь полезное.
10. Заучивание с детьми домашних адресов.
11. Формировать элементарные исследовательские навыки.
12. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников".
Самообразование...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...
Программа Самосовершенствования педагога «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО в сельском детском саду»
Вашему вниманию предлагается Программа Самосовершенствования педагога «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации...
Презентация на тему:"Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Становление новой системы образования, требует серьезных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образов...
Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника»
Выступление на педсовете...
Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»...