Методическое сопровождение организационных форм взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО
методическая разработка по теме

Лупанова Галина Николаевна

Основные направления и формы взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.Н. Лупанова, старший воспитатель

МАДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 151

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребёнка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

В свете современных требований  взаимоотношения семьи и детского сада изменилось. Детский сад оказывает семье, как институту общества, огромную поддержку. Детский сад – это место психологической и педагогической помощи родителям.

Проекты с участием родителей в жизни ДОУ дают возможность родителям проявить свои таланты. Художественная деятельность, как и другой вид деятельности, таит в себе неограниченные возможности воспитания творческого отношения к жизни, к окружающему миру.

Художественное воспитание проявляется, прежде всего, в деятельности. Деятельный человек всегда найдёт достойное место в жизни, кем бы он ни стал по профессии. Деятельный человек имеет больше шансов проявить творчество. Быть творцом самое главное предназначение человека.

Сами проекты, их реализация – показатель сотворчества родителей и ДОУ. Пробудить творческие возможности родителей – значит решить проблему воспитания творческого отношения детей к жизни.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

   Помимо традиционных форм работы  в дошкольном образовательном учреждении активно используются  инновационные формы и методы работы с семьей.

Организация занятий в семейных клубах.

Цель: осуществлять полноценный индивидуальный подход к развитию ребёнка через взаимодействие родителей, знающих своего ребёнка, и педагогов, строящих работу на основе профессиональных знаний.

Как организовать работу в семейных клубах?

Родители приглашаются в семейные клубы двух типов: только для родителей, для родителей совместно с детьми. Каждое занятие продолжительностью 1 час включает в себя теоретическую и практическую части.

В первой части родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (15-20 мин)

Ко второй части – практической подключаются либо дети, либо педагоги в зависимости от организации семейного клуба. Здесь может быть совместное выполнение каких-либо тренинговых упражнений или участие в беседе, дискуссии, а так же исполнение творческих заданий – всё в зависимости от тематики занятий (35 мин)

В третьей, заключительной части, подводят итоги занятия. Затем родителям выдают памятки, методическую литературу, рекомендации (3-5 мин).

На основании запросов и анкетирования родителей в учреждении запланирована и ведётся   работа семейного клуба.  

Творческой группой педагогов  разработан цикл тематических занятий  в семейном клубе общения «Театрализованная азбука».

Цель занятий: помочь родителям поддерживать у детей интерес к театру.   

Занятия клуба  проводятся специалистами детского сада один раз в месяц.

Формы работы с родителями в творческой мастерской.

  1. Семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа, актёра.
  2. Семейные праздники – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события (Праздник цветных мелков, Праздник бумажных игрушек, праздник воздушных шариков)
  3. Семейный театр – как творческое объединение нескольких семей и педагогов для развития театральной деятельности детей.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных формах. В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребёнком, воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.

Тематические дни  с организацией творческих мастерских.

1) «День фантиков»

Вначале дети собирают фантики, рассматривают их, исследуют свойства, затем с помощью эксперимента создают разные художественные работы по аппликации и конструированию: «Гирлянда для украшения веранды», игрушка для кошки, куколка и т.д.

2) «День самостоятельной картины»

Призыв для детей – «Подходите скорее – большой, белый и совершенно пустой лист ждёт ваших рисунков!»

Так же можно и в семье создать общую картину для детской,  для подарка друзьям.

3) «День бантика»

Бантиком делаем губки, бантики прикрепляем к косичкам и чёлкам, бантики даже на пальцах. Вас ждут «Король и Королева бантов», бантики в подарок.

Делается объявление: Ждём вас с самого раннего утра и непременно в бантиках.

4) «Волшебный алфавит»

Детям предлагается написать самую лучшую букву на свете. Дети рисуют, выкладывают букву, с которой начинается его имя, лепят, украшают разными способами.

Воспоминания родителей положительный опыт своего детства находит место в жизни современного детского сада. Любимое место игры человека, любого возраста, уголок, шатёр, созданный самостоятельно.

 «Простыночный дом». Такой дом делается из сшитых старинных простыней, в которых прорезаются окна и двери. «Стены» крепятся верёвками к стволам деревьев или к стационарному оборудованию. Они легко снимаются и стираются.

Стены необычного дома колышутся от малейшего ветерка и защищают от прямых солнечных лучей, что в жаркие дни добавляет прохлады.

Простыночные дома легко превращаются в самые заколдованные, волшебные места – их можно разрисовать, украсить аппликацией, под них можно подлезать, в них можно входить нестандартным способом, - поднимая стены.

«Коробчатые поезда и дома».

Конструкции из коробок помогают, изготовить родители. Для кукол из небольших коробок, для детей – побольше.

«Вертелки, пищалки, шумелки, блестяшки».

Для прогулок изготовить мелкие конструкции из атласных лент, блестящих фантов, бумажных форм, превращённые руками родителей, воспитателей, детей в солнышки, бабочки, птичек, рыбок и т.д.

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

-  Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.



Предварительный просмотр:

Г.Н. Лупанова, старший воспитатель

МАДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 151

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО

1. Основные цели и задачи взаимодействия детского сада с семьёй.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение г. Мурманска № 151 является городским ресурсным центром по введению ФГОС ДО и работает по направлению «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДО утверждён 17.10.2013г., вступил  в силу с 01.01.2014г.

ФГОС ДО разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ, с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка. В основании работы  с родителями (законными представителями) и родительской общественностью в дошкольном учреждении лежит  вышеизложенная нормативно-правовая база, основополагающим ориентиром служит Семейный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (в ред. ФЗ от 21.07.2007 Ш94-ФЗ).

1.1.  Права и обязанности родителей в законодательстве РФ.

Родители (законные представители) имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность   за   воспитание   и   развитие   ребенка.

Согласно Семейному Кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются но достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Родители (законные представители) имеют право:

  • защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;
  • на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
  • на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семей iioi'O образования или в негосударственных учебных заведениях;
  • на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реал и чующих программы общего образования;
  • на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
  • на ознакомление с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами,        регламентирующими        организацию образовательного процесса;
  • на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
  • на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;
  • выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;
  • обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;
  • на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
  • на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;
  • проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования (статья 17 пункт 4 по усмотрению родителей ребенок может быть оставлен на повторное обучение) и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).

Родители (законные представители) обязаны:

>        обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их  нравственному  развитию;   воспитывать  детей,   исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

  • обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;
  • выполнять Устав общеобразовательного учреждении;
  • не допускать неправильного вмешательства и работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
  • обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
  • содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители (законные представители) несут административную, уголовную и иную ответственность.

  Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.

1.2. Цель.

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнёров, сотрудников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

1.3. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

  1. Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском садй и семье.
  2. Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а так же с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников.
  3. Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и возможностях детского сада и семьи в решении данных задач.
  4. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
  5. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области).
  6. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

2. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Типичные проблемы.

Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось иделогизации. Больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.

В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие из родителей испытывают стеснение их - за скромной обстановке квартиры.

- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым, редко запрос идет от родителей.

- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.

- Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

 Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете новой философии взаимодействия.

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. 

    К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с щироким  кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и  работать сообща.

3. Преимущества новой системы   взаимодействия ДОУ с семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи  и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги , в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых  и осуществляется это взаимодействие.

- Это учет индивидуальности ребенка.  Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и  привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

  При реализации новой системы  взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Основные принципы при организации работы

 в рамках новых форм работы с семьей.

  1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).
  2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
  3. Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.
  4. Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

4. Функции работы ДОУ с семьей.

  1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
  2. Психолого - педагогическое просвещение родителей.
  3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  4. Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
  5. Взаимодействие родителей  с общественными организациями.

 Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.

  1. Основные направления и формы взаимодействия с семьёй.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребёнка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Однако, как показывает опыт и проведённые опросы,  воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Они считают, что с современными родителями работать сложно, так как те или «всё знают», или им  безразличны  вообще вопросы воспитания. Родители обращаются к педагогу с вопросами, как ребенок вел себя, пытаются выяснить какое-либо недоразумение, их интересуют вопросы «здоровья и поведения», некоторые задают вопросы об использовании физического наказания. Иногда родители просят педагога подготовить ребёнка к школе в короткие сроки.

Методическая помощь в сфере работы с родителями своеобразна. Старший воспитатель воздействует на воспитателей, а те в свою очередь оказывают помощь родителям в воспитании детей. Педагогическое воздействие является многоуровневым.

Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями состоит из нескольких этапов:  

  1. диагностика,
  2. планирование,
  3. консультирование,
  4. контроль.

6. Методическая помощь педагогам в направлении  работы с родителями.

6. 1. Диагностика.

Диагностика строится в 2-х направлениях:

  1. Выявление особенностей воспитания ребёнка в семье, с одной стороны, и  особенностей воспитания и обучения в дошкольном учреждении, с другой стороны. Выявление  родительских запросов, предъявляемых к дошкольному учреждению.
  2. Выявление профессиональных затруднений в работе воспитателя с семьёй.

В первом направлении работы,  прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений, посещений педагогом семей воспитанников, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Во втором направлении работы используются тесты для самооценки на выявление затруднений в общении, для самопроверки знаний в области психологии общения.

Выявлены  причины трудностей в работе педагогов с родителями.

  1. Организационные трудности – испытывают 16 человек (48%) из 33 опрошенных педагогов.

Причины связанны  с недостатком у родителей времени для общения, их профессиональной занятостью. Они являются относительно объективными и при умении педагогов заинтересовать родителей темой и содержанием общения, показать значимость контактов для родителей ребёнка, гибко спланировать время общения возрастает роль профессионального мастерства воспитателя.

  1. Профессионально-личностные трудности испытывают  человек 23 человека (69%) из 33 опрошенных педагогов.

Эта группа причин является наиболее обширной  и связана с недостаточным профессионализмом педагогов, неумением выстроить грамотное общение с родителями.

Анализ причин трудностей педагогов говорит о необходимости осуществления целенаправленной методической  работы по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьёй.

Далее проведён  анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогло  правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Проанализировав результаты опросов родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение,  условно разделили на три группы по занятости и  по формам взаимодействия.

Первая группа (60% из опрошенных родителей) — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и оздоровления, коррекции, развития, обучения и воспитания, организации интересного досуга.

Эта родительская группа с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике

Вторая группа (30% из опрошенных родителей) это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения.

Задача педагогов в работе с этой группой родителей— не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа (10% из опрошенных родителей) это семьи с неработающими мамами.

Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития.

Задача воспитателя — выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п..

Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В условиях  детского сада перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьёй, т.к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и педагоги, и родители.

6.2.  Планирование работы педагогов с семьёй.

Для установления педагогами контактов с родителями важно дать им знания о роли семьи в воспитании, работе с родителями, показать её специфику, обучить педагогов реализовывать эти знания на практике.

В нашем учреждении  методическая  работа с педагогами в данном направлении осуществляется по 3 блокам:

  1. Мотивационный блок. В него включена работа, направленная на осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формирование установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.
  2. Когнитивный блок. Включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, её воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.
  3. Практический блок. Включает в себя работу, направленную на овладение воспитателем практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладение коммуникативными умениями, развитие культуры речи, наблюдательности, овладение нормами этики и этикета.

Каждый блок содержит разнообразные формы и методы активизации воспитателей, они взаимосвязаны и выстроены в годичный семинар-практикум для воспитателей «Искусство сотрудничества с семьёй».

Цель семинара: повысить квалификацию воспитателей  в общении с семьёй через традиционные и инновационные формы.

Когнитивный блок

  • Формирование у воспитателей знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

1.Лекция «Современная семья»

2. Лекция-беседа «Воспитательный потенциал семьи».

3. Лекция-беседа «Типичные трудности и ошибки семейного воспитания».

4. Дискуссия «Семейное и общественное воспитание: единство и различия».

5.Лекция-беседа «Формы работы с семьёй».

 

Мотивационный компонент

  • Формирование у педагогов осознанного отношения к организации работы с семьёй.
  • Осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.
  • Формирование установок на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.
  • Развитие готовности каждого педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • Развитие таких качеств личности как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

1. Анкетирование «Мои плюсы и минусы в общении с родителями».

2. Тестовый опрос.

3. Дискуссия «Общение с родителями: и сложно и легко».

4. Практикум общения педагогов с родителями.

5. Дискуссия «Кодекс общения педагогов с родителями».

Практический блок

  • Развитие у педагогов умения применения методов изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Развитие умения прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути развития ребёнка (индивидуальные маршруты).
  • Развитие умения ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое для собственной работы с родителями.
  • Развитие умения преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения.
  • Развитие умения конструировать программу деятельности с родителями, отбирая содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями.
  • Формирование навыков организации традиционных и нетрадиционных форм общения с родителями, оказания действенной помощи родителям.
  • Формирование коммуникативных умений и навыков (умения устанавливать контакт с родителями, понимать, сопереживать, проявлять внимание, предвидеть результаты общения, возможные трудности, управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации, проявлять гибкость в общении с родителями, создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества, владеть этикетными нормами речи и поведения, организовывать содержательное общение с родителями, осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей родителей).

1. Тренинг коммуникативного умения.

2. Семинар-практикум «Методы исследования семенного воспитания».

3. Семинар-практикум «Особенности разработки и проведения анкетирования родителей».

4. Семинар-практикум «Приглашение к общению».

5. Заседание круглого стола «Наглядные формы работы с семьёй: формальность или эффективное средство общения».

6.Деловая игра «Родительское собрание».

7.Деловая игра «Педагогический брифинг».

6.3. Контроль.

Завершающим этапом проведения методической работы является контроль. Он может быть осуществлён как повторное анкетирование педагогов и родителей с выявлением положительной динамики.

7. Формы взаимодействия с семьёй.

Содержание работы ДОУ учитывает трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников. Это предполагает использование принципов взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2. Корректность при общении с семьёй.

3. Тщательное планирование действий педагогов.

4. Индивидуальный подход.

5. Сотрудничество, а не наставничество.

6. Динамичность.

Исходя из проведённого анализа социологического опроса семей воспитанников и по выявленным результатам востребованных вопросов родителей, педагогический коллектив  ДОУ определил следующие  направления взаимодействия с семьями воспитанников.

  1. Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников детского сада.

- Обеспечивает администрация и уполномоченное лицо по правам ребенка.

  1. Просветительско-разъяснительная работа с родителями до начала посещения ребёнком детского сада.

- Реализуют педагоги, педагог - психолог и администрация.

  1. Оказание психолого-педагогической поддержки семьям детей, посещающих детский сад:

           - психолого-педагогическое консультирование по заявкам родителей;

 - психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях;

- пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний;

- обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям.

- Реализуют педагог - психолог, учителя – логопеды.

     4.  Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы работы.

  1. Коллективные формы взаимодействия.
  2. Индивидуальные формы работы с семьёй.
  3. Формы наглядного-информационного обеспечения.

Коллективные формы взаимодействия.

  1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале, в конце учебного года.

Задачи:

- информирование родителей о задачах и содержании работы детского сада с детьми;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

  1. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже четырех раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

-обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о содержании и формах работы с детьми в семье;

-решение текущих организационных вопросов.

  1. «День открытых дверей». Проводится администрацией ДОУ в   апреле для родителей детей, поступающих в детский сад в следующем учебном году.

Задача:

- знакомство с учреждением, направлениями и условиями его работы.

  1.  Планируем проведение тематических занятий в семейном клубе общения здесь Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба будут проводиться специалистами детского сада один раз в месяц.

Формы проведения: тематические доклады; мастер-классы, семинары; тренинги; круглые столы и т. д.

5. Проведение детских праздников и досугов, спортивных развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются педагоги учреждения с привлечением родителей.

Задача: поддержание благоприятного микроклимата в группах, включения в этот процесс семьи.

Индивидуальные формы работы с семьёй.

  1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, учителей-логопедов, педагога-психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- выявление мнения родителей о работе детского сада.

  1. Беседы и консультации специалистов.

Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним. 

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивает администрация и педагог-психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. (Почта Доверия)

Задача: оперативное реагирование администрации на различные ситуации и предложения.

4.«Родительский час». Проводится  учителями- логопедами групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи один раз в неделю во второй половине дня.

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий».

Формы наглядного информационного обеспечения.

  1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

Задачи:

- информирование родителей об организации и содержании воспитательно-  образовательной работы в учреждении;

- пропаганда психолого-педагогических знаний.

2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.

3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учётом доступности информации для родителей. Проводятся два раза в год.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- обучение родителей элементам  развивающей работы с детьми в домашних условиях.

7.1. Новые формы взаимодействия с семьей.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

   Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

- семейные спортивные встречи;

- семейные проекты "Наша родословная";

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- контрольные для родителей;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- родительская гостиная;

- конкурс семейных талантов;

 - портфолио  семейного успеха;

- аукцион секретов воспитания.

- информация о детском саде на сайте в Интернете.

Хочется  уделить особое внимание совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных формах. В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребёнком, воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.

  1. Семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа, актёра.
  2. Семейные праздники – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. (День матери, День отца, День семьи).
  3. Семейный театр – как творческое объединение нескольких семей и педагогов для развития театральной деятельности детей.
  4. Проектная деятельность – проекты меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнёрских отношений, помогают научиться работать в команде, объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. (Интересный проект – создание интернет сообщества воспитывающих взрослых).

  1. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

-  Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт  положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Современные формы взаимодействия детского сада и семьи.В условиях внедрения ФГОС".

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Проблема взаимодействия ДОУ и се...

Доклад "Эффективные формы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников."

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зав...

Доклад "Формы взаимодействия дошкольной организации с семьей"

В докладе описываются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как традиционные, так и нетрадиционные....