Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы в ДОУ.
материал

Рогачева Людмила Александровна

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_monitoringa.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы в ДОУ.

Педагогический процесс современного детского сада ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.

Таким образом, использование в педагогическом процессе дошкольного учреждения технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы.

Мониторинг предполагает:

  • Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
  • Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
  • Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

  • Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
  • Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
  • Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.
  • Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
  • Принятие решения об изменении деятельности.

В рамках общеобразовательного мониторинга в дошкольном учреждении изучается:

1. Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Определение результативности деятельности ДОУ связано с решением целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей. Объектами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:

Объект

(интегративные качества)

Содержание (по образовательной программе)

Форма (перечень диагностических средств, методик)

Перио-

дичность

Сроки

Ответствен-

ный

Физические

1.тестовое задание для выявления быстроты-бег на дистанцию 30 метров

2. тестовое задание для выявления силы – прыжок с места;

3. тестовое задание для выявления ловкости – бег на дистанцию 10 метров;

4. тестовое задание для выявления выносливости – непрерывный бег на дистанцию 90 метров(средняя группа), 120 метров (старшая группа);

5. тестовое задание для выявления гибкости – наклоны вперед, стоя на гимнастической скамейке;

6. тестовое задание для выявления двигательной активности – использование шагомера.

Программа «Детство», Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2010.

2 раза в год

Сентябрь, май

Инструктор по физкультуре

Интеллектуальные

Память

Мышление

Восприятие

Внимание

Воображение

Экспресс диагностика интеллектуальных способностей

«Разрезные картинки»; Сенсорные эталоны (по Л.А.Венгеру): «Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Эталоны»; Методика Пьерона-Рузера;

2 раза в год

Октябрь, апрель

Педагог-психолог

Личностные

Эмоционально-личностная сфера.

Межличностные отношения.

Методика Дембо-Рубинштейна;

Детский апперцептивный тест;

Цветовой тест отношений;

Тест Розенцвейга;

Рисунок «Дом-дерево-человек»; Социометрия; Тест тревожности

2 раза в год

Октябрь, апрель

Педагог-психолог

Степень освоения ребенком образовательной программы

Образовательные области:

«Физическая культура»

«Здоровье»

«Безопасность»

«Социализация»
«Труд»

«Познание»
«Коммуникация»

 «Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»
«Музыка»

Программа «Детство», Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2010.

Альбомы «Результаты мониторинга детского развития /уровни развития интегративных качеств/, «Результаты мониторинга образовательного процесса»

        2 раза в год

Сентябрь, май

Педагоги ДОУ

Степень готовности ребенка к школьному обучению

Мотивационная готовность к школе.

Внутренняя позиция школьника.

Вархолова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. «Экспресс-диагностика готовности к школе»

Зверева «Мотивационная готовность к школе»

Гуткина «Внутренняя позиция школьника»

Гинзбург «Определение мотивации учения»

2 раза в год

Ноябрь, март

Педагог-психолог

Удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ

Комфортность.

Удовлетворение образовательных потребностей.

 Соответствие результатов образовательной деятельности запросам родителей.

 Организация взаимодействия с родителями на уровне группы и учреждения.

Анкетирование

1 раз в год

май

заведующий

Удовлетворенность воспитателей деятельностью ДОУ

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Качество управления образовательным процессом.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Физическое и психическое здоровье педагогов.

Стимулирование труда.

Анкетирование

1 раз в год

апрель

заведующий

2. Отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность дошкольного учреждения и достижение обозначенных выше результатов обеспечивается реализацией образовательной программы. При проектировании карты  мониторинга педагогического процесса ДОУ обеспечивается его направленность на отслеживание качества:

Объект

Содержание

(по образо-

вательной

программе)

Форма

(перечень

диагностиче

ских

средств,

методик)

Перио-

Дичность

Сро-

ки

Ответ-

Ствен-

ный

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Двигательная

Игровая

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Трудовая

Чтение

Музыкально-художественная

Продуктивная

Программа «Детство», Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2010.

Карты контроля.

2 раза в год

Сентябрь, май

Старший воспитатель

Организация самостоятельной деятельности детей

Наблюдение за детьми в 1-й половина дня.

Наблюдение за детьми во 2-й половина дня.

Оценка создания условия для самостоятельной деятельности детей:

  • Соответствие возрастным особенностям;
  • Учет интересов девочек и мальчиков;
  • Зонирование:
  • Создание условий для творчества: речевого, художественного, детского экспериментирования.

Программа «Детство», Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2010.

Карты контроля.

1 раз в год

ноябрь

Старший воспитатель

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Педагогический мониторинг.

Педагогическая поддержка.

Педагогическое образование родителей.

Совместная деятельность педагогов и родителей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Программа «Детство», Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2010.

Карты контроля.

1 раз в год

декабрь

Старший воспитатель

3. Отслеживание качества условий деятельности ДОУ. Реализация педагогического процесса возможна при обеспечении ДОУ соответствующими ресурсами и создании необходимых условий:

Объект

(интегра-

тивные

качества)

Содержание

(по образо-

вательной

программе)

Форма

(перечень

диагностиче

ских

средств,

методик)

Перио-

дичность

Сро-

ки

Ответ-

Ствен-

ный

Кадровый потенциал ДОУ

Укомплектованность кадрами, Качественный состав педагогов;

Наличие кадровой стратегии.

2 раза в год

Сентябрь, май

заведующий

Развивающая среда ДОУ

Безопасность.

Соответствие возрастным особенностям;

Учет интересов девочек и мальчиков;

Зонирование:

Создание условий для творчества: речевого, художественного, детского экспериментирования.

Создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Карта анализа развивающей среды.

2 раза в год

Сентябрь, май

Старший воспитатель

4. Алгоритм мониторинга.

В начале учебного года (сентябрь месяц) проводится основная первичная диагностика, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателей и педагогов-специалистов. На основе этой диагностики педагогами определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года (май месяц, проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения педагогами дошкольного учреждения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она проводится не со всеми детьми, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве диагностических методов используются как наблюдение, так и простые тестовые задания детям.

По результатам совместного обсуждения заполняется карта «Индивидуальный маршрут развития ребенка», в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка:

  • Зеленый – показатель проявляется ярко, это достижение ребенка;
  • Желтый – показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка;
  • Красный – показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении.

Технологическая карта

организации мониторинга качества образования ДОУ

Параметр

Критерии

Показатели

Уровни проявления

Способ получения информации

Вид обработки

Сроки ответственный

Управленческое решение

1

2

3

4

5

6

7

8

Качество условий образовательного процесса

Кадровое обеспечение

Качественный состав педагогов

Общее количество педагогов. Категория. Образование. Курсовая переподготовка

Изучение личных дел. Тарификационный список

Контрольные списки. Сводная таблица качественного анализа кадров.

Сентябрь. Заведующий, старший воспитатель

Ежегодный отчет

Укомплектованность кадрами

Штатное расписание

Заявка в управление образования

Сентябрь. Заведующий

Приказ о расстановке кадров». Тарификация

Наличие кадровой стратегии

Графики прохождения аттестации, повышения квалификации

Сводная таблица по оценке уровня профессионального мастерства. Педсовет

Май. Заведующий, старший воспитатель

Заявка по резерву руководящих кадров. Заявка на курсы повышения квалификации

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

Устав, лицензия, аккредитация, договор с учредителем, коллективный договор, локальные акты.

Получить лицензию, заключить договор с учредителем, провести аккредитацию

Изучение нормативно-правовых документов

Справка. Совещание при заведующем. Педсовет

Сентябрь-декабрь  

Номенклатура. Приказ «Об утверждении локальных актов»

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса

Качество и сформированность учебно-методического комплекса

Наличие и внедрение методических пособий, парциальных программ

Протоколы заседаний педсовета

Сентябрь. Старший воспитатель

Приказ на основании решения Совета педагогов

Материально-финансовое обеспечение

Материально-техническая база. Привлечение внебюджетных средств. Оптимальное распределение ФОТ

Смета. Изучение расходных документов, перечень основных средств, ТСО, акт подготовки к новому году, акты приемки.

Результаты сличительной инвентаризационной ведомости. Совещание при заведующем.

Ноябрь-декабрь. Заместитель заведующего по АХР, заведующий

Приказ о создании комиссии по инвентаризации, приказ по итогам инвентаризации.

Стимулирование труда

Наличие системы поощрения работников

Имеется

Организация смотров, конкурсов. Положение о стимулировании, поощрении работников

Аналитическая справка. Общее собрание трудового коллектива

Декабрь. Заведующий

Приказ «О поощрении по итогам работы за учебный год». За календарный год, за квартал, за месяц

Физическое и психическое здоровье педагогов и воспитанников

Состояние здоровья педагогов

Группы здоровья, заболеваемость по видам, заболеваемость

Результаты медицинского осмотра, реестры больничных листов

Графики заболеваемости педагогических работников. Совет педагогов

Январь, май. Председатель профсоюзного комитета

Рекомендации

Динамика заболеваемости воспитанников

Выше нормы, норма, ниже нормы

Табель посещаемости, справки, медицинские карты, отчеты по заболеваемости

График заболеваемости воспитанников. Совет педагогов, общее собрание трудового коллектива, общее родительское собрание

В течение года ежемесячно. Старшая медицинская сестра

Приказы о мерах по укреплению и сохранению здоровья воспитанников

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Соблюдаются; не соблюдаются; частично соблюдаются

Наблюдение, контроль за выполнением программ оздоровления воспитанников, акты проверок СЭС, справки по результатам контроля

Отчеты. Режим дня. Расписание занятий. Совещание при заведующем

В течение года ежемесячно. Старшая медицинская сестра

Рекомендации, приказ

Организация питания

Соответствует требованиям. Не соответствует требованиям

Изучение документации (перспективное меню, бракераж, диетическое питание, калорийность)

Отчеты по питанию. Общее родительское собрание, общее собрание трудового коллектива

Январь, май. Шеф-повар

Рекомендации

Наличие системы психолого-медико-педагогического сопровождения

Создана

Индивидуальные карты развития ребенка

Аналитическая справка. Совет педагогов

По мере надобности. Руководитель службы комплексного сопровождения

Рекомендации, приказ

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

Имеется

График проведения спортивных праздников и развлечений. Посещение спортивных мероприятий. Изучение документации

График медико-педагогического контроля,  контроля за физическим воспитанием дошкольников. Совет педагогов

Сентябрь, январь, май. Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель

Приказ. Рекомендации

Соблюдение техники безопасности

Условия созданы

Журнал инструктажа по охране труда. Профилактика травматизма воспитанников

Отчеты  службы охраны труда, акты по формам н-1, н-2.

Общее собрание трудового коллектива

Один раз в квартал. Ответственный по охране труда

Приказы

Качество управления образовательным процессом

Наличие системы планирования

Соответствует требованиям. Не соответствует требованиям.

Изучение годового плана, программы развития, перспективных планов, календарных планов

Анализ выполнения годового плана. Совет педагогов

Один раз в квартал. Заведующий, старший воспитатель

Рекомендации, приказ

Оптимальность выбора моделей организационной структуры управления

Оптимальная. Не оптимальная

Должностные инструкции, графики работы, функциональные обязанности.

Циклограммы деятельности

педагогов.Совещание при заведующем

Сентябрь.

Заведующий

Приказ

Системность внутреннего контроля, мониторинговых исследований

Выполняется. Не выполняется. Частично выполняется

Изучение документации, графиков контроля.

Схема структуры управления. Листы взаимодействия.

В течение года. Заведующий, старший воспитатель

Приказы по результатам контроля

Культура труда, ведение документации

Соответствует требованиям. Не соответствует требованиям

Изучение документации, собеседование

Справка по результатам контроля. Совещание при заведующем

Делопроизводитель, специалист по кадрам

Приказ, рекомендации

Взаимодействие с социальной средой

Взаимодействие с социокультурными учреждениями. Взаимодействие со школой по подготовке воспитанников к обучению в школе

Имеются. Не имеются. Имеются отдельные направления

Количество внешних связей. Изучение документации (план работы, договора). План преемственности со школой

Схема внешних связей. Модель выпускника. Совет педагогов

Сентябрь. Заведующий, старший воспитатель. Апрель. Старший воспитатель

Приказ, рекомендации

Адекватность результатов учебным возможностям воспитанников

Норма. Выше нормы. Ниже нормы

Диагностика, беседы

Сводная таблица. Совет педагогов

Май. Воспитатели, психолог

Рекомендации

Морально-нравственная позиция воспитанников

Уровень сформированности основных нравственных качеств

Норма. Ниже нормы. Выше нормы

Наблюдение. Диагностика. Возрастные параметры

Сводная таблица. Совет педагогов

Май. Воспитатели, психолог

Рекомендации

Культура поведения ребенка в учреждении и вне его

Норма. Ниже нормы. Выше нормы

Наблюдение. Диагностика. Возрастные параметры

Сводная таблица. Совет педагогов

Май. Воспитатели, психолог

Рекомендации

Удолветворенность родитнлей и воспитанников деятельностью образовательного учреждения

Комфортность

Создано.

Не создано. Частично создано

Опрос, анкетирование

Справка по результатам анкет. Совет педагогов, общее родительское собрание

По мере надобности. Старший воспитатель

Рекомендации

Удовлетворение образовательных потребностей

Полностью. Частично

Анкетирование

Справка по результатам анкетирования. Совет педагогов, общее родительское собрание

По мере надобности. Старший воспитатель

Рекомендации

Соответствие результатов образовательной деятельности запросам родителей

Соответствует. Не соответствует. Частично соответствует

Анкетирование

Справка по результатам анкетирования. Совет педагогов, общее родительское собрание

По мере надобности. Старший воспитатель

Рекомендации

Организация взаимодействия с родителями на уровне группы и учреждения

Хорошо. Удовлетворительно. Не удовлетворительно.

Родительское собрание. Анкетирование.

Справка по результатам анкетирования. Совет педагогов, общее родительское собрание

По мере надобности. Старший воспитатель

Рекомендации

Качество образовательного процесса

Качество содержания образовательного процесса

Работа педагогического коллектива в условиях ФГТ.

Апробация примерной основной образовательной программы ДО «Детство».

Используется. Не используется

Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса. Результаты внедрения парциальных программ.

Карта педагогического роста педагога.

Аналитическая справка. Совет педагогов

Май. Старший воспитатель

Рекомендации

Информационго-методическое обеспечение образовательного процесса

Система методической работы

Имеется. Не имеется

Планы методической работы, анализ методической работы. Анкетирование педагогов

Сводная таблица участия педагогов в методической работе. Схема методической работы. Аналитическая справка. Совет педагогов.

Май, сентябрь. Старший воспитатель

Приказ, рекомендации

Исполнение управленческих решений

Исполняются полностью. Используются частично. Не используются

Анализ документации, приказов

Справка. Совещание при заведующем

По мере надобности. Заведующий

Приказы

Качество образовательного процесса

Учет данных диагностирования воспитанников при построении образовательного процесса

Учитывается. Не учитывается. Частично учитывается

Изучение календарных планов, индивидуальных карт развития детей, результатов диагностики

Сводная таблица. Анализ работы за учебный год. Совет педагогов

В течение года. Старший воспитатель

Рекомендации

Использование технологических карт в проектировании образовательного процесса

Используются полностью. Используются частично. Не используются

Изучение используемых технологических карт, планов работы

Сводная таблица. Картотека контроля. Совет педагогов

Май, сентябрь. Старший воспитатель

Рекомендации

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Имеется. Не имеется. Имеется частично

Изучение индивидуальных маршрутов развития воспитанников

Сводная таблица, аналитическая справка. Совет педагогов

По мере надобности. Воспитатели, специалисты

Приказ, рекомендации

Наличие образовательной системы

Имеется. Не имеется. Имеется отдельные направления.

Изучение материалов по образовательной деятельности.

Схема образовательной деятельности, аналитическая справка. Совет педагогов.

Май.

Старший воспитатель

Приказ, рекомендации

Сотрудничество с родителями

Осуществляется. Не осуществляется. Осуществляется не в полной мере

Наблюдение. Анкетирование. Беседы с родителями. Протоколы родительских собраний, планы работы с родителями. Программы работы с родителями

Сводная таблица, схема работы с родителями, аналитическая справка, анализ работы. Совет педагогов, общее родительское собрание.

Май. Воспитатели, специалисты, старший воспитатель

Приказ, рекомендации

Конкурентоспособность образовательного учреждения

Имидж образовательного учреждения

Высокий. Средний. Низкий.

Анкетирование

Таблица по результатам анкетирования. Общее собрание трудового коллектива

По мере надобности. Заведующий

Рекомендации

Организация дополнительных образовательных услуг

Имеются. Не имеются

Планы кружковой работы. Договоры об оказании дополнительных платных услуг

Сводная таблица. Общее собрание трудового коллектива. Совет педагогов. Общее родительское собрание.

По мере надобности. Заведующий.

Приказ

Сохранение детского контингента

Стабильный. Не стабильный

Списки детей

Сводная таблица, отчеты. Совет педагогов, общее собрание трудового коллектива, общее родительское собрание

По мере надобности. Заведующий.

Приказ, распоряжение.

Участие педагогов, детей в конкурсах, соревнованиях.

Количество участников. Наличие призовых мест

Изучение документации (приказы, заявки). Результаты конкурсов (грамоты, дипломы)

Сводная таблица, отчеты. Совет педагогов, общее родительское собрание

По мере надобности. Заведующий.

Приказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Данная презентация содержит определения мониторинга, цель педагогического мониторинга и его функции, а так же определения методов и форм мониторинга. ...

Программа экспериментальной деятельности "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения"

В программе представлены этапы работы по реализации программы, деятельность педагогов по реализации программы на каждом этапе. План реализации программы расчитан на 3 года....

Система мониторинга достижения детьми планируемого результата освоения программы

Представлена система мониторинга  с соответствии с ФГТ. Основная задача мониторинга – определить степень освоения дошкольником образовательной программы и влияние учебно - воспитательного п...

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения образовательной программы ДОУ.

«Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоенияОбразовательной программы ДОУ»(из опыта работы МДОБУ детский сад  № 1 с.Инзер МР Белорецкий район РБ )Система монитори...

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

     При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского О ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образова...