Консультация для педагогов "Игровые технологии в детском саду"
консультация

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему,
покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим
содержанием и сюжетом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_igrovaya_tehnologiya_v_dou.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

герб района

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД № 17

________________________________________________________________________

143441, Российская Федерация, Московская область, Городской округ Красногорск,

 д. Путилково, ул. 70-тилетия Победы, д. 2-А

Эл. почта:mdou17z@yandex.ru

Консультация для педагогов

Тема:

«Игровые технологии в детском саду»

       

   Подготовила воспитатель:

Филиппова Ю.А. 

                                                                   

г.о. Красногорск, 2023 г.

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных

образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного

образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для

воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых

знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

Что такое игровые технологии в детском саду

Игра имеет важное в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у

взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во

многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего

деятеля происходит прежде всего в игре.

Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте

ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные

представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из

важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра.

Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует

эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на

самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в

детском коллективе.

Игровая педагогическая технология предусматривает отбор, разработку и

подготовку игр, включение в них воспитанников ДОУ, контроль хода игры,

подведение итогов

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:

Ø делает ребёнка более активным;

Ø повышает познавательный интерес;

Ø развивает память, мышление и внимание;

Ø способствует развитию творческих способностей, выработке речевых

умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на

более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой

форме:

Ø развивает логическое и критическое мышление;

Ø формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;

Ø воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

Ø поощряет проявление инициативы;

Ø способствует физическому развитию.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её

средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации

сделать её способом обучения, возможностью для самореализации

обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Цели и задачи игровых технологий

Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно

сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре

прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания,

основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать,

отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие же задачи игровых

технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

Ø Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме

пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в

занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.

Ø Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои

возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.

Ø Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится

общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и

исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта,

развивает речь.

Ø Игротерапия.

Игру по праву можно считать проверенным способом для

снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

В игре дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и

осваивают новые социальные роли

Для воспитанников младших групп (2–4 года) основная задача педагога

состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем,

создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом

возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний

детьми: именно игра активизирует любознательность дошкольников,

подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них

ответы.

В средней группе (4–5 лет) игровая деятельность усложняется,

появляются игры с правилами, сюжетом и распределением ролей. Воспитатель

всё больше направляет поисковый запрос детей к внешним источникам

информации: вместо того, чтобы дать готовый ответ на вопрос, предлагает

ребятам сыграть в увлекательную игру и найти ответ самим. Например, по

ходу прогулки ребёнок задаёт вопрос о том, откуда берётся уличная грязь.

Воспитатель советует вылить в песочницу немного воды и что-нибудь

слепить. На этом примере дошкольнику объясняется, что грязь образуется от

смешения песка/земли с водой. В этом состоит основная важность игр с

воспитанниками средней группы: организовать их обучение, играя.

В старшей и подготовительной группах (5–7 лет) сюжетно-ролевая игра

заметно усложняется. Посредством, всем известных игр как «Дочки-матери»,

«Магазин», «Больница», можно реализовывать задачи по освоению детьми

элементов культуры труда и быта взрослых, воспитывать чувство

взаимопонимания и уважения к чужому труду, обучать разделению

обязанностей.

Ролевая игра помогает детям осознать социальную важность многих

профессий и занятий

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра

— это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А., советский педагог, писатель, публицист

По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:

Ø Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность,

формирование и применение знаний, умений и навыков на практике.

Ø Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли,

формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических

и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности,

коммуникативности, развитие навыков командной работы.

Ø Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления,

воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии,

умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, придумывать

оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.

Ø Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества,

контроль стресса и саморегуляция, обучение общению.

Приёмы игровых технологий

Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3

основных группы:

Ø словесные;

Ø наглядные;

Ø практические.

Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен

объяснить и описать детям максимально понятно, ярко и красочно. Педагог

проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования

громоздких предложений и непонятных слов. При знакомстве детей с играми

воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в

сюжет игры.

Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира

дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов,

интересных предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для

демонстрации самого процесса игры) воспитатель может использовать разные

средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки,

карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.

Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например,

свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и

рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами создавать

лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они научились

играя. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать

реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек,

мастерить макеты знакомого окружения.

Виды игровых технологий в ДОУ

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему,

покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим

содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр

заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко

сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере

взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию

постепенно включаются:

Ø игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,

характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для

младших групп);

Ø группы игр на обобщение предметов по определённым признакам

(подходит для средней и старшей групп);

Ø группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение

отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и

подготовительной групп);

Ø группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции

на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и

подготовительной групп).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"

Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...

Консультация "Игровые технологии в детском саду".

Консультация "Игровые технологии в детском саду"для педагогов....

Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду".

Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду" для педагогов....

консультация для воспитателей "ИКТ технологии в детском саду"

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми дощкольного возраста"...

Консультация «Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду»

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников....

Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели

     «Здоровье сберегающие  технологии в детском  саду — виды и цели» И  для  коего не  секрет,  что здоровье взрослого челов...

Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".

В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...