Парциальная программа "Волшебные ладошки"
материал (младшая группа)
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Кружок «Волшебные ладошки» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное», «Речевое», «Художественно – эстетическое развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_volshebnye_ladoshki.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Пояснительная записка
- Перспективный план работы
- Содержание образовательной деятельности по программе
- Методическое обеспечение
- Диагностика развития умений у детей
- Список литературы
Пояснительная записка.
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Кружок «Волшебные ладошки» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное», «Речевое», «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.
Задачи:
- воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театрализованной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы;
- развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
- учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.
Возраст детей: 3-4 года (2-я младшая группа).
Предполагаемый результат обучения:
- будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
- повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
- дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;
Методы работы:
- индивидуально-дифференцированный;
- групповой;
- практический;
- наглядный;
- интеграция образовательных областей;
- использование детских работ для дизайна группы.
Формы работы с детьми:
- разговор;
- рассматривание готовых образцов;
- лепка под руководством воспитателя.
Рабочие материалы:
- пластилин восковой мягкий различных цветов;
- пластиковые дощечки;
- стеки пластмассовые;
- салфетки влажные;
- бросовый материал.
Форма подведения итогов:
- выставка детских работ;
- фотоальбом детских поделок.
Связь с другими образовательными областями:
Социально-коммуникативное развитие
Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми; проявляет стремление к использованию сенсорных эталонов; в совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира. Ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, он пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
Познавательное развитие
Сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Физическое развитие
Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие мелкой моторики.
Речевое развитие
Лепка влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.
Формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.
Художественно-эстетическое развитие
Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы. Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей.
Срок реализации: 1 год
НОД, предусмотренная программой, реализуется 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение 15 минут
Возраст детей: 3- 4 лет (вторая младшая группа)
Работа программы рассчитана на один учебный год
Направленность программы– художественно-эстетическое развитие детей.
Диагностика развития умений у детей, посещающих рабочую программу «Волшебные ладошки»
Низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.
Средний уровень – есть незначительные искажения
Высокий уровень – форма передана точно.
Неделя | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1-я | «Конфетки» | Учить детей отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Формировать умение работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить. Воспитывать желание помогать друзьям. |
2-я | «Колобки» | Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями рук. Формировать умение пользоваться стекой. Продолжать развивать интерес к лепке. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помогать. |
3-я | «Витамины» | Учить детей скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями. Формировать умение отщипывать куски пластилина поменьше от большого кома и лепить шарики. Развивать продолжать у детей интерес к лепке. Воспитывать аккуратность в работе. |
4-я | «Хлебная соломка» | Учить детей раскатывать из пластилиновых комочков тонкие палочки прямыми движениями ладоней. Формировать умение аккуратно работать с пластилином. Развивать желание лепить, радоваться созданному. |
Октябрь | ||
1-я | «Лестница для бельчонка» | Учить детей раскатывать прямыми движениями столбики из комочков. Формировать умение соединять концы, получившихся палочек (коротких к длинным; вертикальные к горизонтальным. Развивать интерес к лепке. Воспитывать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. |
2-я | «Мой веселый, звонкий мяч….» | Вызвать у детей интерес к лепке как виду изодеятельности, позволяющему создавать объемные изображения (как настоящие, с которыми можно играть). Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. |
3-я | «Ягодки на тарелочки» | Учить детей лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелки и пальцев - для ягодок. Показать возможность преобразования (сплющивания) шара в диск для получения тарелочки и поднимания (загибания) бортиков, чтобы «ягодки не выкатились». Вызвать интерес к созданию пластической композиции из одного большого предмета (тарелки) и 5-10 мелких (ягодок). Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы. |
4-я | «Бублики да баранки» | Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины (для баранок – длинные и широкие, для бубликов – короткие и узкие) и замыкать в кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек карандашом, пластиковой вилкой или зубочисткой). Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику. |
Ноябрь | ||
1-я | «Осенний листопад» | Учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Формировать умение изображать с помощью движений слова физкультминутки. Развивать наблюдательность. |
2-я | «Улитка» | Вызывать у детей интерес к лепке; учить их лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить детей лепить пальцами. Развивать интерес к лепке. Воспитывать доброе отношение к живой природе. |
3-я | «Огурчики и помидорчики» | Учить скатывать пластилин в шар, раскатывать цилиндр. Формировать умение сглаживать поверхность предмета пальцами. Закрепить знание детьми овощей и их цвета. Развивать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. |
4-я | «Рябина» | Учить детей в отщипывании маленьких кусочков пластилина от целого куска. Упражнять в раскатывании тонких палочек. Формировать умение катать комочки и выкладывать из них гроздь. Закреплять знание красного, зеленого и коричневого цвета. Воспитывать интерес к природе и бережное к ней обращение. |
Декабрь | ||
1-я | «Бревенчатый колодец» | Учить детей конструировать из вылепленных «бревен» колодец. Закреплять умение раскатывать из комков пластилина, между ладонями «колбаски-бревнышки». Развивать у детей интерес к лепке. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность. |
2-я | «Оладушки нашей бабушки» | Учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска пластилина; раскатывать комочки глины круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Вызвать эмоциональный интерес к лепке. Воспитывать уважение к труду старших. |
3-я | «Пирамидка» | Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями. Формировать умение расплющивать шар между ладонями. Упражнять в составлении предмета из нескольких частей, накладывая одну часть на другую. Закреплять знание и умение называть основные цвета. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. |
4-я | «Елочный шарик» | Учить детей украшать объемное изделие маленькими пластилиновыми шариками. Развивать речь и мышление. Вызвать интерес к изготовлению елочных украшений. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. |
Январь | ||
1-я | «Бусы на елку» | Учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Формировать умение детей анализировать содержание стихотворения. Развивать внимание, речь и мышление. Воспитывать умение работать в коллективе. |
2-я | «На деревья, на лужок тихо падает снежок» | Учить детей скатывать маленькие белые шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Закреплять умение раскатывать «колбаски». Формировать наблюдательность. Развивать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. |
3-я | «Мишка-неваляшка» | Учить детей в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы разной величины. Формировать умение скреплять части предмета, плотно прижимая их друг к другу. Отрабатывать у детей использовать при лепке предметов способ прищипывания. Развивать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. |
4-я | «Ежики» | Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями, учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать стеку для изображения колючек. Развивать у детей интерес к лепке. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином и стекой. |
Февраль | ||
1-я | «Снеговик» | Учить детей лепить предметы, состоящие из трех шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Развивать речь и мышление. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. |
2-я | «Кролик» | Учить делить комок пластилина на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приемом раскатывания пластилина кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей — приемами раскатывания палочек и сплющивания. Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их друг к другу. Развивать интерес к лепке знакомых предметов, из нескольких частей. Воспитывать бережное отношение к животным. |
3-я | «Круглая чашечка для куклы Дашечки» | Учить детей лепить из круглой формы чашку путем вдавливания пластилина. Формировать умение сглаживать поверхность пальчиком. Развивать интерес к произведениям народного творчества, предметам быта. Воспитывать умение аккуратно работать с пластилином. |
4-я | «Самолеты стоят на аэродроме» | Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлиненных к кусков пластилина. Закреплять умение делить комок глины на глаз на две равные части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями для получения нужной формы. Вызывать радость от созданного изображения. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
Март | ||
1-я | «Мимоза» | Учить детей составлять композицию из приготовленных деталей. Закреплять умение катать маленькие шарики и тонкие палочки – «колбаски». Упражнять в умении выкладывать их на «тарелочку» и прижимать указательным пальцем слегка, и расплющивать большим пальцем покрепче к силуэту. Развивать интерес к лепке барельефа. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. |
2-я | «Бревенчатый домик для зайчика и петуха» | Продолжать учить детей раскатывать из куска пластилина «бревнышки». Формировать умение детей доводить изделие до нужного образа. Развивать желание пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации и отображать их в лепке. Воспитывать умение работать в паре. |
3-я | «Баю-бай, засыпай» | Учить детей лепить образы спящих игрушек в стиле «пеленашек»: туловище – цилиндр (столбик) или овал (яйцо), голова – шар и выразительные детали (ушки, носы, глаза). Активизировать приемы декорирования лепных поделок (украшения мелкими бытовыми предметами, отпечатками и т. д.). Показать возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках. Воспитывать чувство формы, композиции, мелкую моторику. |
4-я | «Сосульки – воображульки» | Учить детей лепить предметы в форме конуса. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать, свивать. Показать возможность смешивания в одном комке пластилина 2-3 цвета. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности. |
Апрель | ||
1-я | «Птенчики в гнездышках» | Учить детей лепить гнёздышко скульптурным способом: раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать, прищипывать. Вызвать интерес к созданию композиции «Птенчики в гнездышке». Формировать умение лепить 1-3 птенчиков по размеру гнёздышка. Инициировать дополнение и обыгрывание композиции (червячки в клювиках). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении при работе с пластилином. |
2-я | «Ракета» | Учить детей создавать ракеты рациональным способом: делить кусок пластилина на три меньших куска (большой - нос ракеты, два маленьких - крылья). Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику: изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в лепке.
|
3-я | «Цыпленок»
| Учить детей катать шарики разного размера и прикреплять их друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином и класть его только на подставку (дощечку). Вызвать радость от восприятия результата общей работы. |
4-я | «Птичка-свистулька»
| Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать от всего куска пластилина или глины такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы птицы; свободно применять знакомые приемы лепки (оттягивание части материала для головы, прищипывание хвостика, вытягивание клювика). Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать бережное отношение к птицам. |
Май | ||
1-я | «Миски трех медведей» | Учить детей сплющивать шарик, скатанный из пластилина, между ладоней и делать пальцем углубление в середине сплющенного комочка. Закреплять умение различать и называть размер предмета. Развивать речь и мышление. Воспитывать интерес к народным сказкам. |
2-я | «Мостик» | Учить выравнивать пластилиновые детали (столбики-бревнышки) по длине, лишнее отрезать стекой. Вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 «бревнышек» и созданию весенней композиции (ручеек, мостик, цветы). Развивать чувство формы и величины (длины), способности композиции. Воспитывать умение доводить начатое до конца. |
3-я | «Маленькая Маша» | Учить детей лепить маленькую куколку: шубка - толстый столбик, головка - шар, руки – папочки. Продолжать формировать умение раскатывать пластилин прямыми движениями (столбик-шубка, палочки — рукава) и кругообразными движениями (головка). Закреплять умение составлять изображение из частей. Вызывать чувство радости от получившегося изображения. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. |
4-я | «Радуга» | Учить детей раскатывать из комочков пластилина прямыми движениями ладоней длинные палочки. Формировать умение работать в паре: распределять действия поровну, уступать друг другу и оказывать посильную необходимую помощь. Закреплять знание основных цветов и оттенков (голубой, фиолетовый, оранжевый). Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. |
Методическая литература:
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.
2. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)
3. «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.
4. Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г. 5. Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) 2015-2016гг (ноябрь)
Комплексно тематическое планирование на ноябрь 2015г...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»
Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей. Главное в ребенке развивать и преумножать, на всем протяжении дошколь...
Конспект занятия В старшей группе по парциальной программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»
Цель: Последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации....
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...
Парциальная программа Лыкова А.И. "Цветные ладошки"
Программа составлена с использованием парциальной Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А «Цветные ладошки»,...