Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с воспитанниками.
статья
Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с воспитанниками.
Педагогическое взаимодействие — важнейшее условие эффективности воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_povysheniya_effektivnosti.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с воспитанниками.
Педагогическое взаимодействие — важнейшее условие эффективности воспитательного процесса.
Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником и направлен на развитие личности ребенка, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.
Оно обусловлено:
1) учебно-воспитательной деятельностью;
2) целью обучения;
3) воспитанием.
Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности:
1) познавательной;
2) трудовой;
3) творческой.
В его основе лежит, главным образом, сотрудничество. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:
1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);
2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе, что дает возможность прежде всего перейти от монологического стиля общения («педагог – ученики») к диалогическому, от авторитарной формы отношений – к демократической. Что позволяет ребенку продвигаться по «зонам его ближайшего развития» (Л. С. Выготский);
3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).
Способы повышения эффективности педагогического взаимодействия:
1) постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым воспитанником;
2) создание в коллективе атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи (высказанное положительное отношение может значительно повысить самооценку ребенка, пробудить стремление к новым достижениям, порадовать его);
3) введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливающих уважение к общечеловеческим ценностям;
4) использование педагогом информации о структуре коллектива, личных качествах воспитанников;
5) организация совместной деятельности, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания;
6) оказание помощи воспитанникам, справедливое, ровное отношение ко всем воспитанникам и объективная оценка;
7) организация коллективных игр и других мероприятий, позволяющих воспитанникам проявить себя позитивно с незнакомой стороны;
8) учет специфики группы, ее установок, стремлений, интересов.
Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию.
Педагогическое взаимодействие:
Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание».
Гуманистическое образование – это всегда партнерство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон.
Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и воспитанников (учащихся), обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.
Общение в педагогическом процессе выступает:
– во-первых, как средство решения задач,
– во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса,
– в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.
В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Каковы особенности общения при решении каждой из них?
При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного познавательного поиска и совместных раздумий.
При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется интеллектуально-познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
– преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т. п.);
– создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;
– осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т. п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.
Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Доклад: «Самообразование - эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов (Из опыта работы)»
Доклад на педсовете "Самообразование - эффективный способ педагогическогомастерства педагога"....
Взаимодействие с семьёй с построением партнёрских отношений как способ повышения эффективности образовательного процесса
В данной методической разработке я описала мой подход к решению проблемы о взаимодействии воспитателя с семьёй её воспитанника, с помощью построения партнёрских отношений . Общение педагогов с родител...
Построение системы партнёрских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса.
Семья и детский сад – два важнейших института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Семья и детский сад &nda...
Фрагмент выступления на вебинаре "Выстраивание системы партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса"
В январе 2020 г. педагогический коллектив ГБОУ Школа №305 г. Москвы выступил с опытом работы по формам сотрудничества с семьями воспитанников. Презентация дополняет выступление педагога-психолог...
Взаимодействие с семьёй с построением партнёрских отношений, как способ повышения эффективности образовательного процесса
В данной методической разработке я описала мой подход к решению проблемы о взаимодействии воспитателя с семьёй её воспитанника, с помощью построения партнёрских отношений . Общение педагогов с родител...