Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_pedagogov_k_inklyuzii.ppt | 721 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Этот принцип означает, что: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 3) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность.
Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно! Этот процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.
Первичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов.
Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями: обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.
Основным психологическими «барьерами» являются: страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области: коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Но самое важное чему должны научиться педагогики массовой школы – это работать с детьми с разными возможностями к обучению и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому. Использование совместных усилий учителей массовой и коррекционной школы – наиболее эффективный способ удовлетворения особых потребностей детей со специальными образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса.
Именно богатый опыт учителей коррекционных школ – источник методической помощи инклюзии. Успешное внедрение этой практики позволит превратить препятствия и ограничения в возможности и успехи наших детей.
«Внедрение сверху» - неизбежны разного рода негативные последствия. Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию возникает опасность имитации «инклюзии» и через это дискредитации самой идеи инклюзивного образования. Опасность имитации возникает вследствие того, что при определенных организационных условиях инклюзивное образование может превратиться в «модную», популярную тенденцию без глубоких качественных изменений самого образовательного и воспитательного процесса. Основной ориентацией специалистов, развивающих процессы инклюзии в системе общего образования, на данном этапе должно стать качество процесса включения и сопровождения всех участников , анализ успешных практик, поиски эффективных технологий, оценка динамики психологических и системных изменений.
Для оценки качества инклюзивного процесса в системе образования необходима разработка комплекса программ мониторинговых исследований, связанных с динамической оценкой психологических параметров процесса инклюзии в общеобразовательном учреждении и в системе в целом.
Одним из таких показателей является готовность педагога к профессиональной деятельности в инклюзивных образовательных условиях. Это позволит получить информацию по вопросам разработки содержания программ повышения квалификации, грамотного управления и методического обеспечения системы инклюзии, а также психологической поддержки инклюзивного процесса.
Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается через 2 основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность.
Структура профессиональной готовности: информационная готовность; владение педагогическими технологиями; знание основ психологии и коррекционной педагогики; знание индивидуальных отличий детей; готовность педагогов моделировать урок/занятие и использовать вариативность в процессе обучения; знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития; готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.
Структура психологической готовности: эмоциональное принятия детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение); готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке/занятии (включение-изоляция); удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
ПРОБЛЕМЫ: Информационная осведомлённость учителя об основных положениях инклюзивного образования является основой для его профессиональной позиции. Данные показывают, что на сегодняшний день только каждый четвёртый педагог общеобразовательного учреждения знаком с основными положениями инклюзивного образования.
основные опасения педагогов массовых ОУ связаны с пониманием собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, с незнанием форм и методов в работе с детьми с нарушениями в развитии, подавляющее большинство знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии в рамках учебного плана педагогических вузов , данные показывают, что педагоги общеобразовательных учреждений испытывают острый дефицит в знаниях в области коррекционной педагогики.
Базовым психологическим процессом, влияющим на эффективность деятельности учителя, который занимается включением ребёнка с особенностями в развитии в процесс общего образования, становится эмоциональное принятие такого ребёнка. Видео «Синдром Туретта»...
Эмоциональное принятие имеет профессиональный «барьер» - учитель психологически не принимает того ребёнка, в успешности обучения которого он не уверен. Он не знает, как оценивать его индивидуальные достижения, каким способом проверять его знания. В ситуации детей с сенсорными нарушениями появляется ещё и коммуникативный барьер, барьер «непонимания». Наиболее проблемная группа – дети с нарушениями интеллекта.
В работе с такими детьми необходимо учитывать иные образовательные цели, нежели академические результаты. Удовлетворение особых образовательных потребностей этой категории детей во многом связано с возможностью получения ими специально организованного и осуществляемого по особым методикам трудового обучения, социально-культурной адаптацией в обществе.
В связи с этим, на этапе внедрения принципов инклюзии в общее образование, необходимо чётко описать категории детей, по отношению к которым целесообразно ставить вопрос об инклюзии в общеобразовательный процесс. Скорее всего, должна существовать инвариантность в определении того ребёнка, которому инклюзия будет полезна.
Как же выглядит ситуация готовности учителя включать того или иного ребёнка с особенностями развития в общеобразовательный процесс?
ВЫВОДЫ: Уровень эмоционального принятия более высок, чем уровень готовности включать ребёнка в образовательный процесс. Педагогическая осторожность , рефлексия своих профессиональных затруднений, запрос на профессиональное обучение и создание специальных условий.
Для развития инклюзивного подхода в общем образовании необходимо: 1. разработка общепедагогических технологий, моделей развивающего урока, 2. технологий поддержки и детского сотрудничества, 3. вовлечения родителей в педагогический процесс. Речь идёт о профессиональной гибкости , способности следовать за воспитанником, а с другой стороны – держать рамки учебного процесса, видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям.
Вопрос вовлечения родителей в инклюзивный образовательный процесс на сегодняшний день разработан очень слабо и нуждается в организационном и технологическом описании. Психология родителей детей с ОВЗ имеет свои особенности и рождают вопросы как для учителя, так и для сопровождающего психолога. Вопросы психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного процесса требуют отдельной статьи, но ясно одно, что учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной методической поддержке и психологическом сопровождении, особенно работая в условиях инклюзии.
Италия!!! В Италии, где 94 % школ являются инклюзивными , большинство учителей, принимая инклюзию, имеют серьезные проблемы по внедрению ее в жизнь класса. Они предпочитают переносить всю ответственность за обучение учащихся с нарушениями в развитии на плечи учителей поддержки. В наших инклюзивных ОУ нет педагогов поддержки , нет ассистентов у учителя, редко встречаются тьюторы у ребёнка. Всё это увеличивает нагрузку на самого учителя, накладывает на него серьёзные требования по изменению содержательной и организационной стороны учебного процесса.
Велика доля участия специалистов сопровождения не только в обеспечении качества инклюзивного процесса, но и в работе с профессиональным выгоранием педагога инклюзивного ОУ. Эффективным методом профилактики профессионального выгорания педагогов является группа, которая позволяет купировать профессиональный стресс и получить эмоциональную поддержку коллег. Главное, чтобы в ОУ существовало профессиональное сообщество, заинтересованное в успехе, взаимной поддержке и обсуждении трудностей. Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании
инклюзивное образование...
Методические разработки. "Пример родителей- один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице."
Методичкские разработки совместного с родителями обучения детей ПДД...
«ИКТ- КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР УСПЕШНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА» (из опыта работы)
Данный материал поможет воспитателям использовать ИКТ технологии в дальнейшей работе...
«Навстречу друг другу: психологическая готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования
Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. ...
Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования
Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования...
Консультация для педагогов: "Профилактика тревожности дошкольника как фактор успешности воспитательного процесса в детском саду".
Тревога и беспокойство являются наиболее распространенными формами эмоционального неблагополучия, которые возникают у дошкольников. Особенности их проявления у ребенка негативно влияют на жизнь ребенк...
Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования
Публикация "Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования" поясняет основополагающие факторы повышения качества дошкольно...