Методические рекомендации "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям русской народной культуры"
учебно-методический материал ( группа) на тему

Хлыстова Ольга Игоревна

Данные рекомендации составлены на основе многолетнего практического опыта работы по приобщению дошкольников к ценностям русской народной культуры. Основная их задача – помочь практикам, предпринимающим попытки целенаправленной организации процесса познания детьми дошкольного возраста народной культуры, избежать некоторых трудностей, выстроить систему работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx120.14 КБ

Предварительный просмотр:

         

Приобщение детей дошкольного возраста              ценностям русской народной культуры.

                (методические рекомендации)

                        

                                                                                

                                                                         

                                        Составила : Хлыстова О.И.

Муз.руководитель высшей категории

МОУ д/с №300

Волгоград 2015г.

        Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

К сожалению, в современных семьях народные традиции утрачены. Детям уже не поются даже колыбельные песни. Их просто забыли, не знают.

Огромную помощь семье в приобщении детей к ценностям русской народной культуры, воспитании гражданина может и должно оказать дошкольное образовательное учреждение. Исследование этой проблемы заинтересовало и ученых,  и практиков.

Данные рекомендации составлены на основе многолетнего практического опыта работы по приобщению дошкольников к ценностям русской народной культуры. Основная их задача – помочь практикам, предпринимающим попытки целенаправленной организации процесса познания детьми дошкольного возраста народной культуры, избежать некоторых трудностей, выстроить систему работы.

Грамотный подход к этому сложному процессу предполагает соблюдение следующих принципов:

        1.Естественное, разумное включение народного опыта (музыки, игры, сказки и пр.) в образовательный процесс ДОУ. Подчинение этого опыта целям воспитания и обучения детей.

        2.Обращение к разным формам выражения народной мудрости (фольклор взрослых и детей, народный природоведческий календарь).

        3.Опора на принцип сезонности.

        4.Учет познавательных и возрастных особенностей детей.

        5.Эмоциональное преподнесение  детям любого произведения народного искусства.

        6.Объединение  усилий педагогов ДОУ и семьи в решении поставленной цели -  приобщение детей дошкольного возраста к ценностям русской народной культуры.

Целостность подхода позволяет решить воспитательные задачи:

        . формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры.

        . формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа.

        . воспитывать уважительное отношение в общении с детьми и взрослыми.

        Образовательные задачи:

        . развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

        . развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления).

        . формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования).

        . развивать творческую самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

Выстраивая свою работу по приобщению дошкольников к ценностям русской народной культуры, я выделила следующие направления детской музыкальной деятельности:

В перспективном планировании (Приложение № 1) каждого вида музыкальной деятельности детей выделены особенности программного содержания согласно возрасту детей, что позволяет проследить его усложнение, поэтапное накопление музыкального репертуара. Разработаны методические указания. Репертуар распределен поквартально, в соответствии с календарными праздниками. Предложенные сценарии фольклорных и календарных праздников (Прил. №2), составлены на основе музыкального материала, указанного в перспективном планировании.

(Прил.№1)        Народная песня и ее режиссура

Программное содержание

Репертуар

Методические указания

I квартал

II квартал

III квартал

Первая младшая группа

Знакомить детей с народными песнями, не сложными по содержанию и ритмическому рисунку. Подпевать повторяющиеся музыкальные фразы. Активизировать разговорную интонацию.

«Сорока-сорока», «Ладушки»

«Колыбельная», «Заинька-заинька»

Колыбельная, «Совушка-Сова»

Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя не сложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки.

Вторая младшая группа

Расширять объем песенного репертуара. Учить детей активнее проявлять себя в жанре колыбельной и плясовой. Появляется новый жанр - игровая песня. Продолжать активизировать разговорную интонацию. Слышать и правильно интонировать в пределах терции.

«Идет коза», «Кот Васька»

«Колыбельная», «Коваль-ковалечек», «Ай ду-ду», «Курочка- рябушечка»

«На зеленом лугу», «Кукушечка»

Тексты по-прежнему понятны и доступны для инсценирования, удобны для активного подпевания. Предлагаются песни с вопросом и ответом: с начала педагог спрашивает, а дети отвечают, затем спрашивать помогает кто-нибудь из детей, а при ответе можно выбрать солиста.  

Средняя группа

Увеличить объем песенного репертуара, добавив хороводные песни. Поощрять переход от разговорной к певческой интонации. Слышать и правильно интонировать в пределах терции, кварты.

«Две тетери»

«Колыбельная», «Иванушка пастушок», «Ай, чу-чу». Зимние колядки. Масленичные «Барашеньки»

«Колыбельная», «Скок, скок-поскок». Весенние заклички «Жавората»

Предложить ребенку ситуацию в которой необходимо самостоятельно действовать: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай». Усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т.д.). Вводится понятие «обрядовая песня (колядки, масленичные)  

Старшая группа

Расширять объем песенного репертуара, добавив песни шутливо-комического характера. Перейти от разговорной интонации к певческой. Слышать и правильно интонировать в пределах кварты, квинты.

«Колыбельная», «Как у наших у ворот», «Посею лебеду на берегу».

«Колыбельная», «Как у нас-то козл», «Вербочка». Зимние колядки «Потока с имбирем».

«Колыбельная», «Жил я у барина», Весенние обрядовые песни. Частушки.

Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. Детей просят попробовать себя в роли «учителей»: «Поем для малышей и обучаем их». Вводится новый жанр – частушка.

Подготовительная к школе группа

Закреплять умение петь частушки. Расширять знакомства с жанрами народной песни: строевая, лирическая. Слышать и правильно интонировать в пределах квинты. Учить петь на опоре, открытым звуком с четкой артикуляцией. Стремиться в пении использовать цепное дыхание.

«Колыбельные», «Шел, да пошел», «Пошла молода», «Из-за рощи зеленой», (строевая казачья)

«Колыбельные», «Как на тоненький ледок», «шили девицы ковер», «Ай, все кумушки, домой», «Уж ты, зимушка зима». Календарные: рождественские колядки.

«Колыбельные», «Комаринская», «В саду Маша гуляла», Календарные: троицкие песни.

Режиссура песен усложняется, появляются характерные роли: лирическая («Пошла молода»), задорная (строевая), комично-шутливая («шили девицы ковер»). Представляется больше возможностей самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе часто проводятся совместные занятия со взрослыми и детьми других групп. Специально двухголосию детей не обучают, но во время пения они могут самостоятельно подстраиваться к голосам взрослых.  

Народная хореография

Программное содержание

Репертуар

Методические указания

I квартал

II квартал

III квартал

Первая младшая группа

Овладеть простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, пристукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам, повороты ладошек из стороны в стороны, перебежки, пружинка, прыжки. Самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Орнаментальный хоровод: ходить по кругу в одну сторону, взявшись за руки, делать «воротики», пробегать под ними. Подготавливать детей к парным пляскам: учить ходить парами в рассыпную и друг за другом.

Хороводная игра «Пошла коза по лесу»

«Скок, скок по скок», «Веселая пляска» р.н.м. обр Г. Вихаревой

«Ходит зайка по саду»

В этом возрасте (и до средней группы) танцам, как таковым не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием, по возможности самостоятельно. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры, где используются плясовые элементы, часто с солистом. Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых или старших детей.

Вторая младшая группа

Расширять объем плясовых движений: «каблучки» - попеременная притоптывание ногами на месте и с продвижением в перед. Больше проявлять индивидуальность в самостоятельной пляске. Хоровод: меняться в двух кругах (в одну сторону). Продолжать учить находить пару и ходить парами друг за другом.

«Ходит Ваня»

«Заинька, выходи», Колпачки, колпачки»

«Выходили раз ребятушки», «Сапожок» р.н.м. обр. Т. Ломовой

В этом возрасте (и до средней группы) танцам, как таковым не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием, по возможности самостоятельно. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры, где используются плясовые элементы, часто с солистом. Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых или старших детей.

Средняя группа

Ввести новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку («Ковырялочка»), топать с остановками (подготовка к упражнению «в три ноги»). Уделять внимание пластики рук в индивидуальной пляске. Хоровод: менять направление по кругу, разрывать круг по окончанию мелодии или на смену частей музыки, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Танцы: продолжать подготовку к танцам – кружение в парах с разным положением рук («крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера).

«Летал, летал воробей»

«Детская кадриль»

«Заинька мимо сада», «Деревенская полечка»

В этом возрасте при показе роль взрослого чаще выполняет ребенок (по желанию). Поощрять детей к появлению большей самостоятельности в свободной пляске, к умению давать оценку друг другу («У Маши хорошо пляшут ножки, а ручки скучные. А у Саши наоборот»). Поощрять желание вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировании песен. Чаше обращаться к опыту старших детей.

Старшая группа

Учить плясать «в три ноги» (с одной и разных ног), совершенствовать пластику рук, учить сочетать движение рук и ног. Хоровод: «по солнцу», «против солнца», «капустка», « стенка на стенку», выворачивание круга, два круга- в разные стороны. Танцы: использовать знакомые элементы в зафиксированных танцах.

«Деревенская полечка» (более сложный вариант), «во саду ли в огороде».

«Светит месяц» (облегченный вариант), «Блины» р.н.м. обр. Н. Абрамова

«Галя по садочку ходила» р.н.м. «Заиграй, моя волынка» обр. Ю. Слонова

Пляски с зафиксированными движениями легко разучить, используя принцип «от старших – к младшим» потом он заменяется «от ловких- к не очень понятливым»). Все орнаментальные хороводы выполняются по команде: выбирается один ведущий, который диктует порядок перестроений (по типу кадрилей). Поощрять приплясывание во время исполнения веселых песен, время от времени предлагая солирование.

 

Подготовительная к школе группа

Учить плясать «в три ноги» мягким и жестким шагом, с подскоком, овладеть простейшими дробями в сочетании с частушкой. Хоровод: «вывертывание рукава», «фасолька», «плетень», «улица», ниточка с иголочкой». Вводить понятие «обрядовая пляска.

«На горе-то калина», «заплетися, плетень»

«Селезень», «Барыня», «танец с ложками»

«Лен зеленой», «Как под наши ворота»

Говоря о синкретизме фольклора (пляска, музыка, песня существуют в единстве), не следует забывать, что любые плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях при исполнении песен, игр, при игре на музыкальных инструментах и т.д. и это надо всячески поощрять в детях.

Народные игры

Программное содержание

Репертуар

Методические указания

I квартал

II квартал

III квартал

Первая младшая группа

Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. Выполнять не сложные правила: догнать, убежать, выбрать. Поощрять попытки детей к импровизации при показе образных движений.

«Идет коза рогатая», «Ой летали птички».

«Большие и маленькие ножки», «Игра с мишкой», «Прятки с платочком».

«Догонялки», «Игра с колокольчиками», «Сорока-сорока» р.н.м. обр. Т. Попатенко

Эти забавные игры побуждают детей к импровизации: у каждого получается своя «птичка». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется – дети ориентируются по интонации взрослого. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать главному герою и друг другу.

Вторая младшая группа

Побуждать детей участвовать не только в действиях, которые становятся более сложными, но и подпевать текст, диктующий эти действия. Усложнять правила: увертываться, убегать, правильно отвечать на вопрос. Более широко вводится импровизация. Использовать считалки для выбора ведущих (считалку произносят взрослые).

«Кошка и котята», «Игра с зайчиком», р.н.м. обр. Е. Вихаревой

«Игра с колокольчиками» р.н.м. обр. Р. Корсакова «Будь ловким»

«Игра с матрешками» р.н.м. обр. Рустамова «Барашеньки», «Курочка и цыплята» р.н.м. обр. Вихаревой

Появляется больше возможностей для импровизации. Чувство ритма хорошо развивать в игре «Барашеньки», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом.

Средняя группа

Учить детей импровизировать в действиях и тветах. Усложнять правила: быстро реагировать на команды, распределятся на пары, на две подгруппы. Учится самостоятельно использовать считалки.

«Волк и гуси», «У медведя во бору».

«Санки» р.н.м. обр. Т. Сауко «Ворон»

«Петух», «Козлята и волк»

В играх усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его. Следует вместе с детьми выяснить варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей крестьянского быта или работ в огороде, поле). В начале на роль ведущего выбирают по желанию, а затем привлекают тех, кто робок. Следует обращать внимание детей на то, чтобы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки.

Старшая группа

Вызывать желание участвовать в играх с  театральными действиями и с более развернутыми диалогами. Усложнять правила: какие-либо действия выполнять в определенном порядке. Стараться отобразить характер персонажей. Воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли. Предлагать песенную импровизацию известных считалок, при этом действовать самостоятельно.

«Селезень», «Кольцо»

«Баба-Яга», «Ручеек»

«Гори ясно», «Ловушка»

Во время игр с элементами театральных действий («Селезень») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и на манеру поведения героев. Хорошо в этом случае применять метод «от старших к младшим».

Подготовительная к школе группа

Активизировать детей для участия в игре с развернутым театральным действом. Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением обрядовых игр.

«Плетень», «Репка»

«Горшки», «Бояре»

«Колобок», «Игра с солнцем»

Объясняя детям связь некоторых игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок. Это объяснение поможет ребенку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа.

Народные музыкальные инструменты.

Программное содержание

Методические указания

Первая младшая группа

Знакомить с различными инструментами. Учить извлекать звуки на некоторых инструментах (бубны, колокольчики).

В этом возрасте интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремиться сам поиграть на инструменте и желательно представить ему эту возможность. Но давая в руки малышу инструмент, не сводите этот момент к шалости, а учите его играть что-нибудь конкретное:  звуки свистульки, похожие на птичьи голоса, колокольчиком можно изобразить мелодичное движение ручейка и т.д. При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению. Некоторые инструменты малышам можно только послушать, а играет на них взрослый (гармошка, аккордеон).

Вторая младшая группа

Вызывать желание слушать музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, ложки), узнавать их, правильно называть. При обучении игре на инструментах отмечать метр, не сложный ритмический рисунок, отмечать двух частную форму. На двух деревянных ложках осваивать 2-3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулочках).

В игре на ложках с начала надо рассмотреть ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой».

Средняя группа

Продолжать знакомить с музыкальными инструментами (коробочка, колотушка, дудочка, свистулька), с их звучанием в ансамбле. Добавляются приемы игры на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Ритмические рисунки усложняются, играть в ансамбле, по одному.

В этой группе можно использовать видеозаписи звучания музыкальных инструментов, но «живого» исполнения ни чем заменить нельзя. Для разнообразия в работе по обучению игре на инструментах можно предложить песни «На зеленом лугу» (дудочка), прокричав заклички, послушать, как поют птички (свистульки). Принять участие в оркестре со старшими детьми (выборочно).  

Старшая группа

Продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Учить узнавать и правильно называть их. Совершенствовать навыки игры на ложках, подготавливать к игре на трех ложках. Знакомить с новым инструментом – трещетками. Учить играть в оркестре.

Слушать магнитофонные записи. Поощрять всякие проявления интереса к этой теме, пропагандируя походы на концерты фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов. Чаще сочетать игру на музыкальных инструментах с песней, игрой, пляской. В этом возрасте уже появляются предпочтения к какому-либо инструменту, т.е. следует дать детям возможность самостоятельно выбрать инструмент.

Подготовительная группа

Учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и давать им теоретические знания о составе оркестра народных инструментов. Продолжать обучение на инструментах: пробовать играть на трех ложках (1-2 приема). Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (коса, пила, рубель и т.д.)

Предоставить возможность детям импровизировать на знакомых музыкальных инструментах. В процессе создания оркестра учитывать симпатии детей к определенным инструментам. Все чаще включать инструменты в игры, песни, пляски, предоставляя детям возможность самостоятельно выбирать инструмент для данного произведения.

Народный театр

Программное содержание

репертуар

Методические указания

Вызывать интерес, удовольствие от встречи с игрушкой-забавой: кукла бибабо, механическая игрушка, кукла марионетка.

«Дочка моя куколка», «Колобок», «Бабушка Арина в гостях у малышей»

Сопровождая песню, игру или пляску, действуют одной куклой. Персонажи знакомы  зайчик, киска, мышка и т.д. Действует куклой педагог. Появление игрушек  сопровождается простыми текстами. Игрушка « задает» вопросы, а детей необходимо побуждать к самостоятельному, активному общению с персонажем.

Вторая младшая группа

Знакомить с новым персонажем – Петрушкой( техника куклы бибабо).Учить диалогу при встрече двух игрушек.

«Петрушка в гостях у малышей», «Репка».

Знакомя детей с Петрушкой, нужно объяснить, что это русская кукла, у которой есть имя - Петрушка. Вначале игрушку показывают не на ширме, а на руке. Тема разговоров с Петрушкой гораздо шире, чем была в предыдущей группе, часто она носит поучающий  характер: то Петрушка пришел чумазым;  то он растрепан, а надо причесываться; то у него рубашка расстегнута, а надо быть аккуратным и т.д.

        Средняя группа

Воспитывать у детей внимание, умение следить за сюжетом, разыгрываемом на ширме. Привлечь к участию в сценках куклу – марионетку и дать ее ребенку. Дать понятие «праздничное зрелище»- вид выступлений уличных артистов: важак с медведем, скоморохи – музыканты и циркачи. Знакомить с образцами устного фольклора (застывшие формы обращения к народу: «Здравствуйте, господа почтенные!») или использовать известные шутки – прибаутки: «Кто на праздниках не бывает, тот зря жизнь проживает».

Театр игрушки «Теремок», «Заюшкина избушка».

Привлекать  детей не только к манипулированию куклой, но и к участию в диалогах, сценках. Поощрять импровизацию и использование известных речевых фольклорных оборотов. По началу надо подсказывать детям, не придавая значения несовершенству выступления. Чаще использовать совместные зрелищные встречи со старшими детьми. При желании , дать возможность попробовать себя в какой- либо роли.

        Старшая группа

Учить детей разыгрывать сценки, манипулируя куклой, выбранной по желанию. Поощрять импровизацию в сюжете, в ответах и вопросах. Учить пробовать себя в роли скоморохов, выбирая любую «профессию»; музыкант, вожак, медведь и т.п.  Знакомить с другими видами праздничных зрелищ – балаган, качели, карусели и  т.д. Расширять объем фольклорных речевых оборотов, характерных для народных гуляний на площадях. Вводить в обращение дразнилки, небылицы.

Р. н. сказка «Аленушка и лиса». Развлечения « Посиделки», «Зимний вечер».

Дать ребенку возможность выбрать куклу, но ввести правило: «Кукла не должна молчать!». Обучать приемам работы куклы бибабо. По возможности использовать двух Петрушек – один на ширме, другой – марионетка – имеет более широкое поле действия. Выясняется, что Петрушка остер на язык – придумывает различные смешные дразнилки : « Ну, да мы не лыком шиты»,  - говори педагог. Петрушка тоже может придумывать дразнилки. Давайте попробуем, но дразнилки должны быть смешными и не обидными. И небылиц мы много знаем, расскажем их Петрушке. Рассказывая детям о качелях и каруселях, устраиваемых во время русских праздников, можно познакомить с новым персонажем – карусельным дедом, он в своей работе тоже использует речевые обороты, похожие на те, что были  у  Петрушки и  балаганных зазывал.

Подготовительная к школе группа

Привлекать детей к самостоятельному показу сценок с любым набором кукол. Поощрять желание веселить гостей, учить получать удовольствие от этого, смело проявлять себя  хотя бы в незначительной роли. Расширять знания о зрелищах на городских площадках и ярмарках во время русских праздников.

«Гуси – лебеди», «Кот,  лиса и петух».

Развивая у детей желание участвовать в  каком – либо  представлении (куклы, скоморохи, деды и т.д.), надо поощрять введение в свои выступления не только устный  фольклор, но и музыкальный. Каждый должен проявить себя по возможности активно, а не просто созерцать действие. А если привлечь к участию и зрителей, то выступление получится веселым, интересным.

Приложение №'2

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

«ДОЧКА МОЯ КУКОЛКА»

(на материале русского фольклора)

ДОУ № 300
Муз. Рук. Хлыстова О.И


Музыкальный руководител Приходила я к ребятам в группу и

увидела как они хорошо играют с куколками. Как их кормят, спать
укладывают. И мне так захотелось дочку-куколку! Вот посмотрите, ребята,
какая она у меня!

Ротик-клюковка
Носик-пуговка
Глазки-луковка
Дочка моя куколка! -
Катенькой зовут.

Поздоровайся моя куколка с ребятами. Ребята, а что нужно делать,
чтобы куколка моя быстрее выросла? Чем её кормить?

Дети        Кашей!

Муз. Руководитель Правильно! Катенька, нужно слушать ребят. Давай я
тебя накормлю!

Умница, Катенька,
Ешь кашу сладенькую...
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

Ай, да умница! Осталось немного каши, отдадим её птичке. А мы и песенку
споем «Птичка» муз. Т. Попатенко.

Поела Катенька и подросла; стала учиться ходить, (учит куклу ходить).

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни Катя ноженькой.

Погуляла Катя и устала. Пора мою доченьку спать укладывать. Спи куколка,
а я спою.

Р.н.п. «Танечка (Катенька) баю, баю-бай!»

Выспалась Катюша; заплясала!

Р.н.п. «Катенька веселая» исполняет муз. руководитель.
И наши дети тоже в пляс пустились.
Пляска «Где же наши руки?»


Наплясалась моя куколка заметила. Что же ей делать? Нет у неё
подружек, все подружки в детском саду, у малышей. И прибежала моя
Катенька к ребятам. А дети ей очень обрадовались и показали, как они
играют в игру «Бубен» муз Фрида.

Игра «Бубен» муз. Фрида

Вот и осталась моя куколка в группе у малышей! Играйте вместе!
Веселитесь!

           

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

«ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»

Подготовительная и старшая группа

ДОУ№300
Муз. Рук. Хлыстова О.И


Оформление: Русская печь, стол с самоваром и утварью. Центральная стена -
фрагменты русской избы.

В зале ведущая и мальчик с девочкой.

Ведущая:     Здравствуйте, Гостюшки дорогие!!!

На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!

Девочка:     Ото всех дверей,
Ото всех ворот,
Проходили скорей
Торопись народ!

Мальчик:     Открываются ворота
Заходи кому охота!

Дети парами входят в зал /р.н.м. в грам. записи/, встают у стульчиков

Ведущая:     А вот и ребятишки, здравствуйте, парнишки!

Мальчики:   Здравствуй хозяюшка!

Ведущая:  Здравствуйте и вы, славные девчушки - быстроглазые
вострушки!

Девочки:     Здравствуйте!

Ведущая:     Садитесь, пожалуйста! Собрались мы с вами в теплой
деревенской избе. На улице вьюга, да снег. Мороз такой, что звери забились
в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы.
/Садится за стол, прибирается/.


А нам вместе уютно и хорошо. Хранит тепло русская печка.
Вот такие длинные зимние вечера и становились вечерами
шуток, загадок, да прибауток, песен, да плясок.

Ребенок:     Так что ж, погуляем на празднике нашем,
Нигде не найдете
Вы праздника краше...

Ребенок:      Веселей-ко

Бей ногами, бей ногами
Пляши с нами!!!

Хоровод /Мелодия «На горе - то калина»/

Ведущая:    Небылицы в лицах

Сидят в теремках - светлицах,
Щелкают орешки,
Да творят насмешки.
Ни короткие, ни длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас!

Ребенок:     На болоте стоит пень
Шевелится ему лень
Шея не ворочается
А посмеяться хочется!

Ребенок:     Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла, Ваня в лес пошел,
Лисий хвост нашел,
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

Две девочки: - Ульяна, Ульяна,

  • Где ты бывала?
  • В новой деревне.
  • Что в новой деревне?
  • Праздник намедни.
  • Кто приходил?
  • Утка в юбке
    Селезень в обутке
    Курочка в сережках
    Петушок в сапожках
    Корова в сарафане

Бычок в картафане
Свинка в рогоже
Нет её дороже!

/Выбегает мышка. Девочки вскрикиваю, убегают/.

Ведущая.    Что такое - ах и ох!

Ой, какой переполох!

Ребенок:      Мышку встретили подружки,

И попрятались в кадушку!
Ведущая:     Кто ж девчушек уберег?

Ребенок:     Васька - серенький котонок!

Песня «Кот Васька» р.н.м.

Игра «Кот и мыши» Спи гр.

Ведущая:    У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит
Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари до зари
Веселятся ложкари
Подходи, разбирай,
С ними пляску начинай.

Пляска «Ложкари» ннд. подг. гр.

Ведущая:     Ай да молодцы!

А сейчас для всех ребяток
Загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ!

№1


Гость гостил,

Мост мостил -

Без ножа, без топора,

Без железного долота. /Мороз/

Выгляну в оконце
Лежит суконце
Всю зиму лежит


А весной убежит. /Снег/

Ведущая:


Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет
Крохи собирает
В полях ночует -
Коноплю ворует /Воробей/

/Вылетает мальчик-воробей/
Скажи, скажи, воробушек,
Скажи, скажи, молоденький,
Где ты бывал? Что ты видал?

Воробей:     Летал я за синее море, за высокие горы.
Что видал я не скажу, -
В хороводе покажу!

Хоровод «Летал, летал воробей» ст. гр.

Ведущая:     Ай, да воробей, ай да глазастый! Всё усмотрел, всё подметил!
А вы, ребятушки, что видели?

Ребенок:      Ай, дили. дили, дили,
И мы кого-то видели!
Ведущая:    Да, кого же?

Игра /Ай, дили. дили, дили/ подг. гр.

Ведущая:    Ай, шутник! Ай, да насмешник!
/Шепотом/   Тише, тише -

Не шумите

Дремушку разбудите.

Ансамбль «Зернышко» «Сидит Дрема» р.н.п.
«По-за городу гуляет» ржп.

/Под музыку появляются Фома и Ерема/
Фома:
        Мы как песни услыхали -

Так к вам в гости прибежали.

Ерема:        Ведь где песни поют
Там и весело живут.

Фома:        Ерема, посмотри, как много ребят здесь! Поздоровайся!


Ерема:

Фома:

Ерема:

Фома:

Ерема:

Вместе:

Фома:

Ерема:

Ведущая:

Фома:
Ерёма:
Фома:
Ерёма:

Фома:

Ведущая:

Ерема:

Фома:


Нет Фома, ты первый здоровайся!

Нет, ты.

Нет, ты!

Давай вместе!

Давай!

Здравствуйте, частной народ! Мы пришли к вам оба - Фома, да
Ерема.

Людей посмотреть!
Себя показать!

Здравствуйте, гости! Рады мы таким затейникам!
Присаживайтесь!

Подвинься!

Нет, ты подвинься!

Подвинься!

Нет, ты подвинься!
Фома вредный,
Голос медный,
Сам с кувшин,
Голова с аршин!

Шутку любишь над Фомой

Так люби и над собой!

Ер ему поднимали -

Живот надорвали! /Отворачивается/

Ну, не ссорьтесь, Скажите лучше - откуда же вы к нам пришли*/
Из деревни!
Из Ольховки!

Ведущая:     А что ж у вас там интересного?


Ерема:


Ох, что было!

Фома:


Ох, что было!

/Поют инсценируют «Во деревне то было, в Ольховке»
Ведущая:     Ну. Фома, да Ерема! Вы прямо артисты! Добавили нам веселья!
Фома и Ерема: А как же!

Фома:

Ерема:

Ведущая:

Ведущая:

Ерема:
Дети:


На Руси уж как идет
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.

И блоху он подкует
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.

А сейчас убедимся в мастерстве да ловкости наших красавцев.
Ведь с детства не научишься

Всю жизнь промучишься! Ну-ка, выходите, кто хочет свое
уменье показать! /Выходят 2-3 девочки/

Как песню мы начнем петь, надо ниточку в клубочек намотать.
А как кончим мы петь, значит, хватит и вам ниточку мотать.
Понятно ли задание? Начинаем соревнование!
Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»

А какие пословицы о труде вы знаете?

Фома /мальчикам/ А вы, ребятушки, что же призадумались? Вижу, что и вам
поиграть захотелось.

/Проводится соревнование «пронеси бубен на двух пальцах»/

Ведущая:     Кто сказал - частушки, вроде,
В наши дни уже не в моде
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе.


Частушки

Девочка:     Пейте чай - чаечек

Чтобы радость проносил
Каждый день-денечек.

«Русская пляска»

Ведущая:     Молодцы плясуны. Да ведь и правда пора гостей попотчевать!
Чем же, гости, дорогие, вас угостить?

Ерема:        Спасибо, хозяйка, за добрые слова!

Фома:        ребята, а чего же вам хочется?

Дети:        Блинчиков!

Песня «Блины»

Ведущая:     Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы!

Ждет вас в группах чаек ароматный, да блиночки мои горячие.

Фома:        Посидели, повеселились, пора и честь знать!

Ерема:        Спасибо за веселье, да угощенье знатное.

Вместе:       До свидания!

Дети:        До свидания!

/Под музыку дети уходят из зала/.

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

«ПРОВОДЫ РУССКОЙ ЗИМЫ»

для подготовительной и старшей групп

ДОУ № 300
Муз. Рук. Хлыстова О.И


дети под музыку входят в зал, рассаживаются.

1 Ведущая        Завершается зима. День ото дня становится светлее. Все

чаще на небе сияет солнышко. Местами снег начинает подтаивать днем от
солнечных лучей. Но это еще зима.

2 Ведущая        Скоро, скоро зазвенит предвесенне. А ведь кажется, что мы

совсем недавно встречали зиму, радовались первому морозцу, первому снегу.

0        снеге и морозцах с народных уст слетало много метких выражений: «Зима
не лето - в шубу одето», «Зимой солнце сквозь слезы улыбается».

1        Ведущая        О снеге и морозе в народе живет много загадок, например:
«Шуба бела, весь свет одела», «На всех садиться, никого не боится!»

2 Ведущая
Дети:


А вы, ребята, какие зимние загадки знаете?

«Бел, да не сахар,

Нет ног, а идет» (Снег)

«Без рук, без ног,

А рисовать умеет» (Мороз)

1 Ведущая        Много веселых затей нам зима подарила: снежные горки,

лыжи, снежки, ледяные крепости, веселый праздник елки с играми и
забавами.

Дети ансамбля «Зернышко» исп. р.н.п. «Как на тоненький ледок»

Дети        1.     На всех снег садится,

Никого не боится,
Не горит в огне,
Не тонет в воде.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.

2.        Мороз - старый дед,
Ему двести лет,
Мост сколотил.

На всю реку намостил.

3.        Среди нашего двора
Снеговик стоял вчера
Мы его слепили сами
Был он с пышными усами
А сегодня за окном
Потекли ручьи кругом
Ночью снеговик исчез
Может быть ушел он в лес?.

 Очень просим вас, ребята,
Если снеговик усатый
Повстречается в пути,
Помогите нам найти.
(Раздается стук в дверь). Входит снеговик.

Снеговик        Я, ребята, Снеговик,

К стуже, к холоду привык,

Здравствуйте!

Вам сегодня я спешу,

Снегом всех запорошу.

1Ведущая        А сейчас, Снеговик, чтобы ты не растаял от тепла, давай
поиграем с ребятами в снежки.

Снеговик        Давайте, я и ведерко с собой принес полное снежков.

Игра «Будь ловким» р.н.м.

(Под плясовую мелодию дети свободно танцуют. С окончанием музыки
ребенок должен поднять в верх снежок, лежащий перед ногами).
Снеговик делает вид, что устал, и старается выйти из круга, но дети берутся
за руки и не выпускают его.

Игра «Крепкий круг»

2        Ведущая        Снеговик, отгадай загадки, тогда ребята тебя и выпустят.

Дети        1.   «Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится?» (Лыжник)
2.   «Косоглазый маленький

В белой шубе, в валенках» (Заяц)

2 Ведущая        Ну что же, ребята, молодец наш снеговик, да пора его уж

отпускать, как бы и впрямь не растаял.

Снеговик        До свидания, ребята! До следующей зимы!

1 Ведущая        А на прощанье мы концерт для нашего гостя устроим

а)        Песня «Чудо-чудеса» муз. Филиппенко

б)        Пляска «Хлопки» р.н.м.
(Снеговик благодарит, уходит)


Вот уж зимушка проходит

Белоснежная проходит
Снег и стужу прочь уводит
Весну красную приводит.

Песня «Весна пришла» муз.

(Под фонограмму р.н.м. в зал приходит Весна)

Весна        Здравствуйте, ребята дорогие. А пришла я к вам не одна, а

с песнями, да прибаутками, плясками, да шутками, да с друзьями веселыми -
скоморохами.

1        скоморох        Как при сказочном царе, при горохе

Шли веселою гурьбой скоморохи.

2        скоморох        Несет Иван большой барабан,

А сын Игнат - крепкий канат

1        скоморох        У Емелюшки - кукла Петрушка

Да пищик-свистушка.

2        скоморох        Вожак Федя ведет медведя

Вместе        Что за славный денек!

Собирайся, народ.
Будем петь, да шутить
Да весну веселить.
Давайте играть -
Платочек передавать.

Игра «Передай платочек» ст.гр.

Игра «Галя по садочку ходила» укр.н.м.

Весна        Скоро птицы прилетят и комары запищат. Хотите полетать

немного с моими птицами и мошками? Скоморохи, выходите и ребят
повеселите. (Скоморохи читают заклички и проводят игру).

1        скоморох        Грачи летят, на всю Русь трубят

Чу-чу-чу-чу, мы несем весну.

2        скоморох        Журавли летят, на всю Русь кричат

Чу-чу-чу-чу, не догнать никому.

1        скоморох        Поросята летят, полосаты визжат

Хрю-хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву.

2        скоморох        Синицы летят, на всю Русь кричат

Дзу-дзу- дзу-дзу, не поймать ни кому.
1 скоморох        Комары летят, летят, пищат
Зу-зу-зу-зу, не уйти никому.

2 скоморох        Медвежата летят, толстопятые рычат

Ру-ру-ру-ру, надоело нам в лесу.

Весна        Уж ты, ласточка, ты касаточка,

Ты возьми ключи, ты лети на небо,
Ты запри зиму, отвори лето.

(Девочка-ласточка «летает» по залу с ключом)

1 Ведущая        Вот и заперли мы зиму крепко-накрепко, чтобы она к нам

больше не вернулась в этом году. Можно на радости и хоровод завести.

Хоровод «По-за городу гуляет» р.н.п.

1 скоморох        Ай, да ребята. Ай, да молодцы!

Надо бы каждому молодцу
Дать с огорода по огурцу
Да пока мы вас слушали -
Огурцы на огороде зайцы скушали.

Ребенок 1        Значит нам ничего не осталось?

2 скоморох        Коль не вышло с огурцами,
Угостим мы вас блинами.

Ребенок 1        Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели.

Все дети        Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои.

Песня «Блины» р.н.м. обр.

1 Скоморох        А блины душистые, маслянисты ждут вас на гуляньи,
морозцем, да снежком.

Весна        Проводите зимушку с почетом, с чайком горячим. А наша

встреча еще впереди - с теплым солнышком, с клейкими почками.

1 Ведущая        В зале наше развлеченье окончено, а на площадке у садика

праздник наш продолжается.

(Дети выходят из зала; одеваются и выходят на площадку. Здесь сжигается
чучело зимы, детей угощают чаем из самовара и блинами).

        


СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«ВЕСНА НА РУСИ»

         для старшей и подготовительной групп

ДОУ № 300
Муз. Рук. Хлыстова О.И

Дети под фонограмму р.н.п. входят в зал, рассаживаются на
стульчики.

Ребенок        Шапки сбросили дома:
Уходи скорей зима!
Нам с тобою холодно,
Птицам очень голодно.
Снег в сугробах побурел,
Стал теплее в десять раз.
Про весну ведем рассказ
И, наверно неспроста
Лед взорвался у моста.
Вдоль плывет по речке лед,
А за ним весна идет.

Дети 1.        На дворе весна-красна.

Чем весна - красна красна?
Солнцем жарким,
Светом ярким,
Клейкой почкой,
Зеленым листочком.

2.        Долго шла весна тайком
От ветров и стужи

А сегодня - прямиком
Шлепает по лужам.

3.        Гонит талые снега

С гомоном и звоном,
Чтобы выстрелить луга
Бархатом зеленым.

Песня «Пришла весна» р.н.п.

Ведущая Весна - это светлый праздник природы - день её рождения,
пробуждения. Появляются первые приметы весны: распускаются почки на
деревьях, появляется первая травка, выползают из щелей и греются на
солнышке жучки и бабочки, медведь очнулся от зимней спячки и вылез из
берлоги, лиса выбралась из старой норы в новую, ворона в первой лужице
купается,.. Давайте с вами закроем глаза и послушаем удивительные птичьи
трели. (Звучит фонограмма птичьих голосов).

Разве можно представить себе парк, лес без пения птиц. Солист лесов -
соловей. Птицы бывают строителями - сооружают гнезда из травинок, пуха,
глины; санитарами - очищают сады от жуков, личинок. Птицы - врачи
спасают   деревья   от   гибели.   Лесной   доктор   -   дятел.   Птицы   -


путешественники пролетают десятки и сотни тысяч километров через моря,
реки, пустыни.

А теперь, скажите, ребята, знаете ли вы птиц?
Дети        Да!

Ведущая        А мы сейчас это проверим.

  1. какие птицы прилетают с юга первыми? (грачи)
  2. какие птицы любят воровать блестящие предметы? (вороны)
  3. какая птица самая болтливая? (сорока)

Ведущая        Весной прилетают к нам гости - грачи, скворцы, ласточки,
стрижи. Исстари весной пекли из теста жаворонков, чтобы они весну
закликали (показывает жаворонков). С раннего утра продавали их на торгах и
около церквей, и все выходили кликать весну. Чтоб весна быстрей вступила
в свои права, давайте её покликаем.
Дети старшей группы 1.        Ау! Ау! Аукаем!

Весну приаукиваем!

  1. Март, март
    солнцу рад!
  2. Апрель, апрель!
    Открой нам дверь!
  3. Май, май!
    Сколь хош гуляй!

Вместе        Ау! Ау! Акукаем!

Весну приаукиваем!

Дети подготов. группы        Батюшка юг!

Иди к нам на луг!
Иди к нам на луг,
Ладить борону и плуг!
Ведущая        Хоть батюшка Юг

И принес теплый ветер на луг,
Да красное солнце не видно в оконце.
И дети его зовут...
Дети подготов. группы      1.   Солнце, солнце,

Выблесни в оконце

Дай овсу рост,

Чтобы до небес дорос.

Матушка рожь

Чтоб встала стеной сплошь.

Ст. группа игра «Солнышко - ведрышко» р.н.п.

Дети подготов. группы      1.   Солнышко, солнышко,

Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди.
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать.

2.   Иди весна, иди красна!
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!

Подготовительная группа Хоровод «Веснянка» укр.н.м.

Дети старшей группы      1.     Идет матушка-весна

Отворяй-ка ворота!

  1. Первым март пришел,
    Всех детей провел.
  2. А за ним апрель
    Отворил окно и дверь
  3. А уж как пришел май,
    Сколь хош гуляй!

Дети старшей группы Игра «Гори ясно» р.н.м.

Дети подготовительной группы Игра «Ловушка» р.н.м.

Ведущая Хороши теплые, весенние дни, но бывает и гроза с
проливными дождями.

Ребенок подготовит, группы     Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,
Как бы искряся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Ведущая        В такую дождливую, ненастную погоду без зонтика не
больно-то разгуляешься.

«Танец с зонтиками» (фонограмма) - сольный.

Ведущая А тем, кого застал дождь на улице - придется перепрыгивать
через лужи и ручейки.

Аттракцион «Переберись через ручей»

Ведущая        Зато во время дождя мы с удовольствием послушаем стихи
детей о весне.

1.

2.

3.

4.

Ведущая В старину любили дети во время дождя, забравшись на
теплую печку, разные загадки разгадывать и загадывать, да похитрее

  1. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать (Лиса)   *
  2. Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

3.        Зимой в поле лежал, а весной в речку побежал. (Снег)

Кончили дети загадки отгадывать и думают, чем бы повеселить еще друг
друга. Думали, думали и придумали... танец с ложками.

Танец «Ложкари» сольно подготовительная группа

Ведущая Выглянет солнышко, выбегут ребята за околицу, а там цветы
на полянке расцвели. Давайте, посмотрим какие они яркие, свежие!

Аттракцион «Собери цветок»

Ведущая        Вот и пришла   к нам весна-красна. Вслушайтесь в песню

весны, всмотритесь в её краски и вы как-будто выпьете волшебный напиток и

поймете о чем щебечут только что родившиеся листики березы.

Слушайте и смотрите!

Весна идет! Весне дорогу!

(Звучит запись весеннего леса, птичьих голосов)

Под тихую музыку дети тихо покидают зал.

                                         Список литературы.

1 « Знакомство детей с русским народным творчеством» , С- Петербург,

« Детство- Пресс»,1999г.-384 стр

2 Картушина.М,Ю. « Сценарии оздоровительных досугов для детей»

  Москва, « Сфера» ,2004г-128стр

3 Мерзлякова С.И. « Фолькоер- музыка-театр» , Москва , « Владос», 1999г-216 стр

4Михайлова МА « Поем, играем, танцем дома и в саду» Ярославль,» Академия развития» ,1997г-240 стр

5Науменко Г.М.» Фольклорный праздник», Москва,» Лика- Пресс»,

  2000г -224стр

6 Подшибякина С.Ю.» Хоровод круглый год» ,Волгоград, Учитель»,2004-112 стр.

7 «Песенные узоры» , сост Сорокин П.И , Москва « Музыка» 1987г- 35 стр

8  « Праздники и развлечения в детском саду» сост Горькова Л.Г.Москва « ВАКО» 2004г-240 стр

                                               Журналы

1 Журнал « Дошкольное воспитание» № 12 1995г\ 1,6 1996г \ 7,8 11,12 2000\№ 4  2001г\1 2002г

2 Журнал « Школа Духовности» , № 3 , 2001г стр 36-38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...

Методическая разработка по теме " Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...