Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду»
консультация
Поясняет особенности педагогических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_igrovye_tehnologii_v_det._sadu.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД№71 «КАРУСЕЛЬКА»
ГРОДСКОЙ ОКРУГ МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Консультация для педагогов
«Игровые технологии в детском саду»
Подготовила: Высокова Л.А.
2020
Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду»
«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника..
Функции игры
-развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
-коммуникативная: освоение диалектики общения;
-самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
-игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
-межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
-функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Четыре главные черты присущие игре:
-свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
-наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Структура игры как деятельности:
-целеполагание,
-планирование,
- реализация цели,
-анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Структура игры как процесс:
-роли, взятые на себя играющими;
-игровые действия как средство реализации этих ролей;
-игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
-реальные отношения между играющими;
-сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра как метод обучения:
-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
-как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
-в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методике:
-предметные,
-сюжетные,
-ролевые,
-деловые,
-имитационные
- игры-драматизации.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные , а также с различны ми средствами передвижения.
Игровая среда:
- игры с предметами
- без предметов,
-настольные,
- комнатные,
-уличные,
- на местности,
-компьютерные
-с различными средствами передвижения.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Игровые технологии в детском саду"
Данный материал систематизирует понятие игровой технологии, классификацию, функции...
Консультация для педагогов "Квэст-технология в детском саду"
Кратко о квест технологии и использовании ее в детском саду....
Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия реб...
Консультация для воспитателей: "Игровые технологии в детском саду"
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как же это реализовывать в современной практике дошкольного образования? И одним из способов решен...
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
laquo;Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» Жан де Лабрюйер...
Консультация для педагогов Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Консультация для педагогов Здоровьесберегающие технологии в детском саду...
Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду»
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанн...