сенсорное развитие детей с нарушением зрения
статья на тему
Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, "настроены" на познавание явлений действительности, предметов, их внешних свойств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sesorika.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорики у детей с нарушением зрения |
Ранний возраст |
Асадова Надежда Анатольевна |
13.04.2010 |
В век научно-технического прогресса возросла потребность в людях, умеющих творчески организовать свою деятельность и деятельность коллектива для достижения поставленной цели.
Творчески активная личность может сформироваться только в том случае, если она развивается в педагогически целесообразных условиях с самого раннего детства, до выхода молодого человека в самостоятельную жизнь.
Первые три года жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребёнка развиваются различные способности, речь, совершенствуются движения, начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. От того, как воспитывается ребёнок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, а затем и всё последующее формирования всесторонне развитой личности. В.А.Сухомлинский писал:”Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств(глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности(рисования, конструирования), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Вопросы сенсорного развития и воспитания изучались группой научных сотрудников института дошкольного воспитания. Это изучение показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Известно, что восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств.
Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации, поэтому необходимо предоставить малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.
На втором- третьем году жизни необходимо обеспечить первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета. В процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, форму, учитывать его при выполнении заданий, понимать что цвет, форма является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать. Важно, что бы дети научились понимать слова: «цвет», «такой же», «разные». Несколько по другому обстоит дело с величиной предметов. Здесь нет такого рода разновидностей, как в области формы и цвета. Величина – свойство относительное, она познается только в сравнении с другой величиной (больше, меньше, такой же).Переход к объёмным формам и окрашенным предметам, прикладывание которых вплотную друг другу затруднено, происходит тогда, когда дети овладевают зрительным сопоставлением.
Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь без зрительных ощущений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения. Современными научными исследованиями доказано, что снижение функций зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия. Кроме того у детей с нарушением зрения наблюдается ослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижения активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Для детей с нарушением зрения характерным также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего вида.
В раннем возрасте большое значение имеет накопление ребёнком сенсорных представлений. У детей с нарушением зрения замедленно восприятие обучающих процессов. Организация процесса обучения детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и школьного обучения должна осуществляться в особых условиях, способствующих охране зрения, облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих повышенное утомление. Процессы формирования личности детей с нарушением зрения имеют свои особенности, требующие охраны и развития зрения, повышенных норм освещённости, применения специальных психолого-педагогических средств коррекции, лечебно-физкультурных мероприятий по исправлению физического развития. Книжки должны быть напечатаны крупным шрифтом, с чётким рисунком. Рисунки крупные. Для овладения сенсорными эталонами необходимо подключать действия рук при зрительном обследование предмета, его свойств и качества. Педагоги помогают детям знакомиться и узнавать цвета хорошо различимые (красные, желтые, синие, зелёные). Учат соотносить цвета с картинками, локализовать красный цвет из сине-зелёных, синий из красно-жёлтых, зелёный из красно-синих, жёлтый из сине-красных. Основой успешного освоения эталонов является систематичность и последовательность. Дети с нарушением зрения специально обучаются тому, что дети с нормальным зрением постигают сами. Постоянное многоступенчатое обучение не только способствует обогащению сенсорного опыта детей, но и обеспечивает непрерывность работы по развитию зрительного восприятия.
Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это не интересно. Эти особенности возраста не позволяет строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета ,становится для них по-настоящему значим. Этого можно добиться : 1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип;2) организовать веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учета определенного признака предмета. Кроме этого, следует помнить и о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения"
Значение сенсорного развитияСенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы поз...
Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.
В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».
Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...
Психолого-педагогические основы для сенсорного развития детей с нарушениями зрения
В статье раскрываются психолого-педагогические основы для сенсорного развития детей с нарушениями зрения....
презентация Консультация для педагогов:«Сенсорное развитие детей с нарушением зрения посредством дидактических игр»
Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является формирование всесторонне развитой личности. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, поскольку является ...
Технология развития сенсорной сферы детей с нарушением зрения с использованием дидактических игр
Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов....
Презентация "Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в сенсорном развитии детей с нарушением зрения"
Совместная слаженная работа тифлопедагога и воспитателя способствует эффективности в решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач по формированию предметных представлений у детей с на...