Методическое сопровождение организационных форм взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО
методическая разработка по теме
Основные направления и формы взаимодействия дошкольной организации и семьи в условиях внедрения ФГОС ДО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Г.Н. Лупанова, старший воспитатель
МАДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 151
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребёнка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
В свете современных требований взаимоотношения семьи и детского сада изменилось. Детский сад оказывает семье, как институту общества, огромную поддержку. Детский сад – это место психологической и педагогической помощи родителям.
Проекты с участием родителей в жизни ДОУ дают возможность родителям проявить свои таланты. Художественная деятельность, как и другой вид деятельности, таит в себе неограниченные возможности воспитания творческого отношения к жизни, к окружающему миру.
Художественное воспитание проявляется, прежде всего, в деятельности. Деятельный человек всегда найдёт достойное место в жизни, кем бы он ни стал по профессии. Деятельный человек имеет больше шансов проявить творчество. Быть творцом самое главное предназначение человека.
Сами проекты, их реализация – показатель сотворчества родителей и ДОУ. Пробудить творческие возможности родителей – значит решить проблему воспитания творческого отношения детей к жизни.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Помимо традиционных форм работы в дошкольном образовательном учреждении активно используются инновационные формы и методы работы с семьей.
Организация занятий в семейных клубах.
Цель: осуществлять полноценный индивидуальный подход к развитию ребёнка через взаимодействие родителей, знающих своего ребёнка, и педагогов, строящих работу на основе профессиональных знаний.
Как организовать работу в семейных клубах?
Родители приглашаются в семейные клубы двух типов: только для родителей, для родителей совместно с детьми. Каждое занятие продолжительностью 1 час включает в себя теоретическую и практическую части.
В первой части родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (15-20 мин)
Ко второй части – практической подключаются либо дети, либо педагоги в зависимости от организации семейного клуба. Здесь может быть совместное выполнение каких-либо тренинговых упражнений или участие в беседе, дискуссии, а так же исполнение творческих заданий – всё в зависимости от тематики занятий (35 мин)
В третьей, заключительной части, подводят итоги занятия. Затем родителям выдают памятки, методическую литературу, рекомендации (3-5 мин).
На основании запросов и анкетирования родителей в учреждении запланирована и ведётся работа семейного клуба.
Творческой группой педагогов разработан цикл тематических занятий в семейном клубе общения «Театрализованная азбука».
Цель занятий: помочь родителям поддерживать у детей интерес к театру.
Занятия клуба проводятся специалистами детского сада один раз в месяц.
Формы работы с родителями в творческой мастерской.
- Семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа, актёра.
- Семейные праздники – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события (Праздник цветных мелков, Праздник бумажных игрушек, праздник воздушных шариков)
- Семейный театр – как творческое объединение нескольких семей и педагогов для развития театральной деятельности детей.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных формах. В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребёнком, воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Тематические дни с организацией творческих мастерских.
1) «День фантиков»
Вначале дети собирают фантики, рассматривают их, исследуют свойства, затем с помощью эксперимента создают разные художественные работы по аппликации и конструированию: «Гирлянда для украшения веранды», игрушка для кошки, куколка и т.д.
2) «День самостоятельной картины»
Призыв для детей – «Подходите скорее – большой, белый и совершенно пустой лист ждёт ваших рисунков!»
Так же можно и в семье создать общую картину для детской, для подарка друзьям.
3) «День бантика»
Бантиком делаем губки, бантики прикрепляем к косичкам и чёлкам, бантики даже на пальцах. Вас ждут «Король и Королева бантов», бантики в подарок.
Делается объявление: Ждём вас с самого раннего утра и непременно в бантиках.
4) «Волшебный алфавит»
Детям предлагается написать самую лучшую букву на свете. Дети рисуют, выкладывают букву, с которой начинается его имя, лепят, украшают разными способами.
Воспоминания родителей положительный опыт своего детства находит место в жизни современного детского сада. Любимое место игры человека, любого возраста, уголок, шатёр, созданный самостоятельно.
«Простыночный дом». Такой дом делается из сшитых старинных простыней, в которых прорезаются окна и двери. «Стены» крепятся верёвками к стволам деревьев или к стационарному оборудованию. Они легко снимаются и стираются.
Стены необычного дома колышутся от малейшего ветерка и защищают от прямых солнечных лучей, что в жаркие дни добавляет прохлады.
Простыночные дома легко превращаются в самые заколдованные, волшебные места – их можно разрисовать, украсить аппликацией, под них можно подлезать, в них можно входить нестандартным способом, - поднимая стены.
«Коробчатые поезда и дома».
Конструкции из коробок помогают, изготовить родители. Для кукол из небольших коробок, для детей – побольше.
«Вертелки, пищалки, шумелки, блестяшки».
Для прогулок изготовить мелкие конструкции из атласных лент, блестящих фантов, бумажных форм, превращённые руками родителей, воспитателей, детей в солнышки, бабочки, птичек, рыбок и т.д.
Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Предварительный просмотр:
Г.Н. Лупанова, старший воспитатель
МАДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 151
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО
1. Основные цели и задачи взаимодействия детского сада с семьёй.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска № 151 является городским ресурсным центром по введению ФГОС ДО и работает по направлению «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДО утверждён 17.10.2013г., вступил в силу с 01.01.2014г.
ФГОС ДО разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ, с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка. В основании работы с родителями (законными представителями) и родительской общественностью в дошкольном учреждении лежит вышеизложенная нормативно-правовая база, основополагающим ориентиром служит Семейный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (в ред. ФЗ от 21.07.2007 Ш94-ФЗ).
1.1. Права и обязанности родителей в законодательстве РФ.
Родители (законные представители) имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка.
Согласно Семейному Кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются но достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Родители (законные представители) имеют право:
- защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;
- на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
- на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семей iioi'O образования или в негосударственных учебных заведениях;
- на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реал и чующих программы общего образования;
- на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
- на ознакомление с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
- на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
- на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
- на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;
- выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;
- обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;
- на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
- на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;
- проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования (статья 17 пункт 4 по усмотрению родителей ребенок может быть оставлен на повторное обучение) и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).
Родители (законные представители) обязаны:
> обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
- обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;
- выполнять Устав общеобразовательного учреждении;
- не допускать неправильного вмешательства и работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
- обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
- содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).
За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители (законные представители) несут административную, уголовную и иную ответственность.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.
1.2. Цель.
Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнёров, сотрудников.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
- Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
1.3. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй:
- Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском садй и семье.
- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а так же с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников.
- Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и возможностях детского сада и семьи в решении данных задач.
- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области).
- Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
2. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Типичные проблемы.
Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось иделогизации. Больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.
В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие из родителей испытывают стеснение их - за скромной обстановке квартиры.
- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым, редко запрос идет от родителей.
- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.
- Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.
Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.
Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете новой философии взаимодействия.
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.
К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с щироким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.
3. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги , в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Основные принципы при организации работы
в рамках новых форм работы с семьей.
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
4. Функции работы ДОУ с семьей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
- Взаимодействие родителей с общественными организациями.
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.
- Основные направления и формы взаимодействия с семьёй.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребёнка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Однако, как показывает опыт и проведённые опросы, воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Они считают, что с современными родителями работать сложно, так как те или «всё знают», или им безразличны вообще вопросы воспитания. Родители обращаются к педагогу с вопросами, как ребенок вел себя, пытаются выяснить какое-либо недоразумение, их интересуют вопросы «здоровья и поведения», некоторые задают вопросы об использовании физического наказания. Иногда родители просят педагога подготовить ребёнка к школе в короткие сроки.
Методическая помощь в сфере работы с родителями своеобразна. Старший воспитатель воздействует на воспитателей, а те в свою очередь оказывают помощь родителям в воспитании детей. Педагогическое воздействие является многоуровневым.
Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями состоит из нескольких этапов:
- диагностика,
- планирование,
- консультирование,
- контроль.
6. Методическая помощь педагогам в направлении работы с родителями.
6. 1. Диагностика.
Диагностика строится в 2-х направлениях:
- Выявление особенностей воспитания ребёнка в семье, с одной стороны, и особенностей воспитания и обучения в дошкольном учреждении, с другой стороны. Выявление родительских запросов, предъявляемых к дошкольному учреждению.
- Выявление профессиональных затруднений в работе воспитателя с семьёй.
В первом направлении работы, прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений, посещений педагогом семей воспитанников, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Во втором направлении работы используются тесты для самооценки на выявление затруднений в общении, для самопроверки знаний в области психологии общения.
Выявлены причины трудностей в работе педагогов с родителями.
- Организационные трудности – испытывают 16 человек (48%) из 33 опрошенных педагогов.
Причины связанны с недостатком у родителей времени для общения, их профессиональной занятостью. Они являются относительно объективными и при умении педагогов заинтересовать родителей темой и содержанием общения, показать значимость контактов для родителей ребёнка, гибко спланировать время общения возрастает роль профессионального мастерства воспитателя.
- Профессионально-личностные трудности испытывают человек 23 человека (69%) из 33 опрошенных педагогов.
Эта группа причин является наиболее обширной и связана с недостаточным профессионализмом педагогов, неумением выстроить грамотное общение с родителями.
Анализ причин трудностей педагогов говорит о необходимости осуществления целенаправленной методической работы по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьёй.
Далее проведён анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогло правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Проанализировав результаты опросов родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, условно разделили на три группы по занятости и по формам взаимодействия.
Первая группа (60% из опрошенных родителей) — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и оздоровления, коррекции, развития, обучения и воспитания, организации интересного досуга.
Эта родительская группа с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике
Вторая группа (30% из опрошенных родителей)— это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения.
Задача педагогов в работе с этой группой родителей— не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа (10% из опрошенных родителей)— это семьи с неработающими мамами.
Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития.
Задача воспитателя — выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п..
Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В условиях детского сада перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьёй, т.к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и педагоги, и родители.
6.2. Планирование работы педагогов с семьёй.
Для установления педагогами контактов с родителями важно дать им знания о роли семьи в воспитании, работе с родителями, показать её специфику, обучить педагогов реализовывать эти знания на практике.
В нашем учреждении методическая работа с педагогами в данном направлении осуществляется по 3 блокам:
- Мотивационный блок. В него включена работа, направленная на осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формирование установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.
- Когнитивный блок. Включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, её воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.
- Практический блок. Включает в себя работу, направленную на овладение воспитателем практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладение коммуникативными умениями, развитие культуры речи, наблюдательности, овладение нормами этики и этикета.
Каждый блок содержит разнообразные формы и методы активизации воспитателей, они взаимосвязаны и выстроены в годичный семинар-практикум для воспитателей «Искусство сотрудничества с семьёй».
Цель семинара: повысить квалификацию воспитателей в общении с семьёй через традиционные и инновационные формы.
Когнитивный блок
| 1.Лекция «Современная семья» 2. Лекция-беседа «Воспитательный потенциал семьи». 3. Лекция-беседа «Типичные трудности и ошибки семейного воспитания». 4. Дискуссия «Семейное и общественное воспитание: единство и различия». 5.Лекция-беседа «Формы работы с семьёй».
|
Мотивационный компонент
| 1. Анкетирование «Мои плюсы и минусы в общении с родителями». 2. Тестовый опрос. 3. Дискуссия «Общение с родителями: и сложно и легко». 4. Практикум общения педагогов с родителями. 5. Дискуссия «Кодекс общения педагогов с родителями». |
Практический блок
| 1. Тренинг коммуникативного умения. 2. Семинар-практикум «Методы исследования семенного воспитания». 3. Семинар-практикум «Особенности разработки и проведения анкетирования родителей». 4. Семинар-практикум «Приглашение к общению». 5. Заседание круглого стола «Наглядные формы работы с семьёй: формальность или эффективное средство общения». 6.Деловая игра «Родительское собрание». 7.Деловая игра «Педагогический брифинг». |
6.3. Контроль.
Завершающим этапом проведения методической работы является контроль. Он может быть осуществлён как повторное анкетирование педагогов и родителей с выявлением положительной динамики.
7. Формы взаимодействия с семьёй.
Содержание работы ДОУ учитывает трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников. Это предполагает использование принципов взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Корректность при общении с семьёй.
3. Тщательное планирование действий педагогов.
4. Индивидуальный подход.
5. Сотрудничество, а не наставничество.
6. Динамичность.
Исходя из проведённого анализа социологического опроса семей воспитанников и по выявленным результатам востребованных вопросов родителей, педагогический коллектив ДОУ определил следующие направления взаимодействия с семьями воспитанников.
- Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников детского сада.
- Обеспечивает администрация и уполномоченное лицо по правам ребенка.
- Просветительско-разъяснительная работа с родителями до начала посещения ребёнком детского сада.
- Реализуют педагоги, педагог - психолог и администрация.
- Оказание психолого-педагогической поддержки семьям детей, посещающих детский сад:
- психолого-педагогическое консультирование по заявкам родителей;
- психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях;
- пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний;
- обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям.
- Реализуют педагог - психолог, учителя – логопеды.
4. Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы работы.
- Коллективные формы взаимодействия.
- Индивидуальные формы работы с семьёй.
- Формы наглядного-информационного обеспечения.
Коллективные формы взаимодействия.
- Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале, в конце учебного года.
Задачи:
- информирование родителей о задачах и содержании работы детского сада с детьми;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
- Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже четырех раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
-обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о содержании и формах работы с детьми в семье;
-решение текущих организационных вопросов.
- «День открытых дверей». Проводится администрацией ДОУ в апреле для родителей детей, поступающих в детский сад в следующем учебном году.
Задача:
- знакомство с учреждением, направлениями и условиями его работы.
- Планируем проведение тематических занятий в семейном клубе общения здесь Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба будут проводиться специалистами детского сада один раз в месяц.
Формы проведения: тематические доклады; мастер-классы, семинары; тренинги; круглые столы и т. д.
5. Проведение детских праздников и досугов, спортивных развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются педагоги учреждения с привлечением родителей.
Задача: поддержание благоприятного микроклимата в группах, включения в этот процесс семьи.
Индивидуальные формы работы с семьёй.
- Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, учителей-логопедов, педагога-психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
- выявление мнения родителей о работе детского сада.
- Беседы и консультации специалистов.
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивает администрация и педагог-психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. (Почта Доверия)
Задача: оперативное реагирование администрации на различные ситуации и предложения.
4.«Родительский час». Проводится учителями- логопедами групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи один раз в неделю во второй половине дня.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий».
Формы наглядного информационного обеспечения.
- Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.
Задачи:
- информирование родителей об организации и содержании воспитательно- образовательной работы в учреждении;
- пропаганда психолого-педагогических знаний.
2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.
3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учётом доступности информации для родителей. Проводятся два раза в год.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- обучение родителей элементам развивающей работы с детьми в домашних условиях.
7.1. Новые формы взаимодействия с семьей.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
- семейные спортивные встречи;
- семейные проекты "Наша родословная";
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- контрольные для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- аукцион секретов воспитания.
- информация о детском саде на сайте в Интернете.
Хочется уделить особое внимание совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных формах. В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребёнком, воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
- Семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа, актёра.
- Семейные праздники – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. (День матери, День отца, День семьи).
- Семейный театр – как творческое объединение нескольких семей и педагогов для развития театральной деятельности детей.
- Проектная деятельность – проекты меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнёрских отношений, помогают научиться работать в команде, объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. (Интересный проект – создание интернет сообщества воспитывающих взрослых).
- Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и социальными партнерами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Работа с родителями...
Использование здоровьесберегающих технологий в разных формах организации педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС ДО
Презентация...
Статья на тему:"Современные формы взаимодействия детского сада и семьи.В условиях внедрения ФГОС".
Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Проблема взаимодействия ДОУ и се...
Семинар «Психолого-педагогическое сопровождение организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО по социально-коммуникативному развитию. Искусство общения».
В ходе семинара рассматривается проблема речевого насилия. Причины.Последствия для детей. Способы преодоления....
Консультация для педагогов ДОУ "Внедрение новых форм взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"
Консультация в формате PDF и сопровождающий материал...
Доклад "Эффективные формы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников."
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зав...
Доклад "Формы взаимодействия дошкольной организации с семьей"
В докладе описываются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как традиционные, так и нетрадиционные....