Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «В гостях у Хозяюшки»
методическая разработка

Дмитриева Полина Сергеевна

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_v_gsotyah_u_hozyayushki.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 80 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

«В гостях у Хозяюшки»

Воспитатель группы:

Дмитриева Полина Сергеевна

Санкт-Петербург

2020

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа.

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания детей о традициях русского народа;
  2. Побуждать детей создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.

Развивающие задачи:

  1. Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Предварительная работа: подбор аудиозаписей «Звуки природы», сбор семян ясеня и клена, подготовка шапочек.

Оборудование: Музыкальный центр; русский народный костюм (для воспитателя); соленое тесто, одна птичка – жаворонок из теста, семена ясеня и клена, одноразовые тарелки (по количеству детей), бусинки, бисер; шапочки птиц – синичек, грачей, тетеревов, дрозда для игры; оборудование для «Русской избы».

Ход НОД

Этапы деятельности

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Психологический настрой  

(1 мин.)

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие,

эмоциональная поддержка ребёнка.

 - Здравствуйте, здравствуйте, ребята! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в «избу», я в ней Хозяюшка. Садитесь на лавочки, а я вас всех разгляжу, про какого-то и  потешку скажу.

Хозяюшка ходит около детей, гладит их по головкам, кое-кого выводит на середину избы, а затем, сказав потешку, провожает на место.

Наша Машенька в саду

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблочка в саду!

У Ванечки руки в бок, глазки в потолок.

Пошел за порог – упал поперек…

И не заплакал!

Встал и пошел, вот как хорошо!

А у Настеньки коса —

Всему городу краса.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, коса, не путайся,

Настя, маму слушайся!

Дети входят в «избу», их встречает Хозяюшка.

Садятся на лавочки.

Художественное слово (потешки)

Вводно-организационный

(1 мин.)

Организация направленного внимания.

- Всех я разглядела, на всех полюбовалась, теперь и вы оглядитесь в моей избушке.

Хозяюшка обращает внимание детей  на стол, где лежит блюдо с блинами, птичками. 

Встают и осматривают «избу».

Подходят к  столу.

Рассматривание, беседа.

Расширение  имеющихся представлений

(5 мин.)

Расширение знаний и представлений о народных праздниках, традициях русского народа.

 -   Ребята, а вы знаете, как называется народный праздник, где главным и традиционным угощением всю неделю являются блины? Да, этот праздник называется Масленица. С зимой мы прощаемся, а весну встречаем.

 - Масленицу празднуют всю неделю: Понедельник – встреча Масленицы, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгуляй! Весь день веселись и домой не торопись! На базаре в этот день чего только не увидишь: и блины, и квас, и мед, и конфеты да орехи – ребячьи утехи. Тут и карусели, и горы, и тройки русские, и, конечно, скоморохи! Пройдет пятница – тещины вечера, пройдет суббота – золовкины посиделки, придет прощеное воскресенье. Днем гулянья уже на убыль пойдут, а вечером негромко зазвонят колокола, люди попросят друг у друга прощенья, сами всех за все простят. Так по-доброму, тихо и ласково кончается самый громкий, самый шумный, самый потешный праздник русского народа – Масленица.

Не забудьте и вы про этот обычай – попросите прощения и сами простите всех в последний день этой веселой недели. Так всегда провожает Масленицу русский народ.

А после Масленицы наступит другой весенний праздник, а называется он – Сороки! Птицы к нам с юга возвращаются: грачи, жаворонки и еще много других птиц сорок-сороков. Летят птички высоко, крылышками машут, весну - красну на крыльях несут.

- Ребята, раньше в деревне весну зазывали, чтобы поскорей приходила. Лепили из теста птичек, поднимали их высоко-высоко и закличку кричали, настоящих птиц звали, чтобы они поскорей из дальних стран прилетели и весну с собой принесли. Закличка вот такая:

Птички, птички, к нам летите

И весну с собой несите,

Весну ясную,

Весну красную!

- Давайте и мы так позовем птичек и Весну - красну? А для этого нам нужно приготовить птичек – жаворонков. Давайте жаворонков слепим? Где моя волшебная скатерть – самобраночка? Да, вот же она!

Отвечают на вопросы.

Вспоминают.

Слушают.

Дети повторяют закличку.

Беседа

Рассказ воспитателя, художественное слово

Практическая работа

(10 мин.)

Применение полученных ранее знаний, навыков и умений

Хозяюшка находит в «избе» скатерть-самобранку и обращается к ней.

 - Скатерочка - самобраночка, дай, пожалуйста, нам тесто!

Хозяюшка раскрывает скатерть и вместе с детьми находят  там  соленое тесто.

- Вот и тесто. Спасибо, скатерть-самобранка! Посмотрите, несколько птичек уже прилетело к нам на стол. Давайте их рассмотрим. Из каких частей оно состоят? Для того чтобы у Вас получились птички, нужно слепить овальное тело и из него вытянуть голову, округлой формы и клюв.

Хозяюшка показывает детям как это можно  сделать, напоминает приемы лепки.

- Ребята, а как вы думаете, из чего можно сделать глаза птичкам? Да, глаза можно сделать из бусин, а еще их можно использовать для украшения ваших птичек. Крылья и хвост мы можем сделать из семян клена и ясеня. Теперь можно приниматься и за дело!

Хозяюшка по мере надобности оказывает помощь детям, обращая внимание детей на образец птички - жаворонка.

Звучит музыка «Звуки природы. Лес».

Садятся за столы и рассматривают птичку – жаворонка.

Размышляют, отвечают на вопросы.

Начинают лепить «жаворонков» из соленого теста.

Рассматривание, беседа

Организация индивидуальной деятельности каждого ребенка

Рефлективно – корригирующий

(1 мин.)

Формирование элементарных навыков самоконтроля.

- Посмотрите, какие красивые жаворонки у Вас получились. Теперь можно и весну звать. Давайте повыше заберемся! В старину, когда зазывали весну, даже на заборы залезали – повыше, чтобы птицы в небе услышали.

Хозяюшка еще раз  повторяет слова заклички. Вместе с детьми  встает с лавочки и предлагает детям полетать по «избе», помахать «птичками», исполняя закличку.

Рассматривают друг у друга птичек, исправляют возможные ошибки.

Встают, летают по «избе», повторяя слова заклички.

Индивидуальная работа

Игра, художественное слово (закличка)

Заключительный этап

(2 мин.)

Обобщение полученного ребёнком опыта

- Хорошо позвали: громко, весело. Птицы услышат, прилетят, весну на крыльях принесут. Как весело мы с вами сегодня с птичками играли, весну зазывали!

- Пока мы играли, некоторые птички уже прилетели, стали гнезда вить, новоселья праздновать. Слышите? Летят!

Звучит музыка «Звуки природы. Голоса птиц».

- Птицы к нам летят, поиграть с детьми хотят. Птичек на стол положите и ко мне все подойдите. А давайте сами в птичек превратимся?  Шапочки птичек в «избе» у меня где - то есть.

Ищет шапочки, надевает их детям – синички, грачи, тетеревы, дрозд и приговаривает: - Вот они, птички-невелички! Как они чирикают? Сестрички-синички – зинь-зинь-зинь, грачи – карр, гуси-лебеди – га-га-га. А это кто? Да это же две тетери!

Игра «Догонялки».

- Прилетайте птички  к нам на лужок да поклюйте творожок, а как мы в ладоши хлопнем, да трещоткой затрещим, улетайте побыстрей! А эта птичка-невеличка называется дроздок. Присаживайся дружок на корточки, а мы встанем в круг.

Скок-скок-поскок,

(дети прыгают на месте)

Молодой дроздок,

Поскорей вставай

Да ребят догоняй!

- Весело поиграли! А как бегали быстро и даже не заметили, что пришла пора нам прощаться, вам в группу возвращаться. Птичек вы с собой возьмите, своим родителям подарите, да про праздник расскажите. До свидания!

Слушают голоса птиц.

Кладут на стол в тарелочки своих птичек и подходят к Хозяюшке.

Одевают шапочки птиц. Дети летают, клюют.

Ребенок – дрозд садится на корточки, а остальные встают вокруг него, прыгают на двух ногах.

Дети разбегаются, прячутся на лавочки.

Берут птичек – жаворонок, прощаются с Хозяюшкой.

Беседа, игра, художественное слово (закличка)

В конце НОД дети должны:

  1. Знать о народном празднике «Масленица»;
  2. Иметь представление о народном празднике «Сороки»;
  3. Уметь лепить птичку - жаворонка, дополняя ее образ интересными деталями.

При подготовке конспекта НООД использовалась методическая литература:

1.  Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет. Автор книги: Мария Зацепина. Серия: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

Издательство: Мозаика-Синтез. Город издания: Москва. Год издания: 2006;

2. Народные праздники в детском саду.   Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет. Серия Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. Автор книги: Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Издательство: Мозаика-Синтез. Город издания: Москва. Год издания: 2012;

3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» («Музыка») Во 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У Маши»

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»  («Музыка»)Во 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ«В ГОСТЯХ У Маши» на основе МДИ    ...

Конспект организованно- образовательной деятельности "Золотая осень в гости к нам пришла" .Возрастная группа: 1 младшая.Направление образования и развития(образовательная область): художественно-эстетическая развитие.

Конспект организованно- образовательной деятельности "Золотая осень в гости к нам пришла".Возрастная группа: 1 младшаяНаправление образования и развития(образовательная область): художественно-эстетич...

Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое" (Речевое развитие)

Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительностьь движения со словами. Учить передавать образ ...

Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое направление развития детей.

Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс. Чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведе...

Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...