Консультация для родителей «Формирование знаний у детей дошкольного возраста через экспериментирование и проектную деятельность»
консультация (средняя группа)
Дошкольники- прирожденные исследователи, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_znanij_u_detej_doshkolnogo_vozrasta_c.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование знаний у детей дошкольного возраста через экспериментирование и проектную деятельность»
Логачева Е.Г. – воспитатель МБДОУ
«Детский сад №54 «Золушка»
Дошкольники- прирожденные исследователи, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в педагогике как важные черты детского поведения. Экспериментальная, поисково-исследовательская активность -природное состояние ребенка. Именно эта активность создает условия, для того, чтобы психическое развитие ребенка, развитие мыслительных процессов разворачивалось как процесс саморазвития. Задача родителей- не пересекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменения, дополнения, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знания. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Можно выделить два основных вида исследовательской деятельности:
- Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка.
- Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий.
Экспериментирование можно использовать в различных видах совместной деятельности и самостоятельной деятельностях детей. Детям нравится занятие, на которых они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях сверстникам, взрослым, ставя опыты, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Опыт работы показывает элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства, плещутся в воде, открывая ее тайны,отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену и рисовать ею, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. В младшем школьном возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы:
- Как зернышки в муку превращаются?
- Как замесить тест?
- Как поймать воздух?
- Поему осенью много луж?
- Зачем растение пьет?
- Как слышит кошка?
Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники,расширяется. Дети определяют свойства магнита, знакомятся с электричеством. Живая природа- это тоже объект исследования: чем нюхает червяк,сколько лет рыбе, как распускаются цветы. Опыты позволяют многое узнать и о человеке: слух, цвет кожи, стук сердца. И поэтому родители должны поддерживать и помочь ребенку, а не отмахиваются от « докучных вопросов ребенка». Те взрослые, которые не отвечают на интересующие вопросы детей совершают непоправимое: они задерживают его действенный рост, тормозят духовное развитие.
Родительский долг не только отвечать детям, но их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло. Необходимо помнить, что самые большие потери интеллектуального фонда происходят на ранних стадиях развития в младенчестве и дошкольном детстве. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных странах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнение и классификаций, обобщение и экстраполяций. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фантами, но и накопление фонда действенных приемов и операций, которые рассматриваются как действенные умения. Китайская пословица гласит. « Расскажи – и я забуду, покажи - я и запомню, дай пробовать- и я пойму» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Мы можем вам предложить простые опыты с бумагой, водой, воздухом и природными материалами в домашних условиях. Для проведения данных опытов, не нужно специальная лаборатория, все, что для них необходимо, вы найдете дома. Занимательные исследования можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Все материалы просты и безопасны. При проведении данных опытов вы развиваете любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь. Воспитывается бережное отношение к воздушному пространству. В природе, бережное отношение к природе, к воде. Знакомите детей с основными свойствами воды, воздуха, природных материалов, бумаги. Учите ребенка зарисовывать и отличать результаты наблюдений.
Опыты с бумагой:
1. Исследование свойства бумаги
- Познакомить с основными свойствами бумаги;
- Узнать, как сгибается бумага;
- Исследовать звук, который издает бумага при сгибании;
- Проверить сколько места занимает бумага в пространстве;
- Выяснить, как пишущие инструменты (карандаши, кисточка) взаимодействуют с бумагой.
2. Исследование бумаги на прочность
- Узнать, может ли бумага служить мостом;
- Узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал;
- Выяснить, можно ли удержать книгу с помощью бумаги;
- Исследовать режущие свойства бумаги;
- Исследовать прочность бумаги на разрыв.
Опыты с водой:
1. Свойства воды
- Исследовать воду на вкус;
- Узнать имеет ли вода форму;
- Исследовать воду на прозрачность;
- Исследовать плавучесть предметов;
- Узнать, за сколько дней испаряется вода в стакане.
2. Состояние воды.
- Убедиться в том, что снег и лед состоят из воды;
- Убедиться в том, что пар состоит из воды;
- Исследовать различные стояния воды;
- Знакомство со строением снежинки.
3. Взаимодействие воды с другими веществами.
- Наблюдать процесс попадания воздуха в воду;
- Узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке;
- Проверить, есть ли в воздухе вода;
- Узнать, какие материалы как пропускают воду.
Опыты с воздухом:
1. Обнаружение воздуха в пространстве.
- Ощутить давление воздух при помощи веера;
- Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы;
- Проверить есть ли в почве воздух;
- Почувствовать разницу между чистым и загрязненным воздухом.
2.Исследование свойства воздуха.
- Исследовать, каким образом звук распространяется в воздухе;
- Исследовать падение различных предметов в воздухе;
- Наблюдать реактивную силу воздуха;
- Исследовать перемещение воздуха в пространстве;
- Исследовать давление воздуха в мече.
Опыты с природными материалами:
1. исследование свойств природных материалов
- Установить какие материалы имеют природное происхождение;
- Исследовать взаимодействие природных материалов с водой;
- Исследовать поверхность природного материала методом отпечатков;
- Выяснить состав песка:
- Исследовать взаимодействие песка и глины с водой.
2. Исследование свойств почвы
- Узнать состав почвы;
- Сравнить сухую и мокрую почву;
- Сравнить глинистую и песчаную почву;
- Сравнить результаты посадок (луковицу в почву, глину и песок).
Цель поисково-исследовательской деятельности: Углубить представление о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогаетуспешно развивать творческие способности и в дальнейшем в школьные годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
quot;Через сказку, фантазию,игру-через неповтаримое детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка" В.А.Сухомлинский...
Опыт работы "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через организацию поисково-познавательной деятельности по ФГОС"
из опыта работы...
Консультация для родителей «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Эмоциональная сфера у детей дошкольного возраста характеризуется изменением роли эмоций в деятельности ребёнка, освоением дошкольником социальных форм выражения чувств, появлением таких новообразовани...
Консультация для родителей" Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее....
Консультация для родителей" Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
laquo;Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. А. Сухомлински...
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлен...