Методические рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации игровой деятельности
в дошкольном образовательном учреждении
Автор: Дибирова Луиза Алиевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
«Яблонька» г. Мичуринска Тамбовской области
Содержание
1 | Общая характеристика | |
2 | Развитие психических процессов во время игры | |
3 | Дидактические игры: структура и разнообразие | |
4 | Организация игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО ………………................................... |
- Общая характеристика.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему
усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игры - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Функции игры:
- Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
- Коммуникативная
- Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)
- Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
- Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
Классификация игр детей дошкольного возраста
2. Развитие психических процессов во время игры.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия. Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).
Игровые технологии, направленные на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления:
- наглядно-действенным,
- наглядно-образным,
- логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.
Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
- Дидактические игры: структура и разнообразие
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется
воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
- Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
- Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно
- Возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов.
- Недостаточно сформирована познавательная мотивация.
Педагоги-психологи выделяют следующие виды дидактических игр:
- Игры-путешествия;
- Игры-поручения;
- Игры-предположения;
- Игры-загадки;
- Игры-беседы
Игры-путешествия:
Призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Игры-поручения:
По содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями.
Игры-предположения:
Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей.
Игры-загадки:
В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы:
В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно:
- Дидактическая задача;
- Игровая задача;
- Игровые действия;
- Правила игры;
- Результат (подведение итогов)
Дидактическая задача – определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность.
Игровая задача – осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем
интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры – их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д.
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
- Организация игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Игровые ситуации, формы проведения занятий, различные виды игр в самостоятельной деятельности и на прогулке. Кроме того, федеральные государственные требования предполагают реализацию образовательной области «Социализация», прежде всего, через игру и развитие игровой деятельности детей.
Перспективное планирование игровой деятельности целесообразно осуществлять на основе определения педагогом тех игровых действий, которые могут выполнять дети, в процессе игры исходя из своего опыта и знаний, а также предполагая перспективу развития этих действий на основе эффективного методического руководства. С этой целью предлагается примерный объем игровых действий на каждый месяц учебного года, а также некоторые методические приемы, которые помогут обеспечить формирование этих навыков и умений.
Дидактическая игра совершенно свободно может быть использована во время непосредственно образовательной деятельности при реализации всех образовательных областей, совместной деятельности с педагогом, самостоятельной деятельности воспитанника.
При разработке комплексно-тематического планирования необходимо создать картотеку дидактических игр по различным направлениям, с целью использования их во время воспитательно-образовательного процесса. Картотека игр (с полным описанием) поможет педагогу мобильно организовать образовательный процесс, включить в него несколько групп детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями. Так же использование дидактических игр возможно при закреплении пройденного материала в свободное время, работе кружка, для домашнего использования,
Примерный план использования игр
Труд в группе:
Дидактическая игра «У нас порядок», «Поможем Мишке правильно расставить игрушки в группе»
Труд в природе:
Дидактическая игра «Поможем птице», Соберем мусор на участке»
Общественный труд:
Дидактическая игра «Накроем стол», «Напоим куклу чаем», «Наша посуда»
Тема: «Ребенок и его здоровье»
Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Назови правильно»
Тема: «Ребенок на улице города»
Дидактические игры: «Что говорит светофор», «На чем люди ездят»
Тема: «Безопасность ребенка в быту»
Дидактические игры: «Отбери предметы, которые трогать нельзя», «Нельзя драться»
Тема: «Сенсорное развитие»
Дидактические игры: «Подбери предметы по цвету», «Что лежит в мешочке»
Тема: «Предметы ближайшего окружения»
Дидактические игры на классификацию предметов
Уникальность дидактических игр состоит в том, что одни и те же игры с соответствующим изменением правил и содержания, возможно, использовать при реализации всех образовательных областей.
Например, игра «Чудесный мешочек»:
ООД «Развитие речи» - составление описательных рассказов о предмете, находящимся в мешочке,
ООД «Познание/Формирование элементарных математических представлений» - определить свойства предметов на ощупь,
ООД «Познание/Окружающий мир» - подобрать предмет в соответствии с представленным свойством,
ООД «Рисование» - изобразить предмет, который находится в мешочке,
ООД «Физическая культура» - выполнить упражнение с предметом из мешочка (например, с кубиком)
Картотека дидактических игр
Тема «Посуда». «Накроем стол к чаю».
Программное содержание.
1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.
2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.
3. Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда».
Оборудование. Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.
Методические рекомендации
Воспитатель объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Дети выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?
Тема «Транспорт» «Чудесная коробка».
Программное содержание.
1 Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт) .
2. Учить составлять целое из частей.
3. Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы.
Оборудование. Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта.
Методические рекомендации
Воспитатель по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.
Дети складывают изображения транспорта из двух частей.
Дети отгадывают загадки о транспорте.
Тема. «Зимующие птицы». «Покажи правильно».
1. Активизация словаря. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички. воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт) .
2. Грамматика. Учить образовывать родительный падеж единственного числа существительных.
3. Связная речь. Учить отвечать на вопросы предложением
4. Развивать внимание, память.
Оборудование. Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Методические рекомендации.
Взрослый показывает детям изображения зимующих птиц, спрашивает, кого из птиц узнали дети. Просит показать крылья, лапки, хвостик, клюв у птиц, уточняя, что всё это есть у всех птиц. Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют.
Воспитатель убирает одну из картинок и спрашивает: «Кто улетел? ». Дети отвечают: «Нет воробья» и т. д.
Дети отгадывают загадки о птицах, выбирают изображения угаданной птицы и показывают его другим детям.
Тема «Домашние птицы» «Кто живёт во дворе? »
Программное содержание.
1. Активизация словаря. Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.
2. Грамматика. Учить образовывать ед. и мн. число сущ. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.
3. Связная речь. Побуждать отвечать на вопрос двусловным предложением, используя местоимение Я и глаголы, обозначающие действия, изображённые на картинках.
Оборудование. Предметные картинки.
Методические рекомендации.
Дети рассматривают картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирают каждой птице птенцов. От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Дети находят картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.
Дети рассматривают картинку с изображением курицы и цыплёнка, воспитатель задаёт вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок? Догадайся, что сказала курица цыплёнку, чтобы он заснул? (спи, что ответил цыплёнок? (я сплю) .
Список литературы
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004, 192 с.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Ярославль «Академия развития», 1997, 240 с.
- Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008, 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-143390-1358355816.jpg)
Консультация для воспитателей « Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»
« Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-279061-1600280264.jpg)
опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
опыт работы преднозначен для старших воспитателей и воспитателей работающих по проектной технологииИнформация об опытеУсловия...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-148489-1353424898.jpg)
Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Консультация посвящена вопросу организации проектной деятельности в детском саду, рассматриваются виды проектов, этапы работы над проектом, даются рекомендации по разработке проектов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612979-1427228451.jpg)
Анкета для родителей «Определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
Ваш ребенок активно участвует в различных постановках, праздниках и представлениях, организуемых в дошкольном образовательном учреждении. С целью изучения вашего мнения и улучшения педагогическо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/28/picture-647586-1440782791.jpg)
Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность(метод проектов). Проект (от лат...
Особенности организации игровой деятельности детей в образовательном учреждении
Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и развивающегося об...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/11/picture-1230448-1586605618.jpg)
Статья "Современные подходы к организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
статья "О современных подходах к организации игровой деятельности в ДОУ"...