Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками Дьенеша с детьми дошкольного возраста
методическая разработка

Людмила Юрьевна Доржиева

Логические блоки Золтана Дьенеша – универсальный материал для формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные),

цветом – (красные, синие, желтые),

размером – (большие и маленькие),

толщиной – (толстые и тонкие).

В наборе нет фигур, одинаковых по всем свойствам.

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.docx71.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дульдургинский детский сад «Бэлиг»

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками Дьенеша с детьми дошкольного возраста

В дошкольной дидактике применяется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако не каждый из них способен оказывать комплексное воздействие, как на интеллектуальное развитие, так и на формирование познавательных процессов и математических способностей на протяжении всего дошкольного детства. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у, но и информатики дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Логические блоки Золтана Дьенеша – универсальный материал для формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные),

цветом – (красные, синие, желтые),

размером – (большие и маленькие),

толщиной – (толстые и тонкие).

В наборе нет фигур, одинаковых по всем свойствам.

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми дошкольного возраста способствует:

• Ознакомлению детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;

• Развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• Усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• Развитию познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;

• Развитию творческих способностей.

В настоящее время ООО «Корвет» выпускает учебно-методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша (авторы: Л. Лабутина, Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн; рецензенты: З. А. Михайлова, М. Н. Полякова): «Блоки Дьенеша для самых маленьких»(2-3 года, альбомы «Маленькие логики» и «Маленькие логики 2» (3-4 года, альбом "Лепим нелепицы" (4года); серия «Блоки Дьенеша для старших»(5-8лет): альбом с заданиями №1. «Поиск затонувшего клада»; альбом с заданиями №2. «Праздник в стране Блоков»; альбом с заданиями №3. «Спасатели приходят на помощь»«Давайте вместе поиграем». В комплекты входят иллюстрированные вспомогательные материалы для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

В работе с детьми можно использовать готовые игры из комплектов, а можно придумать свои. Вначале можно провести с детьми такие игры, как «Дай мишке все синие блоки, зайке – все красные, лисичке – все желтые», «Угости Винни-Пуха круглыми печеньками (блоками, Пятачка – треугольными, Ослика Иа – прямоугольными, Тигру – квадратными», «Дай Мальвине все большие фигурки, а Буратино – маленькие», «Отбери для утят все толстые блоки, а для цыплят – тонкие», «Чудесный мешочек» (можно использовать разные варианты с усложнением: все фигурки складывать в мешок - ребенок достает фигурку из мешка и характеризуел ее по одному или нескольким признакам; затем ребенку можно предложить достать определенную фигуру (круг, квадрат, прямоугольник или треугольник, в дальнейшем по двум свойствам (например: большой круг, тонкий квадрат, также можно предложить достать определенное количество названных блоков и др., «Чего не стало?»«Четвертый лишний»«Что изменилось?»«Второй ряд»«Домино»«Найди лишнюю фигуру»«Волшебные фигуры»«Найди клад»«Найди колечко»«Где спрятался зайка?» и другие.

Методика проведения игры «Найди клад»:

Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал: логические блоки Дьенеша, монетки, камешки, вырезанные картинки и т. п.

Содержание: выкладываем перед детьми сначала 8 разных блоков, и пока они не видят - под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Кладоискатели должны задавать наводящие вопросы, называя различные свойства блоков, а ведущий должен отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком - «нет»«Под красным?» - «нет» (дети делают вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину). Кладоискатель проверяет. Если находят клад, забирают его себе, если нет – продолжают поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов.

При повторении игры блоки меняются по форме и цвету. В последующих играх используется большее количество блоков, при поиске клада указываются сразу два свойства, например«Клад под красным большим блоком - «нет», и т. п. ; а в дальнейшем три свойства, например«Клад под красным большим кругом?» - «да», и т. п.

Аналогично можно проводить игры «Найди колечко»«Где спрятался зайка?»: под блоками ведущий прячет изображение колечка, зайки, а дети, задавая вопросы ведущему, должны догадаться под каким блоком находится искомое. Кто правильно угадывает – берет картинку себе, или становится ведущим. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок. При повторении игр можно использовать варианты с усложнением (оперирование двумя, тремя свойствами блоков).

В дальнейшей работе с детьми можно использовать новые игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках-кодах графически. Так, цвет изображается пятном (красный, синий, желтый). Величина – силуэтом домика (большой, маленький). Форма – соответственно контурами фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый). Такая интерпретация кодировки свойств блоковпозволяет перевести знания о свойствах блоков в умственный план. После освоения этих умений с детьми можно проводить игры, где необходимо самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек«Засели домики»«Угадай, какая фигура?»«Найди свой домик»«Поезд»«Поле чудес»«Рассели жильцов»«Космонавты»«Муравьи»«На свою веточку»«Волшебный сундучок»«Загадки»«Магазин»«Что получится?» и другие.

Игра «Домино»

Методика проведения игры «Волшебный сундучок»:

Цель: усвоение понятий форма, величина, цвет, умение абстрагировать эти свойства, сравнивать.

Материал: три сундучка, набор блоков, карточки схемы со свойствами.

Содержание: дети смогут открыть волшебные сундучки, если подберут «ключ»(блок). На крышках сундучков находятся символы – «замочки» с обозначением свойств блоков. Дети открывают сундучки и находят там блок (он должен совпасть с «ключом»).

При повторении игры изменяются варианты использования карточек-схем свойств блоков.

Методика проведения игры «Что получится?»:

Цель: развивать представления о символическом изображении фигур, умения обобщать и сравнивать.

Материалблоки Дьенеша; листы, сложенные пополам, наверху со схематичным описанием блоков (три свойства-форма, цвет, размер, расположенных в определенной последовательности; внутри – изображение предмета, который должен получиться из блоков; игрушка.

Содержание: мишка просит детей расколдовать его подарки, которые колдунья превратила в схемы. Дети подбирают нужные блоки к схемам и кладут их в последовательности, определенной на карточке. Должны получиться разные предметы (цыпленок, домик, машина, поезд и др.) Дети проверяют с подсказкой. Мишка благодарит детей.

Можно проводить игры с наличием элемента самопроверки - такие как «Найди ключик Буратино»«В каком домике спрятался зайка»«Где медвежонок»«В каком сундучке клад» и другие. Смысл этих игр заключается в правильном выборе детьми дорожки, обозначенной карточками-схемами, ведущей к разным сундучкам, домикам, мешочкам, стульчикам и т. п., где и находится искомый предмет.

Благодаря целенаправленной систематической работе дети сразу определяют геометрическую фигуру, называют ее, группируют фигуры по определенному признаку (цвету, форме, размеру, толщине, сравнивают фигуры по самостоятельно выделенным свойствам, определяют форму предметов, отдельных их частей. Игры и упражнения с блоками Дьенеша помогают детям овладеть мыслительными операциями и действиями, такими как: сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование.

Использование в работе с детьми предложенных игр и заданий с блоками Дьенеша, поможет вам добиться высоких результатов в освоении геометрического материала детьми.

Оглавление

Часть 1 Пояснительная записка………………………………………... 3

Часть 2.2 Методические рекомендации ………………………………. 4

2. 1 Характеристика логических операций……………………………. 4

2.2 Материалы, необходимые для проведения дидактических игр и упражнений……………………………………………………………….4

2.3 Принципы работы…………………………………………………….5

2.4 Организация работы………………………………………………….5

2.5 Пособия и методическая литература ……………………………….10






Часть 1. Пояснительная записка

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша названы универсальным множеством, позволяющим формировать представления детей о свойствах предметов и вещей. Логические блоки позволяют ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями: выявление свойств предметов, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и т.д. вот почему задача обучения с помощью блоков Дьенеша в настоящее время актуальна. Дидактический материал «Логические блоки» успешно используется во многих странах мира. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста.

Цели и задачи:

  • Ознакомление детей со свойствами предметов: цветом, формой, размером;
  • Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и др.
  • Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • Развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • Развитие творческих способностей.

Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Данные методические рекомендации адресованы педагогам и родителям.

Часть 2 Методические рекомендации

2. 1 Характеристика логических операций

На мой взгляд, необходимо дать краткую характеристику логических операций, доступных для детей среднего возраста.

Сравнение - относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Упорядоченность действий - логический прием, формирующий навыки последовательных действий.

Классификация - более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления. Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака - основание классификации; деление на классы по основанию классификации.

2.2 Материалы, необходимые для проведения дидактических игр и упражнений

Комплект дидактического материала состоит из 48 фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Логические блоки включают четыре формы: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Все фигуры имеют три цвета: красный, синий, желтый. Каждая фигура представлена в двух величинах – большая и маленькая, толстая и тонкая.

Кроме логических блоков необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, величина, толщина). (Приложение 1)

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал игрушки - персонажи, обручи, веревочки и пр.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце - полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

2.3 Принципы работы

При организации работы необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип систематичности и последовательности.

Для этого разработала перспективный план (Приложение № 2). Работу по изучению материала построена так, чтобы новые знания детей опирались на ранее полученные. Планирование отражает последовательность в изучении и закреплении материала.

2. Принцип наглядности.

Этот принцип имеет особенно важное значение, потому что мышление ребенка носит наглядно - образный характер. Поэтому этот принцип реализуется через создание предметно - развивающей среды (логические блоки, схемы, чертежи, знаки – символы).

3. Принцип индивидуального подхода.

При реализации этого принципа необходимо учитывать высокую эмоциональность и возбудимость детей, а также их быструю утомляемость, учитывать характер детей, особенности мышления. Работу с детьми организовывать с учётом их «зоны ближайшего развития». Обучение строить таким образом: «от близкого к далёкому», от простого к сложному, от знакомого к незнакомому».

2.4 Организация работы
Прежде чем приступать к играм и упражнениям нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Большое познавательное значение имеет складывание из геометрических фигур Дьенеша домиков, машинок, башен, скворечников и т.п. В процессе постройки дети убеждаются, что во всем комплекте нет совершенно одинаковых геометрических фигур. Некоторым детям трудно строить из неодинаковых геометрических фигур Дьенеша, но некоторые прекрасно справляются. Например, большое толстое красное колесо можно получить путем соединения двух тонких той же величины, одно из которых красное(кладется сверху).

Заострять внимание детей на термине “блок” не имеет смысла, поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом “ фигура”.

Начинать игры с детьми уместно с простых игр и упражнений, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

1. Найти все фигуры, как эта по цвету (по размеру, по форме)

2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме). Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) .

3. «Волшебный мешочек» Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т.д.

5. «Домино» В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

6. «Раздели фигуры»

Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные). А у зайки? (Все не красные).

Попробуйте разделить фигуры по-другому:

чтобы у мишки оказались все круглые;

чтобы зайцу достались все большие;

чтобы зайцу достались все желтые и т.д.

Затем в игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами фигуры и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику фигурам, используя в своем словаре слова: «красная, большая, круглая, толстая фигура» Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» обо всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Для первого знакомства с карточками (отрицание используйте позже) подойдут следующие упражнения:
1. Нужно выбрать все фигуры, соответствующие данному знаку ( разложить по коробкам со значками)
2. “Какой фигуры не хватает” Квадрат разделите на 9 частей. В 8 из них определенные значки. ребенок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигур
hello_html_m759ba981.jpg

3. “Загадки” Для этой игры понадобятся карточки-загадки, на которых нарисованы 2 свойства фигуры. В пустое окошко ребенок должен положить подходящую фигуру.

hello_html_ffcca3c.jpg

4. “Волшебный кубик” На грани кубика наклейте символы-знаки. Ребенок бросает кубик и выбирает соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4 можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства.

Следующий этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» (дети рассказывают о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайке по-разному рассказывать про цвет, величину и т.д.)

В игре «Магазин» используется уже весь набор карточек.
Карточки-символы это денежки , за которые в магазине фигур можно купить то, что нужно. Например: у ребенка карточка с символом – большая. Он может выбрать в магазине любые большие фигуры. А если на денежке знак не толстая фигура, то можно купить все тонкие ( не толстые фигуры)

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно - логическому мышлению После усвоения этих умений детям предлагаются следующие игры .

1. «Кто быстрее соберет блоки!» Детям предлагается игровое упражнение: Кто быстрее всех соберет все красные блоки? » и т. д., «Поручения» Каждому ребенку по очереди поручается собрать все круглые блоки и т. д., «На свое место» Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч. и т. д.

Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно.Это игровые упражнения по выявлению свойств с опорой на наглядность.

2. Игры «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» - позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т.д., заселим домики жильцами – блоками: только квадратными, только толстыми и т.д.)

Следующий этап – освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в процессе игр: «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход» . Разложить блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. "Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и т.д. Разобраться, где должны "висеть" неквадратные и красные, желтые и треугольные... блоки в игре "На свою веточку".

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляет, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Можно задать вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча). Затем предлагается ребенку стать внутри обруча.

Все это можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию. Разомкнув эту линию, дети убеждаются в том, что по отношению к ней нет таких мест, о которых можно было бы сказать, что они находятся внутри или вне этой линии.

Игра с одним обручем.

На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки,а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы:

Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).
Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним словом фигуры вне обруча.

Перед проведением игры с двумя обручами необходима следующая подготовительная работа: ведущий показывает детям два обруча разного цвета, например, синий и красный, и располагает их на полу так, как показано на рисунке. Выясняется, какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей.

Затем ребенку предлагается стать внутри обоих обручей, другому - внутри синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а четвертому - вне обоих обручей.

Игра с двумя обручами.

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать
-внутри синего обруча,
-внутри красного обруча,
-внутри обоих обручей,
-вне красного обруча,
- внутри синего, но вне красного,
- внутри красного, но вне синего,
-вне синего и красного обручей.

Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.

После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.

2.5 Пособия и методическая литература

Для организации игр с блоками Дьенеша используется специальный наглядный материал. Знакомство детей начинается с альбома “ Блоки Дьенеша для самых маленьких. Для работы с детьми 4 года жизни используется альбом «Лепим нелепицы». Для детей 4-7 лет выпущены сюжетно-дид. игры “ Страна блоков и палочек”, имеется демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой.
Система упражнений с блоками содержится в методической литературе:

- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»;

- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»;

- З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;

- Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников»

- Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша

- З.А. Михайлова «Теории и технологии математического развития».
















Приложение № 1

Образцы карточек



























Приложение №2

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша  для детей 4-5 лет.


Знакомство с блоками Дьенеша.

Выкладывание из блоков различных картинок.

«Волшебный мешочек»

«Найдите все фигуры, как эта по цвету (форме, размеру)»

«Найди не такую фигуру как эта по цвету (форме, размеру)»

Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький». Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете.Развитие у детей внимания, памяти, связной речи.

Октябрь

2

«Цепочка».

«Второй ряд».

«Домино»

« Раздели фигуры»

Продолжать знакомить с логическими блоками.

Развитие умение выделить существенные признаки, умение анализировать, делать выводы, находить закономерности.

Ноябрь

3

«Разложи фигуры».

«Какой фигуры не хватает»

«Загадки»

«Волшебный кубик»

Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Декабрь

4

«Переводчики»

« Помоги Незнайке»

«Магазин»

Познакомить с карточками, обозначающими отсутствие свойства.

Январь

5

«Кто быстрее соберет блоки»

«Поручения»

«На свое место»

Развивать умение по выявлению свойств с опорой на наглядность.

Февраль

6

«Мышки-норушки»

«Засели домики»

«Кто быстрее спрячет»

Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам.

Март

7

«На свою веточку»

«Кто хозяин»

«Найди выход»

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

Апрель

8

Игры с одним обручем

Формировать умение обобщать по одному свойствам с учетом его наличия и отсутствия.

Май

9

Игры с двумя обручами

Формировать умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности в группе для детей с 5 до 6 лет в условиях детского сада.

Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется гото...

«Использование блоков Дьенеша с детьми дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателя детского сада по работе с блоками Дьенеша....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей в ДОУ

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей в ДОУ                                    ...

Методические рекомендации по организации игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры)

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста.Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и дея­тельность взрослых и сверстник...

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ...

«Методические рекомендации для воспитателей и родителей, по работе с блоками Дьенеша, с детьми дошкольного возраста»

Возможности блоков ДьенешаРазвивать пространственные представления.Познакомить с формой цветом размером толщиной объектов.Развивать логическое мышление представление о множестве операции над ними множ...