Использование элементарной поисковой деятельности в ознакомлении детей с природой
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
« Использование элементарной поисковой деятельности в процессе ознакомления детей с природой»
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому педагогический процесс в детском саду, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических.
Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно -научного и экологического образования. Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно -действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года -практически единственным способом познания мира.
Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
В экспериментаторстве достаточно четко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.
Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели.
Я очень хочу видеть своих детей любознательными, общительными, самостоятельными умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала развитие активной самостоятельности детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на который можно опереться.
В моей группе экологически развивающая среда организована как лаборатория природы. Я поставила перед собой задачи:
1. Обогащать представления детей о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей.
2. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, переживания, связанные с красотой природы.
Чтобы выполнить эти задачи, я создала в группе условия для исследовательской деятельности детей.
Так как детское экспериментирование недостаточно изучено, очень мало методической литературы, я испытала затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, а так же организации и оформления уголков с соответствующими материалом. Эту работу я начала с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы, уголка экспериментирования.
Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования распределила по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположила в доступном для свободного экспериментирования месте в доступном количестве.
В уголке экспериментирования у нас приборы - увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов ( пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.
В качестве лабораторной посуды использую стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Опыты помогают развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляю
возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”. Китайская пословица гласит “Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму” .
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Но самонаблюдение может происходить и без эксперимента. Например: наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Очень тесно связано оно с развитием речи, математикой‚ с изобразительной деятельностью, а также чтением художественной литературы. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта.
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
Наблюдения в природе, целевые прогулки за территорию
детского сада, дают богатую пищу для размышления, пробуждают
в детях пытливость и любознательность. Стараюсь дать детям больше знаний о растительном и животном мире.
Обращаю внимание- на цветы: одуванчики, колокольчики; на деревья: березу, рябину, елку. Читаю про них стихотворения, даю образец гуманного отношения ко всему живому, Дети решили оберегать природу, строго следить за тем, чтобы никто не ломал веток, не рвал цветов.
В ходе экскурсии дети наблюдали, как меняется природа в течение года.
У детей сформировалось отчетливое представление о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.
Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, широко использую несложные опыты. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.).
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Дети под моим контролем сами проводят опыты, а потом мы их обсуждаем и связываем с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.
Содержание опытов становиться основой для составления различных логических и творческих заданий.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
Каждая минута общения родителей с ребенком обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через наглядную агитацию убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Доказываю насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в сущность предметов, явлений действительности. Родители помогают пополнять необходимым материалом нашу лабораторию, способствующую удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Совместная работа с родителями оказала положительное влияние на экологическое воспитание детей.
Непременным условием успешной организации практической деятельности является отслеживание ее результатов. Для этого провожу диагностики, цель которых: При помощи определенной методики выявить наличие у детей знаний, умений, навыков.
Получая знания, необходимые в экологическом воспитании, дети растут отзывчивыми, добрыми, милосердными, гуманно относятся ко всему живому, у них грамотное поведение в природе.
Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.
Родители стали по-другому относиться к детям: спокойнее, терпимее, стараются отвечать на любые детские вопросы. Если родители что-то не знают, за ответом обращаются к нам -воспитателям. Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире и отношении к нему, ребенок постепенно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет ему сделать выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.
Материал подготовила воспитатель Лагода Т.Б.
«Размышления на заданную тему»
"Берегите эти земли, эти воды;
даже малую былиночку любя,
Убивайте лишь зверей внутри себя".
Е. Евтушенко
Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует так же ряд парциальных программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа на известный вопрос: "Быть или не быть?"
Поработав в детском саду 8 лет, экологическую проблему в деле воспитания дошкольников считаю самой актуальной.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры. Правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи
растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды и т.д.
Но знания – это не самоцель в экологическом воспитании, а необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое. Бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
Работая с дошкольниками, я стараюсь использовать разнообразные формы и методы: это и циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке; ведение разных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, использование игровых обучающих ситуаций, экспериментальная деятельность.
Спецификой моей технологии является использование на протяжении всего учебного года литературных произведений В. Чаплиной, Е. Чарушина, В.Бианки, которые доступны детям этого возраста, достоверно отражают специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому.
Прежде чем провести любое занятие по экологии, я читаю ряд методической литературы, готовлю занимательный материал: подбираю загадки, сказки, вопросы для викторин. Педагог должен не только сам обладать определенным объемом знаний, но и уметь заинтересовать детей. Воспитатель – это образец для подражания. Каждый его поступок – это пример для воспитанника. Я очень люблю животных и стараюсь не упустить возможности полюбоваться окрасом пролетающей птицы, пробегающей кошки. Стараюсь выразить свои эмоции вслух. Через определенный промежуток времени я вижу отдачу: многие дети мне подражают, а меня это радует.
Педагогический процесс при участии одного воспитателя получится однобоким. Важно, чтобы экологическим воспитанием дошкольников занимались и родители, и музыкальный работник, и психолог, и логопед. Когда ведется целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать хороших результатов. Так на музыкальном занятии с детьми разучивалась песенки о животных, а психологом проведена беседа о бережном отношении к домашним животным.
Я считаю, экологическое воспитание в детском саду должно иметь следующие направления:
- Формировать у детей элементарные представления о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.
- Длительное проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни.
- Дошкольников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.
Систематический труд в природе должен формировать у них привычку заботиться о живом.
В современном мире принято считать человека – покорителем природы, властелином, господином, я не случайно затронула проблему экологии.
Здоровая планета Земля – здоровые ее дети. А мне не безразлична жизнь и здоровье моих воспитанников, я не согласна, что мы господа над природой.
Человек над природой никакой не властелин и не царь природы.
Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновения.
Следует помнить, что охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему формирование личности ребенка включает в себя как необходимую составную часть воспитание в нем правильного отношения к природе, воспитания у каждого человека правильного экологического мышления.
В моей группе накоплен определенный материал: доклады, конспекты НОД, рекомендации, консультации, альбом загадок по темам, гербарии "Растения нашего участка", "Луговые травы", "Цветы", "Лекарственные растения", "Красная книга", альбомы: о весне, зиме, осени, лете..
Во время проведения любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать мир растений. В этом мне помогает и уголок природы, где содержатся комнатные цветы. При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание детей на красоту цветов и листьев, рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и то, что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие – нет, одни любят много влаги, другие – нет). В группе по
уходу за комнатными цветами устанавливаю дежурство. В процессе различных занятий и опытов дети убеждаются, что через рыхлую почву вода проходит быстрее, а также свет, воздух способствуют росту и развитию растений.
Все полученные знания я закрепляю в играх "Опиши цветок", "Узнай по описанию", "Что изменилась?" и так далее
Рассматривая с детьми фотографии горных ландшафтов, подвожу детей к тому, что многие камни из нашей коллекции – это кусочки гор. Напоминаю, что камни, горы – это неживая природа. Я стараюсь дать детям картину мира, знания об этом мире.
Продолжая работать, я должна привить вкус к интеллектуальному труду: научить смотреть и видеть, наблюдать, мыслить, вести диалог…
В ознакомлении детей с растительным миром мне очень помогают схемы, дидактические игры, иллюстрации о растениях, пословицы, загадки, рассказы занятия по рисованию. Итогом моей работы стали КВН, экологические праздники, различные экологические проекты. Я убеждена, что утрата связи человека с природой может обернуться очень серьезными последствиями. Природа – это один из главных резервуаров, из которых черпается человечность, строится человечность в человеке. Исчезни эти отношения любви, доброты к растениям, к земле – неизвестно чем это кончится.
Поэтому главная цель моя – вырастить здорового самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны и всей планеты.
Материал подготовила воспитатель Лагода Т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы
Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую де...
Консультация для воспитателей «Использование речевых логических задач при ознакомлении детей с природой»
В консультации раскрывается значение речевых логических задач при ознакомлении дошкольников с природой....
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность
Анализ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через использование элементарной поисковой деятельности с объектами неживой природы....
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;-формирование познавательных действий, становление сознания;-развитие общение и взаимодействия ребенка со сверстниками;-становлен...
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с природой/аппликация Путешествие «По морям, по волнам». (Воздух, вода и свет)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательских и творческих навыков дошкольников....
"Использование элементарной поисковой деятельности в формировании у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР основ экологической культуры"
Наблюдения и дидактические игры о природе широко используются в экологическом воспитании детей. Этот материал доступен детям, так как соответствует особенностям детского мышления и восприятия (нагляде...
Использование театрализованной деятельности при ознакомлении детей 4-6 лет с миром природы в ДОО
Знакомство с природой в детском саду через театрализованную деятельность....