Методическая разработка "Игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста".
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Игры-головоломки" подборка материала для использования в работе с детьми дошкольного возраста. | 552.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Игры-головоломки при работе с детьми старшего школьного возраста».
Игры-головоломки бывают самые разные — деревянные, пластмассовые, проволочные, веревочные, плоскостные и объемные. Это те, которые можно подержать в руках. Но головоломкой также называют особую задачу на смекалку, заданием в которой является рисунок (с обманом зрения, с одним росчерком и др.), схема или сочетание букв, цифр и других знаков. К головоломкам также относят игры со спичками. Объединяет все вышеописанное одно — поставленную задачу довольно трудно решить, надо, что называется, поломать голову
.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает подготовку к ведущему в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. В этом возрасте важное значение имеет развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений. Интеллектуальное развитие определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения.
Развитие ребёнка в этом возрасте можно осуществлять только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Использование игр-головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности.
„Классические" головоломки
Традиционными, или классическими, головоломками называют серию игр, известных во всем мире. Многие из них созданы еще в древности. Это «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино», «Гексамино», «Листик», «Вьетнамская игра», «Сфинкс» и др.. Самое замечательное состоит в том, что все эти головоломки можно без особого труда сделать самостоятельно — из плотного картона или фанеры.
Все игры-головоломки представляют собой геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей определенным образом. Ко всем играм, как правило, прилагаются комплекты силуэтных рисунков с заданиями четырех уровней сложности.
Первый уровень — когда детали изображены в натуральную величину (то есть можно выполнять задание методом накладывания фигур на рисунок). Границы деталей прорисованы: четко видно, где какая находится. Второй уровень - детали изображены в натуральную величину, но при этом их границы уже не прорисованы, и ребенок должен догадаться, где какая находится. Третий уровень — детали изображены в уменьшенном масштабе. Границы деталей прорисованы. Четвертый уровень — детали изображены в уменьшенном масштабе. Границы деталей не прорисованы. Естественно, предлагая ребенку головоломку, нужно учитывать степень его подготовки, а уровень сложности игры лучше всего увеличивать постепенно.
Правила внедрения игр-головоломок в работу с детьми.
• Покажите игру ребенку, рассмотрите с ним детали, назовите их форму и размер. Сравните детали одинаковой формы, но разного размера (треугольники и другие фигуры). Потренируйтесь в нахождении нескольких абсолютно одинаковых фигур.
• Кроме механического повторения придуманных вами рисунков попросите ребенка самому нафантазировать что-нибудь — простой узор или изображение, похожее на какой-то реальный предмет.
• Поможет развить фантазию ребенка игра «На что это похоже?» — из двух-трех деталей сложите простой силуэт и сами начните фантазировать: это похоже на цветок, мороженое, вазочку и так далее. И конечно, вовлекайте ребенка, пусть и он пробует придумать, на что это похоже.
• Когда ребенок освоился с деталями игры, предложите ему сложить задание, прилагаемое к головоломке. Поначалу используйте только задания с прорисованными контурами. А позже попросите его не только придумывать, но и зарисовывать придуманные им задания.
• Познакомьте ребенка с понятием „симметрия", показав, как строятся симметричные фигуры и рисунки.
Включая игры-головоломки в образовательную деятельность, видны позитивные изменения.
Игра увлекает детей, они с удовольствием включаются в деятельность, отказываются играть лишь единицы и в редких случаях. По мере прохождения практической части дети чаще организовывают эти игры самостоятельно.
Благодаря играм-головоломкам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости, любознательности.»
В. А. Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)
Идея патриотизма занимала особое место, но особенно актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста по выявлению уровня знаний об истории цивилизации и технического прогресса
методическая разработка НОД по выявлению уровня знаний об истории цивилизации и технического прогресса....
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период.
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период....
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период.
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период....
Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами
Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...
Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По
Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...