Методическая разработка в старшем дошкольном возрасте по правилам дорожного движения. «Путешествие Бабы Яги по городу»
методическая разработка по обж (старшая группа) по теме

Кривопляс Инна Викторовна

Данный материал может использоваться педагогом  дошкольного учреждения или учителем начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baba_yaga_v_gorode.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка в старшем дошкольном возрасте по правилам дорожного движения.

                                «Путешествие Бабы Яге по городу»

Аннотация

 Реализация данной работы  осуществляется через все доступные формы и методы. Это - беседы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, заучивание стихов, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, настольные и дидактические игры. Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями так же проводилась определенная работа: беседы, рекомендации, советы, анкетирование, изготовление атрибутов. Работа проводилась комплексно по всем разделам воспитания и обучения.

Конспект предназначен для воспитателей ДОУ, для родителей заинтересованных в обучении своих детей безопасному поведению на улице. Занятие рассчитано на детей старшего возраста(5-6).

Содержание

Содержание.

Пояснительная записка.

Оборудование для проведения мероприятия.

Предварительные  организационные мероприятия.

Основная часть.

Заключение.

Список использованной литературы.

Пояснительная записка.

Актуальность:

 Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы наше  подрастающее поколение - дети.

В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция, которая свойственна взрослым. Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Цели:

-активизировать и проверить знания о видах наземного транспорта и назначении некоторых дорожных знаков;

- развивать стремление к изучению Правил дорожного движения.

-создание условий для представлений и углубления знаний, умений и навыков детей о безопасном поведении на улицах и дорогах.

Задачи:

-закрепить знания детей о правилах дорожного движения;

-систематизировать знания детей о дорожных знаках, их значении;

-закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;

-развивать наблюдательность, зрительную память;

-учить внимательно, слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы.

-развивать навыки связной речи, внимание, память, сообразительность.

-воспитывать доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, желание оказать помощь, необходимость соблюдать правила дорожного движения.

Программные задачи:

  • Закрепить знания детей о правилах дорожного движения;
  • систематизировать знания детей о дорожных знаках, их значении;
  • закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;
  • развивать наблюдательность, зрительную память;
  • развивать умение отвечать полно.

Оборудование для проведения мероприятия:

  • плакат с изображением улицы и различных ситуаций на дороге
  • дорожные знаки
  • кукла Баба Яга.
  • Светофор, жезл, фуражка.
  • Мяч.
  • Груз (для переноски на голове)
  • Вырезанные лекала для «Зебры».

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице и в транспорте.
  • Просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций по ПДД.
  • Проблемно-поисковая беседа: «Если рядом автомобиль»;
  • Дидактическая игра «Узнай знак по описанию и расскажи, зачем он нужен»,
  • Настольная игра  «Законы улиц и дорог», «Дорожные знаки» «Дорожное лото»
  • Чтение художественно литературы Стихотворение «Светофор». Н. Мигунова В. Лиходед «Уроки светофора». Л Радзиевская «Ты и дорога». А Иванов «Неразлучные друзья». С. Михалков «Дядя Степа», «Моя улица». Н Носов «Автомобиль». С. Михалков Светофор
  • Картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;

Основная часть.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к намдолжна из сказки прилететь Баба Яга, но что то она задерживаетсяможет что случилось?, давайте с вами быстро приберёмся иеё будем встречать . А вот я уже слышу её  шаги к садику.

Дети: Приветствуют гостя.

Воспитатель: Ребята, что-то случилось с нашей гостьей? Почему она хромает и где её метла?Давайте узнаем.

Воспитатель:Знаете ребятки она сказала, что когда пролетала мимо нас,  её обхватил и закружил в небе сильный  ветер, метла её сломалась и она полетела вниз. Очутилась Баба Яга на проезжей части, где было большое скопление машин. Так как Баба Яга из сказки и живёт  в глухом лесу, она не знает что такое перекрёсток, светофор и наземный транспорт. Вот хочу предложить вам ребята дать знания и помочь в беде нашей Бабе Яге. Гостья наша очень взволнованна от такого происшествия, ведь она чуть не попала под машину да и ножку ушибла при падении.

Воспитатель: Давайте  её  успокоим. Девочки пусть накроют на стол и  приготовят гостю чай с бубликами, а все остальные перейдём к уголку «Доктора» перебинтуем ножку Бабе Яге  и расскажем,  что мы знаем о дороге

Взаимодействие детей в уголке «Доктора»  и «Кухни»  (см Приложение 1.)

Дети: согласие детей

Воспитатель:Представим, что мы с вами идём по улице. По дороге движется много легковых и грузовых автомашин, автобусы и никто никому не мешает. Это потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать правила дорожного движения.

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру: «Да», «Нет». (см Приложение 2.)

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”.

Правила знаешь движения?-  (Да.)

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу?-  (Нет.)

Ну, а зелѐный горит, вот тогда

Можно идти через улицу?-  (Да.)

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается?-  (Нет.)

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей?-  (Да.)

Светофор знаком всем детям?

Знают все его на свете? -(Да.)

Он дежурит у дороги? У него есть руки, ноги? – (Нет).

Есть фонарики – три глаза?!

Он включает все их сразу? – (Нет.)

Вот включил он красный свет

Это значит, хода нет? – (Да).

На какой идти нам надо?

Синий - может быть преградой? – (Нет)

А на жѐлтый мы пойдѐм? -  (Нет.)

На зелѐный - запоѐм? – (Нет).

Ну, наверное, тогда

На зелѐный встанем, да? – (Нет).

Пробежать на красный можно?

Ну, а если осторожно? – (Нет).

А гуськом пройти тогда,

То, конечно, можно? Да!

Верю я глазам, ушам

Светофор знаком всем вам!

И, конечно, очень рад

Я за грамотных ребят!

Молодцы, ребята, запомним,

Что “нет”, а что “да”,

Воспитатель: а теперь послушайте загадку

На столбе висят три глаза,
Мы его узнали сразу.
Каждый глаз, когда горит,
Нам команды говорит:
Кто куда поехать может,
Кто идет, а кто стоит.

Дети: Светофор

Воспитатель: А зачем он нужен, вы знаете?

Дети: Чтобы регулировать движение

Воспитатель: У светофора есть три сигнала огонька:

Красный  свет – Дороги НЕТ!;

Желтый – будь готов к пути;

А Зеленый свет – иди !»

Воспитатель: дети, подскажите Бабе Яге на какой же сигнал светофора можно переходить дорогу?

Дети: На зеленый свет.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте мы с вами поиграем в игру?

«Игра в мяч» (см Приложение 3.)

Ход игры: Воспитатель с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч,

одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч воспитателю. Игра

проводится со всеми детьми по очереди.

Воспитатель: По дороге кто идет?

Ребенок: Пешеход.

Воспитатель: Кто машину ведет?

Ребенок: Водитель.

Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора?

Ребенок: Три глаза.

Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Стой и жди.

Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Подожди.

Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Можете идти.

Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной…

Ребенок: Дорожке.

Воспитатель: Где мы автобус ждем?

Ребенок: На остановке.

Воспитатель: Где играем в прятки?

Ребенок: На детской площадке.

Воспитатель: Молодцы ребятки и здесь вы справились.

Воспитатель: А у светофора есть помощники, называются они дорожные знаки. Вы слышали про них?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда сейчас я загадаю вам загадки.(см Приложение3.)

 Слушайте внимательно!

1. По полоскам черно-белым

Пешеход шагает смело

Кто из вас, ребята, знает

Знак о чем предупреждает?

Дай машине тихий ход –

Дети: Пешеходный переход

Воспитатель: Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - …

Дети: Дорожный знак

Воспитатель: Белый треугольник, красная кайма.
Чудный паровозик
С дымом у окна.
Этим паровозиком правит дед-чудак.
Кто из вас подскажет,
Что это за знак?

Дети: Железнодорожный переезд.

Воспитатель: Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги -
Берегите свои ноги!

Дети: Дорожные работы

Воспитатель: Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт
Крутой...

Дети: Опасный поворот

Воспитатель: Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко,
Что здесь, свалка кирпича?

Воспитатель:Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг - велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг
Дети:На велосипеде проезда нет.

Езда на велосипедах запрещена

В белом треугольнике

С окаемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно

Этот знак дорожный

Знают все на свете

Будьте осторожны,

На дороге – Дети.

Дети:Дорогу могут переходить дети.

Воспитатель: А где обычно ставят такие знаки?

Дети: Около школ, детских садов.

Физминутка ««Зебра» (см Приложение 4.)

Цель: упражнять детей в точности исполнения правил игры, развивать быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве.

Материал: полоски белой бумаги (картона). Ход игры: Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаѐтся по полоске белой бумаги (картона). По сигналу - первый участник кладѐт полосу, встаѐтнанеѐ и возвращается к своей команде. Второй шагает строго по своей полосе, кладѐт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.

Воспитатель: Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

Дети: наземный, воздушный, водный.

Воспитатель:  Какой транспорт относится к наземному виду?

Дети: легковой автомобиль, автобус, троллейбус, грузовик и т.д.

Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем в игру:«Грузовики» (см Приложение 5.)

Ход игры: Первые участники команд держат в руках руль, на головы им

помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.

Воспитатель: Молодцы.  Ну вот ребятки мы с вами помогли познакомить Бабу Ягу с правилами дорожного движения и поиграли в разные познавательные игры.  Теперь она будет намного аккуратнее на проезжей части, правильно переходить дорогу и сможет прилететь  в гости не на метле,  а на наземном транспорте.Пока мы с вами играли,  наш плотник Василий Николаевич починил метлу для Бабы Яги, теперь она может отправляться обратно в свою сказку.(см Приложение 6.)

Воспитатель: О чём мы сегодня с вами говорили?

Дети: о правилах дорожного движения, знаках и  транспорте.

Воспитатель:Баба Яга летела к нам с гостинцами и угощает всех ребяток.

Дети прощаются с гостьей. (см Приложение 7.)

Заключение

Результаты проведения

  • созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
  • разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями;
  • проведен цикл занятий по темам: «Знаете ли вы правила безопасности?», «Школа пешеходных наук», «Помни правила дорожного движения!», «Дорожные знаки – наши друзья!», «В гостях у светофора».

Правильное поведение на дороге, в транспорте является основным условием сохранения жизни. Поэтому важно не просто рассказать о безопасности на дороге, но и отработать до автоматизма правила дорожного движения. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Большинство детей не знают, как вести себя на проезжей части, чтобы уцелеть. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах безопасного поведения на дороге. В ходе работы мы убедились, что такая система обучения детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашей работе  то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой.

Список использованной литературы:

  1. «Как научить детей ПДД» К.В.Петрова. Санкт-Петербург. Детство-пресс 2013г.

Козловская Е.А.. Козловский С.А. «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника.» Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ.ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.

  1. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.

  1. «Организация освоения образовательной области «Безопасность» с детьми с 2-7 лет.

Т.Н. Сташкова. Ю.Н. Усакова. Издательство Учитель 2013г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.

Настоящая собственная методическая  разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста по Правилам дорожного движения представляет собой результат опыта практической работы автора с детьм...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения"

Методические рекомендации по ознакомлению детей  с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения" содержат описание работы воспитателя...

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Каждый должен знать, без сомнения, правила дорожного движения!»

Цель: Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения  и умений использовать их в различных практических ситуациях для обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольни...

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Космическое путешествие»

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Космическое путешествие» Цель:закреплять знания детей о правилах д...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.

Цель: Закрепление знаний детей правил дорожного движения, правил безопасного поведения на дороге, улице, транспорте. Задачи:Образовательная: учить детей решать проблемную ситуацию в игровой ...

Картотека «Минутки безопасности дорожного движения» с детьми старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения

Картотека «Минутки безопасности дорожного движения» с детьми старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения...