Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 721 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Этот принцип означает, что: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 3) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность.
Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно! Этот процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.
Первичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов.
Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями: обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.
Основным психологическими «барьерами» являются: страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области: коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Но самое важное чему должны научиться педагогики массовой школы – это работать с детьми с разными возможностями к обучению и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому. Использование совместных усилий учителей массовой и коррекционной школы – наиболее эффективный способ удовлетворения особых потребностей детей со специальными образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса.
Именно богатый опыт учителей коррекционных школ – источник методической помощи инклюзии. Успешное внедрение этой практики позволит превратить препятствия и ограничения в возможности и успехи наших детей.
«Внедрение сверху» - неизбежны разного рода негативные последствия. Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию возникает опасность имитации «инклюзии» и через это дискредитации самой идеи инклюзивного образования. Опасность имитации возникает вследствие того, что при определенных организационных условиях инклюзивное образование может превратиться в «модную», популярную тенденцию без глубоких качественных изменений самого образовательного и воспитательного процесса. Основной ориентацией специалистов, развивающих процессы инклюзии в системе общего образования, на данном этапе должно стать качество процесса включения и сопровождения всех участников , анализ успешных практик, поиски эффективных технологий, оценка динамики психологических и системных изменений.
Для оценки качества инклюзивного процесса в системе образования необходима разработка комплекса программ мониторинговых исследований, связанных с динамической оценкой психологических параметров процесса инклюзии в общеобразовательном учреждении и в системе в целом.
Одним из таких показателей является готовность педагога к профессиональной деятельности в инклюзивных образовательных условиях. Это позволит получить информацию по вопросам разработки содержания программ повышения квалификации, грамотного управления и методического обеспечения системы инклюзии, а также психологической поддержки инклюзивного процесса.
Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается через 2 основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность.
Структура профессиональной готовности: информационная готовность; владение педагогическими технологиями; знание основ психологии и коррекционной педагогики; знание индивидуальных отличий детей; готовность педагогов моделировать урок/занятие и использовать вариативность в процессе обучения; знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития; готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.
Структура психологической готовности: эмоциональное принятия детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение); готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке/занятии (включение-изоляция); удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
ПРОБЛЕМЫ: Информационная осведомлённость учителя об основных положениях инклюзивного образования является основой для его профессиональной позиции. Данные показывают, что на сегодняшний день только каждый четвёртый педагог общеобразовательного учреждения знаком с основными положениями инклюзивного образования.
основные опасения педагогов массовых ОУ связаны с пониманием собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, с незнанием форм и методов в работе с детьми с нарушениями в развитии, подавляющее большинство знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии в рамках учебного плана педагогических вузов , данные показывают, что педагоги общеобразовательных учреждений испытывают острый дефицит в знаниях в области коррекционной педагогики.
Базовым психологическим процессом, влияющим на эффективность деятельности учителя, который занимается включением ребёнка с особенностями в развитии в процесс общего образования, становится эмоциональное принятие такого ребёнка. Видео «Синдром Туретта»...
Эмоциональное принятие имеет профессиональный «барьер» - учитель психологически не принимает того ребёнка, в успешности обучения которого он не уверен. Он не знает, как оценивать его индивидуальные достижения, каким способом проверять его знания. В ситуации детей с сенсорными нарушениями появляется ещё и коммуникативный барьер, барьер «непонимания». Наиболее проблемная группа – дети с нарушениями интеллекта.
В работе с такими детьми необходимо учитывать иные образовательные цели, нежели академические результаты. Удовлетворение особых образовательных потребностей этой категории детей во многом связано с возможностью получения ими специально организованного и осуществляемого по особым методикам трудового обучения, социально-культурной адаптацией в обществе.
В связи с этим, на этапе внедрения принципов инклюзии в общее образование, необходимо чётко описать категории детей, по отношению к которым целесообразно ставить вопрос об инклюзии в общеобразовательный процесс. Скорее всего, должна существовать инвариантность в определении того ребёнка, которому инклюзия будет полезна.
Как же выглядит ситуация готовности учителя включать того или иного ребёнка с особенностями развития в общеобразовательный процесс?
ВЫВОДЫ: Уровень эмоционального принятия более высок, чем уровень готовности включать ребёнка в образовательный процесс. Педагогическая осторожность , рефлексия своих профессиональных затруднений, запрос на профессиональное обучение и создание специальных условий.
Для развития инклюзивного подхода в общем образовании необходимо: 1. разработка общепедагогических технологий, моделей развивающего урока, 2. технологий поддержки и детского сотрудничества, 3. вовлечения родителей в педагогический процесс. Речь идёт о профессиональной гибкости , способности следовать за воспитанником, а с другой стороны – держать рамки учебного процесса, видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям.
Вопрос вовлечения родителей в инклюзивный образовательный процесс на сегодняшний день разработан очень слабо и нуждается в организационном и технологическом описании. Психология родителей детей с ОВЗ имеет свои особенности и рождают вопросы как для учителя, так и для сопровождающего психолога. Вопросы психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного процесса требуют отдельной статьи, но ясно одно, что учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной методической поддержке и психологическом сопровождении, особенно работая в условиях инклюзии.
Италия!!! В Италии, где 94 % школ являются инклюзивными , большинство учителей, принимая инклюзию, имеют серьезные проблемы по внедрению ее в жизнь класса. Они предпочитают переносить всю ответственность за обучение учащихся с нарушениями в развитии на плечи учителей поддержки. В наших инклюзивных ОУ нет педагогов поддержки , нет ассистентов у учителя, редко встречаются тьюторы у ребёнка. Всё это увеличивает нагрузку на самого учителя, накладывает на него серьёзные требования по изменению содержательной и организационной стороны учебного процесса.
Велика доля участия специалистов сопровождения не только в обеспечении качества инклюзивного процесса, но и в работе с профессиональным выгоранием педагога инклюзивного ОУ. Эффективным методом профилактики профессионального выгорания педагогов является группа, которая позволяет купировать профессиональный стресс и получить эмоциональную поддержку коллег. Главное, чтобы в ОУ существовало профессиональное сообщество, заинтересованное в успехе, взаимной поддержке и обсуждении трудностей. Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/17/picture-654904-1439818886.jpg)
Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании
инклюзивное образование...
Методические разработки. "Пример родителей- один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице."
Методичкские разработки совместного с родителями обучения детей ПДД...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/16/picture-756414-1455639079.jpg)
«ИКТ- КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР УСПЕШНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА» (из опыта работы)
Данный материал поможет воспитателям использовать ИКТ технологии в дальнейшей работе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/24/picture-1023582-1524560017.jpg)
«Навстречу друг другу: психологическая готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования
Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1211519-1667395108.jpg)
Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования
Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1312835-1612728367.jpg)
Консультация для педагогов: "Профилактика тревожности дошкольника как фактор успешности воспитательного процесса в детском саду".
Тревога и беспокойство являются наиболее распространенными формами эмоционального неблагополучия, которые возникают у дошкольников. Особенности их проявления у ребенка негативно влияют на жизнь ребенк...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1039164-1614500542.jpg)
Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования
Публикация "Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования" поясняет основополагающие факторы повышения качества дошкольно...