Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития
статья
Дошкольники с задержкой психического развития - это многочисленная и разнородная по своему составу категория. Чтобы определить направление коррекционно-развивающей работы с каждым конкретным ребенком, необходимо владеть характеристиками психических процессов , сопровождающих различные варианты "задержек". В статье представлены особенности развития и качественное своеобразие психических процессов детей дошкольного возраста с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologo-pedagogicheskaya_harakteristika_doshkolnikov_s_zpr.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития
Задержка психического развития, что это?
Понятие «ЗПР» употребляется по отношению к детям со слабовыраженной органической недостаточностью ЦНС. У детей данной категории не наблюдается специфическиъ нарушений слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.
Выделяются следующие виды задержек: специфическая задержка навыков чтения, письма и счета; нарушения развития речи (алалия, дислалия); специфическая задержка моторного развития; смешанные нарушения развития (комплексные расстройства чтения, письма и счета); психофизический инфантилизм.
В дальнейшем, задержка претерпевает существенную динамику: либо исчезает, либо трансформируется в более устойчивую форму. Это происходит под влиянием развития ребенка и лечебно-коррекционных мероприятий.
Причины ЗПР многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития; с другой стороны – неблагоприятные микросоциальные условия, которые усугубляют состояние ребёнка.
Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
У них выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация); выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания: их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают затруднения в использовании ложки в процессе еды, трудности при раздевании и, особенно, в одевании, в предметно-игровых действиях. Плохо сформированы технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании: многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются в использовании ножниц.
Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Такие дети почти не владеют речью: пользуются или отдельными лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.
У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи.
Для таких детей характерна рассеянность внимания; они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на звуковой раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности: в этом случае ребенок с трудом переклюсается с одного задания на другое.
Затруднена ориентировочно-исследовательскя деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. В то же время. Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме и величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт не обобщается и не закрепляется в слове; отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы и величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь, у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Несформированна игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.
В выстраивании коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР большое значение имеет возраст ребенка, состояние его здоровья, специфика микросоциальной среды, сочетание ЗПР с другими психологическими особенностями ребенка, своевременность оказания педагогической помощи.
Основной целью коррекционно-педагогической работы с дошольниками с ЗПР в условиях детского сада является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка: формирование предпосылок мышления, памяти, внимания, восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций, познавательной активности каждого ребенка. Достигнув этих целей, можно полноценно подготовить ребенка к обучению в общеобразовательном классе.
Педагогическое воздействие должно обеспечить такие условия развития, которые приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике ребенка. Компенсация нарушений возможна при индивидуальном подходе к ребенку с ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью
Данный материал залежался в моем ноутбуке, конечно же не я его составила, но и автора данного материала я не знаю. Но это очень полезный материал для всех педагогов и психологов в том числе. Так что, ...
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
Информация для учителя -дефектолога...
Характеристика детей с задержкой психического развити
Презентация для педагогов...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.
В статье раскрывается понятие "задержка психического развития"; описываются различные существующие классификации ЗПР....
Психолого- педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Полноценное развитие любого ребенка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития – требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка н...
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социа...
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого – педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.Детская популяци...