Проект Мастерская природы.
опыты и эксперименты (младшая группа)
Актуальность работы:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из такого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Участие детей в проекте «Мастерская природы» позволит максимально обогатить знания и представления воспитанников о природе и природных материалах, их свойствах; позволит развить связную речь, творческие способности детей, наблюдательность и поисковую деятельность.
Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравнится с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, значительно расширят игровой опыт ребёнка и обогатят его словарный запас.
Обоснованность проекта:
Проект «Мастерская природы» позволит не только закрепить на практике теоретические знания о природе и природных материалах, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.
Перспективность:
Работа с природным материалом всегда будет актуальна. Мы планируем в течении года работать над этой темой, совершенствовать знания о природном материале и технике работы с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_masterskaya_prirody.docx | 61.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36»
Проект
«Мастерская природы»
с детьми младшей группы
Воспитатели ГБДОУ №36
Корсун Е.Н.
Санкт – Петербург
2020
Актуальность работы:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из такого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Участие детей в проекте «Мастерская природы» позволит максимально обогатить знания и представления воспитанников о природе и природных материалах, их свойствах; позволит развить связную речь, творческие способности детей, наблюдательность и поисковую деятельность.
Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравнится с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, значительно расширят игровой опыт ребёнка и обогатят его словарный запас.
Обоснованность проекта:
Проект «Мастерская природы» позволит не только закрепить на практике теоретические знания о природе и природных материалах, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.
Перспективность:
Работа с природным материалом всегда будет актуальна. Мы планируем в течении года работать над этой темой, совершенствовать знания о природном материале и технике работы с ним.
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей с окружающим миром через детское экспериментирование.
Цель работы: формировать у детей представлений о бережном и сознательном отношении к природе через различные виды деятельности: ценностно–ориентированную; познавательную; творческую; коммуникативную. Развитие творческих способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду.
Задачи:
- Познакомить с разными видами природного материала.
- Развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру.
- Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности.
- Формировать интерес к работе с природным материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности.
- Обучать способам конструирования из природного материала. Учить детей самостоятельно задумывать тему для поделок.
- Укреплять здоровье детей, развивать моторику пальцев и мышечную систему.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
- Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира.
- Воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.
Ожидаемые результаты
Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях;
- Содействовать развитию представлений о растительном мире.
Родители:
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Педагоги:
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления;
- Презентация проекта;
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Практическое содержание проекта
Изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, нами были намечены пути практического осуществления будущей работы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, мы выбрала проведение элементарно - экспериментальных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты мы использовали для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
В группах младшего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 15 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Изучив методическую литературу по данному вопросу, мы приступили к работе.
Работа будет произведена в 3 этапа
На первом этапе нами был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1).
Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2).
Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий «В гостях у профессора Знайкина» (Приложение 3) и картотека опытов (Приложение 4).
План - схема осуществления проекта
«Мастерская природы»
ППП
Мероприятия по реализации проекта
Знакомство детей с неживой природой
Всем хорошо известно, что, наши дети, живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.… Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым! Но как узнать, какие проявления эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить ребенку, поддерживая его порывы, ведь это может быть попустительством? Как не избаловать его? Действительно, не так просто в этом разобраться, ведь мы часто опираемся только на свой детский опыт – как воспитывали нас…
Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница.
Песочница является маленькой моделью окружающего мира — местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека. Не стоит забывать и о том, что игры с песком укрепляют и развивают пальчики и кисти рук, развивают тактильные ощущения, координируют работу глаз и обеих рук; воспитывают уверенность и активность. Удивительные постройки, дороги, высокие башни и глубокие колодцы, различные фигурки… — всё это свидетельствует о богатой фантазии ребят, их развитом воображении, умении трудиться. Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъём. Сколько у них выдумки и изобретательности! Сколько настойчивости!
Организуя игры с водой, песком и глиной, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Ребята очень любят такие игры!
Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, ручкой, делать поделки из бумаги и пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами).
Тема: «Вода»
Свою работу мы начали с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок
Тема: «Воздух»
С помощью предметно - манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.
Тема: «Камни»
На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий - тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.
Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.
Заключение
Исследовательская деятельность, которую мы старались включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Подводя итоги нервно-психического развития детей к концу первого квартала, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно - научных представлений.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Правила безопасной игры с песком
Для детей одной из любимых игр всегда была игра в песочнице, но в песке может быть много микробов и даже глистов. Как уберечь от этого ребенка? Песочница – одно из любимых мест. А родители должны постараться сделать это место наиболее безопасным и соблюдать правила безопасности во время игр с песком.
Во время игр с песком нужно соблюдать правила безопасности
Следует помнить, что в песочнице ребенок может подвергнуться опасности заражения многими серьезными болезнями. Можно подхватить яйца гельминтов – самое часто встречающееся заражение организма ребенка. Обычно, играя с песком, можно заразиться тремя видами гельминтов: острицы, аскариды и токсокары. Следует помнить, что во время игр ребенок может получить заражение от других детей такими неприятными инфекциями, как дизентерия или грибковое заболевание (к примеру, стригущий лишай).
Основные правила безопасности при игре с песком:
- Выбрать место для игры. В обычных песочницах, которые находятся во дворах или детских садах, повышенный риск заразиться, потому что к ним имеют доступ бродячие кошки и собаки, люди могут бросить окурки, бутылки и тому подобное. Не следует отпускать играть ребенка в те песочницы в городских дворах, которые не огорожены.
- Безопаснее привести ребенка на пляж. На пляже от высокой температуры и нагревания песка многие личинки погибают, поэтому риск заражения ребенка во время игры с песком немного снижается.
- Основное правило во время игр в песочнице – это полный запрет на любые перекусы в песке. Это и не гигиенично, так как руки ребенка грязные и на них может быть много бактерий. Постоянно мыть руки на улице не получится. Нужно постоянно следить, чтобы ребенок не грыз игрушки в песочнице и не пробовал песок. Также нужно предупредить ребенка, что нельзя кидаться песком в других детей, не играть с найденными в песке разными предметами. Для совсем маленьких детей в любом случае необходим присмотр взрослых, чтобы избежать неприятностей.
«Песочная терапия»
Песочница один из самых эффективных, ярких, и занимательных методов при работе с детьми всех возрастов. Ведь для многих облегчение мысли в слово трудно, особенно для маленьких. Здесь поможет язык мимики, жеста, рисунка, лепки, игры, манипуляции с предметами, композиции, творения, способный тонко выразит ощущения или чувства.
Главное достоинство песочной терапии в том, что она позволяет ребенку или целевой группе детей реально создать картину мира в живом трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением каждого ребенка и взрослого к самоактуализации - более полного выявлению и развитию своих личностных возможностей. В песочных картинках есть еще один важный психотерапевтический ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений можно переносить в реальную жизнь. Кроме того, наблюдение в песочнице дает психологу бесценную психодиагностическую информацию об особенностях коммуникации участников игры.
Песочная терапия ориентирована на:
1 Развитие коммуникативных навыков (навык знакомиться и уметь представить себя, предлагать и просить помощь, навык общения с детьми и взрослыми);
2 Развитие творческих способностей, умение выражать свои мысли, чувства, идеи.
3 Развитие речевой активности, словарного запаса;
4 Формирование умения принимать ответственность за свои действия и поступки;
5 Совершенствование чувства контроля;
6 Развитие самооценки и обретение веры в самого себя;
Песочная терапия особенно эффективна в работе с детьми при следующих проблемах:
1. Сложностях в психическом развитии;
2. Конфликтах во взаимоотношении со сверстниками и родителями;
3. Застенчивости, робости и неуверенности в себе,
4. Агрессивности,
5. Страхах,
6. Обидчивости и плаксивости,
7. Тревожности,
8. Излишней впечатлительности, боязни новых ситуаций и людей, ситуационной истерии,
9. Склонности к длительным переживаниям и много другом.
Сотрудничество с семьями воспитанников
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
В начале учебного года, на первом родительском собрании мы сообщили родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовили памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.
Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.
Для родителей был проведен семинар-практикум на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» (Приложение 5).
В родительский уголок поместили консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!» (Приложение 6).
Была создана фотовыставка детской экспериментаторской деятельности.
Приложение 1
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Тема | Содержание | Цель | Форма организации |
Вода | Д/Упражнения: «Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки» и т.п. | Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. | Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты. |
«Водичка, водичка» | Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать. | Режимные моменты | |
«Напоим кукол» | Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. | Часть занятия | |
«Чистые ручки» | Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. | Игра | |
«Помощники» | Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой. | Режимные моменты | |
«Найди пингвиненка» | Дать представление о том, что вода прозрачная. | Опыт | |
«Прятки» | Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной. | Опыт | |
«Разноцветная водичка» | Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить. | Часть занятия | |
«Будем пить» | Дать представление о том, что вода не имеет вкуса. | Режимные моменты | |
«Что получиться?» | Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются. | Опыт | |
«Вкусная водичка» | Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус. | Опыт | |
«Заморозим» | Дать представление о том, что вода может превращаться в лед. | Опыт | |
«Разогреем» | Дать представление о том, что лед может превращаться в воду. | Опыт | |
«Теплая, холодная» | Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной. | Часть занятия | |
«Куда делась вода?» | Выявить процесс испарения воды. | Опыт | |
«Откуда берётся вода?» | Познакомить с процессом конденсации. | Опыт | |
«Высушим» | Дать представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени. | Часть развлечения | |
Песок | «Песочек» | Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. | Игра |
«Посыпалки» | Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться. | Опыт | |
«Испечем угощение» | Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму. | Часть занятия | |
«Следы» | Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. | Игра | |
«Песчинки» | Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. | Наблюдение на прогулке | |
Воздух | «Поймаем воздух» | Дать представление о том, что воздух не виден. | Игра |
«Наберем воздух в стакан», «Выпустим воздух из стакана» | Дать представление о том, что воздух не пропускает воду. | Опыт | |
«Буря в стакане» | Дать представление о том, что воздух легче воды. | Игра | |
«Утопим игрушки» | Дать представление о том, что воздух легче воды. | Режимные моменты | |
«Мой веселый звонкий мяч» | Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. | Игра | |
«Лодочка плыви» | Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. | Часть занятия | |
«Сделаем ветерок» | Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. | Наблюдение на прогулке | |
Вода | «Помоем камешки» «Теплый – холодный» | Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми. | Опыт |
«Легкий – тяжелый» | Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие. | Часть занятия | |
«Какой формы камень?» | Дать представление о том, что камни имеют различную форму. | Часть занятия | |
«Помоем камешки» | Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. | Опыт | |
«Твердый – мягкий» | Дать представление о том, что камни твердые. | Опыт | |
Бумага | «Бумажные листочки» | Дать представление о том, что бумага легкая. | Опыт |
«Тонкая – толстая» | Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой. | Опыт | |
«Порвем бумагу» | Дать представление о том, что бумага может рваться. | Опыт |
Приложение 2
Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:
1. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
- Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
- Природный материал, собранный совместно с детьми и с родителями (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
- Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
- Разные виды бумаги, пластилин;
- Красители пищевые и не пищевые;
- Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
- Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
- Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
- Схемы проведения опытов.
2. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:
- Свойства воды;
- Воздух и его свойства;
- Твердое тело: камень; песок
- Свойства бумаги
Приложение 3
«Конспекты образовательной деятельности в области «Познание» из цикла
«В гостях у профессора Знайкина»
Занятие 1
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Халаты для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.
Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные
Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше-меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей
Ход занятия:
Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент 1. 2. Динами ческая пауза 3. Итоги | Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас в гости в свою лабораторию. Пойдем? Давайте все наденем халаты, и профессор покажет нам много нового и интересного. Ребята, что у меня в стаканчике? Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок? Вывод: Песок состоит из множества песчинок. А теперь давайте проведем эксперимент с песком. Что это? Суньте руки в песок. Достаньте ручки. Они мокрые? Значит и песок сухой. Он не намочил руки. Стряхните ручки. Стали руки чистыми? Это потому, что песок сухой, он легко стряхивается с рук. А теперь давайте польем песок. Суньте в него руки. Какой стал песок? А почему песок мокрый? Достаньте ручки. Какие стали ручки? Стряхните ручки. Стали руки чистыми? Это потому, что мокрый песок не стряхивается с рук. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми? Вывод: Песок бывает сухой и мокрый, если его полить водой. Сухой песок легко стряхивается с рук, а мокрый – нет. А сейчас пойдемте мыть руки. Наше путешествие по лаборатории профессора Знайкина продолжается. Перед вами два тазика с песком. Определите, где находится мокрый песок. Давайте испечем угощение для наших мам: скатаем колобки и сделаем «пирожные» с помощью формочек. Д/игра «Угощение для мамы» Какие красивые у вас получаются «пирожные»! Песок мокрый, поэтому из него легко лепить. Давайте попробуем слепить угощение из сухого песка. У вас получается? Почему? Почему песок не лепится? Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого – нет. Нам пора возвращаться в группу. Что мы сегодня узнали? Давайте попрощаемся с профессором Знайкиным. | Да Одеваются, проходят Песок Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. Ответы детей Песок Нет Да Дети поливают песок так, чтобы он стал влажным Мокрый Потому что его полили водой Грязные, мокрые Нет Помыть их водой Дети трогают песок в обеих емкостях, выполняя задание Дети выполняют задание. Нет Потому, что песок не лепится Потому, что он сухой Ответы детей До свидания |
Занятие 2
Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.
Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.
Воспитывать желание помогать близким.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Спецодежда; большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек; поролон.
Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый
Предварительная работа: рассматривание камнямней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек»; «Какого цвета?»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей
Ход занятия:
Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент 2. 3. 4. Итоги | Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас к себе в лабораторию, где он проводит опыты, и просит помочь ему. Пойдем? Вот мы и в лаборатории у профессора Знайкина. Посмотрите вот сюда Что это? Какие они? Возьмите самый маленький камень и скажите, какой он по тяжести? А теперь возьмите камень побольше и скажите, какой он по тяжести? Да, ребята камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины. А теперь мы их спрячем в этот чудесный мешочек и поиграем с ними. Игра « Чудесный мешочек» А теперь, ребята, проведем такой опыт: один камень положим на подоконник (зимой), а другой на батарею. А теперь потрогайте их и скажите, какими они стали? Почему этот камень стал холодным? А почему этот камень стал теплым? Молодцы, правильно! Камни бывают холодными и теплыми в зависимости от температуры. Пошел как-то профессор Знайкин на речку и нашел на берегу красивые камешки. Нравятся они вам? Какого они цвета? Давайте поможем профессору Знайкину собрать камешки. Д/И «Собери камешки». А сейчас возьмите комочек ваты и сожмите его в руке. Что произошло? Почему? А теперь возьмите камень и сожмите его в руке. Что произошло? Почему? Да правильно! Вот так мы узнали, что камни твердые. Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями. Что вы сегодня узнали? Профессор Знайкин говорит вам спасибо за помощь. До свидания, ребята, приходите еще. | Да Воспитатель и дети одевают халаты Дети проходят к столу, где лежат камни. Камни; большие и маленькие. Легкий. Тяжелый. Воспитатель предлагает детям достать из мешочка камень и рассмотреть его, уточняя величину камней. Холодными и теплыми Он лежал в холодном месте. Он лежал на горячей батарее. Ответы детей Дети собирают камешки в ведерки, группируя их по цвету Вата сжалась, потому что она мягкая Ничего, он не сжимается. Потому что он твердый |
Занятие 3
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.
Дать представление о том, что воздух невидим.
Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.
Обогащать словарь.
Вызвать положительные эмоции настроя.
Оборудование: телефон, халаты, очки, колпак, бегемотики, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.
Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая
Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей
Ход занятия:
Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент Сюрпризный момент 1. 2. 3. Итог | Давайте покажем, какие мы дружные. Обнимите друг друга. Вот какие мы дружные! У меня зазвонил телефон. Алло! Здравствуйте, профессор Знайкин! Хорошо, мы сейчас придем. Ребята, звонил Профессор Знайкин и снова приглашает нас в гости. Пойдем? Проходите. А вот и я! Здравствуйте ребята! Я профессор Знайкин, сегодня расскажу и покажу вам много нового, интересного. А вы будете моими помощниками. Надевайте халаты. Ну, что мои помощники готовы? Приглашаю вас в свою лабораторию. Проходите. Здесь у меня живут бегемотики. Они хотят поиграть с нами в прятки. Сейчас с нами поиграет вот этот бегемотик. Закрывайте глазки, а бегемотик спрячется. Открывайте глазки. Куда спрятался бегемотик? Мы его видим? А почему мы его видим? Вода прозрачная, поэтому сквозь нее можно видеть. А теперь добавим в воду немного муки. Размешиваем, вы мне помогайте. Размешали хорошо, положили ложки на блюдце. Возьмите бегемотиков, спрячьте в воду. Вы видите их? А почему? Вода мутная. В мутной воде ничего не видно. Теперь мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной. Покажите, где прозрачная вода? А где мутная? Ребята, а еще мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы поиграем с воздухом. Посмотрите, что это у меня? Потрогайте пакет. Что в нем? Сейчас я поймаю в него воздух. Поймала! Потрогайте. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Анечка, что в пакете? Теперь я выпускаю воздух из пакета. Пакет снова стал тоненьким. Почему? Попробуйте сами поймать воздух. Ты тут, а ты там. П/И «Поймай воздух» Молодцы! Теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде. Теперь мы поиграем с бумагой. Возьмите бумагу. Положите ее на ладошку, поднесите ко рту и подуйте сильно-сильно. Что произошло? Почему? Дыхательная гимнастика Поиграли с бумагой, а теперь проведем опыт. Возьмите в руки два листа бумаги, потрогайте. Один лист бумаги тонкий, а другой – толстый. Где тонкая бумага? А где толстая? Возьмите тонкую. Попробуйте смять. Покажите, что случилось с бумагой? Попробуйте оторвать кусочек. Бумага легко порвалась. Давайте порвем ее на маленькие кусочки. А теперь возьмите толстую бумагу и порвите ее. Не получается? Почему? Правильно, тонкая бумага легко мнется и рвется, а толстая не мнется и не рвется. Молодцы!!! Снимаем халаты. Вам понравилось у Профессора Знайкина? Чем мы сегодня занимались? Мы обязательно придем за новыми знаниями. До свидания! | Воспитатель обнимает детей Звонок по телефону Разговор по телефону Да. Надеваю халат, очки, колпак Да. На столе стакан с водой, бегемотики (из киндер яйца) В стакан с водой Вода прозрачная Повторяют Дети кладут ложками в прозрачную миску муку и размешивают Нет. Вода стала мутной Повторяют Ответы детей
Пакет Он пустой Воздух (повторяют все) В нем нет воздуха Раздаю каждому пакетик Раздать кусочки бумаги Бумага слетела с ладони Потому что она легкая На столе толстая и тонкая бумага Ответы детей Легко смялась Дети выполняют задание Нет. Бумага толстая Да Ответы детей До свидания! |
Приложение 6
Консультация для родителей
«Маленькими шагами в прекрасный мир!»
Младший возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:
- активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
- быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
- подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
- радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
Приложение 7
«Песочные стихи»
«Соблюдайте правила» Здесь нельзя кусаться, драться Стран чужих не разорять! Можно строить и чудить, Горы, реки и моря, Дети, поняли меня? | (А. Сметанин) |
(С. Цапаева) |
|
(А. Полетаева) | (И. Финк) Песочница, песочница! |
Лепить пироги – это очень легко. | Рассыпалась башня в бесформенный ком, |
М. Ершова | Е. Шамрова |
А. Орлова | В. Бредихин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ в ГБДОУ. Проект "Мастерская природа"
Перспективный план работы над проектом "Мастерская Природы"Создать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей в летний период к обучению основам экологии, природопользования; *сформироват...
Презентация проекта "Мастерская природы" ( 2 младшая группа)
Актуальность работы: Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести пл...
Проект "Мастерская природы" (2 младшая группа)
Актуальность работы: Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести пл...
Проект "Мастерская природы"
Самая замечательная пора для познание окружающего мира -это лето. Когда ярко светит солнышко и ребята босиком бегают по участке... как раз время обратить внимание на природный материал, который лежит ...
Проект «Мастерская природы»
Создать условия в группе для подготовки детей к обучению основам экологии, природопользования; сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через р...
Проект "Мастерская природы"
Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через разные виды детской деятельности: ...
Проект "Мастерская природы"
В помощь воспитателям, ОО "Познавательное развитие"...