ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ
статья (подготовительная группа)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Воспитатель МБДОУ №3
Корчевская Анна Юрьевна
Семья – исторически сложившийся государственный институт, обладающий специфическими ресурсами воспитания подрастающего поколения.
Действительно, современная наука располагает данными, свидетельствующими о том, что семья, семейное воспитание обладает уникальными возможностями, с которыми не может сравниться общественное воспитание в образовательных учреждениях (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.А. Куликова и др.).
Исследователь Т.А. Маркова утверждает, что сила и стойкость семейного воспитания обусловлена следующими факторами:
- глубокий эмоциональный, интимный характер взаимоотношений;
- постоянство и длительность воспитательных воздействий;
- объективная возможность для включения детей в разнообразные виды деятельности;
- преемственность поколений;
-формирование полоролевой идентификации [2].
Период дошкольного детства характеризуется сопровождением ребенка со стороны взрослых, в первую очередь родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций и (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Н.В. Кузьмина, А.А. Люблинская, Е.В. Соловьева, Т.В. Фуряева и др.).
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) имеют преимущественное право на воспитание и обучение детей. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (ст.44 п.1)[3].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет специфику отношений дошкольных образовательных организаций (ДОО) и родителей. Данный нормативный документ рассматривает сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей, приобщение детей к традициям семьи (пункт 1.4) как ведущие принципы дошкольного образования [5].
Родители (законные представители) как субъекты образовательных отношений, имеют возможность участвовать в образовательной деятельности ДОО (пункт 3.1):
- в организации образовательного процесса и развивающей среды;
-в оценке и контроле за деятельностью ДОО;
- в разработке планирования совместной деятельности детей и взрослых и др.
В связи с этим изменяется позиция дошкольной образовательной организации в работе с семьями воспитанников. Эти изменения предполагают ее открытость, активное взаимодействие с родителями (законными представителями).
На наш взгляд, взаимодействие ДОО и семьи - это образовательные отношения субъектов дошкольного образования, обеспечивающие гармоничное, разностороннее развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
Процесс взаимодействия педагогов и родителей обусловлен следующим:
- Возможности родителей выступать субъектами педагогического процесса и получить непосредственный опыт педагогической деятельности;
- Оценке уровней сотрудничества педагогов и родителей, основанного на партнерстве и диалоговых отношениях.
В условиях стандартизации дошкольного образования актуальными направлениями взаимодействия ДОО с родителями являются:
- Изучение семьи:
-изучение социологического статуса семьи, семейных традиций, интересов и хобби семьи, потребностей и запросов родителей;
-удовлетворенность родителей работой ДОО;
- проблемы родителей в воспитании и обучении детей и т. д.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей:
-повышение уровня общей, педагогической и правовой культуры;
-гармонизации детско-родительских отношений,
- формирование родительской компетентности в области дошкольного образования (ознакомление родителей с особенностями развития ребенка, с содержанием образовательного процесса и формирование у родителей способов адекватного взаимодействия с детьми, обучение навыкам эффективного общения и т. п.).
3. Включение родителей в содержательную совместную деятельность с ДОО:
-участие в создании развивающей среды и воспитательно-образователь-ного процесса,
-планирование и проведение различных мероприятий.
Мы полагаем, что уровень взаимодействия дошкольного образовательной организации с семьей является показателем профессиональной компетентности педагогов и педагогической деятельности коллектива в целом.
С целью обеспечения оптимальных условий для построения образовательных отношений между субъектами образовательных отношений в нашем исследовании определены следующие уровни развития взаимодействия педагогов ДОО и родителей: нулевое, формальное, ситуативное и активное сотрудничество.
Нулевое взаимодействие - стремление избегать контактов с педагогами, либо с родителями.
Формальное взаимодействие - родители принимают формальное
участие в процессе взаимодействия, выполняя отдельные поручения.
Ситуативное взаимодействие - взаимодействие переходит на
качественно новый уровень. Родители принимают непосредственное участие в образовательной деятельности ДОО.
Активное взаимодействие - переход на уровень устойчивого
партнерского взаимодействия, когда родители активно берутся за
выполнение организационных и педагогических ролей, а также
реализуют в семье традиции ДОО.
Таким образом, взаимодействие педагогов с родителями воспитанников – одно из самых сложных и значимых направлений деятельности ДОО в условиях реализации образовательного стандарта. Только в тесном сотрудничестве с семьей можно добиться высоких результатов развития, воспитания и обучения детей. Создание единого образовательного пространства требует от педагогов развития педагогических компетенций.
Предпринятое в дальнейшем исследование позволит апробировать содержание подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к осуществлению процесса взаимодействия с семьями воспитанников.
Подготовка педагогов будет связана с повышением профессиональной компетентности воспитателей в вопросах взаимодействия с семьей; обучении эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.); развитии необходимых навыков сотрудничества; формировании культуры общения и преодолении сложившихся стереотипов в воспитании.
Таким образом, в процессе взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в условиях стандартизации создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Включение семьи в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обусловлено личной ответственностью родителей за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его обучении, возможностью более объективно представлять траекторию его индивидуального развития.
Список литературы
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского
развития: Метод, рук-во для работников ДОУ. / Т.Н. Доронова, Е.В.
Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И. Мусисина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. -
224 с. - Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В. Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М., 1989.
2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова,
Т. И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации».-http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
3. Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада / А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 128 с.
4.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская га- зета. – 25 ноября, 2013.
6. Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия до- школьного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 80 с.
7. Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vzaimodeystvie_dou_i_semi.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ
……………..
Магистрантка 2 курса
ФГБОУ ВО АГПУ
Научный руководитель:
Старший преподаватель
Татаринцева Екатерина
Анатольевна
Семья – исторически сложившийся государственный институт, обладающий специфическими ресурсами воспитания подрастающего поколения.
Действительно, современная наука располагает данными, свидетельствующими о том, что семья, семейное воспитание обладает уникальными возможностями, с которыми не может сравниться общественное воспитание в образовательных учреждениях (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.А. Куликова и др.).
Исследователь Т.А. Маркова утверждает, что сила и стойкость семейного воспитания обусловлена следующими факторами:
- глубокий эмоциональный, интимный характер взаимоотношений;
- постоянство и длительность воспитательных воздействий;
- объективная возможность для включения детей в разнообразные виды деятельности;
- преемственность поколений;
-формирование полоролевой идентификации [2].
Период дошкольного детства характеризуется сопровождением ребенка со стороны взрослых, в первую очередь родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций и (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Н.В. Кузьмина, А.А. Люблинская, Е.В. Соловьева, Т.В. Фуряева и др.).
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) имеют преимущественное право на воспитание и обучение детей. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (ст.44 п.1)[3].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет специфику отношений дошкольных образовательных организаций (ДОО) и родителей. Данный нормативный документ рассматривает сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей, приобщение детей к традициям семьи (пункт 1.4) как ведущие принципы дошкольного образования [5].
Родители (законные представители) как субъекты образовательных отношений, имеют возможность участвовать в образовательной деятельности ДОО (пункт 3.1):
- в организации образовательного процесса и развивающей среды;
-в оценке и контроле за деятельностью ДОО;
- в разработке планирования совместной деятельности детей и взрослых и др.
В связи с этим изменяется позиция дошкольной образовательной организации в работе с семьями воспитанников. Эти изменения предполагают ее открытость, активное взаимодействие с родителями (законными представителями).
На наш взгляд, взаимодействие ДОО и семьи - это образовательные отношения субъектов дошкольного образования, обеспечивающие гармоничное, разностороннее развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
Процесс взаимодействия педагогов и родителей обусловлен следующим:
- Возможности родителей выступать субъектами педагогического процесса и получить непосредственный опыт педагогической деятельности;
- Оценке уровней сотрудничества педагогов и родителей, основанного на партнерстве и диалоговых отношениях.
В условиях стандартизации дошкольного образования актуальными направлениями взаимодействия ДОО с родителями являются:
- Изучение семьи:
-изучение социологического статуса семьи, семейных традиций, интересов и хобби семьи, потребностей и запросов родителей;
-удовлетворенность родителей работой ДОО;
- проблемы родителей в воспитании и обучении детей и т. д.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей:
-повышение уровня общей, педагогической и правовой культуры;
-гармонизации детско-родительских отношений,
- формирование родительской компетентности в области дошкольного образования (ознакомление родителей с особенностями развития ребенка, с содержанием образовательного процесса и формирование у родителей способов адекватного взаимодействия с детьми, обучение навыкам эффективного общения и т. п.).
3. Включение родителей в содержательную совместную деятельность с ДОО:
-участие в создании развивающей среды и воспитательно-образователь-ного процесса,
-планирование и проведение различных мероприятий.
Мы полагаем, что уровень взаимодействия дошкольного образовательной организации с семьей является показателем профессиональной компетентности педагогов и педагогической деятельности коллектива в целом.
С целью обеспечения оптимальных условий для построения образовательных отношений между субъектами образовательных отношений в нашем исследовании определены следующие уровни развития взаимодействия педагогов ДОО и родителей: нулевое, формальное, ситуативное и активное сотрудничество.
Нулевое взаимодействие - стремление избегать контактов с педагогами, либо с родителями.
Формальное взаимодействие - родители принимают формальное
участие в процессе взаимодействия, выполняя отдельные поручения.
Ситуативное взаимодействие - взаимодействие переходит на
качественно новый уровень. Родители принимают непосредственное участие в образовательной деятельности ДОО.
Активное взаимодействие - переход на уровень устойчивого
партнерского взаимодействия, когда родители активно берутся за
выполнение организационных и педагогических ролей, а также
реализуют в семье традиции ДОО.
Таким образом, взаимодействие педагогов с родителями воспитанников – одно из самых сложных и значимых направлений деятельности ДОО в условиях реализации образовательного стандарта. Только в тесном сотрудничестве с семьей можно добиться высоких результатов развития, воспитания и обучения детей. Создание единого образовательного пространства требует от педагогов развития педагогических компетенций.
Предпринятое в дальнейшем исследование позволит апробировать содержание подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к осуществлению процесса взаимодействия с семьями воспитанников.
Подготовка педагогов будет связана с повышением профессиональной компетентности воспитателей в вопросах взаимодействия с семьей; обучении эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.); развитии необходимых навыков сотрудничества; формировании культуры общения и преодолении сложившихся стереотипов в воспитании.
Таким образом, в процессе взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в условиях стандартизации создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Включение семьи в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обусловлено личной ответственностью родителей за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его обучении, возможностью более объективно представлять траекторию его индивидуального развития.
Список литературы
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского
развития: Метод, рук-во для работников ДОУ. / Т.Н. Доронова, Е.В.
Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И. Мусисина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. -
224 с. - Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В. Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М., 1989.
2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова,
Т. И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации».-http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
3. Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада / А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 128 с.
4.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская га- зета. – 25 ноября, 2013.
6. Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия до- школьного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 80 с.
7. Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 128
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение организационных форм взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО
Основные направления и формы взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО....
Доклад для воспитателей «Теоретический аспект формирования социально-нравственной личности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ 1.Особенности формирования личности в дошкольном возрастеМаленький ребено...
Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
примеры взаимодействия ДОУ с семьей...
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Семья - уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, "эмоционального тыла", поддержку. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей...
«Взаимодействие детского сада и семьи как условие формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе»
В статье раскрывается включение родителей и педагогов в совместный процесс воспитания и подготовки ребенка к школе....
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в условиях ФГОС дошкольного образования».
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в условиях ФГОС дошкольного образования».Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитат...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...