Элементарная поисковая деятельность по разгадыванию загадок
статья
Элементарная поисковая деятельность по разгадыванию загадок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementarnaya_poiskovaya_deyatelnost_po_razgadyvaniyu_zagadok.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементарная поисковая деятельность по разгадыванию загадок.
С древнейших времен загадки учили детей видеть взаимосвязи, существующие в мире, находить схожее в различном и отличия в одинаковом. В загадках мир поэтизирован, предстает необычным, удивительным. Загадки – это неотъемлемая часть многих занятий в детском саду. Задача педагога состоит не только в том, чтобы помочь детям узнать или запомнить загадки, сколько в том, чтобы научить разгадывать самые разные загадки придумывать свои.
Работа направленная только на разгадывание загадок, не позволяет в полной мере задействовать развивающие возможности. Организация поисковой деятельности в условиях разгадывания загадок учит детей анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять и делать выводы. Как произведение устного народного творчества, загадка знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводят детей в мир прекрасных образов, знакомят с выразительными средствами родного языка, речевыми конструкциями.
Загадку можно определить как краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.
Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир; различные явления природы; предметы быта и труда.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, таким образом решить сложную логическую операцию.
По мнению Ю.Г. Илларионовой, важно воспитать у детей умение наблюдать окружающий их мир, замечать изменения, происходящие в нем, воспринимать предметы и явления с разных сторон, понимать переносное значение слов, образные выражения.
Особенно интересной является поисковая деятельность дошкольников в условиях разгадывания загадок. Для того, чтобы разгадать загадку, нужно произвести следующие операции: выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, то есть произвести анализ; сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, то есть произвести синтез; на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.
Механизм отгадывания загадок у старших дошкольников весьма своеобразен. Часто дети, торопясь с ответом, не дослушивают загадку до конца, не запоминают ее в подробностях. Их внимание останавливает какая-то одна деталь текста, один признак, наиболее яркий, понятный. Отгадку они строят на этом единственном признаке. Дети не принимают во внимание все остальные признаки Или же они выделяют несколько признаков «загаданного», объединяют их, устанавливая между ними связь, но один очень важный для отгадки признак все же остается неучтенным, в результате загадка не разгадана. Иногда дети сознательно опускают один из названных в загадке признаков, если он «мешает» предполагаемой отгадке, или заменяют его другим, своим, соответствующим кажущейся отгадке. При этом происходит подмена текста загадки, искажение его, «подгонка» его под ответ.
Основным требованием предъявляемым к загадкам для дошкольников, является их доступность. Необходимо отбирать загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны для наблюдений и побуждают у них интерес к окружающей действительности: загадки о человеке, о предметах; о живой и неживой природе.
Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях: о времени (что такое год, месяц), о старинных предметах домашнего обихода (соха, веретен).
Надо исходить так же из мыслительно-речевой природы загадки: учитывать степень трудности логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит совершить ребенку; сложность художественного образа и особенности речевой формы загадки.
Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, тем она проще для дошкольника. Особенно простыми для дошкольника являются загадки с рифмующимися отгадками. В такой ситуации задача педагога не просто выслушать ответ-предположение ребенка, а воспитывать у него умение доказывать свои предположения, находить пути поиска и делать выводы.
Дети успешно отгадывают загадки, в которых используются сравнения. Но в загадках имеются и незнакомые детям слова. В таком случае необходимы дополнительные разъяснения и предварительная работа педагога со словарем.
Наиболее трудны загадки, в которых слова используются в переносном значении. Они рассчитаны на богатый жизненный опыт ребенка, образное мышление и используется в работе со старшими дошкольниками. Загадка, основанная на метафоре, требует более сложного алгоритма разгадывания, серьезной словарной работы и становится доступной старшему дошкольнику, если педагог направляет мысли ребенка, показывает пути поиска ответа.
Загадки для детей младшего дошкольного возраста содержат яркие, характерные признаки внешнего вида, те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
Для среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок с простыми сравнениями и прозрачными метафорами, которые содержат полную характеристику предмета и могут выступать как рассказ о предмете.
Загадки для старших дошкольников разнообразны по тематике, могут быть народными, литературными, могут содержать краткую характеристику признаков предмета и более сложные типы логических задач.
После загадывания педагогом загадки, сначала устанавливаем в общем виде, что нужно искать; затем – где нужно искать; выявить все оставшиеся признаки; выдвинуть предположение-отгадку; объединить установленные признаки.
Прежде чем сделать итоговый вывод, необходимо обратиться к знаниям детей о том или ином объекте природы, о котором не упоминается в загадке. Это помогает детям более уверенно подходить к ответу.
Н.Ф. Виноградова рекомендует использовать речевые логические задачи, при их решении использовать наводящие вопросы, вспомнить, что дети наблюдали в природе. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка . Е.А. Кудрявцева рекомендует при разгадывании загадок брать загадки об одном и том же предмете или явлении разного содержания.
По мнению Л. Тимофеевой, загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь только на их восприятие детьми. Вместе с тем строение загадок дает возможность распределить их по группам, внутри которых будут единые способы разгадывания и виды работы с ними.
Дети легче разгадывают загадки, организуют поисковую деятельность, если загадки объединены одной темой (дикие и домашние животные, насекомые, растения, явления природы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы
Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую де...
Использование элементарной поисковой деятельности в ознакомлении детей с природой
экологическое воспитание старших дошкольников...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К БЛИЖАЙШЕМУ ПРИРОДНОМУ ОКРУЖЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОУ В ПРОЦЕССЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества вопросы традиционного ...
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность
Анализ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через использование элементарной поисковой деятельности с объектами неживой природы....
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;-формирование познавательных действий, становление сознания;-развитие общение и взаимодействия ребенка со сверстниками;-становлен...
«Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность дошкольников».
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное &nd...
"Использование элементарной поисковой деятельности в формировании у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР основ экологической культуры"
Наблюдения и дидактические игры о природе широко используются в экологическом воспитании детей. Этот материал доступен детям, так как соответствует особенностям детского мышления и восприятия (нагляде...