«Использование блоков Дьенеша с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Курилова Нина Викторовна

Обобщение опыта работы воспитателя детского сада по работе с блоками Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№9 «Солнышко»

 «Использование блоков Дьенеша с детьми дошкольного возраста»

                                                      Подготовила:

 воспитатель Курилова Н. В.

          Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

      В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки  Золтана  Дьенеша.  Я ознакомилась с книгами  Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн – «Давайте вместе поиграем» (набор игр с блоками Дьенеша), "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. При  изучении данной литературы я определила задачи использования логических блоков в работе с детьми:

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  4. Развивать пространственные представления.
  5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
  7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

     Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики.

     На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий).

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  1. Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
  2. Цветом – красные, желтые, синие;
  3. Размером – большие и маленькие;
  4. Толщиной – толстые и тонкие.

    Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

    Практически все игры и занятия с блоками, возможно, использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

     Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям задания на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями определенной ступени, следует предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

     Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т.д.).

    Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

     На занятиях по математике логические блоки можно использовать как раздаточный материал, который очень привлекает внимание детей, интересен им, удобен в использовании, отвечает всем требованиям. Используя блоки Дьенеша, я стремлюсь сформировать устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими в жизни, стремление самостоятельно их приобретать. Очень важно на основе занятий с блоками развивать у детей приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, пространственное воображение, вариативность мышления.

     В разделе « количество и счет» -  в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.

     В разделе « величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.

    В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми  карточки-символы. Полезны задания типа «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру (цвету) и др.

В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать.

     «Ориентировка в пространстве». Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе включением в занятия упражнений с логическими блоками на ориентировку в пространстве. Например, воспитатель дает задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше. Варианты заданий могут быть разнообразными.                

     Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников.  

     Мне в работе с блоками предоставляется возможность поразному варьировать  задания с ними, используя их на разных этапах обучения. Я могу использовать логические фигуры в игровой форме и добиться того, чтобы обучение стало интересным, содержательным, ненавязчивым.

      На основе полученных теоретических знаний мной был разработан план работы кружка «Удивительные блоки». Для родителей была представлена консультация «Развитие математических способностей с помощью блоков Дьенеша» на сайте детского сада. В подготовительной группе мною было проведено открытое занятие с использованием блоков Дьенеша «Найдем пиратский клад».

     В дальнейшем планирую продолжить работу над темой и внедрять полученные знания в практическую работу с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша с детьми второй младшей группы

Блоки Дьенеша -специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем педагогом, математиком и исследователем детской психологии-   З....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками Дьенеша с детьми дошкольного возраста

Логические блоки Золтана Дьенеша – универсальный материал для формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Логический материал представляет собой набор из 48 логиче...

«Методические рекомендации для воспитателей и родителей, по работе с блоками Дьенеша, с детьми дошкольного возраста»

Возможности блоков ДьенешаРазвивать пространственные представления.Познакомить с формой цветом размером толщиной объектов.Развивать логическое мышление представление о множестве операции над ними множ...

Перспективный план по использованию блоков Дьенеша с детьми 3-4 лет

Данный материал составлен по практическому пособию для воспитателей Е.Н.Пановой "Дидактические игры-занятия в ДОУ" (младший возраст 1 выпуск)...

Вебинар «Использование блоков Дьенеша в работе дошкольного возраста»

laquo;Использование блоков Дьенеша в работе дошкольного возраста»...