Индивидуальный образовательный маршрут
материал (средняя группа)
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка сЗПР с расстройствами аутистического спектра средней группы
(4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ЗПР с РАС | 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка сЗПР с расстройствами аутистического спектра средней группы
(4-5 лет)
Воспитатели: Гончарук Т.Ю., Мощинская С. А.
2020 - 2021
Пояснительная записка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
На практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
• Интеллектуального;
• Эмоционально-волевого;
• Деятельностного;
• Нравственно-духовного.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной , сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка
Фамилия, имя ребенка: Г.
Возраст:4 года 6 мес.
Группа: средняя группа
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непрерывная образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь 1 неделя | Прогулка «Соберем букет из листьев» | Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» | Упражнение «Дождик». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи | Закрепить дома упражнение «Дождик» |
2 неделя | Закрепить понятия «Времена года» | Игра «В огороде у козы Лизы». Расширение словарного запаса. (Тема «Овощи».) Дифференциация овощей и фруктов. | Пальчиковая гимнастика «У Лариски — две редиски» | Порекомендовать родителям перечень игр на закрепление понятия «Времена года» |
3 неделя | Ситуативный разговор об элементарных правилах поведения. | Игра «Четвертый лишний». Развитие зрительного внимания, дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания, по форме, по цвету. | Упражнение «Ежик и барабан». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи | |
4 неделя | Поручение: помоги собрать игрушки. | Упражнение «Бабочка и грибок». Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ. | Пальчиковая игра «За ягодами» | Закрепление упражнения «Бабочка и грибок» |
Октябрь 1 неделя | Поручение: помоги найти игрушку. | Упражнение «Мячик». Работа над четкостью дикции. | Пальчиковая гимнастика «Игрушки» | Предложить нарисовать любимую игрушку (закрепление основных цветов) |
2 неделя | Предложить перед сном аккуратно повесить вещи на стульчике | Упражнение «Будь внимательным». Развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса (тема «Одежда»). Развитие зрительного внимания. Дифференциация зимней и летней одежды. | Пальчиковая гимнастика «Аленка» | Повтор стихотворения, выученного в детском саду. |
3 неделя | Упражнение «Я умею чисто мыться» | «Что перепутал художник?». Развитие зрительного внимания. | Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас?» | Закрепление пальчиковой гимнастики |
4 неделя | После сна сложить и убрать на место дорожки «здоровья» | Упражнение «Котенок и кресло». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению предлогов НА, С, В, ИЗ. | Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» | Предложить поупражнять в употреблении предлогов НА, С, В, ИЗ. |
Ноябрь 1 неделя | Поручение: помоги донести до участка выносной материал. | Упражнение «Большой и маленький». Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Пальчиковая гимнастика «Помощники» | Попросить рассказать, чем ребенок занимался в ДОУ |
2 неделя | Поручение: собрать формочки в ведерко | Д/и. «Когда это бывает» - Закрепить знания о временах года, развивать связную речь. | Упражнение на развитие мелкой моторики «Собери бусы» | Предложить родителям закрепить знания о временах года Д/и. «Когда это бывает» |
3 неделя | Предложить насыпать корм в кормушку на участке. | Игра «Давайте отгадаем». Обучение отгадыванию загадок по теме «Зимующие птицы» с опорой на предметные картинки | Пальчиковая гимнастика «Кормушка» | Предложить закрепить умение отгадывать загадки |
4 неделя | Предложить разложить материал к НОД (лепка) | Упражнение «Переставь цветок». Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. | Хороводная игра «Воробей». Координация речи с движением, развитие подражательности | Закрепить употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. |
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непрерывная образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Декабрь 1 неделя | Закрепить знания о времени года «Зима» | Д/и «Запомни слова» - Развивать память, речь. | Развивать эмоцианально -волевую сферу: применение песочной терапии. | Порекомендовать родителям: Закрепить знания о времени года «Зима» |
2 неделя | Дежурство по столовой. - Учить правильно сервировать стол. | Д/и «Кому нужны эти предметы» - развивать внимание, речь. | Психогимнастика. Игра «Кто у нас хороший?» Помочь в преодолении застенчивости, замкнутости. | |
3 неделя | Хозяйственно-бытовой труд. Предложить протереть влажной тряпкой полку для животных. | Д/и «Помоги разложить картинки на группы» Развивать внимание, разговорную речь. | Упражнение направленное на развитие устойчивости, концентрации внимания: «Недостающие детали» | Порекомендовать родителям вести беседу по пути домой «Что встретил по пути домой» |
4 неделя | Поручение: помоги собрать игрушки. | Д/и «Чьи детки» -Закрепить знания о домашних животных и их детенышах. | Ритмическая игра «Рука твоя, рука моя» | Порекомендовать родителям Ритмическую игру «Рука твоя, рука моя» |
Январь 2 неделя | Поручение: расставить подставки для кисточек с правой стороны и положить кисточки | Д/и «Что, где растет?» - закрепить представления о том, где растут овощи, фрукты, грибы. | Упражнение на развитие зрительного восприятия «Собери из частей» | |
3 неделя | Предложить перед сном аккуратно повесить вещи на стульчике | Д/и «Кто позвал тебя» Развивать разговорную речь | Упражнение направленное на развитие устойчивости, концентрации внимания: «Найди отличия» | Порекомендовать родителям вести беседу по пути в д/с. «Что (кого) встретил по пути в д/с.» |
4 неделя | Труд в природе: учить правильно пользоваться лопаткой при выполнении различных трудовых операциях (уборка снега, сгребание снега) | Упражнение на развитие зрительного восприятия «Собери из частей» | Игра на развитие контактности: «Погладь кошку» | Порекомендовать родителям игру на развитие контактности: «Погладь кошку (собачку)» |
Февраль 1 неделя | Поручение: помоги донести до участка выносной материал. | Упражнение «позови мячом» расширять словарный запас, разговорную речь. | Упражнение на развитие мелкой моторики: собирание мозаики по образцу | Попросить рассказать, чем ребенок занимался в ДОУ |
2 неделя | Поручение: набрать снег в ведерко, для опыта-эксперимента. | Игра «Вьюга». Развитие силы голоса. | Хороводная игра «Снежная баба». Координация слова с движением, развитие творческого воображения | Предложить сделать снеговика и рассказать про него. |
3 неделя | Предложить расставить в уголке природы диких и домашних животных на свои полочки | Д/и. «Петрушка угадай, какая у меня игрушка» - Учить описывать предмет не называя его, развивать речь. | Лепка «Снеговик» - Развитие мелкой моторики рук | Рекомендации родителям, чаще давать дома ребенку пластилин или тесто для лепки. |
4 неделя | Предложить разложить материал к НОД (лепка) | Игра на развитие контактности: «Поиграй с куклой» | Упражнение на развитие мелкой моторики рук: раскрашивание рисунка карандашом. | Рекомендовать родителям дома давать перебирать крупы для развития мелкой моторики рук. |
Месяц Неделя | Режимные моменты | Дидактические игры, непрерывная образовательная деятельность | Совместная деятельность с педагогом | Взаимодействие с родителями |
Март 1 неделя | Трудовое поручение: учить украшать дорожки цветной водой | Игра на развитие контактности: «Семья» | Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Соедени по точкам» | |
2 неделя | Поручение: Поставить машинки в гараж, чтобы смотрели на деток. | .Игра на развитие контактности «Позови ласково» | Упражнение на развитие мелкой моторики рук: Прописи. - Учить рисовать по точкам. | Рекомендации Родителям: Пользоваться раскрасками |
3 неделя | Дежурство по столовой: закреплять навыки правильной сервировки стола | Игра «Волшебный сундучок» разглядывание и изучение новых предметов. – расширять словарный запас. | Упражнение на развитие мелкой моторики рук: кубики Дьенеша | Попросить рассказать, чем ребенок занимался в ДОУ |
4 неделя | Поручение: помоги помыть игрушки. | Д/и. «Овощи, фрукты» - Развивать память, разговорную речь. | Упражнение на формирование наглядно – образного мышления, процесс классификации: «Собери в группы» | |
Апрель 1 неделя | Предложить в своем шкафчике сложить аккуратно вещи | Д/и. «Рыба, птица, зверь» - Закрепить знания о животных, развивать внимание , речь. | Артикуляционная гимнастика «Улыбка» | Рекомендации Родителям: артикуляционная гимнастика: «Улыбка» |
2 неделя | Предложить перед сном аккуратно повесить вещи на стульчике | Д/и. «Скажи как я» - Повышать речевую активность, учить внимательно слушать. | Артикуляционная гимнастика «Хоботок», «Хомячок». | Рекомендации Родителям: артикуляционная гимнастика: «Хоботок», «Хомячок». |
3 неделя | Упражнение «Я умею чисто мыться» | «Что перепутал художник?». Развитие зрительного внимания. | Артикуляционная гимнастика «Лопата», «Чашечка» | Рекомендации Родителям: артикуляционная гимнастика: «Лопата», «Чашечка» |
4 неделя | Перед сном расстелить дорожки «здоровья» | Д/и. «Закончи предложение» -Учить заканчивать предложение начатое взрослым, развивать речь. | Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко», «Чашечка». | Рекомендации Родителям: артикуляционная гимнастика: «Котенок лакает молоко», «Чашечка». |
Май 1 неделя | Поручение: помоги донести до участка выносной материал. | Упражнение «Большой и маленький». Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Артикуляционная гимнастика «Качели», «Иголочка». | Рекомендации Родителям: артикуляционная гимнастика: «Качели», «Иголочка». |
2 неделя | .Предложить убрать после сна дорожку «Здоровья» | Д/и. «Чудесный мешочек» - Развивать тактильные ошущения, речь. | Артикуляционная гимнастика «Мостик», «Часики». | Рекомендации Родителям: артикуляционная гимнастика: «Мостик», «Часики».. |
3 неделя | Предложить смести песок с песочницы | Д/и. «Кому нужны эти предметы» -Развивать разговорную речь. | Артикуляционная гимнастика «Вкусный мед», «Орешки». | Рекомендации Родителям: артикуляционная гимнастика: «Вкусный мед», «Орешки». |
4 неделя | Предложить разложить материал к НОД (рисование) | Д/и. «Когда это бывает?» - Учить соотносить природные явления с временами года, развивать разговорную речь. | Упражнение на развитие зрительного восприятия «Собери из частей» | Предложить нарисовать радугу (закрепление основных цветов) |
Предполагаемый результат
1. Развитие мелкой моторики рук.
2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Повышение самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....
- Мне нравится (3)