НОД по художественно-эстетическому развитию Рисование на тему «Такие разные Матрёшки» в средней группе «Ромашки»
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель занятия:

    приобщение детей к чувашской народной культуре в изобразительной деятельности.

Задачи:

       Формировать интерес к украшению силуэтов предметов знакомыми чувашскими геометризированными узорами.

       Учить использовать трафареты с чувашскими узорами, развивать интерес к самостоятельному созданию выразительного образа в технике рисования (матрешек) по мотивам чувашского узора.

       Развивать чувство цвета, умение самостоятельно выбирать цвета красок для рисования.

        Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

        Вызывать интерес к чувашской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

             МБДОУ «Абашевский детский сад «Хевел» Чебоксарского района Чувашской Республики

НОД по художественно-эстетическому развитию Рисование на тему «Такие разные Матрёшки» в средней группе «Ромашки»

Подготовил воспитатель:

Кондратьева Н.Н.

Абашево 2020 г.

Цель занятия:

    приобщение детей к чувашской народной культуре в изобразительной деятельности.

Задачи:

       Формировать интерес к украшению силуэтов предметов знакомыми чувашскими геометризированными узорами.

       Учить использовать трафареты с чувашскими узорами, развивать интерес к самостоятельному созданию выразительного образа в технике рисования (матрешек) по мотивам чувашского узора.

       Развивать чувство цвета, умение самостоятельно выбирать цвета красок для рисования.

        Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

        Вызывать интерес к чувашской народной культуре.

Социализация: приобщать детей к национально-культурным традициям, познакомить с народной игрушкой (матрёшкой); развивать интерес к народным игрушкам.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать  творчество, воображение.

Коммуникация: расширять словарный запас.

Физическая  культура:  дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Словарная работа: Расписная матрешка, платье - кепе, фартук - саппун, тухья, мастер, художник

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и утвари, рассматривание чувашских костюмов, альбомов народного промысла, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, чувашские игры, посещение музея детского сада.

Оборудование: Компьютер, проектор, деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэты матрешек, образцы узоров чувашского орнамента, гуашь, трафареты, губки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними. (дальше идем змейкой)

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня в гости к Илемпи. Интересно, а что у нее в руках?

Илемпи: Ребята, хотите узнать что у меня в руках? Тогда отгадайте загадку.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша любимая …..

Дети: Матрёшка.

 Воспитатель: Илемпи, ребята отгадали твою загадку, но почему ты такая грустная?

Илемпи: Мне подарили матрешку, и ее подружек, но они не разукрашенные. И их надо разукрасить чувашскими узорами. Я успела разукрасить одну.

 Воспитатель:   Не переживай, мы сейчас тебе поможем! Пошли с нами. Матрешки бывают разные. Матрешка родилась в Сергиевом Посаде и распространилась по всей России, изменяя свой вид и каждый автор привносил что-то свое. Их расписывают в разных областях.  ( презентация)

 Воспитатель: А мы с вами   рассмотрим нашу чувашскую красавицу, во что она одета?

Дети рассматривают матрешку, рассказывают, во что она одета.

Дети: На голове у матрешки тухья из монеток. Рукава рубашки, подол юбки и фартук украшены чувашскими узорами.  

Воспитатель. Да, чувашские узоры отличается яркостью и разнообразием. Каждый элемент геометрического орнамента наполнен особым смыслом.  Посмотрите внимательно на нашу матрешку, и скажите какими цветами разукрашена наша матрешка.

Дети: красные, желтый, зеленый…

Воспитатель: красный цвет для чувашей – это что-то красивое и прекрасное.

Белый цвет – свет и чистота. Зеленый цвет – это цвет красоты деревьев и растений. Желтый цвет – это любимый цвет чувашского народа. Каждый узор можно было «прочитать», как небольшой рассказ. (Включить презентацию с узорами).

Воспитатель: А матрешки хотят с нами поиграть. Давайте немножко поиграем.

Художественно-дидактическая игра «Матрешка, где ты?»  

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. ( Воспитатель показывает две матрешки ( русскую и чувашскую) Затем просит положить руки за спину и просит ждать, мерным шагом обходит круг за спинами детей и приговаривает речитативом:

«Хожу брожу, матрешку держу.

Разберу пополам, деткам в ручки дам.»

Незаметно подкладывает половинки матрешек детям, стоящим в противоположных сторонах и шепчет:

«Ты тихонечко сиди, ничего не говори.

Да и сам не смотри, только в ручке держи.

Вдруг произносит: «Матрешки, вы где, покажитесь пожалуйста!» Дети, у которых в руках оказались матрешки половинки выходят в середину круга и соединяют половинки(две матрешки чувашская и русская),   Воспитатель: Поиграли, а теперь давайте подойдем к доске и рассмотрим силуэты матрешек. На одном  силуэте Илемпи уже нарисовала узор солнца.  Посмотрите на узор Солнца – главный элемент чувашкого орнамента. Этот красивейший узор состоит из четырех треугольников. Треугольники – это как бы лучи солнца. Ведь древние чуваши считали что существует много солнц и думали что оно живое. А как вы думаете, почему сила солнца  была в его ярких лучах?

Дети: солнце греет землю

Воспитатель: Мододцы ребята, солнце греет землю, а земля дает хороший урожай.  Теперь посмотрите как я буду разукрашивать чувашским узором полотенце которое держит матрешка. Чтобы нарисовать солнце мы будем использовать два цвета – желтый и зеленый.  При помощи трафарета и губки я должна набить чувашский узор – солнце. Трафарет положу на полотенце что бы верхние углы были на краю полотенца. И все время придерживаю рукой.  Затем возьму губку обмакну в желтую краску. Начинаю набивать узор с левого верхнего угла, потом правый нижний треугольник этим же цветом. Теперь губку макаю в зеленую краску и набиваю правый верхний треугольник и левый нижний треугольник.  Аккуратно двумя руками убираем трафарет. Вот и получился узор.

(Самостоятельная деятельность) А теперь рассаживаемся за столы. Начинаем набивать узор на ваших силуэтах., попробуем стать мастерами-художниками и распишем полотенце   матрешки  чувашским узором - солнце. Дети садятся за столы и приступают к работе. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь в выборе цветового решения и расположения узора.

Анализ проделанной работы с детьми.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. А давайте сделаем выставку ваших работ. (Дети идут делать выставку).

- Каким чувашским узором мы украсили полотенце матрешки? ( солнце)

- Из каких геометречиских фигур состоит солнце? (треугольники)

- А сколько лучиков у солнца? (4)

- А теперь посмотрите внимательно и скажите, чья работа вам понравилась больше всего? (…)

- А почему понравилась? ( лучики аккуратные, цвет насыщенный..)

Илемпи, понравились тебе работы наших детей?

Илемпи: Спасибо ребята. Мне ваши работы очень понравились. Теперь мои матрешки все разукрашены.

Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с заданием. А теперь тихонечко идем в группу.

НОД по художественно-эстетическому развитию Рисование на тему «Такие разные Матрёшки» в средней группе «Ромашки»

Цель занятия:

    приобщение детей к чувашской народной культуре в изобразительной деятельности.

Задачи:

       Формировать интерес к украшению силуэтов предметов знакомыми чувашскими геометризированными узорами.

       Учить использовать трафареты с чувашскими узорами, развивать интерес к самостоятельному созданию выразительного образа в технике рисования (матрешек) по мотивам чувашского узора.

       Развивать чувство цвета, умение самостоятельно выбирать цвета красок для рисования.

        Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

        Вызывать интерес к чувашской народной культуре.

Социализация: приобщать детей к национально-культурным традициям, познакомить с народной игрушкой (матрёшкой); развивать интерес к народным игрушкам.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать  творчество, воображение.

Коммуникация: расширять словарный запас.

Физическая  культура:  дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Словарная работа: Расписная матрешка, платье - кепе, фартук - саппун, тухья, мастер, художник

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и утвари, рассматривание чувашских костюмов, альбомов народного промысла, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, чувашские игры, посещение музея детского сада.

Оборудование: Компьютер, проектор, деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэты матрешек, образцы узоров чувашского орнамента, гуашь, трафареты, губки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем в гости к Илемпи. А в гости с пустыми руками не ходят. Какие угощения мы возьмем с собой? (Ответы детей), (проговаривается в группе)

Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли. Здравствуй, Илемпи. (Отдаю корзину с гостинцами)

Илемпи : Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются)

Воспитатель: Интересно, а что у нее в руках?

Илемпи: Ребята, хотите узнать что у меня в руках? Тогда отгадайте загадку.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша любимая …..

Дети: Матрёшка.

 Воспитатель: Илемпи, ребята отгадали твою загадку, но почему ты такая грустная?

Илемпи: Мне подарили матрешку, и ее подружек, но они не разукрашенные. И их надо разукрасить чувашскими узорами. Я успела разукрасить только одну.

 Воспитатель:   Не переживай, мы сейчас тебе поможем! Пошли с нами. Матрешки бывают разные. Матрешка родилась в Сергиевом Посаде и распространилась по всей России, изменяя свой вид и каждый автор привносил что-то свое. Их расписывают в разных областях.  ( презентация)

 Воспитатель: А мы с вами   рассмотрим нашу чувашскую красавицу, во что она одета?

Дети рассматривают матрешку, рассказывают, во что она одета.

Дети: На голове у матрешки тухья из монеток. Рукава рубашки, подол юбки и фартук украшены чувашскими узорами.  

Воспитатель: Да, чувашские узоры отличается яркостью и разнообразием. Каждый элемент геометрического орнамента наполнен особым смыслом.  Посмотрите внимательно на нашу матрешку, и скажите какими цветами разукрашена наша матрешка.

Дети: красные, желтый, зеленый…

Илемпи: А я знаю что означают эти цвета. красный цвет для чувашей – это что-то красивое и прекрасное.

Белый цвет – свет и чистота. Зеленый цвет – это цвет красоты деревьев и растений. Желтый цвет – это любимый цвет чувашского народа. Каждый узор можно было «прочитать», как небольшой рассказ. (Включить презентацию с узорами).

Воспитатель: А матрешки хотят с нами поиграть. Давайте немножко поиграем.

Художественно-дидактическая игра «Матрешка, где ты?»  

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. ( Воспитатель показывает две матрешки ( русскую и чувашскую) Затем просит положить руки за спину и просит ждать, мерным шагом обходит круг за спинами детей и приговаривает речитативом:

«Хожу брожу, матрешку держу.

Разберу пополам, деткам в ручки дам.»

Незаметно подкладывает половинки матрешек детям, стоящим в противоположных сторонах и шепчет:

«Ты тихонечко сиди, ничего не говори.

Да и сам не смотри, только в ручке держи.

Вдруг произносит: «Матрешки, вы где, покажитесь пожалуйста!» Дети, у которых в руках оказались матрешки половинки выходят в середину круга и соединяют половинки(две матрешки чувашская и русская),   Воспитатель: Поиграли, а теперь давайте подойдем к доске и рассмотрим силуэты матрешек. На одном  силуэте Илемпи уже нарисовала узор солнца.  Илемпи: Посмотрите на узор Солнца – главный элемент чувашкого орнамента. Этот красивейший узор состоит из четырех треугольников. Треугольники – это как бы лучи солнца. Ведь древние чуваши считали что существует много солнц и думали что оно живое. А как вы думаете, почему сила солнца  была в его ярких лучах?

Дети: солнце греет землю

Воспитатель: Мододцы ребята, солнце греет землю, а земля дает хороший урожай.  Теперь посмотрите как  мы с Илемпи будем разукрашивать чувашским узором полотенце которое держит матрешка. Чтобы нарисовать солнце мы будем использовать два цвета – желтый и зеленый.  При помощи трафарета и губки я должна набить чувашский узор – солнце. Трафарет положу на полотенце что бы верхние углы были на краю полотенца. И все время придерживаю рукой.  Затем возьму губку обмакну в желтую краску. Начинаю набивать узор с левого верхнего угла, потом правый нижний треугольник этим же цветом. Теперь губку макаю в зеленую краску и набиваю правый верхний треугольник и левый нижний треугольник.  Аккуратно двумя руками убираем трафарет. Вот и получился узор.

(Самостоятельная деятельность) А теперь рассаживаемся за столы. Начинаем набивать узор на ваших силуэтах., попробуем стать мастерами-художниками и распишем полотенце   матрешки  чувашским узором - солнце. Дети садятся за столы и приступают к работе. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь в выборе цветового решения и расположения узора.

Анализ проделанной работы с детьми.

Илемпи: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. Пусть ваши работы немного подсохнут. Давайте встанем в круг  и немного расслабимся:  Психогимнастика «Солнце и тучка»

Вдох

За тучку солнышко зашло,

(съежиться, обнимая себя за плечи)

Стало зябко и темно

(выдох)

Солнце вышло из-за тучки,

(расправить плечи)

Мы теперь погреем ручки.

(задержать дыхание, выдох, расслабиться) Повторить пару раз.

Воспитатель:  А давайте  теперь сделаем выставку ваших работ. (Дети идут делать выставку).

- Каким чувашским узором мы украсили полотенце матрешки? ( солнце)

- Из каких геометречиских фигур состоит солнце? (треугольники)

- А сколько лучиков у солнца? (4)

- А теперь посмотрите внимательно и скажите, чья работа вам понравилась больше всего? (…)

- А почему понравилась? ( лучики аккуратные, цвет насыщенный..)

Илемпи, понравились тебе работы наших детей?

Илемпи: Спасибо ребята. Мне ваши работы очень понравились. Теперь мои матрешки все разукрашены.

Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности художественно-эстетическая деятельность Рисование по теме: «Такое разное море!» в старшей группе

Расширение и обобщение знаний детей о море, путём проведения экспериментов, в процессе поисков, художественного творчества.Закрепление способов  и приемов рисования различными изобразительными ма...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» Рисование на тему: «Русская красавица матрёшка. Украсим матрёшке сарафан» в старшей группе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», &laqu...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (Музыка) по теме «Такие разные эмоции»

Развитие музыкальных способностей: ладовысотного слуха, чувства ритма и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Такой разный транспорт" (первая младшая группа)

Программное содержание:- учить детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомобили (такси), автобус, поезд, самолет, а также их основные части: кабину, кузов, руль, колеса, двери,...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: «Цветные шары» для детей средней группы.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с приёмами изображения предметов круглой формы, овальной; развивать моторику рук; воспитывать стремление добиваться хорошего результата....

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию. Коллективное рисование на тему: «Салют Победы» в младше - средней группе.

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию. Коллективное рисование на тему: «Салют Победы» в младше - средней группе.Цель: формировать у детей представление о подвиге нар...