Методическая разработка "Игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста".
методическая разработка (старшая группа)

В настоящее время из-за перенасыщенности современного ребёнка информацией, повышается актуальность использования игр развивающего характера. Телевидение, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал пассивного восприятия. Важной задачей обучения является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. 
Используя игры-головоломки у детей активизируется не только мыслительная деятельность, но и развиваются качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Игры-головоломки при работе с детьми старшего школьного возраста».

Игры-головоломки бывают самые разные — деревянные, пластмассовые, проволочные, веревочные, плоскостные и объемные. Это те, которые можно подержать в руках. Но головоломкой также называют особую задачу на смекалку, заданием в которой является рисунок (с обманом зрения, с одним росчерком и др.), схема или сочетание букв, цифр и других знаков. К головоломкам также относят игры со спичками. Объединяет все вышеописанное одно — поставленную задачу довольно трудно решить, надо, что называется, поломать голову

.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает подготовку к ведущему в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. В этом возрасте важное значение имеет развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений. Интеллектуальное развитие определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения.

Развитие ребёнка в этом возрасте можно осуществлять только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Использование игр-головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности.

                                   „Классические" головоломки

Традиционными, или классическими, головоломками называют серию игр, известных во всем мире. Многие из них созданы еще в древности. Это «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино», «Гексамино», «Листик», «Вьетнамская игра», «Сфинкс» и др..                                                                                                                           Самое замечательное состоит в том, что все эти головоломки можно без особого труда сделать самостоятельно — из плотного картона или фанеры.
Все игры-головоломки представляют собой геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей определенным образом. Ко всем играм, как правило, прилагаются комплекты силуэтных рисунков с заданиями четырех уровней сложности.
Первый уровень — когда детали изображены в натуральную величину (то есть можно выполнять задание методом накладывания фигур на рисунок). Границы деталей прорисованы: четко видно, где какая находится. Второй уровень - детали изображены в натуральную величину, но при этом их границы уже не прорисованы, и ребенок должен догадаться, где какая находится. Третий уровень — детали изображены в уменьшенном масштабе. Границы деталей прорисованы. Четвертый уровень — детали изображены в уменьшенном масштабе. Границы деталей не прорисованы. Естественно, предлагая ребенку головоломку, нужно учитывать степень его подготовки, а уровень сложности игры лучше всего увеличивать постепенно.

                            Правила внедрения игр-головоломок в работу с детьми.

• Покажите игру ребенку, рассмотрите с ним детали, назовите их форму и размер. Сравните детали одинаковой формы, но разного размера (треугольники и другие фигуры). Потренируйтесь в нахождении нескольких абсолютно одинаковых фигур.

• Кроме механического повторения придуманных вами рисунков попросите ребенка самому нафантазировать что-нибудь — простой узор или изображение, похожее на какой-то реальный предмет.
• Поможет развить фантазию ребенка игра «На что это похоже?» — из двух-трех деталей сложите простой силуэт и сами начните фантазировать: это похоже на цветок, мороженое, вазочку и так далее. И конечно, вовлекайте ребенка, пусть и он пробует придумать, на что это похоже.
• Когда ребенок освоился с деталями игры, предложите ему сложить задание, прилагаемое к головоломке. Поначалу используйте только задания с прорисованными контурами. А позже попросите его не только придумывать, но и зарисовывать придуманные им задания.
• Познакомьте ребенка с понятием „симметрия", показав, как строятся симметричные фигуры и рисунки.

Включая игры-головоломки в образовательную деятельность, видны позитивные изменения.

Игра увлекает детей, они с удовольствием включаются в деятельность, отказываются играть лишь единицы и в редких случаях. По мере прохождения  практической части дети чаще организовывают эти игры самостоятельно.

Благодаря играм-головоломкам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.         Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости, любознательности.»

                                                                                                             В. А. Сухомлинский.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)

Идея патриотизма занимала особое место, но особенно  актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста по выявлению уровня знаний об истории цивилизации и технического прогресса

методическая разработка НОД по выявлению уровня знаний об истории цивилизации и технического прогресса....

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период.

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период....

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период.

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период....

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...