Консультация для педагогов "Игровые технологии в детском саду"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_igrovaya_tehnologiya_v_dou.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 17
________________________________________________________________________
143441, Российская Федерация, Московская область, Городской округ Красногорск,
д. Путилково, ул. 70-тилетия Победы, д. 2-А
Эл. почта:mdou17z@yandex.ru
Консультация для педагогов
Тема:
«Игровые технологии в детском саду»
Подготовила воспитатель:
Филиппова Ю.А.
г.о. Красногорск, 2023 г.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных
образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для
воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых
знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.
Что такое игровые технологии в детском саду
Игра имеет важное в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во
многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего
деятеля происходит прежде всего в игре.
Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте
ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные
представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из
важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра.
Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует
эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на
самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в
детском коллективе.
Игровая педагогическая технология предусматривает отбор, разработку и
подготовку игр, включение в них воспитанников ДОУ, контроль хода игры,
подведение итогов
Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:
Ø делает ребёнка более активным;
Ø повышает познавательный интерес;
Ø развивает память, мышление и внимание;
Ø способствует развитию творческих способностей, выработке речевых
умений и навыков.
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на
более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой
форме:
Ø развивает логическое и критическое мышление;
Ø формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
Ø воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
Ø поощряет проявление инициативы;
Ø способствует физическому развитию.
Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её
средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации
сделать её способом обучения, возможностью для самореализации
обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.
Цели и задачи игровых технологий
Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно
сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре
прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания,
основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать,
отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие же задачи игровых
технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:
Ø Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме
пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в
занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
Ø Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои
возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
Ø Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится
общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и
исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта,
развивает речь.
Ø Игротерапия.
Игру по праву можно считать проверенным способом для
снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.
В игре дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и
осваивают новые социальные роли
Для воспитанников младших групп (2–4 года) основная задача педагога
состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем,
создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом
возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний
детьми: именно игра активизирует любознательность дошкольников,
подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них
ответы.
В средней группе (4–5 лет) игровая деятельность усложняется,
появляются игры с правилами, сюжетом и распределением ролей. Воспитатель
всё больше направляет поисковый запрос детей к внешним источникам
информации: вместо того, чтобы дать готовый ответ на вопрос, предлагает
ребятам сыграть в увлекательную игру и найти ответ самим. Например, по
ходу прогулки ребёнок задаёт вопрос о том, откуда берётся уличная грязь.
Воспитатель советует вылить в песочницу немного воды и что-нибудь
слепить. На этом примере дошкольнику объясняется, что грязь образуется от
смешения песка/земли с водой. В этом состоит основная важность игр с
воспитанниками средней группы: организовать их обучение, играя.
В старшей и подготовительной группах (5–7 лет) сюжетно-ролевая игра
заметно усложняется. Посредством, всем известных игр как «Дочки-матери»,
«Магазин», «Больница», можно реализовывать задачи по освоению детьми
элементов культуры труда и быта взрослых, воспитывать чувство
взаимопонимания и уважения к чужому труду, обучать разделению
обязанностей.
Ролевая игра помогает детям осознать социальную важность многих
профессий и занятий
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра
— это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А., советский педагог, писатель, публицист
По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:
Ø Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность,
формирование и применение знаний, умений и навыков на практике.
Ø Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли,
формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических
и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности,
коммуникативности, развитие навыков командной работы.
Ø Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления,
воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии,
умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, придумывать
оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
Ø Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества,
контроль стресса и саморегуляция, обучение общению.
Приёмы игровых технологий
Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3
основных группы:
Ø словесные;
Ø наглядные;
Ø практические.
Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен
объяснить и описать детям максимально понятно, ярко и красочно. Педагог
проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования
громоздких предложений и непонятных слов. При знакомстве детей с играми
воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в
сюжет игры.
Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира
дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов,
интересных предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для
демонстрации самого процесса игры) воспитатель может использовать разные
средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки,
карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.
Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например,
свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и
рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами создавать
лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они научились
играя. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать
реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек,
мастерить макеты знакомого окружения.
Виды игровых технологий в ДОУ
Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему,
покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим
содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр
заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко
сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере
взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию
постепенно включаются:
Ø игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для
младших групп);
Ø группы игр на обобщение предметов по определённым признакам
(подходит для средней и старшей групп);
Ø группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и
подготовительной групп);
Ø группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции
на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и
подготовительной групп).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"
Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...
Консультация "Игровые технологии в детском саду".
Консультация "Игровые технологии в детском саду"для педагогов....
Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду".
Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду" для педагогов....
консультация для воспитателей "ИКТ технологии в детском саду"
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми дощкольного возраста"...
Консультация «Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду»
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников....
Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели
«Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели» И для коего не секрет, что здоровье взрослого челов...
Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".
В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...