Методическая разработка "Семейные ценности"
методическая разработка (старшая группа)
Творческое сотрудничество детского сада и родителей, направленный на сохранение семейных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Семейные ценности" | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта «Семейные ценности»
Лопатина Светлана Иосифовна
Воспитатель
Детский сад № 32
Санкт-Петербург
2020
Содержание
I. Пояснительная записка……………………… ……………………… …..3
II. Актуальность………………………………………………………… ……4
III. Цели и задачи…………………………… …………………………… …4
IV. Карточка проекта…………………………………… …………… …….5
V. Этапы реализации проекта……………………………………… ……….5
VI. Реализация проекта………………… ………………………… .…….7
VII. Достигнутые результаты………………………………………… …….10
I. Пояснительная записка:
Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья - это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.
Семейная ценность — это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запёчатлённой в бережно хранимом семейном архиве.
Семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.
Данный проект – это творческое сотрудничество детского сада и родителей, направленное на укрепление семейных ценностей. Основные участники проекта – воспитанники, их родители и воспитатели. В ходе проекта родители смогут повысить педагогическую культуру, раскрыть свой творческий потенциал, что способствует совершенствованию семейного воспитания, обеспечению благоприятного нравственно-психологического климата в семьях для детей. Воспитанники, в процессе проекта, овладеют знаниями о семейных ценностях, традициях, истории семьи. Это плодотворно скажется на их духовно – нравственном воспитании.
Для педагогов этот проект будет интересен с позиции новых форм взаимодействия с родителями.
Для оценки эффективности проекта необходимо учитывать качественные изменения, происходящие во взаимоотношениях между детьми и родителями:
- упрочение контактов между членами семьи
- укрепление семейных традиций
- увеличение времени совместных дел взрослых и детей в семье
- приобретение детьми социального опыта
А также во взаимоотношениях между родителями и педагогами:
- изменение активности членов семьи в педагогическом процессе
- инициативность родителей,
- увеличение интенсивности контактов,
- положительная динамика степени участия родителей (законных представителей) воспитанников в общественно полезных мероприятиях;
- создание в ДОУ атмосферы доброжелательности, открытости.
II. Актуальность:
Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но самой большой силой и мощью обладает семья. Родители — первые, с кем ребенок знакомится, первые, кто его окружает и заботится о нем.
Но современные родители, к сожалению, мало уделяют внимание своим детям, мало говорят с ними. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Им некогда. Наблюдается исчезновение семейных традиций, некий распад преемственности поколений.
Однако именно семья, наряду с детским садом, оказывается одним из первых пространств межкультурного взаимодействия, в которой дети приобретают опыт социального взаимодействия. Это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Именно семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции.
Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.
III. Цель:
- Формирование у воспитанников и родителей представлений об институте семьи, семейных традициях, культуре семейной жизни; пропаганда возрождения и сохранения семейных ценностей среди подрастающего поколения
Задачи:
- Формировать у детей представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
- Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
- Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению воспитанников и обучающихся с миром нравственных ценностей семейных традиций.
- Совершенствовать у детей умения проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами в процессе совместной деятельности.
IV. Карточка проекта
Участники проекта
воспитанники старшей группы
Тип проекта:
групповой, творческий
Вид проекта: краткосрочный
Реализация проекта: 02.11.2020 – 30.11.2020
Пути реализации проекта:
- организованно - образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- элементы самостоятельной деятельности;
- взаимодействие с родителями.
V. Этапы реализации проекта:
Ι. Подготовительный:
Определение проблемы, цели, задач
- подбор литературы и материала по теме.
ΙΙ. Основной (реализация проекта).
ΙΙΙ. Заключительный
Планируемые результаты:
- овладение воспитанниками знаний о дружной, крепкой семье, истории, семейных традициях;
- создание в ДОУ дополнительного информационного пространства для родителей и детей, а именно папки-передвижки «Моя семья – мое богатство»;
- обеспечение благоприятного нравственно-психологического климата для детей в семьях;
- повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания;
- формирование потребности у родителей в частом индивидуальном общении с детьми, укрепления семейных отношений, соблюдения семейных традиций;
- создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи и предупреждении негативных проявлений у детей
Интеграция образовательных областей в проекте:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
В ходе реализации проекта прослеживается взаимодействие, практически, всех субъектов образовательного процесса.
1. Воспитатель вместе с детьми.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”: Е. Благинина «Посидим в тишине»; русские народные сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»; В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас? », сказки Г. Х. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения».
Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры: «Дружная семейка», «Строим дом», «Капитан», «Три Катюшки», «Помощник».
Разучивание стихов, песен о семье.
Социально - коммуникативное развитие
Дидактические игры «Кто старше? »; «У кого сегодня день рожденья? »; упражнения «Кем ты приходишься своим родителям? »; «Кто ты для бабушки? »; «Огорчится ли мама, если… », «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник? », «Придумай фамилию», «Назови профессии», «Что лишнее? », «Кому, что нужно? »
Беседы: «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье», «Люди каких профессий были и есть в вашем роду», «Мои домашние обязанности», «Если мама устала… », «Как я помогал папе, бабушке, дедушке», «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д. », «Что любит моя мама», «Мама глазами художников», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери». «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». «Водители», «Поезд», «Новоселье», «Ремонт в квартире».
Художественно – эстетическое развитие
Изготовление подарков для родителей. «Открытка для мамы на день матери», «Выставка коллективной работы: «Моя мама – самая лучшая
2. Родители – дети.
Социально – коммуникативное развитие
Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
Речевое развитие
Рассказы родителей о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.
Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье:
О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”, З. Александрова “Посидим в тишине” и др.
Художественно – эстетическое развитие
Изготовление коллажа «Моя семья»
Выставка творческих работ с привлечением детей «Мамочка – милая, самая любимая» посвящённая дню матери (рисунки детей «портрет мамы»).
3. Воспитатель – родитель.
Консультации для родителей по проблеме «Общение детей и родителей в семье».
Консультация для родителей: «Родословная – старинная русская традиция». Индивидуальные беседы-консультации.
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
4. Воспитатели – родители – дети.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».
Консультация «Что нужно знать о своем ребенке»
Оформить уголок «Моя семья – мое богатство»
Художественная деятельность «Семейный портрет».
VI. Реализация проекта по этапам:
Этапы | Содержание работы | Срок |
1. Подготовительный этап | 1. Составить план проекта, сбор, накопление материала, включение в план проекта образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности, домашние задания для самостоятельного выполнения. |
|
2. Основной этап | Реализация плановых мероприятий:
Речевое развитие Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”: Е. Благинина «Посидим в тишине»; русские народные сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»; В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас? », сказки Г. Х. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения». Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры: «Дружная семейка», «Строим дом», «Капитан», «Три Катюшки», «Помощник». Разучивание стихов, песен о семье Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры «Кто старше? »; «У кого сегодня день рожденья? »; упражнения «Кем ты приходишься своим родителям? »; «Кто ты для бабушки? »; «Огорчится ли мама, если… », «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник? », «Придумай фамилию», «Назови профессии», «Что лишнее? », «Кому, что нужно? » Беседы: «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье», «Люди каких профессий были и есть в вашем роду», «Мои домашние обязанности», «Если мама устала… », «Как я помогал папе, бабушке, дедушке», «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д. », «Что любит моя мама», «Мама глазами художников», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери». «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». «Водители», «Поезд», «Новоселье», «Ремонт в квартире». Художественно – эстетическое развитие Изготовление подарков для родителей. «Открытка для мамы на день матери» Выставка рисунков: «Моя мама – самая лучшая», «Моя семья» (коллаж) . 2. Родители – дети. Социально – коммуникативное развитие Беседы с детьми о своей семье, родственниках. Речевое развитие Рассказы родителей о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии. Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье: О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”, З. Александрова “Посидим в тишине” и др. Художественно – эстетическое развитие Выставка творческих работ с привлечением детей «Мамочка – милая, самая любимая» посвящённая дню матери (рисунки детей «портрет мамы») . 3. Воспитатель – родитель. Консультации для родителей по проблеме «Общение детей и родителей в семье». Консультация для родителей: «Родословная – старинная русская традиция». Индивидуальные беседы-консультации. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта. 4. Воспитатели – родители – дети. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья». Консультация «Что нужно знать о своем ребенке» Оформить уголок «Моя семья – мое богатство» Художественная деятельность «Семейный портрет». 5. Деятельность педагога. Подготовить художественную литературу по данной теме. Выпустить буклет для родителей по теме «Как воспитать толерантного человека», «Отцовская любовь». Памятка для бабушек по воспитанию внуков. | В течении месяца |
3. Заключительный этап | Папка-передвижка «Моя семья – мое богатство» Выставка рисунков «Мамочка – милая, самая любимая» Поделки для мам ко дню Матери. |
|
В результате работы над проектом
- Дети получили необходимую информацию о своей семье (что такое семья, ее история и традиции).
- Имеют представление о родственных отношениях.
- Появилась потребность проявлять заботу и внимание к близким.
- Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
VII. Достигнутые результаты:
Все мероприятия вызвали неподдельный интерес у родителей. Совместное участие в мероприятиях способствовало созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе и в семьях. Родители убедились, воспитание ребёнка это не только обеспечение материальными ценностями, а это, прежде всего, нравственное и интеллектуальное развитие маленького человека. Именно в совместной деятельности родителей и детей закладываются основы семейных ценностей. Благодаря реализации этого проекта было достигнуто единство целей, и методов, и средств формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Проведенные мероприятия в рамках проекта расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.
Список использованной литературы:
1. Атемаскина, Ю.В. Формирование положительного образа родного
дома [Текст] / Ю.В. Атемаскина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №10. – С. 75 -82.
2. Астахов П.А., Я и семья. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).
3. Безрукова, Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников [Текст] / Л.В. Безрукова. – М.: Екатеринбург, 1999. – 24 с.
4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.
5. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с
родителями [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – М. :
Педагогика, 2004. – №1. – С. 60-68.
6. Дюльдина, Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на
формирование у ребенка системы ценностей [Текст] / Ж. Дюльдина //
Воспитание школьников. – 2009. – N 1. – С. 70-73.
7. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи
[Текст] / Н.С. Ежкова // Дошкольная педагогика. – 2011. – N 3. – С. 54-56.
8. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
9. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., ил.
10. Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста интереса к семейным ценностям»
Согласно ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Ведь семья - одна и...
Методические рекомендации «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»
Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Мы знаем, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой ...
Методические рекомендации "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям русской народной культуры"
Данные рекомендации составлены на основе многолетнего практического опыта работы по приобщению дошкольников к ценностям русской народной культуры. Основная их задача – помочь практикам, предпринимающи...
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы «Семья и её ценности»
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию детей. Предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных образовате...
Методическая памятка "Семья и семейные ценности"
В данной памятке раскрывается понятие семья, семья и семейные ценности.Основные семейные ценности...
«Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России» По учебно- методическому комплекту «Добрый мир. Православная культура для малышей»
Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России....
Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы
Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...