Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике

Зигангирова Елена Ханифовна

Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zigangirova_e.f.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Зигангирова Елена Ханифовна

Zigangirova Elena Khanifovna

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №9

«Садко» г. Альметьевска»

zigangirova2016@yandex.ru

Тел.сот.:+7 917 299-45-96

Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования

Professional and personal readiness of a teacher to work in an inclusive education environment

Аннотация

В статье рассматриваются профессионально-личностные качества педагогов, необходимые при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation

The article discusses the professional and personal qualities of teachers that are necessary when working with children with disabilities.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, социализация, профессионально-личностная готовность, эмпатия, готовность к оказанию помощи, толерантность.

Keywords:

Inclusive education, socialization, professional and personal readiness, empathy, readiness to help, tolerance.

Инклюзивное образование как одна из стратегических задач государственной политики призвана обеспечивать успешную социализацию всех детей, не взирая на их психофизическое развитие и состояние. В процессе социализации ребенок обретает новый опыт, усваивая правила и нормы поведения той окружающей среды, в которую попадает, а также преодолевает возникающие проблемные ситуации, достигая тем самым нового уровня развития [2].

Задача дошкольного образовательного учреждения заключается в обеспечении полноценного, всестороннего развития детей различных категорий здоровья, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, в оказании им квалифицированной помощи и поддержки.

Социализация детей с ограниченными возможностями среди детей, не имеющих особенностей в развитии обеспечивается через их взаимодействие, взаимопомощь и поддержку. Таким образом, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, имеет возможности с ранних лет, преодолевая трудности, жить в реальных условиях и чувствовать себя полноценной частью общества.

Инклюзивное образование предполагает организацию образовательного и воспитательного процесса, отличающегося от обычного., что требует высокого уровня профессионализма педагогов и готовности их к профессиональному и личностному развитию [5].

Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает профессионально-гуманистическую направленность личности, в том числе ее профессионально-ценностные ориентации, профессионально- личностные качества и умения.

Одним из таких качеств, по мнению И.М. Яковлевой [4] является готовность педагога к оказанию помощи, предполагающее альтруистические и просоциальные действия, которые направлены на обеспечение благополучия других людей.  Готовность к оказанию помощи является высшим проявлением эмпатического поведения личности. Считается, что чем выше уровень эмпатии, тем выше уровень готовности к оказанию помощи. Эмпатия проявляется как способность педагога посмотреть на ситуацию глазами ребенка, как эмоциональное теплое отношение к ребенку, имеющему ограниченные возможности здоровья.  

Еще одним важным личностным качеством педагога, работающем в условиях инклюзивного образования и не только, является толерантность, понимаемая как спокойное и доброжелательное отношение к особенностям воспитанников. Не маловажную роль играет и педагогический оптимизм педагога, вера в потенциал ребенка. При этом важно не предъявлять завышенных требований к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В работе в условиях инклюзивного образования педагогу необходимо обладать высокими способностями к самообладанию и регуляции своего поведения и эмоционального состояния. Он должен уметь быстро и уверенно реагировать в стрессовых обстоятельствах, для принятия верного решения в возникающих конфликтных ситуациях как между детьми, так и между педагогом и детьми.

Немаловажное значение при работе с детьми с ограниченными возможностями имеет деликатность и тактичность педагога, соблюдение строгой конфиденциальности информации.

Шумиловская Ю.В. [3] среди профессионально важных качеств, предъявляемых к педагогу, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья выделяет креативный компонент, отражающий творческую активность педагога, позволяющий создавать новые материальные и духовные ценности, а также развивать творческий потенциал детей, имеющих   ограниченные возможностями.

Таким образом, в условиях инклюзивного образования к личности педагога предъявляются высокие требования, которым способен соответствовать не каждый педагог, работающий в образовательном учреждении с нормально-развивающимися детьми.

Список использованной литературы

  1. Колтакова, Я. Г. Внутренний уровень социального партнерства в инклюзивной системе образования / Я. Г. Колтакова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14354/ (дата обращения: 15.10.2020).
  2. Русакова, Н.Г. Профессиональное развитие педагога в ситуации инклюзивного образования // Наука и школа. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-pedagoga-v-situatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.10.2020).
  3. Шумиловская, Ю.В. проблемы и перспективы подготовки будущихучителей технологии к работе с лицами с ограниченными возможностями Текст./ Ю.В. Шумиловская// Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов IV Международной конференции. Том 1. Москва - Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - С. 243-246.
  4. Яковлева, И. М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГОПУ. Серия «Педагогика». 2009. № 6. С. 140—144.
  5. Яковлева, И.М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.- URL: https://psyjournals.ru/files/44260/Inclusive_edu_YakovlevaIM.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.

В статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования....

Тренинг конструктивного поведения в конфликтных ситуациях педагога и родителей в условиях инклюзивного образования ДОУ.

Творческие техники, внедряемые в процесс инклюзивного образования, помогают преодолеть трудности, позволяют выработать правильную тактику и стратегию взаимодействия педагога, родителей и ребенка с ОВЗ...

Статья «Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»

Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность б...

Презентация к статье на тему "Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования"

Какие требования должны предъявляться к профессиональной деятельности педагога? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии?...

«Навстречу друг другу: психологическая готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. ...

«Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»

Инклюзивное образование.Это образование, которое каждому предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоционал...