НОД по художественно-эстетическому развитию Рисование на тему «Такие разные Матрёшки» в средней группе «Ромашки»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель занятия:
приобщение детей к чувашской народной культуре в изобразительной деятельности.
Задачи:
Формировать интерес к украшению силуэтов предметов знакомыми чувашскими геометризированными узорами.
Учить использовать трафареты с чувашскими узорами, развивать интерес к самостоятельному созданию выразительного образа в технике рисования (матрешек) по мотивам чувашского узора.
Развивать чувство цвета, умение самостоятельно выбирать цвета красок для рисования.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Вызывать интерес к чувашской народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Абашевский детский сад «Хевел» Чебоксарского района Чувашской Республики
НОД по художественно-эстетическому развитию Рисование на тему «Такие разные Матрёшки» в средней группе «Ромашки»
Подготовил воспитатель:
Кондратьева Н.Н.
Абашево 2020 г.
Цель занятия:
приобщение детей к чувашской народной культуре в изобразительной деятельности.
Задачи:
Формировать интерес к украшению силуэтов предметов знакомыми чувашскими геометризированными узорами.
Учить использовать трафареты с чувашскими узорами, развивать интерес к самостоятельному созданию выразительного образа в технике рисования (матрешек) по мотивам чувашского узора.
Развивать чувство цвета, умение самостоятельно выбирать цвета красок для рисования.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Вызывать интерес к чувашской народной культуре.
Социализация: приобщать детей к национально-культурным традициям, познакомить с народной игрушкой (матрёшкой); развивать интерес к народным игрушкам.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Словарная работа: Расписная матрешка, платье - кепе, фартук - саппун, тухья, мастер, художник
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и утвари, рассматривание чувашских костюмов, альбомов народного промысла, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, чувашские игры, посещение музея детского сада.
Оборудование: Компьютер, проектор, деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэты матрешек, образцы узоров чувашского орнамента, гуашь, трафареты, губки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. (дальше идем змейкой)
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня в гости к Илемпи. Интересно, а что у нее в руках?
Илемпи: Ребята, хотите узнать что у меня в руках? Тогда отгадайте загадку.
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша любимая …..
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Илемпи, ребята отгадали твою загадку, но почему ты такая грустная?
Илемпи: Мне подарили матрешку, и ее подружек, но они не разукрашенные. И их надо разукрасить чувашскими узорами. Я успела разукрасить одну.
Воспитатель: Не переживай, мы сейчас тебе поможем! Пошли с нами. Матрешки бывают разные. Матрешка родилась в Сергиевом Посаде и распространилась по всей России, изменяя свой вид и каждый автор привносил что-то свое. Их расписывают в разных областях. ( презентация)
Воспитатель: А мы с вами рассмотрим нашу чувашскую красавицу, во что она одета?
Дети рассматривают матрешку, рассказывают, во что она одета.
Дети: На голове у матрешки тухья из монеток. Рукава рубашки, подол юбки и фартук украшены чувашскими узорами.
Воспитатель. Да, чувашские узоры отличается яркостью и разнообразием. Каждый элемент геометрического орнамента наполнен особым смыслом. Посмотрите внимательно на нашу матрешку, и скажите какими цветами разукрашена наша матрешка.
Дети: красные, желтый, зеленый…
Воспитатель: красный цвет для чувашей – это что-то красивое и прекрасное.
Белый цвет – свет и чистота. Зеленый цвет – это цвет красоты деревьев и растений. Желтый цвет – это любимый цвет чувашского народа. Каждый узор можно было «прочитать», как небольшой рассказ. (Включить презентацию с узорами).
Воспитатель: А матрешки хотят с нами поиграть. Давайте немножко поиграем.
Художественно-дидактическая игра «Матрешка, где ты?»
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. ( Воспитатель показывает две матрешки ( русскую и чувашскую) Затем просит положить руки за спину и просит ждать, мерным шагом обходит круг за спинами детей и приговаривает речитативом:
«Хожу брожу, матрешку держу.
Разберу пополам, деткам в ручки дам.»
Незаметно подкладывает половинки матрешек детям, стоящим в противоположных сторонах и шепчет:
«Ты тихонечко сиди, ничего не говори.
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Вдруг произносит: «Матрешки, вы где, покажитесь пожалуйста!» Дети, у которых в руках оказались матрешки половинки выходят в середину круга и соединяют половинки(две матрешки чувашская и русская), Воспитатель: Поиграли, а теперь давайте подойдем к доске и рассмотрим силуэты матрешек. На одном силуэте Илемпи уже нарисовала узор солнца. Посмотрите на узор Солнца – главный элемент чувашкого орнамента. Этот красивейший узор состоит из четырех треугольников. Треугольники – это как бы лучи солнца. Ведь древние чуваши считали что существует много солнц и думали что оно живое. А как вы думаете, почему сила солнца была в его ярких лучах?
Дети: солнце греет землю
Воспитатель: Мододцы ребята, солнце греет землю, а земля дает хороший урожай. Теперь посмотрите как я буду разукрашивать чувашским узором полотенце которое держит матрешка. Чтобы нарисовать солнце мы будем использовать два цвета – желтый и зеленый. При помощи трафарета и губки я должна набить чувашский узор – солнце. Трафарет положу на полотенце что бы верхние углы были на краю полотенца. И все время придерживаю рукой. Затем возьму губку обмакну в желтую краску. Начинаю набивать узор с левого верхнего угла, потом правый нижний треугольник этим же цветом. Теперь губку макаю в зеленую краску и набиваю правый верхний треугольник и левый нижний треугольник. Аккуратно двумя руками убираем трафарет. Вот и получился узор.
(Самостоятельная деятельность) А теперь рассаживаемся за столы. Начинаем набивать узор на ваших силуэтах., попробуем стать мастерами-художниками и распишем полотенце матрешки чувашским узором - солнце. Дети садятся за столы и приступают к работе. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь в выборе цветового решения и расположения узора.
Анализ проделанной работы с детьми.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. А давайте сделаем выставку ваших работ. (Дети идут делать выставку).
- Каким чувашским узором мы украсили полотенце матрешки? ( солнце)
- Из каких геометречиских фигур состоит солнце? (треугольники)
- А сколько лучиков у солнца? (4)
- А теперь посмотрите внимательно и скажите, чья работа вам понравилась больше всего? (…)
- А почему понравилась? ( лучики аккуратные, цвет насыщенный..)
Илемпи, понравились тебе работы наших детей?
Илемпи: Спасибо ребята. Мне ваши работы очень понравились. Теперь мои матрешки все разукрашены.
Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с заданием. А теперь тихонечко идем в группу.
НОД по художественно-эстетическому развитию Рисование на тему «Такие разные Матрёшки» в средней группе «Ромашки»
Цель занятия:
приобщение детей к чувашской народной культуре в изобразительной деятельности.
Задачи:
Формировать интерес к украшению силуэтов предметов знакомыми чувашскими геометризированными узорами.
Учить использовать трафареты с чувашскими узорами, развивать интерес к самостоятельному созданию выразительного образа в технике рисования (матрешек) по мотивам чувашского узора.
Развивать чувство цвета, умение самостоятельно выбирать цвета красок для рисования.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Вызывать интерес к чувашской народной культуре.
Социализация: приобщать детей к национально-культурным традициям, познакомить с народной игрушкой (матрёшкой); развивать интерес к народным игрушкам.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Словарная работа: Расписная матрешка, платье - кепе, фартук - саппун, тухья, мастер, художник
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и утвари, рассматривание чувашских костюмов, альбомов народного промысла, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, чувашские игры, посещение музея детского сада.
Оборудование: Компьютер, проектор, деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэты матрешек, образцы узоров чувашского орнамента, гуашь, трафареты, губки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем в гости к Илемпи. А в гости с пустыми руками не ходят. Какие угощения мы возьмем с собой? (Ответы детей), (проговаривается в группе)
Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли. Здравствуй, Илемпи. (Отдаю корзину с гостинцами)
Илемпи : Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются)
Воспитатель: Интересно, а что у нее в руках?
Илемпи: Ребята, хотите узнать что у меня в руках? Тогда отгадайте загадку.
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша любимая …..
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Илемпи, ребята отгадали твою загадку, но почему ты такая грустная?
Илемпи: Мне подарили матрешку, и ее подружек, но они не разукрашенные. И их надо разукрасить чувашскими узорами. Я успела разукрасить только одну.
Воспитатель: Не переживай, мы сейчас тебе поможем! Пошли с нами. Матрешки бывают разные. Матрешка родилась в Сергиевом Посаде и распространилась по всей России, изменяя свой вид и каждый автор привносил что-то свое. Их расписывают в разных областях. ( презентация)
Воспитатель: А мы с вами рассмотрим нашу чувашскую красавицу, во что она одета?
Дети рассматривают матрешку, рассказывают, во что она одета.
Дети: На голове у матрешки тухья из монеток. Рукава рубашки, подол юбки и фартук украшены чувашскими узорами.
Воспитатель: Да, чувашские узоры отличается яркостью и разнообразием. Каждый элемент геометрического орнамента наполнен особым смыслом. Посмотрите внимательно на нашу матрешку, и скажите какими цветами разукрашена наша матрешка.
Дети: красные, желтый, зеленый…
Илемпи: А я знаю что означают эти цвета. красный цвет для чувашей – это что-то красивое и прекрасное.
Белый цвет – свет и чистота. Зеленый цвет – это цвет красоты деревьев и растений. Желтый цвет – это любимый цвет чувашского народа. Каждый узор можно было «прочитать», как небольшой рассказ. (Включить презентацию с узорами).
Воспитатель: А матрешки хотят с нами поиграть. Давайте немножко поиграем.
Художественно-дидактическая игра «Матрешка, где ты?»
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. ( Воспитатель показывает две матрешки ( русскую и чувашскую) Затем просит положить руки за спину и просит ждать, мерным шагом обходит круг за спинами детей и приговаривает речитативом:
«Хожу брожу, матрешку держу.
Разберу пополам, деткам в ручки дам.»
Незаметно подкладывает половинки матрешек детям, стоящим в противоположных сторонах и шепчет:
«Ты тихонечко сиди, ничего не говори.
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Вдруг произносит: «Матрешки, вы где, покажитесь пожалуйста!» Дети, у которых в руках оказались матрешки половинки выходят в середину круга и соединяют половинки(две матрешки чувашская и русская), Воспитатель: Поиграли, а теперь давайте подойдем к доске и рассмотрим силуэты матрешек. На одном силуэте Илемпи уже нарисовала узор солнца. Илемпи: Посмотрите на узор Солнца – главный элемент чувашкого орнамента. Этот красивейший узор состоит из четырех треугольников. Треугольники – это как бы лучи солнца. Ведь древние чуваши считали что существует много солнц и думали что оно живое. А как вы думаете, почему сила солнца была в его ярких лучах?
Дети: солнце греет землю
Воспитатель: Мододцы ребята, солнце греет землю, а земля дает хороший урожай. Теперь посмотрите как мы с Илемпи будем разукрашивать чувашским узором полотенце которое держит матрешка. Чтобы нарисовать солнце мы будем использовать два цвета – желтый и зеленый. При помощи трафарета и губки я должна набить чувашский узор – солнце. Трафарет положу на полотенце что бы верхние углы были на краю полотенца. И все время придерживаю рукой. Затем возьму губку обмакну в желтую краску. Начинаю набивать узор с левого верхнего угла, потом правый нижний треугольник этим же цветом. Теперь губку макаю в зеленую краску и набиваю правый верхний треугольник и левый нижний треугольник. Аккуратно двумя руками убираем трафарет. Вот и получился узор.
(Самостоятельная деятельность) А теперь рассаживаемся за столы. Начинаем набивать узор на ваших силуэтах., попробуем стать мастерами-художниками и распишем полотенце матрешки чувашским узором - солнце. Дети садятся за столы и приступают к работе. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь в выборе цветового решения и расположения узора.
Анализ проделанной работы с детьми.
Илемпи: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. Пусть ваши работы немного подсохнут. Давайте встанем в круг и немного расслабимся: Психогимнастика «Солнце и тучка»
Вдох
За тучку солнышко зашло,
(съежиться, обнимая себя за плечи)
Стало зябко и темно
(выдох)
Солнце вышло из-за тучки,
(расправить плечи)
Мы теперь погреем ручки.
(задержать дыхание, выдох, расслабиться) Повторить пару раз.
Воспитатель: А давайте теперь сделаем выставку ваших работ. (Дети идут делать выставку).
- Каким чувашским узором мы украсили полотенце матрешки? ( солнце)
- Из каких геометречиских фигур состоит солнце? (треугольники)
- А сколько лучиков у солнца? (4)
- А теперь посмотрите внимательно и скажите, чья работа вам понравилась больше всего? (…)
- А почему понравилась? ( лучики аккуратные, цвет насыщенный..)
Илемпи, понравились тебе работы наших детей?
Илемпи: Спасибо ребята. Мне ваши работы очень понравились. Теперь мои матрешки все разукрашены.
Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности художественно-эстетическая деятельность Рисование по теме: «Такое разное море!» в старшей группе
Расширение и обобщение знаний детей о море, путём проведения экспериментов, в процессе поисков, художественного творчества.Закрепление способов и приемов рисования различными изобразительными ма...
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» Рисование на тему: «Русская красавица матрёшка. Украсим матрёшке сарафан» в старшей группе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», &laqu...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (Музыка) по теме «Такие разные эмоции»
Развитие музыкальных способностей: ладовысотного слуха, чувства ритма и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию речи на тему "Такой разный транспорт" (первая младшая группа)
Программное содержание:- учить детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомобили (такси), автобус, поезд, самолет, а также их основные части: кабину, кузов, руль, колеса, двери,...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: «Цветные шары» для детей средней группы.
Программное содержание: продолжать знакомить детей с приёмами изображения предметов круглой формы, овальной; развивать моторику рук; воспитывать стремление добиваться хорошего результата....
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию. Коллективное рисование на тему: «Салют Победы» в младше - средней группе.
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию. Коллективное рисование на тему: «Салют Победы» в младше - средней группе.Цель: формировать у детей представление о подвиге нар...