Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Оригами»
методическая разработка (старшая группа)

Виктория Викторовна Котова

«… чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»

Сухомлинский В.А.

 

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Оригами» является программой художественно – эстетической направленности.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного учреждения.

        

Новизна программы

Одним из основных условий реализации программы по оригами является соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о окружающем мире.

Актуальность

Особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное там, где другие этого не видят; у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуется наблюдательность, умение комбинировать, анализировать, находить связи и закономерности, т. е. все то, что составляет творческие способности.

Педагогическая целесообразность.

 Программа обусловлена важностью создания условий для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.

Предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала.

Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края.

Развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа на примере Приморского края. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №5» с. Кневичи Артемовского городского округа.

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Оригами»

Подготовила воспитатель: Котова В.В.

Артем 2020 г.

«… чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»

Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Оригами» является программой художественно – эстетической направленности.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного учреждения.

        

Новизна программы

Одним из основных условий реализации программы по оригами является соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о окружающем мире.

Актуальность

Особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное там, где другие этого не видят; у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуется наблюдательность, умение комбинировать, анализировать, находить связи и закономерности, т. е. все то, что составляет творческие способности.

Педагогическая целесообразность.

 Программа обусловлена важностью создания условий для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.

Предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала.

Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края.

Развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа на примере Приморского края. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.


Цель программы – побудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в деятельность всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.).
  • Научить ребенка общаться с бумагой.
  • Развивать глазомер, при работе с бумагой.
  • Научить ребенка аккуратно из квадрата складывать различные базовые формы оригами, четко следуя основным правилам.
  • Научить проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Активизировать мыслительную деятельность.
  • Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.


Программа «Оригами» рассчитана на 1год (дошкольный возраст с 5 до 7 лет) в количестве 72ч.

 Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять 15 человек, но занятия проходят с подгруппами по 6-8 человек. Занятия проводятся с сентября по май продолжительностью 30 минут.


Структура занятия

1. Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Выбрать объект для поделки, обсуждение, оговорить план действий.

4. Выбор цвета.


Формы проведения занятий:

В процессе обучения используются различные формы занятий:

- традиционные, комбинированные и практические занятия,

- занятия – объяснения;

- занятия – игра;

- занятия – сказка;

- итоговое занятие

По итогам освоения программы обучающиеся должны:

  1. Самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»; «квадрат».
  2. Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  3. Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  4. Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  5. Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  6. Познакомятся с искусством оригами;
  7. Ориентироваться на листе бумаги;
  8. Уметь намечать линии;    
  9. Тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  10. Уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
  11. Добиваться конечного результата;
  12. Самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

2

---

2

Знакомство с оригами

2

---

2

Базовая форма «Треугольник»

Котенок

Щенок

Петушок

Заяц

Ежик

Мишка

Яхта

Пароход

Морской котик

Банан

2

14

16

Тестирование

Базовая форма «Воздушный змей»

Лиса

Воробей

Ворона

Кит

Яблоко

2

10

12

Игра –викторина

Базовая форма «Двойной треугольник»

Машинка

Парусник

Мыши-музыканты

Тропическая рыбка

1

5

6

Игра –викторина

Базовая форма «Двойной квадрат»

Золотая рыбка

Краб

1

5

6

Игра –викторина

Базовая форма «Рыба»

Пингвин

Попугай

Лебедь

1

3

4

Игра –викторина

Базовая форма

«Книжечка»

Тропическая рыбка

Платье

Арбуз

1

5

6

Игра –викторина

Базовая форма «Блинчик»

Кораблик

Роза

Семицветик

Лошадка

Рыбка-бабочка

1

3

4

Игра –викторина

Композиция «Магазин одежды»

-

2

2

Выставка

Композиция «Аквариум»

-

1

1

Выставка

Итоговое занятие «Оригамная

сказка»

-

6

6

ИТОГО:

13

59

72


Содержание программы:

Направлено на достижение цели ознакомления детей 5-7 лет с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Программа «Радуга», как средство дополнительного образования детей дошкольного возраста 5-7 лет поможет освоить мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Вводное занятие:

Знакомство с оригами
Техника безопасности на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Познакомить детей с новым видом искусства оригами.

Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть

«Треугольник»

Познакомить детей с базовой формой «Треугольник».

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить

острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник

пополам, опускать острые углы вниз.

Воздушный змей»

Познакомить детей с базовой формой «Воздушный змей». Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали поделок, складывая бумагу в определенной последовательности.

«Двойной треугольник»

Продолжать знакомить детей с базовой формой «Двойной треугольник», учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы.

«Двойной квадрат»

Продолжать знакомить детей с базовой формой «двойной квадрат» закрепить умение находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, закрепить знание условные обозначения.

«Базовая форма «Рыба»

Познакомить детей с базовой формой «Книжка». Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать фигурку тропической рыбки, складывая бумагу в определённой последовательности. Выполнять указания педагога.

Базовая форма «Блинчик»

Продолжать знакомить детей с базовой формой «Блинчик». Используя данную базовую форму, учить детей изготавливать детали поделок в определенной последовательности.

Композиция «Магазин одежды»
Учить создавать определенную композицию, самостоятельно называть и складывать знакомые базовые формы, готовить заготовки на определённую тему. Вносить дополнения в украшение одежды.

Композиция «Аквариум».

Закреплять умения самостоятельно складывать знакомые базовые формы, готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию «Аквариум»

Методическое обеспечение.

На занятиях используются различные методы обучения:

1. Наглядные – рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций

по теме занятия; наблюдение.

2. Словесные – чтение художественной литературы; беседы; объяснение и

обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам.

3. Практические – индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.

Материально техническое обеспечение:

  • Непосредственно рабочая зона.
  • Ножницы (для обработки квадрата)
  • Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
  • Салфетки: бумажная, тканевая.
  • Бумага.

Литература для педагога.

1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А.

Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому

педагогу – заботливому родителю»).

2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин,Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 2004. – 64 с.

3. Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю.

Афонькина. – М.: Аким, 2007. – 64 с.

4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.:

Просвещение, 2009. – 208 с.

5. Долженко Г. И. 100 оригами./ «Академия развития», Ярославль 2004г.

6. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.

7. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.

8. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н.А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.

9. Рик Бич Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2004

10. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова.– М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.

11. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. М.: Эксмо, 2003. – 246 с.

12. Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб,2011. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).

13. Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. –

Ярославль: Академия развития, 2006. – 224 с.

14. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]: тематические,

сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А.

Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.

15.Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).

Литература для детей:

1.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами– СПб: Кристалл, 2005

2.Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги - СПб: Литера, 1997.

3.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты. - СПб, Химия, 1995.

4.Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В.

Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я

расту!»).

5.Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е

Интернет – ресурсы:

http://origami.ru/

http://www.origami-do.ru/

http://www.bestreferat.ru/

http://stranamasterov.ru/

http://oriart.ru/

http://origamiflora.blogspot.ru/

http://proeco.visti.net/origami/

http://origami.in.ua/

http://ru-kusudama.livejournal.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста«Поучительные сказки о здоровом образе жизни»

Материалы в форме сказки для популяризации здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка в старшем дошкольном возрасте по правилам дорожного движения. «Путешествие Бабы Яги по городу»

Данный материал может использоваться педагогом  дошкольного учреждения или учителем начальных классов....

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "Поучительные сказки о здоровом образе жизни".

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "Поучительные сказки о здоровом образе жизни"....

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста "Крестьянские праздники"

Как лето сменяло зиму, день — ночь, так же неотвратимо в крестьянской жизни будни сменялись праздниками. Праздники были разновеликие, и отмечали их по-разному. Воскресенье после рабочей недели ...

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста

Методическая разработка «Новогодний квест» для детей старшего дошкольного возраста.  Цель: доставить детям радость, создать положительный настрой на игры и совместное р...