КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
методическая разработка

Разграничение приставок и предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_razgranichenie_pristavok_i_predlogov.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: Разграничение приставок и предлогов.

(Дифференциация предлогов и приставок)

Цель – учить дифференцировать предлоги и приставки.

Задачи.

Образовательные: закрепить знания детей о приставках и предлогах; научить различать практически приставки и предлоги; закрепить умение различать и выделять приставку и предлог; совершенствовать умение выделять и различать приставку и предлог.

Коррекционно-развивающие: пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия; развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения; корригировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений; совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

Воспитательные: воспитывать выдержку, самоконтроль, орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование: таблица (для оргмомента), записанные на карточках предложения, схемы для обозначения предлогов и приставок, картинка с изображением девочки Приставки.

План и ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Примечания

  1. Организационный момент

Здравствуйте!

Посмотрите на доску и прочитайте слова. Что это может быть?

А чем могут быть ещё эти знаки?

Постарайтесь составить шесть слов из этих знаков.

С

О

ОТ

ПО

ЗА

СО

НА

К

ПОД

Какие частички слов мы путаем с предлогами и пишем со словами слитно?

  1. Основная часть

Послушайте слова с предлогами и слова с приставками и поднимите соответствующие символы.

 

А вы знаете, почему приставки пишутся со словами слитно? Нет?

Тогда послушайте сказку о приставках. Попробуйте сформулировать правило о приставках самостоятельно.

В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным-давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Лесные жители приходили к ней в гости. Приставка жила и не тужила.

Однажды слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собирали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели слова на пенёк и горько заплакали. Они плакали так громко, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь путникам. Они позвали девочку Приставку.

Наступала ночь. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но слова так боялись, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Стала девочка прощаться со словами, да не смогла оторваться от некоторых из них, так были слова напуганы. Делать нечего, осталась Приставка с некоторыми словами, как их часть, приклеилась в начале слова, да так и держится!

С тех пор самые пугливые слова никуда не ходят без приставки, а некоторые лишь изредка встречаются без неё. А есть и такие, которые примеряют к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.

Итак, приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Послушайте стихотворения и найдите сходные слова. Где слово с предлогом, а где слово с приставкой?

Зависело б от мыла –

Веснушки я б отмыла.

Решили лисы кролика запечь,

А кролик из духовки прыг за печь.

  1. Физминутка.

Послушайте стихотворение и изобразите написание слов с предлогами и приставками: если слова с предлогом – разведите ладони в стороны, если нужно писать слово с приставкой – хлопните в ладоши.

А потом ты покатился.

И назад не воротился.

Покатился в огород.

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота.

Добежал до поворота…

(С. Я. Маршак)

  1. Ребята, прочитайте слова первого и второго столбика (запись на доске).

Составьте словосочетания и напишите слова с приставками и предлогами.

Проверка выполнения задания

(НА)ПИСАТЬ

(В)БЕЖАТЬ

(ПО)ПЛЫВЁТ

(ОТ)МЫЛА

(ЗА)БЕЖАЛ

(СО)СКОЧИЛ

(НА)КРОШИЛ

(НА)СТОЛЕ

(ОТ)ГРЯЗИ

(СО)СТУЛА

(В)КОМНАТУ

(НА)ДОСКЕ

(ПО)РЕКЕ

(ЗА)УГОЛ

Вставьте предлоги и приставки (запись на карточках). Составьте схемы предложений со словами с предлогами и приставками.

- Змей …цепился …ветку.

- …стол кто-то …крошил.

- Мальчик …бежал …остановки.

- Всадник …вязал лошадь …дерева.

5. Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

(Н..) писал, адрес, отец, (на) конверте.

(В, ф) летел, (з..) пел, и, чиж, (в, ф) клетку.

(С, з) добычей, кошка, (в, ф) траве, (с, з) крылась.

(Н..) ночлег, (п..) летели, утки, (с..) свистом

Проверка выполнения задания

6. Итог занятия

Придумайте предложения с предлогом НА, а теперь слово с приставкой НА-.

Чем мы сегодня занимались на занятии?

- Молодцы! Вы успешно справились с упражнениями.

- Что понравилось больше? В чем были трудности?

До свидания!

Здравствуйте!

Предлоги.

Отдельными буквами и слогами.

С, СО, НА - СОСНА;

К, О, ЗА – КОЗА;

НА, СО, С – НАСОС, К, ОТ – КОТ;

С, О, К – СОК; О, К, НА – ОКНА.

Приставки.

Поднимают карточки с соответствующими символами

Нет.

Слушают

Пробуют сформулировать правило о приставках.

Отвыты детей:

Зависело б от мыла – с предлогом.

Веснушки я б отмыла - с приставкой. И т.д.

Если слышат слова с предлогом – разводят ладони в стороны, если слово с приставкой – хлопнают в ладоши.

по очереди выходят к доске и записывают.

Затем пишут в своих тетрадях.

Что делают дети?

Составляют схемы предложений.

Выполняют задание в тетрадях

Учились отличать предлог от приставки

Ответы детей

До свидания!

Логопед раздаёт карточки с графическим обозначением предлогов и приставок.

Слова: доехал,

к дому,

по улице,

по мостовой, поехал, переплыл,

с плиты, откусил,

от стены,

под домом, подчеркнул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....