Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы в ДОУ.
материал
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_monitoringa.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы в ДОУ.
Педагогический процесс современного детского сада ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.
Таким образом, использование в педагогическом процессе дошкольного учреждения технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы.
Мониторинг предполагает:
- Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
- Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:
- Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
- Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
- Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.
- Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
- Принятие решения об изменении деятельности.
В рамках общеобразовательного мониторинга в дошкольном учреждении изучается:
1. Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Определение результативности деятельности ДОУ связано с решением целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей. Объектами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:
Объект (интегративные качества) | Содержание (по образовательной программе) | Форма (перечень диагностических средств, методик) | Перио- дичность | Сроки | Ответствен- ный |
Физические | 1.тестовое задание для выявления быстроты-бег на дистанцию 30 метров 2. тестовое задание для выявления силы – прыжок с места; 3. тестовое задание для выявления ловкости – бег на дистанцию 10 метров; 4. тестовое задание для выявления выносливости – непрерывный бег на дистанцию 90 метров(средняя группа), 120 метров (старшая группа); 5. тестовое задание для выявления гибкости – наклоны вперед, стоя на гимнастической скамейке; 6. тестовое задание для выявления двигательной активности – использование шагомера. | Программа «Детство», Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2010. | 2 раза в год | Сентябрь, май | Инструктор по физкультуре |
Интеллектуальные | Память Мышление Восприятие Внимание Воображение | Экспресс диагностика интеллектуальных способностей «Разрезные картинки»; Сенсорные эталоны (по Л.А.Венгеру): «Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Эталоны»; Методика Пьерона-Рузера; | 2 раза в год | Октябрь, апрель | Педагог-психолог |
Личностные | Эмоционально-личностная сфера. Межличностные отношения. | Методика Дембо-Рубинштейна; Детский апперцептивный тест; Цветовой тест отношений; Тест Розенцвейга; Рисунок «Дом-дерево-человек»; Социометрия; Тест тревожности | 2 раза в год | Октябрь, апрель | Педагог-психолог |
Степень освоения ребенком образовательной программы | Образовательные области: «Физическая культура» «Здоровье» «Безопасность» «Социализация» «Познание» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» | Программа «Детство», Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2010. Альбомы «Результаты мониторинга детского развития /уровни развития интегративных качеств/, «Результаты мониторинга образовательного процесса» | 2 раза в год | Сентябрь, май | Педагоги ДОУ |
Степень готовности ребенка к школьному обучению | Мотивационная готовность к школе. Внутренняя позиция школьника. | Вархолова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. «Экспресс-диагностика готовности к школе» Зверева «Мотивационная готовность к школе» Гуткина «Внутренняя позиция школьника» Гинзбург «Определение мотивации учения» | 2 раза в год | Ноябрь, март | Педагог-психолог |
Удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ | Комфортность. Удовлетворение образовательных потребностей. Соответствие результатов образовательной деятельности запросам родителей. Организация взаимодействия с родителями на уровне группы и учреждения. | Анкетирование | 1 раз в год | май | заведующий |
Удовлетворенность воспитателей деятельностью ДОУ | Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Качество управления образовательным процессом. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Физическое и психическое здоровье педагогов. Стимулирование труда. | Анкетирование | 1 раз в год | апрель | заведующий |
2. Отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность дошкольного учреждения и достижение обозначенных выше результатов обеспечивается реализацией образовательной программы. При проектировании карты мониторинга педагогического процесса ДОУ обеспечивается его направленность на отслеживание качества:
Объект | Содержание (по образо- вательной программе) | Форма (перечень диагностиче ских средств, методик) | Перио- Дичность | Сро- ки | Ответ- Ствен- ный |
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Двигательная Игровая Познавательно-исследовательская Коммуникативная Трудовая Чтение Музыкально-художественная Продуктивная | Программа «Детство», Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2010. Карты контроля. | 2 раза в год | Сентябрь, май | Старший воспитатель |
Организация самостоятельной деятельности детей | Наблюдение за детьми в 1-й половина дня. Наблюдение за детьми во 2-й половина дня. Оценка создания условия для самостоятельной деятельности детей:
| Программа «Детство», Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2010. Карты контроля. | 1 раз в год | ноябрь | Старший воспитатель |
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. | Педагогический мониторинг. Педагогическая поддержка. Педагогическое образование родителей. Совместная деятельность педагогов и родителей. | Программа «Детство», Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2010. Карты контроля. | 1 раз в год | декабрь | Старший воспитатель |
3. Отслеживание качества условий деятельности ДОУ. Реализация педагогического процесса возможна при обеспечении ДОУ соответствующими ресурсами и создании необходимых условий:
Объект (интегра- тивные качества) | Содержание (по образо- вательной программе) | Форма (перечень диагностиче ских средств, методик) | Перио- дичность | Сро- ки | Ответ- Ствен- ный |
Кадровый потенциал ДОУ | Укомплектованность кадрами, Качественный состав педагогов; Наличие кадровой стратегии. | 2 раза в год | Сентябрь, май | заведующий | |
Развивающая среда ДОУ | Безопасность. Соответствие возрастным особенностям; Учет интересов девочек и мальчиков; Зонирование: Создание условий для творчества: речевого, художественного, детского экспериментирования. Создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться. | Карта анализа развивающей среды. | 2 раза в год | Сентябрь, май | Старший воспитатель |
4. Алгоритм мониторинга.
В начале учебного года (сентябрь месяц) проводится основная первичная диагностика, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателей и педагогов-специалистов. На основе этой диагностики педагогами определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
В конце учебного года (май месяц, проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения педагогами дошкольного учреждения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.
В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она проводится не со всеми детьми, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве диагностических методов используются как наблюдение, так и простые тестовые задания детям.
По результатам совместного обсуждения заполняется карта «Индивидуальный маршрут развития ребенка», в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка:
- Зеленый – показатель проявляется ярко, это достижение ребенка;
- Желтый – показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка;
- Красный – показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении.
Технологическая карта
организации мониторинга качества образования ДОУ
Параметр | Критерии | Показатели | Уровни проявления | Способ получения информации | Вид обработки | Сроки ответственный | Управленческое решение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Качество условий образовательного процесса | Кадровое обеспечение | Качественный состав педагогов | Общее количество педагогов. Категория. Образование. Курсовая переподготовка | Изучение личных дел. Тарификационный список | Контрольные списки. Сводная таблица качественного анализа кадров. | Сентябрь. Заведующий, старший воспитатель | Ежегодный отчет |
Укомплектованность кадрами | Штатное расписание | Заявка в управление образования | Сентябрь. Заведующий | Приказ о расстановке кадров». Тарификация | |||
Наличие кадровой стратегии | Графики прохождения аттестации, повышения квалификации | Сводная таблица по оценке уровня профессионального мастерства. Педсовет | Май. Заведующий, старший воспитатель | Заявка по резерву руководящих кадров. Заявка на курсы повышения квалификации | |||
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса | Устав, лицензия, аккредитация, договор с учредителем, коллективный договор, локальные акты. | Получить лицензию, заключить договор с учредителем, провести аккредитацию | Изучение нормативно-правовых документов | Справка. Совещание при заведующем. Педсовет | Сентябрь-декабрь | Номенклатура. Приказ «Об утверждении локальных актов» | |
Научно-методическое обеспечение образовательного процесса | Качество и сформированность учебно-методического комплекса | Наличие и внедрение методических пособий, парциальных программ | Протоколы заседаний педсовета | Сентябрь. Старший воспитатель | Приказ на основании решения Совета педагогов | ||
Материально-финансовое обеспечение | Материально-техническая база. Привлечение внебюджетных средств. Оптимальное распределение ФОТ | Смета. Изучение расходных документов, перечень основных средств, ТСО, акт подготовки к новому году, акты приемки. | Результаты сличительной инвентаризационной ведомости. Совещание при заведующем. | Ноябрь-декабрь. Заместитель заведующего по АХР, заведующий | Приказ о создании комиссии по инвентаризации, приказ по итогам инвентаризации. | ||
Стимулирование труда | Наличие системы поощрения работников | Имеется | Организация смотров, конкурсов. Положение о стимулировании, поощрении работников | Аналитическая справка. Общее собрание трудового коллектива | Декабрь. Заведующий | Приказ «О поощрении по итогам работы за учебный год». За календарный год, за квартал, за месяц | |
Физическое и психическое здоровье педагогов и воспитанников | Состояние здоровья педагогов | Группы здоровья, заболеваемость по видам, заболеваемость | Результаты медицинского осмотра, реестры больничных листов | Графики заболеваемости педагогических работников. Совет педагогов | Январь, май. Председатель профсоюзного комитета | Рекомендации | |
Динамика заболеваемости воспитанников | Выше нормы, норма, ниже нормы | Табель посещаемости, справки, медицинские карты, отчеты по заболеваемости | График заболеваемости воспитанников. Совет педагогов, общее собрание трудового коллектива, общее родительское собрание | В течение года ежемесячно. Старшая медицинская сестра | Приказы о мерах по укреплению и сохранению здоровья воспитанников | ||
Соблюдение санитарно-гигиенических норм | Соблюдаются; не соблюдаются; частично соблюдаются | Наблюдение, контроль за выполнением программ оздоровления воспитанников, акты проверок СЭС, справки по результатам контроля | Отчеты. Режим дня. Расписание занятий. Совещание при заведующем | В течение года ежемесячно. Старшая медицинская сестра | Рекомендации, приказ | ||
Организация питания | Соответствует требованиям. Не соответствует требованиям | Изучение документации (перспективное меню, бракераж, диетическое питание, калорийность) | Отчеты по питанию. Общее родительское собрание, общее собрание трудового коллектива | Январь, май. Шеф-повар | Рекомендации | ||
Наличие системы психолого-медико-педагогического сопровождения | Создана | Индивидуальные карты развития ребенка | Аналитическая справка. Совет педагогов | По мере надобности. Руководитель службы комплексного сопровождения | Рекомендации, приказ | ||
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий | Имеется | График проведения спортивных праздников и развлечений. Посещение спортивных мероприятий. Изучение документации | График медико-педагогического контроля, контроля за физическим воспитанием дошкольников. Совет педагогов | Сентябрь, январь, май. Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель | Приказ. Рекомендации | ||
Соблюдение техники безопасности | Условия созданы | Журнал инструктажа по охране труда. Профилактика травматизма воспитанников | Отчеты службы охраны труда, акты по формам н-1, н-2. Общее собрание трудового коллектива | Один раз в квартал. Ответственный по охране труда | Приказы | ||
Качество управления образовательным процессом | Наличие системы планирования | Соответствует требованиям. Не соответствует требованиям. | Изучение годового плана, программы развития, перспективных планов, календарных планов | Анализ выполнения годового плана. Совет педагогов | Один раз в квартал. Заведующий, старший воспитатель | Рекомендации, приказ | |
Оптимальность выбора моделей организационной структуры управления | Оптимальная. Не оптимальная | Должностные инструкции, графики работы, функциональные обязанности. Циклограммы деятельности | педагогов.Совещание при заведующем | Сентябрь. Заведующий | Приказ | ||
Системность внутреннего контроля, мониторинговых исследований | Выполняется. Не выполняется. Частично выполняется | Изучение документации, графиков контроля. | Схема структуры управления. Листы взаимодействия. | В течение года. Заведующий, старший воспитатель | Приказы по результатам контроля | ||
Культура труда, ведение документации | Соответствует требованиям. Не соответствует требованиям | Изучение документации, собеседование | Справка по результатам контроля. Совещание при заведующем | Делопроизводитель, специалист по кадрам | Приказ, рекомендации | ||
Взаимодействие с социальной средой | Взаимодействие с социокультурными учреждениями. Взаимодействие со школой по подготовке воспитанников к обучению в школе | Имеются. Не имеются. Имеются отдельные направления | Количество внешних связей. Изучение документации (план работы, договора). План преемственности со школой | Схема внешних связей. Модель выпускника. Совет педагогов | Сентябрь. Заведующий, старший воспитатель. Апрель. Старший воспитатель | Приказ, рекомендации | |
Адекватность результатов учебным возможностям воспитанников | Норма. Выше нормы. Ниже нормы | Диагностика, беседы | Сводная таблица. Совет педагогов | Май. Воспитатели, психолог | Рекомендации | ||
Морально-нравственная позиция воспитанников | Уровень сформированности основных нравственных качеств | Норма. Ниже нормы. Выше нормы | Наблюдение. Диагностика. Возрастные параметры | Сводная таблица. Совет педагогов | Май. Воспитатели, психолог | Рекомендации | |
Культура поведения ребенка в учреждении и вне его | Норма. Ниже нормы. Выше нормы | Наблюдение. Диагностика. Возрастные параметры | Сводная таблица. Совет педагогов | Май. Воспитатели, психолог | Рекомендации | ||
Удолветворенность родитнлей и воспитанников деятельностью образовательного учреждения | Комфортность | Создано. Не создано. Частично создано | Опрос, анкетирование | Справка по результатам анкет. Совет педагогов, общее родительское собрание | По мере надобности. Старший воспитатель | Рекомендации | |
Удовлетворение образовательных потребностей | Полностью. Частично | Анкетирование | Справка по результатам анкетирования. Совет педагогов, общее родительское собрание | По мере надобности. Старший воспитатель | Рекомендации | ||
Соответствие результатов образовательной деятельности запросам родителей | Соответствует. Не соответствует. Частично соответствует | Анкетирование | Справка по результатам анкетирования. Совет педагогов, общее родительское собрание | По мере надобности. Старший воспитатель | Рекомендации | ||
Организация взаимодействия с родителями на уровне группы и учреждения | Хорошо. Удовлетворительно. Не удовлетворительно. | Родительское собрание. Анкетирование. | Справка по результатам анкетирования. Совет педагогов, общее родительское собрание | По мере надобности. Старший воспитатель | Рекомендации | ||
Качество образовательного процесса | Качество содержания образовательного процесса | Работа педагогического коллектива в условиях ФГТ. Апробация примерной основной образовательной программы ДО «Детство». | Используется. Не используется | Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса. Результаты внедрения парциальных программ. Карта педагогического роста педагога. | Аналитическая справка. Совет педагогов | Май. Старший воспитатель | Рекомендации |
Информационго-методическое обеспечение образовательного процесса | Система методической работы | Имеется. Не имеется | Планы методической работы, анализ методической работы. Анкетирование педагогов | Сводная таблица участия педагогов в методической работе. Схема методической работы. Аналитическая справка. Совет педагогов. | Май, сентябрь. Старший воспитатель | Приказ, рекомендации | |
Исполнение управленческих решений | Исполняются полностью. Используются частично. Не используются | Анализ документации, приказов | Справка. Совещание при заведующем | По мере надобности. Заведующий | Приказы | ||
Качество образовательного процесса | Учет данных диагностирования воспитанников при построении образовательного процесса | Учитывается. Не учитывается. Частично учитывается | Изучение календарных планов, индивидуальных карт развития детей, результатов диагностики | Сводная таблица. Анализ работы за учебный год. Совет педагогов | В течение года. Старший воспитатель | Рекомендации | |
Использование технологических карт в проектировании образовательного процесса | Используются полностью. Используются частично. Не используются | Изучение используемых технологических карт, планов работы | Сводная таблица. Картотека контроля. Совет педагогов | Май, сентябрь. Старший воспитатель | Рекомендации | ||
Проектирование индивидуального образовательного маршрута | Имеется. Не имеется. Имеется частично | Изучение индивидуальных маршрутов развития воспитанников | Сводная таблица, аналитическая справка. Совет педагогов | По мере надобности. Воспитатели, специалисты | Приказ, рекомендации | ||
Наличие образовательной системы | Имеется. Не имеется. Имеется отдельные направления. | Изучение материалов по образовательной деятельности. | Схема образовательной деятельности, аналитическая справка. Совет педагогов. | Май. Старший воспитатель | Приказ, рекомендации | ||
Сотрудничество с родителями | Осуществляется. Не осуществляется. Осуществляется не в полной мере | Наблюдение. Анкетирование. Беседы с родителями. Протоколы родительских собраний, планы работы с родителями. Программы работы с родителями | Сводная таблица, схема работы с родителями, аналитическая справка, анализ работы. Совет педагогов, общее родительское собрание. | Май. Воспитатели, специалисты, старший воспитатель | Приказ, рекомендации | ||
Конкурентоспособность образовательного учреждения | Имидж образовательного учреждения | Высокий. Средний. Низкий. | Анкетирование | Таблица по результатам анкетирования. Общее собрание трудового коллектива | По мере надобности. Заведующий | Рекомендации | |
Организация дополнительных образовательных услуг | Имеются. Не имеются | Планы кружковой работы. Договоры об оказании дополнительных платных услуг | Сводная таблица. Общее собрание трудового коллектива. Совет педагогов. Общее родительское собрание. | По мере надобности. Заведующий. | Приказ | ||
Сохранение детского контингента | Стабильный. Не стабильный | Списки детей | Сводная таблица, отчеты. Совет педагогов, общее собрание трудового коллектива, общее родительское собрание | По мере надобности. Заведующий. | Приказ, распоряжение. | ||
Участие педагогов, детей в конкурсах, соревнованиях. | Количество участников. Наличие призовых мест | Изучение документации (приказы, заявки). Результаты конкурсов (грамоты, дипломы) | Сводная таблица, отчеты. Совет педагогов, общее родительское собрание | По мере надобности. Заведующий. | Приказ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Данная презентация содержит определения мониторинга, цель педагогического мониторинга и его функции, а так же определения методов и форм мониторинга. ...
Программа экспериментальной деятельности "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения"
В программе представлены этапы работы по реализации программы, деятельность педагогов по реализации программы на каждом этапе. План реализации программы расчитан на 3 года....
Система мониторинга достижения детьми планируемого результата освоения программы
Представлена система мониторинга с соответствии с ФГТ. Основная задача мониторинга – определить степень освоения дошкольником образовательной программы и влияние учебно - воспитательного п...
Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения образовательной программы ДОУ.
«Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоенияОбразовательной программы ДОУ»(из опыта работы МДОБУ детский сад № 1 с.Инзер МР Белорецкий район РБ )Система монитори...
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского О ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образова...
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, 2018г.
Приложение №18к рабочей программесредней группы МБДОУ «Детский сад №14» на 2021-2022 учебный год...
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, 2018г.
Приложение №18к рабочей программесредней группы МБДОУ «Детский сад №14» на 2021-2022 учебный год...