программы дополнительного образования
учебно-методический материал
рабочие программы дополнительного образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №2120»
Образовательная площадка Д8
«СОГЛАСОВАНО» на Педагогическом Совете ГБОУ Школа № 2120 Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 2120 __________________Ланщиков Д.Н. Пр. № от 30.08. 2019 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»
для детей старшей и подготовительной группы
срок реализации 1 год – 70 часов
Выполнил: Петросян Нарине Эдуардовна
Инструктор по физической культуре
ГБОУ школа 2120 Д8
г. Москва 2020г.
Раздел I
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии: - Федеральным законом «№ 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17.10.2013г.); - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; - Конвенцией ООН о правах ребенка (1989); - Приказом МО РФ и МЗ РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО N2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ», - Программой «Школа мяча» Н.И. Николаевой; - Уставом ДОО; - Положением о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации. Данная программа написана на основании программы «Физическая культура дошкольникам» Л.И. Пензулаевой и элементами программы «Школа мяча» Н.И. Николаевой. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Новизна и актуальность: Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития. Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности в детском саду необходимо организовывать занятия по интересам физкультурно-спортивной направленности. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании, отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование психических процессов: силы, уравновешенности, подвижности. Совместное выполнение упражнений с мячом (в парах, втроём, в кругу) – прекрасная школа приобщения ребёнка к коллективу. В играх, которые проводятся в команде, он учится слаженно работать с партнёрами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Поэтому упражнения с мячом занимают одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми и стали основой для составления данной программы. Программа обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной Программой начального общего образования по предмету «Физическая культура».
Направления работы:
Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения мяча, игры в баскетбол, игры в волейбол, футбол, правила командной игры.
Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.
Цель: Овладение детьми действиями с мячом на более высоком уровне, умением играть в спортивные игры с мячом, развитие у дошкольников «чувства мяча».
Задачи:
Оздоровительные
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие
- Способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
Образовательные
- Научить детей владеть мячом на достойно высоком уровне.
- Обучать технике игры в волейбол, баскетбол, пионербол, мини-футбол.
- Познакомить дошкольников с историей игр.
Воспитательные
- Формировать интерес к физическим упражнениям с мячом.
- Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
- Воспитывать выдержку, организованность, самостоятельность, творчество, фантазию.
Развивающие
- Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
- Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
- Развивать психофизические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость.
- Развивать координацию движений; ручную умелость.
Программа актуальна для учащихся 5-7 лет.
Возрастной период от 5 - 7 лет называют периодом «первого вытяжения»; за один год ребёнок может вырасти до 7 - 10 см., на протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200 г, а роста - 0,5 см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к пяти - шести годам ещё не завершено. В этом возрасте у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании. В возрасте 5-7 лет улучшается координация движений. Дети способны выполнять упражнения более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию взрослого или требуемой ситуацией. В этом возрасте совершенствуются основные процессы ЦНС: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче формируются все виды условного торможения. Интенсивно формируется сердечно - сосудистая система. Средняя частота пульса к 6-7 годам составляет 92-95 ударов в минуту. Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от таковых от взрослого. Жизненная ёмкость лёгких невелика, поэтому он дышит чаще, в среднем 25 раз в минуту. Исследования по определению общей выносливости детей (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной систем у детей этого возраста достаточно высокие.
Срок реализации программы:
На весь период 2020-2021 учебного года, запланировано 35 учебных часа на каждую группу, 70 общих учебных часов в год.
Формы и режим занятий:
Количество детей, посещающих кружок, составляет 15 человек в каждой группе. Предполагается проведение по 1 занятию в неделю (в каждой группе) во вторую половину дня в физкультурно-спортивном зале продолжительностью 30 минут.
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом. На занятиях с детьми, а также в работе с родителями широко используются ИКТ. Использование компьютера, интерактивной доски и мультимедийной техники в целях воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности.
Достижение планируемых результатов:
Ребёнок выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание).
Ребёнок умеет перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м), из положения, сидя ноги скрестно, через сетку.
Ребёнок может бросать мяч вверх, о пол, ловить его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, с поворотами. Ребёнок легко отбивает мяч правой и левой рукой поочередно на месте и в движении, перебрасывает набивные мячи.
Ребёнок владеет метанием на дальность (6-12 м) левой и правой рукой; метанием в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя); метанием в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м); метанием в движущуюся цель.
Ребёнок освоил элементы спортивных игр:
Баскетбол:
-умеет передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча),
-умеет перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении,
-умеет ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон,
-умеет забрасывать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча,
-умеет вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь по сигналу.
Волейбол:
-умеет выполнять отбивание мяча после подачи соперника через сетку,
-умеет производить подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху,
-выполняет простейшие правила игры.
Футбол:
-умеет передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте,
-умеет вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
Пионербол:
- умеет производить подачу из-за лицевой линии,
-умеет выполнять бросок через сетку из разных частей площадки,
-способен выполнять игровые действия в команде,
-правильно реагирует на свисток и жесты судьи.
Раздел II
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретико - практический | Практический | Форма аттестации/контроля |
1 | Инструктаж | 1 | 1 | ||
2 | Возрастные характеристики возможных достижений ребенка | 1 | 1 | 1 | |
3 | История возникновения мяча | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Броски мяча | 5 | 1 | 4 | |
5 | Подбрасывания мяча | 3 | 0,5 | 2,5 | |
6 | Перебрасывания мяча в парах | 4 | 1 | 3 | |
7 | Перебрасывания мяча через сетку | 4 | 1 | 3 | |
8 | Отбивание мяча | 4 | 1 | 3 | |
9 | Забрасывание мяча в корзину | 4 | 1 | 3 | |
10 | Знакомство с мячами – фитболами | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Упражнения с мячами - фитболами | 4 | 1 | 3 | |
12 | Метание мяча | 3 | 0,5 | 2,5 | |
13 | Итог | 35 | 10 | 26 |
Содержание учебно – тематического плана
Тема 1. Инструктаж
Теоретическая часть. Проведение инструктажа в виде беседы с целью информирования детей по правилам безопасности при проведении занятий физической культуры в дошкольном учреждении, инструкция по правилам безопасности при проведении спортивных соревнований, инструкция по правилам безопасности при проведении занятий по спортивным и подвижным играм, инструкция по правилам безопасности при проведении занятий на спортивной площадке (стадионе, в спортивном зале).
Тема 2. Возрастные характеристики возможных достижений ребенка
Практическая часть. Выявить уровень физической подготовленности детей. Выполнение различных упражнений, таких как, броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении, броски мяча на меткость в цель, броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы, подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте, отбивание мяча.
Тема 3. История возникновения мяча
Теоретическая часть. Углубить представление детей о спортивных играх с мячом. Познакомить с историей возникновения мяча. Развивать ориентировку в пространстве.
Практическая часть. Дидактическая игра «Что это за мяч?», Подвижная игра «Пятнашки с мячом».
Тема 4. Броски мяча
Практическая часть. Учить бросать мяч вверх с хлопками; учить детей бросать мяч вверх и ловить его с поворотом кругом; бросать мяч друг другу с хлопком; учить определять направление и скорость мяча.
Тема 5. Подбрасывания мяча
Практическая часть. Учить бросать мяч вверх; Учить детей бросать мяч вверх и ловить его с поворотом кругом, с хлопками. Подвижные игры с элементами бросков.
Тема 6. Перебрасывания мяча в парах
Практическая часть. Передача мяча двумя руками от груди; ловля мяча в парах; развивать внимание и ориентировку в пространстве;
Тема 7. Перебрасывания мяча через сетку.
Практическая часть. Учить правильно, ловить и бросать мяч, регулировать силу броска; развивать координацию движений, глазомер, внимание; упражнять в перебрасывании мячей в парах различными способами; развивать силу броска, точность движений.
Тема 8. Отбивание мяча
Практическая часть. Отрабатывать навык ведения мяча в ходе до обозначенного места; учить отбивать мяч в движении; на месте; правой, левой рукой.
Тема 9. Забрасывание мяча в корзину
Практическая часть. Развивать силу, точность движений, глазомер; учить забрасывать мяч в кольцо с различного расстояния; добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину
Тема 10. Знакомство с мячами – фитболами
Теоретическая часть. Познакомить с мячами – фитболами.
Практическая часть. Отбивание фитбола 2 руками в ходьбе; отбивание мяча правой, левой рукой в движении.
Тема 11. Упражнения с мячами – фитболами
Практическая часть. Учить правильно сидеть на фитболах; развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе.
Тема 12. Метание мяча
Практическая часть. Учить метать малый мяч в вертикальную цель.
№ | Содержание | Кол-во часов | Сроки (дата) | |
планируемые | скорректированные | |||
1 | Инструктаж | 1 | 1 | |
2 | Возрастные характеристики возможных достижений ребенка | 1 | 1 | |
3 | История возникновения мяча | 1 | 1 | |
4 | Броски мяча | 5 | 5 | |
5 | Подбрасывания мяча | 3 | 3 | |
6 | Перебрасывания мяча в парах | 4 | 4 | |
7 | Перебрасывания мяча через сетку | 4 | 4 | |
8 | Отбивание мяча | 4 | 4 | |
9 | Забрасывание мяча в корзину | 4 | 4 | |
10 | Знакомство с мячами – фитболами | 1 | 1 | |
11 | Упражнения с мячами - фитболами | 4 | 4 | |
12 | Метание мяча | 3 | 3 | |
13 | Итог | 35 | 35 |
Раздел III. Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение.
Для полноценных занятий и проведения мероприятий необходимы:
Спортивный зал с хорошим освещением, и необходимым для занятий инвентарём. На окнах - сетки, лампы защищены, просторный, хорошо проветриваемый, свободной серединой и спортивными пособиями, и инвентарём, используемыми по прямому назначению.
Помещение для хранения спортивного инвентаря и другого имущества необходимого для занятий, спортивных досугов.
- мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, волейбольные, мини-баскетбольные, футбольные);
- баскетбольные корзины;
- волейбольная сетка;
- футбольные ворота;
- набивные мячи;
- мячи-хоппы;
- конусы-ориентиры.
Материально – техническое обеспечение программы
Для реализации программы «Школа мяча» в детском саду имеется спортивный зал. Оборудование соответствует требованиям программы.
Спортивный инвентарь:
1. Мячи:
-резиновые (25 шт.);
-баскетбольные (№3, 4 - 20 шт.)
-волейбольные (4 шт.)
-футбольные (20 шт.)
2. Воздушные шарики (25 шт.)
3. Фитболы (15 шт.)
4. Мелкие предметы для развития кисти руки:
-массажные резиновые (12 шт.)
-эспандер (30 шт)
-массажные кольца (20 шт)
-пластмассовые малые мячи (5 шт)
5. Баскетбольные корзины (5 шт.)
6. Волейбольная сетка (1 шт.)
7. Обручи (20 шт.)
8. Кегли (20 шт.)
8. Гимнастические скамейки (4 шт.)
9. Мишени (2 шт.)
10. Коврики (4 шт.)
11. Гимнастические палки (30 шт)
13.Свисток (2 шт.)
Технические средства обучения:
- магнитофон;
- флеш карта (музыка для ходьбы, бега, ритмической гимнастики, релаксации);
- флеш-карта (презентации, видеоролики, мультфильмы);
- ноутбук
Учебно – методическое обеспечение программы:
1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М.,1983.
2. Алексанрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Волгоград, 2007.
3. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990.
4. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.
5. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. М., 1982.
6. Конеева Е.В. Детские подвижные игры. РНД., 2006.
7. Николаева Н.И. «Школа мяча». М., 2008.
8. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с дошкольниками. М., 1988.
9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. М., 2008
10.Филлипова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. СПб., 2005
11.Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. М., 2011.
12.Яковлева Л.В. Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Владос, 2003
Раздел IV. Формы аттестации и оценочные материалы.
- итоговые занятия;
- соревнования;
- игры, эстафеты;
- оформление фотостенда;
- физкультурные досуги.
- Работа с родителями:
Достичь высокого физического развития детей, возможно, только при взаимодействии детского сада и семьи. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем. Педагоги поддерживают контакт с семьей, знают особенности, привычки своего воспитанника и учитывают их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
Дать знания родителям о том, что должны уметь дети в работе с мячом по программе.
Совместная деятельность детей и родителей эмоции от игр с мячом.
Организация фотовыставки «Школа мяча».
Наглядная информация для родителей:
- Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т.д.)
- Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т.д.)
- Папка «Физкультура - это здорово» (содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т.д.)
- Пополнение картотек «Игры на улице»
Календарное планирование по работе «Школа мяча»
на 2019-2020 учебный год
№ пп | Дата | Тема занятия | Задачи | Содержание |
1 | Введение. Проведение инструктажа | ИОТ-97-у-16 Инструкция по правилам безопасности при проведении занятий физической культуры в дошкольном учреждении ИОТ-98-у-16 Инструкция по правилам безопасности при проведении спортивных соревнований ИОТ-95-у-16 Инструкция по правилам безопасности при проведении занятий по спортивным и подвижным играм ИОТ-101-у16 Инструкция по правилам безопасности при проведении занятий на спортивной площадке (стадионе, в спортивном зале) | ||
2 |
| Диагностика | 1. Выявить уровень физической подготовленности детей. |
|
3 | Броски мяча | 1. Учить бросать мяч вверх с хлопками. 2. Упражнять в перебрасывании мяча. Воспитывать ловкость |
| |
4 | История возникновения мяча | 1. Углубить представление детей о спортивных играх с мячом. 2. Познакомить с историей возникновения мяча. 3. Развивать ориентировку в пространстве. |
Р/н/и «Свечки», «Одноручье».
Д/и «Что это за мяч?» П/и «Пятнашки с мячом» | |
5 | Перебрасывание мяча в парах | 1. Передача мяча двумя руками от груди 2. Ловля мяча в парах 3.Развивать внимание и ориентировку в пространстве |
| |
6 | Забрасывание мяча в корзину | 1. Учить броскам мяча в парах из разных и.п. 2. Развивать силу, точность движений, глазомер. |
| |
7 | Отбивание мяча | 1. Учить отбивать мяч в движении. 2. Развивать глазомер, ловкость при броске мяча в корзину. |
| |
8 | Забрасывание мяча в корзину | 1. Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину. 2. Закрепить умение подбрасывать и мягко ловить мяч с хлопком. |
П/и «Ловкий стрелок» | |
9 | Перебрасывание мяча в парах | 1. Учить бросать и мягко ловить мяч в парах разными способами. 2. Развивать ловкость, внимание, глазомер. |
П/и «Мяч в воздухе» | |
10 | Подбрасывание мяча | 1. Продолжить учить бросать мяч вверх с хлопками. 2. Упражнять в перебрасывании мяча. 3. Воспитывать ловкость |
| |
11 | Перебрасывание мяча в парах | 1. Учить бросать и мягко ловить мяч в парах разными способами. 2. Развивать ловкость, внимание, глазомер. |
П/и «Мяч в воздухе» | |
12 | Броски мяча | 1.Продолжать учить детей бросать мяч через сетку. 2.Учить детей играм с элементами футбола и волейбола. 3.Развивать физические качества (быстроту, силу, ловкость). 4.Воспитывать чувство товарищества. |
| |
13 | Подбрасывание мяча | 1.Учить детей бросать мяч вверх и ловить его с поворотом кругом; бросать мяч друг другу с хлопком; отбивать мяч двумя руками, шагая в прямом направлении и сохраняя равновесие; метать малый мяч в верт. цель. 2.Учить соблюдать правила игры. 3.Воспитывать внимательность и заботу друг к другу. |
| |
14 | Перебрасывание мяча через сетку | 1. Продолжать учить перебрасывать мяч через сетку. 2. Развивать быстроту, ловкость, умение быть организованным. |
П/и «Мяч – капитану» | |
15 | Броски мяча | 1. Упражнять в быстрой смене движений. 2. Закреплять умение работать в парах. 3. Развивать внимание. |
П/и «Вышибалы» | |
16 | Отбивание мяча | 1. Учить отбивать мяч в движении. 2. Развивать глазомер, ловкость при броске мяча в корзину. |
П/и «Лови – не лови» | |
17 | Перебрасывание мяча через сетку | 1.Упражнять в перебрасывании мячей в парах различными способами. 2.Развивать силу броска, точность движений, глазомер. |
П/и «Мельница» | |
18 | Броски мяча | 1.Учить детей бросать мяч вверх и ловить его с поворотом кругом; бросать мяч друг другу с хлопком; отбивать мяч двумя руками, шагая в прямом направлении и сохраняя равновесие; метать малый мяч в вертикальную цель. 2.Учить соблюдать правила игры. 3.Воспитывать внимательность и заботу друг к другу. |
| |
19 | Метание мяча | 1.Учить детей бросать мяч вверх и ловить его с поворотом кругом; бросать мяч друг другу с хлопком; отбивать мяч двумя руками, шагая в прямом направлении и сохраняя равновесие; метать малый мяч в вертикальную цель. 2.Учить соблюдать правила игры. 3.Воспитывать внимательность и заботу друг к другу. |
| |
20 | Подбрасывание мяча | 1.Учить детей бросать мяч вверх и ловить его с поворотом кругом; бросать мяч друг другу с хлопком; отбивать мяч двумя руками, шагая в прямом направлении и сохраняя равновесие; метать малый мяч в верт. цель. 2.Учить соблюдать правила игры. 3.Воспитывать внимательность и заботу друг к другу. |
| |
21 | Перебрасывание мяча в парах | 1. Учить управлять своими движениями в разных игровых ситуациях. 2. Развивать чувство ритма, точности. |
П/и «Ловишка с мячом» | |
22 | Отбивание мяча | 1. Учить отбивать мяч одной рукой на месте. 2. Учить останавливать мяч ногой. 3. Упражнять в быстрой смене движений. 4. Развивать ловкость |
| |
23 | Забрасывание мяча в корзину. Метание мяча | 1. Учить забрасывать мяч в кольцо с трех шагов. 2. Продолжать учить принимать правильное и.п. при метании в вертикальную цель. 3. Учить забрасывать мяч в ворота. 4. Совершенствовать прыжки на мячах-хоппах. |
П/и «Гонка мячей по шеренгам» | |
24 | Броски мяча | 1. Учить определять направление и скорость мяча. 2. Отрабатывать навык отбивания мяча змейкой. 3. Развивать быстроту, выносливость. |
П/и «Не урони мяч» | |
25 | Перебрасывание мяча через сетку | 1. Учить правильно, ловить и бросать мяч, регулировать силу броска. 2. Учить передавать мяч ногами друг другу. 3. Развивать координацию движений, глазомер, внимание. |
П/и «Охотники и куропатки» | |
26 | Броски мяча | 1.Учить детей бросать мяч вверх и ловить его с поворотом кругом; бросать мяч друг другу с хлопком; отбивать мяч двумя руками, шагая в прямом направлении и сохраняя равновесие; метать малый мяч в верт. цель. 2.Учить соблюдать правила игры. 3.Воспитывать внимательность и заботу друг к другу. |
| |
27 | Перебрасывание мяча в парах | 1. Продолжать учить правильно ловить мяч, удерживать кистями рук. 2. Упражнять в непроизвольном действии с мячами. 3. Развивать координацию. |
П/и «Лови – не лови» | |
28 | Перебрасывание мяча через сетку | 1. Отрабатывать умение быстро и точно передавать мяч через сетку. 2. Продолжать учить гасить скорость летящего мяча. 3. Отрабатывать умение передачи мяча дуг другу. 4. Совершенствовать прыжки на мячах - хоппах. |
П/и «Мяч в воздухе» | |
30 | Знакомство с мячами-фитболами. Упражнения с мячом - фитболом | 1. Познакомить с мячами - фитболами. 2. Учить правильно сидеть на фитболах. 3. Развивать выносливость, координацию движений. |
| |
31 | Упражнения с мячом - фитболом | 1. Учить гасить скорость летящего мяча, удерживать его кистями рук. 2. Развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе. |
П/и «Вышибалы» | |
32 | Упражнения с мячом - фитболом | 1.Учить балансированию на фитболе, сохраняя равновесие. 2. Продолжать учить перебрасывать мяч через сетку. 3. Совершенствовать навыки ведения мяча. |
| |
33 | Упражнения с мячом - фитболом | 1. Продолжать учить балансированию на фитболе, сохраняя равновесие. 2. Продолжать учить перебрасывать мяч через сетку. 3. Совершенствовать навыки ведения мяча |
| |
34 | Диагностика | 1. Выявить уровень физической подготовленности детей. |
| |
35 | Итоговое | Эстафеты |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №2120»
«СОГЛАСОВАНО» на Педагогическом Совете ГБОУ Школа № 2120 Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 2120 __________________Ланщиков Д.Н. Пр. № от 30.08. 2019 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа «Русские шашки»
на 2020 – 2021 учебный год
для детей 5 – 7 лет
срок реализации 1 год – 74 часа
Выполнил: Петросян Нарине Эдуардовна
Педагог дополнительного образования
ГБОУ школа 2120 Д8
г. Москва 2020г.
Раздел I
Пояснительная записка
- Актуальность программы
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма лёгкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не лёгкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в детском саду.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнёра. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
- Направленность программы. Интеллектуальная направленность
- Цель и задачи программы.
Цель:
- Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников, развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки.
- Развитие мышления, самостоятельности, внимательности, памяти.
- Заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представление об окружающем мире, приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям.
- Социально-личностное развитие ребенка и его творческие способности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
- Научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;
- Познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;
- Научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;
- Научить простейшим дебютным схемам;
- Научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;
- Познакомить с основами композиционной игры.
Развивающие:
- Развитие стремления детей к самостоятельности, расширение кругозора.
- Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и ассоциативное мышление, аналитическое мышление.
- Развитие способности к самооценке и самоконтролю.
Воспитательные:
- Формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- Прививать навыки здорового образа жизни;
- Помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;
- Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.
- Программа актуальна
Для детей от 5 до 7 лет.
Экспериментальная обучающая программа, рассчитана на детей 5–7 лет. Срок реализации составляет 1 год. Количество детей в группе – 12 человек.
Непосредственная образовательная деятельность проводится комбинированным способом с использованием ИКТ, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
- Срок реализации программы.
На весь период 2020-2021 учебного года с сентября по май, запланирован 37 учебный час на каждую группу, 74 общих учебных часа в год.
- Формы и режим
Количество детей, посещающих кружок, составляет по 12 человек в каждой группе. Предполагается проведение по 1 занятию в неделю (в каждой группе) во вторую половину дня в кружковой, продолжительностью 30 минут.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
- Достижение планируемых результатов
К концу первого года дети должны знать и уметь:
- Знать об истории появления шашек;
- Белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, начальное положение, ходы, взятие, ничья;
- Название шашечных фигур: простая шашка, дамка.
- Правила хода и взятие шашки в дамки.
- Ориентироваться на шахматной доске.
- Правильно помещать шахматную доску между партнёрами.
- Правильно расставлять шашки перед игрой.
Раздел II
Содержание программы
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Форма Аттестации/ контроля | |
Теоретич. | Практич. | ||||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Сказка начинается «Королевство шашек». | 1 | 1 | ||
2 | «Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки. | 1 | 1 | ||
3 | «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки» | 1 | 1 | ||
6 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «В гостях у знатока шашек – Зайки». | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». | 2 | 1 | 1 | |
9 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | 2 | 1 | 1 | |
10 | «Лесная школа умного зайца» - Центр | 2 | 1 | 1 | |
11 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | 2 | 0,5 | 1,5 | |
12 | «Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Дамочные поля | 2 | 1 | 1 | |
13 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | 2 | 1 | 1 | |
14 | «Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры | 2 | 0,5 | 1,5 | |
15 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии | 3 | 1 | 2 | |
16 | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | 3 | 1 | 2 | |
17 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | 3 | 1 | 2 | |
18 | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | 2 | 1 | 1 | |
19 | Викторина «Королевство шашек» | 2 | 1 | 1 | |
20 | «Веселый бой» | 2 | 2 | ||
21 | Турнир шашечная встреча | 1 | 1 | ||
Итого | 37 | 15 | 22 |
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Содержание | Кол-во часов | Сроки (дата) | |
планируемые | скорректированные | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек. Познакомить с историей возникновения игры. Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». | 1 | 1 | |
2 | Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек» | 1 | 1 | |
3 | Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске. | 1 | 1 | |
4 | Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». | 1 | 1 | |
5 | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ. | 1 | 1 | |
6 | Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название. Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | 1 | 1 | |
7 | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | 1 | |
8 | Познакомить с понятием диагональ- косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей. Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол | 2 | 2 | |
9 | Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 | 2 | |
10 | Познакомить с шашечным понятием центр. восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях, называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 | 2 | |
11 | Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 | 2 | |
12 | Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. | 2 | 2 | |
13 | Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 | 2 | |
14 | Познакомить с основными правилами: если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. | 2 | 2 | |
15 | Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 3 | 3 | |
16 | Познакомить с правилом: если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. | 3 | 3 | |
17 | Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле. | 3 | 3 | |
18 | Познакомить с правилами поведения во время игры Правило 1: перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. Правило 2: взялся – ходи! Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом 1поправляете шашку. Правило 4: если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило 5: во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями | 2 | 2 | |
19 | Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. | 2 | 2 | |
20 | Стихотворение Юровского Е.М. «Перед боем шашки в ряд. На земле своей стоят». Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» | 2 | 2 | |
21 | Подведение итогов года. Шашечная встреча между игроками в детском саду | 1 | 1 |
Раздел III. Организационно-педагогические условия реализации программы
- Материально технические условия реализации программы
- Учебный кабинет
- Шашки 5 наборов
- Доски 5 шт
- Доска магнитная 1 шт
- Ноутбук
- Учебно – методическое и информационное обеспечение программы
Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Список использованной литературы
- В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
- А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
- А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
- Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
- В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
- Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
- В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
- Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
- П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
- Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
- И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.
- Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №2120»
«СОГЛАСОВАНО» на Педагогическом Совете ГБОУ Школа № 2120 Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 2120 __________________Ланщиков Д.Н. Пр. № от 30.08. 2019 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа по вязанию крючком «НИТОЧКА»
для детей 6 – 7 лет
срок реализации 6 месяцев – 40 часов
Выполнил: Петросян Нарине Эдуардовна
Педагог дополнительного образования
ГБОУ школа 2120 Д8
г. Москва 2019г.
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ниточка» направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Дети учатся творить настоящие чудеса собственными руками. Занятия проходят в теплой атмосфере, где ребята не только обучаются рукоделию, но и учатся общаться и помогать друг другу. В процессе занятий вязания крючком формируются все психические процессы, развиваются художественно – творческие способности и положительное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе деятельности.
Актуальность и целесообразность данной программы заключается в следующем. В детстве особенно важно научиться работать руками. Давно известно, что мелкая моторика пальцев рук активно развивает мышление. Аккуратная, мелкая и тонкая работа руками развивает внимание, способствует точности и ясности речи, хорошо организует и дисциплинирует мышление. Кроме того, если выполненная ребенком работа обладает высоким качеством, то этот труд приносит маленькому мастеру ни с чем несравнимое удовольствие и пользу, поскольку положительные эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу, развивают фантазию, интерес. А в итоге делают личность маленького человека богаче, ярче, целеустремленнее. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема знаний. Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и удивительное для близких своими руками (при разумно организованной помощи взрослых); коллективные же работы объединяют детей и взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.
Новизна данной программы предполагает обучить детей некоторым приемам вязания в процессе чего, дети прикоснутся к богатому наследию народного декоративно-прикладного творчества. Подбор методики обучения строится с учётом возраста ребенка.
Цель
Развитие личности ребенка путем творческого самовыражения через освоение вязания крючком как один из видов декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы
Образовательная
Познакомить с историей, техниками работы по рукоделию и учить детей осваивать разные виды и способы вязания крючком.
Развивающая
Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная
Воспитывать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества. Педагогические условия: игровые методы и приемы, формы организации художественно-творческой деятельностью, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.
Программа актуальна для дошкольников 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками "взрослости", желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Условия для занятий в творческой мастерской:
- 3анятия проходят в отдельном помещении (кабинете).
- Подбор материала и инструментов для творческой деятельности детей.
- Систематизация литературного материала: стихи, загадки, пословицы – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.
- Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
- Подбор развивающих и подвижных игр, гимнастики для глаз.
Срок реализации программы
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю что составляет - 47 часов (6 мес.). Продолжительность занятий с группой детей 30 минут. Гибкая форма организации ручного труда, досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень владения навыками вязания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Форма проведения: индивидуально-групповая, групповая, коллективная.
Гибкая форма организации ручного труда, досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень владения навыками вязания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. Для детей 6-7 лет характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вязание крючком.
Достижение планируемых результатов
Для того, чтобы проследить результаты усвоения материала используется: наблюдение за детьми (их творческое отношение к деятельности, заинтересованность, желание и т.д.), индивидуализация (учет продвижения личности в развитии), участие в выставках, анкетирование среди детей и их родителей по эффективности данной программы.
- вязание разных видов столбика (столбики с накидом и столбики без накида);
- осваивают разные способы вязания (прямое вязание, круговое вязание и треугольное вязание);
- владеют умением вязать изделия (прихватки, салфетки);
- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
- экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживают порядок на рабочем столе;
- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи, проявляя при этом творчество.
Методическое обеспечение программы
Методика выполнения программы включает в себя следующие аспекты: методы и формы проведения занятия.
- Словесные: устное изложение изучаемого материала (рассказ); анализ выполнения предстоящей работы; беседа – диалог, из которого учащиеся получают дополнительные сведения об изучаемом предмете;
- Наглядные: поэтапный показ педагогом процесса изготовления изделия; выполнение работы по образцу, схеме, просмотр журналов, фотографий и т.д.;
- Практические творческие работы.
При организации деятельности дошкольников в программе наиболее целесообразна подгрупповая форма. Основной формой реализации программы являются практические занятия. Чтобы иметь представление об эффективности выполнения программы в процессе обучения, предлагается самостоятельная работа дома по образцу.
Учебно- тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Форма Аттестации/ контроля | |
Теоретич. | Практич. | ||||
1 | Сказка "Волшебный крючок". Знакомство детей с инструментами и материалами | 1 | 1 | ||
2 | Сказка "В страну Вязанию". Азы вязания: цепочка из воздушных петель. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Сказка "Волшебные нитки". Освоение вязания цепочки из воздушных петель. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Сказка "Умелые пальчики". Самостоятельное вязание цепочки: у кого длиннее цепочка. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
5 | Самостоятельное вязание цепочки толстым крючком. Советы бабушки. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6 | Самостоятельное вязание цепочки тонким крючком. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
7 | Советы "Как правильно смотать клубок". | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Вязание индивидуальных цепочек. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
9 | Вязание цветных цепочек | 2 | 0,5 | 1,5 | |
10 | Подарок маме «Ромашки» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
11 | Украшение прихваток для бабушки | 2 | 0,5 | 1,5 | |
12 | Составление панно из вязаных цепочек - «Одуванчики» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
13 | Выкладывание узоров из вязаных цепочек. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
14 | Дизайн – деятельность - Украшение кукольной одежды | 3 | 1 | 2 | |
15 | Творческая деятельность детей по замыслу | 2 | 0,5 | 1,5 | |
16 | Оформление выставки детских работ | 1 | 1 | ||
17 | Круговое вязание от середины. | 2 | 1 | 1 | |
18 | Колобок-шерстяной бок | 3 | 1 | 2 | |
19 | Вязание разноцветных шаров | 3 | 1 | 3 | |
20 | Вязание игрушки «мишка» | 7 | 2 | 5 | |
21 | Выставка готовых работ | 1 | 1 | ||
Итого | 47 | 14,5 | 32,5 |
Содержание программы
Блок "Знакомство со страной Вязанией"
Дает детям первоначальные сведения об истории одного из видов декоративно – прикладного искусства – вязание крючком.
Данный блок знакомит детей с инструментами и материалами. Они приобретают навыки в работе с крючком, иголкой, шилом, ножницами и нитками. Дети учатся правильно сматывать клубок, различать и подбирать пряжу (шерсть, синтетика), завязывать узелки, выполнять воздушные петли. Знакомятся с разными крючками, различными по материалу:
- алюминиевый или стальной;
- пластмассовый;
- деревянный;
- костяной.
С разными крючками по длине:
-короткий (10-15 см.);
-длинный (22-25 см.).
С разными крючками по толщине:
-тонкий (№1,5-2,5);
-толстый (№3-6);
Дети овладевают знаниями о разных нитях: ручного и машинного прядения, натуральные и синтетические.
Дети учатся выбирать нитки для вязания, обращая внимание на:
-№ пряжи (показатель толщины);
- ровность (характеристика качества);
-скрученность;
- упругость;
-прочность окраски.
Дети учатся вязанию воздушной петли, которую выполняют так:
1. Крючок держать как карандаш.
2. Нить от клубка в левой руке, перекинуть через указательный палец от себя и придерживая большим пальцем прихватить остальными пальцами, как бы зажав крючок в ладошке.
3. Подвести крючок под нить слева направо и повернуть против часовой стрелки, образуется петелька из нити.
4. Придерживая петельку большим пальцем крючок снова подвести под нить клубка (рабочая нить) движением слева направо и захватить рабочую нить снизу на себя протянув в петлю на указательном пальце.
5. Крючок из петли не вынимать, опора на указательный палец. Вывязаная петля-воздушная.
6. Дети овладевают умением вязать цепочку из воздушных петель, соблюдая определенное натяжение нити для того, чтобы петли были одинаковы.
7. Вязание крючком имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук, развивается эстетический вкус, аккуратность.
Блок "Самостоятельное вязание цепочки"
Это освоение практических навыков вязания. Лучше всего начинать обучение детей вязанию толстым крючком и толстой крученой ниткой, а затем дети осваивают вывязывание петель тонким крючком и тонкими нитками. Использование разноцветных нитей способствует развитию эстетического восприятия и развивает творческое воображение, а также моторику кистей рук, художественное видение.
В процессе занятий дети овладевают:
-знаниями об особенностях разных крючков, нитей;
-умением подбирать нити разного цвета, толщины, структуры;
-техникой завязывания узелка;
-навыками безопасности при работе с крючком, шилом, иглой и ножницами;
- приемами вязания цепочки.
Блок «Выкладывание узоров из вязаных цепочек» – это более сложный и малораспространенный в детской деятельности ручной труд. Овладение практическими способами выкладывания узоров предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяет им действовать путем проб, т.к. ошибку почти невозможно исправить. Знакомство детей сданной деятельностью позволяет:
- научить различению: цвета, длины, высоты, месторасположения (сверху, снизу, над, под и т.д.)., формы конструируемых объектов;
- формировать обобщенные способы конструирования (создание целого из деталей путем комбинаторики);
- развивать сенсорно – аналитическую деятельность – умение вести целостно – расчлененный анализ объектов; выделение целого, его частей, деталей и их пространственного расположения.
Блок "Вязание столбиков без накида»
Знакомит детей, что связанное полотно состоит из основных элементов: петель и столбиков; с правилом: крючок вводят в петлю цепочки так, чтобы сверху крючка было две нити, а снизу одна; с графическим изображением:
- столбик без накида, или короткий столбик. Вязание столбиков без накида.
Введите крючок в петлю цепочки, подведите крючок под рабочую нить и захватите ее. На крючке получилось 2 петли, теперь снова захватите рабочую нить и протяните ее через обе петли.
Знакомится со способом вязания крючком – прямое вязание: по лицевой и изнаночной стороне, связав 1 ряд на петлях цепочки, вязание поворачивают, и следующий ряд выполняют на петлях первого ряда. В процессе вязания шарфов (подушек для кукол, разноцветных прихваток), дети применяют разные приемы и способы вязания. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их конструктивно – художественной деятельностью.
Блок «Вязание от середины по спирали» (круговое вязание) предполагает освоение детьми нового способа от середины, по периметру детали, только по одной стороне вязания, причем ряд можно замкнуть встык и следующий начать с воздушных петель, а можно по спирали. Применение способа вязания от середины развивает у детей:
-способность самостоятельно находить творческое решение;
-художественное видение;
-навыки мыслительного анализа последовательности выполнения задания;
-приемам создания схематического рисунка поэтапного изготовления.
Данный блок предусматривает вязание салфеток, прихваток в подарок бабушкам.
Список литературы.
1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные шнурочки.=М.:АРКТИ, 2008.
2. Новикова И.В. Вязание крючком в детском саду.-Ярославль: Академия развития,2008.
3. Ракова С.А. "Вязание крючком".- Ярославль: Академия развития, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...