Методические рекомендации «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»
методическая разработка на тему
Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Мы знаем, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_vospitateley.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»
В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Мы знаем, что в дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям: осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение с детьми занятий познавательного характера: где я знакомлю детей с элементарными научными знаниями о строении организма; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.
Занятия планируются и проводятся систематически в соответствии с программой. Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей валеологической культуры, задачи валеологического воспитания решаются во всех видах детской деятельности.
Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал следует преподносить с помощью наглядных и практических методов, для этого широко используются методы наблюденияе, обследования, самообследования, эксперимента и собственной продуктивной деятельности детей.
Прежде всего, важно уточнить знание детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела вообще. Эта работу лучше начинать с детьми с младшего дошкольного возраста. В своей работе необходимо использовать различные игры, такие как «Спрячь ушки» (носик, глазки и т.д.) «Умывалочка», т.е. говорила: «Моем ручки, ушки, глазки, ножки», малыши имитируют движения, так же используются различные иллюстрации, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, чтение народных потешек, пропевание песенок. Важность этого этапа заключается в том, что у детей фиксируется внимание на их органах чувств и частях тела, закрепляются знания о них.
Старшие дошкольники более активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно-практической форме обогащаются представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма и различных заболеваний. В этом возрасте объём изучаемого материала значительно увеличивается, тематика детских исследований становится более обширной: «Как устроена дыхательная система?», «Сделай компьютер своим другом», «Как органы человека помогают друг другу?», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Лето красное – для здоровья время прекрасное», «Витамины, полезные продукты и здоровый организм».
Для исследовательской деятельности важен метод самообследования. Так при изучении внешнего вида и строения кожи, дети с интересом проводят опыты, рассматривают кожу в лупу, изучают пальцевые рисунки. В процессе работы ребята понямают важность гигиенических процедур для своего здоровья В программу таких мероприятий включаются задания исследовательского характера, побуждающие детей к самостоятельной умственной и практической деятельности, активизирующие мышление, творческое воображение: «Что делать, если испачкались руки, а воды рядом нет?» «Как сделать воду из ручья пригодной для питья?» «Чем помочь книге, испорченной чернилами?»
Проводя «Уроки здоровья»на темы:«Зачем тебе глаза, уши и т.д.?» детям предлагается закрыть глаза и рассказать, что они «видят» вокруг себя. Предлагается детям нарисовать что-нибудь закрытыми глазами. Затем дети самостоятельно делают выводы, почему им было трудно выполнить задание. Попутно здесь затрагиваются задачи нравственного направления, например, уважительно относиться к людям, у которых проблемы со зрением, умение сопереживать, стремиться им помочь и т.д.
В педагогическом процессе необходимо использовать дидактические игры типа «Определи по звуку» (какой инструмент звучит, какой предмет издает звук?); «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху», «Чей нос?» и другие. В результате, дети самостоятельно приходят к выводу, что каждый орган чувств и часть тела жизненно необходимы человеку, все они помогают больше узнать об окружающем.
После того, как ребёнок называет, показывает свои органы чувств и части тела, объясняет, зачем они человеку, можно переходить к следующему этапу - найти ответ на вопрос о том, как функционируют органы чувств, как они устроены, какими особенностями обладают. Например: Когда речь шла о частях тела – руках, ногах, побеседовать об их строении и функционировании, задать вопросы: « А что было бы, если бы рука не сгибалась в локте, а нога в колене?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Формы и методы работы со сказкой в рамках арт - терапии"
Методические рекомендации«Формы и методы работы со сказкой в рамках арт – терапии»Кислякова О.Ю., старший воспитатель Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в н...
Методические рекомендации «Формы и методы работы с детьми на занятиях сольфеджио».
Методические рекомендации к занятиям сольфеджио адресованы педагогам дополнительного образования музыкального направления для использования в педагогической практике. Формы и методы работы можно...
«Познавательно-исследовательская деятельность детей в становлении ценностей здорового образа жизни»
Выступление из опыта работы.Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов...
Специфика воспитания общей культуры личности детей и формирование ценностей здорового образа жизни в детском саду
Жизнь в современном обществе ставит перед нами много задач, среди которых на сегодняшний день самая актуальная – проблема сохранения здоровья дошкольника. Приобщение ребёнка к ЗОЖ – одно и...
Азбука здоровья Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию начальных представлений младших дошкольников о здоровом образе жизни
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, ...
Сообщение :«Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового и безопасного образа жизни»
консультация для воспитателей...
Становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.
Консультация для родителей - " Становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни....