Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «В гостях у Хозяюшки»
методическая разработка
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_gsotyah_u_hozyayushki.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 80 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
«В гостях у Хозяюшки»
Воспитатель группы:
Дмитриева Полина Сергеевна
Санкт-Петербург
2020
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Обобщить и закрепить знания детей о традициях русского народа;
- Побуждать детей создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
Развивающие задачи:
- Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Предварительная работа: подбор аудиозаписей «Звуки природы», сбор семян ясеня и клена, подготовка шапочек.
Оборудование: Музыкальный центр; русский народный костюм (для воспитателя); соленое тесто, одна птичка – жаворонок из теста, семена ясеня и клена, одноразовые тарелки (по количеству детей), бусинки, бисер; шапочки птиц – синичек, грачей, тетеревов, дрозда для игры; оборудование для «Русской избы».
Ход НОД
Этапы деятельности | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности |
Психологический настрой (1 мин.) | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребёнка. | - Здравствуйте, здравствуйте, ребята! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в «избу», я в ней Хозяюшка. Садитесь на лавочки, а я вас всех разгляжу, про какого-то и потешку скажу. Хозяюшка ходит около детей, гладит их по головкам, кое-кого выводит на середину избы, а затем, сказав потешку, провожает на место. Наша Машенька в саду Что оладушек в меду, Что оладушек в меду, Сладко яблочка в саду! У Ванечки руки в бок, глазки в потолок. Пошел за порог – упал поперек… И не заплакал! Встал и пошел, вот как хорошо! А у Настеньки коса — Всему городу краса. Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса, Расти, коса, не путайся, Настя, маму слушайся! | Дети входят в «избу», их встречает Хозяюшка. Садятся на лавочки. | Художественное слово (потешки) |
Вводно-организационный (1 мин.) | Организация направленного внимания. | - Всех я разглядела, на всех полюбовалась, теперь и вы оглядитесь в моей избушке. Хозяюшка обращает внимание детей на стол, где лежит блюдо с блинами, птичками. | Встают и осматривают «избу». Подходят к столу. | Рассматривание, беседа. |
Расширение имеющихся представлений (5 мин.) | Расширение знаний и представлений о народных праздниках, традициях русского народа. | - Ребята, а вы знаете, как называется народный праздник, где главным и традиционным угощением всю неделю являются блины? Да, этот праздник называется Масленица. С зимой мы прощаемся, а весну встречаем. - Масленицу празднуют всю неделю: Понедельник – встреча Масленицы, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгуляй! Весь день веселись и домой не торопись! На базаре в этот день чего только не увидишь: и блины, и квас, и мед, и конфеты да орехи – ребячьи утехи. Тут и карусели, и горы, и тройки русские, и, конечно, скоморохи! Пройдет пятница – тещины вечера, пройдет суббота – золовкины посиделки, придет прощеное воскресенье. Днем гулянья уже на убыль пойдут, а вечером негромко зазвонят колокола, люди попросят друг у друга прощенья, сами всех за все простят. Так по-доброму, тихо и ласково кончается самый громкий, самый шумный, самый потешный праздник русского народа – Масленица. Не забудьте и вы про этот обычай – попросите прощения и сами простите всех в последний день этой веселой недели. Так всегда провожает Масленицу русский народ. А после Масленицы наступит другой весенний праздник, а называется он – Сороки! Птицы к нам с юга возвращаются: грачи, жаворонки и еще много других птиц сорок-сороков. Летят птички высоко, крылышками машут, весну - красну на крыльях несут. - Ребята, раньше в деревне весну зазывали, чтобы поскорей приходила. Лепили из теста птичек, поднимали их высоко-высоко и закличку кричали, настоящих птиц звали, чтобы они поскорей из дальних стран прилетели и весну с собой принесли. Закличка вот такая: Птички, птички, к нам летите И весну с собой несите, Весну ясную, Весну красную! - Давайте и мы так позовем птичек и Весну - красну? А для этого нам нужно приготовить птичек – жаворонков. Давайте жаворонков слепим? Где моя волшебная скатерть – самобраночка? Да, вот же она! | Отвечают на вопросы. Вспоминают. Слушают. Дети повторяют закличку. | Беседа Рассказ воспитателя, художественное слово |
Практическая работа (10 мин.) | Применение полученных ранее знаний, навыков и умений | Хозяюшка находит в «избе» скатерть-самобранку и обращается к ней. - Скатерочка - самобраночка, дай, пожалуйста, нам тесто! Хозяюшка раскрывает скатерть и вместе с детьми находят там соленое тесто. - Вот и тесто. Спасибо, скатерть-самобранка! Посмотрите, несколько птичек уже прилетело к нам на стол. Давайте их рассмотрим. Из каких частей оно состоят? Для того чтобы у Вас получились птички, нужно слепить овальное тело и из него вытянуть голову, округлой формы и клюв. Хозяюшка показывает детям как это можно сделать, напоминает приемы лепки. - Ребята, а как вы думаете, из чего можно сделать глаза птичкам? Да, глаза можно сделать из бусин, а еще их можно использовать для украшения ваших птичек. Крылья и хвост мы можем сделать из семян клена и ясеня. Теперь можно приниматься и за дело! Хозяюшка по мере надобности оказывает помощь детям, обращая внимание детей на образец птички - жаворонка. Звучит музыка «Звуки природы. Лес». | Садятся за столы и рассматривают птичку – жаворонка. Размышляют, отвечают на вопросы. Начинают лепить «жаворонков» из соленого теста. | Рассматривание, беседа Организация индивидуальной деятельности каждого ребенка |
Рефлективно – корригирующий (1 мин.) | Формирование элементарных навыков самоконтроля. | - Посмотрите, какие красивые жаворонки у Вас получились. Теперь можно и весну звать. Давайте повыше заберемся! В старину, когда зазывали весну, даже на заборы залезали – повыше, чтобы птицы в небе услышали. Хозяюшка еще раз повторяет слова заклички. Вместе с детьми встает с лавочки и предлагает детям полетать по «избе», помахать «птичками», исполняя закличку. | Рассматривают друг у друга птичек, исправляют возможные ошибки. Встают, летают по «избе», повторяя слова заклички. | Индивидуальная работа Игра, художественное слово (закличка) |
Заключительный этап (2 мин.) | Обобщение полученного ребёнком опыта | - Хорошо позвали: громко, весело. Птицы услышат, прилетят, весну на крыльях принесут. Как весело мы с вами сегодня с птичками играли, весну зазывали! - Пока мы играли, некоторые птички уже прилетели, стали гнезда вить, новоселья праздновать. Слышите? Летят! Звучит музыка «Звуки природы. Голоса птиц». - Птицы к нам летят, поиграть с детьми хотят. Птичек на стол положите и ко мне все подойдите. А давайте сами в птичек превратимся? Шапочки птичек в «избе» у меня где - то есть. Ищет шапочки, надевает их детям – синички, грачи, тетеревы, дрозд и приговаривает: - Вот они, птички-невелички! Как они чирикают? Сестрички-синички – зинь-зинь-зинь, грачи – карр, гуси-лебеди – га-га-га. А это кто? Да это же две тетери! Игра «Догонялки». - Прилетайте птички к нам на лужок да поклюйте творожок, а как мы в ладоши хлопнем, да трещоткой затрещим, улетайте побыстрей! А эта птичка-невеличка называется дроздок. Присаживайся дружок на корточки, а мы встанем в круг. Скок-скок-поскок, (дети прыгают на месте) Молодой дроздок, Поскорей вставай Да ребят догоняй! - Весело поиграли! А как бегали быстро и даже не заметили, что пришла пора нам прощаться, вам в группу возвращаться. Птичек вы с собой возьмите, своим родителям подарите, да про праздник расскажите. До свидания! | Слушают голоса птиц. Кладут на стол в тарелочки своих птичек и подходят к Хозяюшке. Одевают шапочки птиц. Дети летают, клюют. Ребенок – дрозд садится на корточки, а остальные встают вокруг него, прыгают на двух ногах. Дети разбегаются, прячутся на лавочки. Берут птичек – жаворонок, прощаются с Хозяюшкой. | Беседа, игра, художественное слово (закличка) |
В конце НОД дети должны:
- Знать о народном празднике «Масленица»;
- Иметь представление о народном празднике «Сороки»;
- Уметь лепить птичку - жаворонка, дополняя ее образ интересными деталями.
При подготовке конспекта НООД использовалась методическая литература:
1. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет. Автор книги: Мария Зацепина. Серия: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду
Издательство: Мозаика-Синтез. Город издания: Москва. Год издания: 2006;
2. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет. Серия Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. Автор книги: Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Издательство: Мозаика-Синтез. Город издания: Москва. Год издания: 2012;
3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» («МУЗЫКА») «В ГОСТЯХ У БЕЛОСНЕЖКИ И ГНОМОВ» с элементами упражнений по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Задачи:1. Закрепление вокально-певческих навыков.Ø Звуко-высотногослуха;Ø Правильного дыхания;Ø Дикции, артикуляции;Ø...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» («Музыка») Во 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У Маши»
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» («Музыка»)Во 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ«В ГОСТЯХ У Маши» на основе МДИ ...
Конспект организованно- образовательной деятельности "Золотая осень в гости к нам пришла" .Возрастная группа: 1 младшая.Направление образования и развития(образовательная область): художественно-эстетическая развитие.
Конспект организованно- образовательной деятельности "Золотая осень в гости к нам пришла".Возрастная группа: 1 младшаяНаправление образования и развития(образовательная область): художественно-эстетич...
Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое" (Речевое развитие)
Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительностьь движения со словами. Учить передавать образ ...
Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое направление развития детей.
Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс. Чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведе...
Технологическая карта занятия Образовательная область: художественно – эстетическое, познавательное развитие. Тема занятия: Машины едут по улице. Возрастная группа: старшая группа Цель занятия: Расширение представление детей о транспорте на улицах города
Технологическая карта занятия...
Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...