Взаимодействие с семьёй с построением партнёрских отношений, как способ повышения эффективности образовательного процесса
методическая разработка

Иванова Татьяна Сергеевна

В данной методической разработке я описала мой подход к решению проблемы о взаимодействии воспитателя с семьёй её воспитанника, с помощью построения партнёрских отношений . Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработка ФГОС дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka_.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьёй с построением партнёрских отношений, как способ повышения эффективности образовательного процесса

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработка ФГОС дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

Эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений.

Реализация моей педагогической идеи осуществлялась в 2 этапа:

  1. Поиск новых приемов и методов взаимодействия педагога с родителями, которые помогут выстроить партнерские отношения.
  2. Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Работа с родителями начинается с подготовки перспективного плана.

Первоначально взаимодействие с родителями носило формальный характер: я обращалась к ним с какой-либо просьбой, либо с заданием, и много времени уходило на то, чтобы убедить большую часть родителей это задание выполнить.

Передо мной возникла проблема: что можно изменить в моем взаимодействии с родителями, чтобы не тратить время на их убеждение.

Изучив литературу по работе с родителями, я обратила внимание, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Я стала искать приемы, чтобы расположить к себе родителей и завоевать их доверие.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно-аналитическое. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования. На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Наглядно – информационное направление. Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Познавательное направление. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Досуговое направление. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведено много различных праздников, досугов, развлечений. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети многое забудут, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

К данному направлению относятся проведение традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник 8 марта», «23 февраля», «Праздник осени» и др. Не обойтись и без спортивных развлечений таких как «Папа, мама, я – спортивная семья», семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Изучив запрос родителей, их компетентность в вопросах развития своего ребенка, а также возможности коллектива, я выбрала следующие формы работы, которые разделили на три группы:

  • интерактивная,
  • традиционная,
  • просветительская.

Я стараюсь прививать детям любовь и уважение к членам семьи. С помощью различных мероприятий мы стараемся ещё больше сблизить родителей со своими детьми.

В работе с родителями помогает «Почта доверия» - это созданный воспитателями почтовый ящик, куда родители пишут свои вопросы и делятся своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, развития детей. Далее эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях, либо в виде консультации в устной индивидуальной форме.

Родители и дети очень любят проведение совместных семейных праздников: «Новый год», «Праздник весны» и т.д.

В результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность родителей и детей: выставка поделок «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Дары осени», «Моя любимая игрушка», «Праздничная ёлка», «Космос» и т. д. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными, вызывают огромный интерес детей и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад»; «Воспитание интереса к окружающему, любви к родной природе», «Какой хороший папа!», «Какие они разные: мальчики и девочки», «Азбука нравственности. Что такое хорошо и что такое плохо?» и т. д. Собрания всегда проходят не в традиционной форме и с использованием ИКТ.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Если выбрать правильный подход, то родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратятся в активных участников и помощников педагога.

В век информационных технологий, в том числе и в сфере образования педагог - это не просто учитель или воспитатель, он – наставник и советчик, для которого личный сайт в Интернете - это уникальная возможность вести диалог со своими подопечными и их родителями на языке, понятном всему современному обществу.

На сегодняшний день у меня сложилась определенная система работы с родителями. Использование разнообразных форм и приемов взаимодействия дало определенные результаты:

  • родители с удовольствием приходят в группу;
  • многие родители дружат семьями;
  • предлагают свою помощь воспитателям в решении любых проблем;
  • в группе создана атмосфера доверия и взаимоуважения.

Таким образом, можно сказать, что главная цель всех взаимодействий с родителями (установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать) решена.

Подводя итоги, можно сказать, что организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

 

Список использованной литературы:

  1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  3. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
  4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
  5. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010.

6. ФГОС дошкольного образования.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«.
  2. http:// www.niro.nnov.ru.
  3. http://www.firo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство повышения эффективности образовательного процесса

Данная статья поможет воспитателю познакомиться с информационными технологиями, средствами ИКТ и место применения в ДОУ...

Презентация «Использование интерактивной доски, мимио оборудования и документ-камеры как средств повышения эффективности образовательного процесса»

Данную презентацию я использовала на выступлении в нашем детском саду на семинаре «Использование интерактивной доски, мимио оборудования и документ-камеры как средств повышения эффективности образоват...

Взаимодействие с семьёй с построением партнёрских отношений как способ повышения эффективности образовательного процесса

В данной методической разработке я описала мой подход к решению проблемы о взаимодействии воспитателя с семьёй её воспитанника, с помощью построения партнёрских отношений . Общение педагогов с родител...

«Повышение эффективности образовательного процесса с воспитанниками за счет применения здоровьесберегающих технологий»

Повышенное внимание к детям дошкольного возраста обусловлено тем, что заболеваемость из года в год увеличивается. Это происходит несмотря на все достижения современной медицины. При этом многие воспит...

Построение системы партнёрских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса.

Семья и детский сад – два важнейших института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Семья и детский сад &nda...

Фрагмент выступления на вебинаре "Выстраивание системы партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса"

В январе 2020 г. педагогический коллектив ГБОУ Школа №305 г. Москвы выступил  с опытом работы по формам сотрудничества с семьями воспитанников. Презентация дополняет выступление педагога-психолог...